Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников младшего возраста»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Авдеева Наталья Викторовна

Повышение профессиональной   компетенции воспитателей ДОО по использованию технологии «Логические блоки Дьенеша» в образовательной деятельности с дошкольниками младшего возраста.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_bloki_denesha.docx47.57 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Логические блоки Дьенеша» для всестороннего развития   дошкольников младшего возраста»

Авдеева Наталья Викторовна,

воспитатель МБДОУ Детский сад  №2 «Ласточка»

пгт Кесова Гора

Цель:

Повышение профессиональной   компетенции воспитателей ДОО по использованию технологии «Логические блоки Дьенеша» в образовательной деятельности с дошкольниками младшего возраста.

Задачи:

-        Раскрыть        актуальность        использования        «Логических        блоков Дьенеша» в условиях реализации ФГОС ДО.

- Сформировать представления об основах технологии «Логические блоки Дьенеша» в развитии детей младшего дошкольного возраста.

- Совершенствовать практические        навыки педагогов в использовании

«Логических блоков Дьенеша».

Оборудование:

ноутбук, проектор, блоки Дьенеша, карточки, альбомы серии «Блоки Дьенеша».

План – конспект мастер – класса Теоретическая часть.

Воспитатель:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и главной задачей педагогов стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Интеллектуальный труд очень нелегок, поэтому главной формой организации детской деятельности является игра. С детьми нужно и важно играть.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий, поэтому, необходимо, чтобы они приобрели способность самостоятельно и творчески мыслить. В наше время невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны

пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов решения задач.

Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному развитию ребенка. Так незаметно, в игре дети овладевают и сложными мыслительными операциями и получают знания элементарных математических представлений.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Игры с логическими блоками Дьенеша учат ребёнка не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.

Главным механизмом развития познавательной деятельности дошкольников выступает восприятие, внимание, память, творческое воображение.

Заниматься с логическими фигурами могут малыши с года. Вначале предоставляю детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками они приходят к выводу, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть: выстраивать дорожки, башенки, домики и т. д. Малышам предлагаются самые простые игры.

Практическая часть. Воспитатель:

-        Уважаемые        коллеги!        Я        предлагаю вашему вниманию        посмотреть        несколько        игр        с использованием блоков. Каждую игру предлагаю анализировать.

  1. Игра «Что спрятано в носке?» (авторская)

Цель: найти (достать) в носке и  назвать форму и цвет блока.

Задачи: развитие сенсорных эталонов, мелкой моторики, внимания, мышления.

  1. Игра «Построение визуально-ритмического ряда».

Цель: детям предлагается продолжить  ряд из блоков по заданной схеме, например, круг-квадрат-круг-?, красный-синий-желтый-красный-?

Задачи: развитие логики, мышления, сенсорных эталонов восприятия.

  1. Игра «Магазин»

Цель: по сказке дети идут в магазин и покупают себе игрушку, выбирают ее схему на предложенных карточках и повторяют ее, выстраивая из блоков. Если ребенку тяжело, можно предложить ему выстроить фигуру на карточке, если ребенок уже может ориентироваться в пространстве и на поверхности, то он выстраивает фигуру на столе, сверяясь со схемой.

Задачи: развитие внимания, умения анализировать, мышления.

  1. Игра «Бусы для мамы» (индивидуальная работа в альбоме "Маленькие логики" 1-2 года)

Цель: ребенок в соответствии со схемой выкладывает либо в альбоме либо на столе схему бус.

Задачи: развитие внимания, мышления, логики, речи.

  1. Игра «Солнышко» (индивидуальная работа в альбоме "Маленькие логики" 1-2 года)

Цель: нужно «оживить» картины художника, делая их объемными. Для этого нужно выбирать подходящие по цвету и форме блоки и накладывать их на изображение.

Задачи: развитие представлений о геометрических фигурах - форме, цвете, расположении в пространстве, развитие внимания, мышления, мелкой моторики рук.

  1. Игра «Рыбалка» (игра из альбома  «Давайте вместе поиграем»)

Цель: развивать логическое мышление, воображение, умение декодировать информацию. С помощью карточки нужно «расшифровать», какое количество рыбок мы должны поймать и форму и размер.

Задачи: развитие мышления, логики, восприятия, внимания.

В ходе выполнения практической части воспитатель  делит участников мастер-класса на пары и организует последующую работу. Выполняя задания, педагоги под руководством воспитателя осуществляют взаимоконтроль, анализируют свои действия и действия напарника, объясняют установление причинно-следственных связей, аргументируют свой выбор.

  1. Постройте любой визуально-ритмический ряд.

  1. Купите игрушку в магазине.

3.

«Слева        от        красного,        треугольного, большого                        блока        находится…»

                                                     

«Назовите цвет, форму, размер (второго, пятого) блока».

  1. Положите мишке в ведерко столько рыбы, сколько указано на схеме.  

5. От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

•Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

•Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);

                 

Рефлексия.

Педагоги делают вывод, что некоторые предложенные задания были доступны для детей  младшего дошкольного возраста, усложнялись по возрастному критерию и особенностям познавательного развития дошкольников. Педагоги отметили, что данные игры развивают не только мыслительные операции, но и речь.

Воспитатель:

-        Уважаемые        коллеги!        Благодарю        за        сотрудничество!        Предлагаю проанализировать полученную информацию и заполнить небольшую анкету.

Спасибо за активное участие!

ЛИТЕРАТУРА

  1. Лелявина Н.О., Финкельштейн Б.Б. Давайте вместе поиграем – Спб.: ООО «Корвет»
  2. Панова Е. Н. Дидактические игры – занятия в ДОУ – Воронеж, 2007.
  3. Финкельштейн Б.Б. Страна блоков и палочек. Для детей 4-7 лет – Спб.: ООО «Корвет».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных учреждений "Значение «Логических блоков Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников."

Использование в работе логических блоков Дьениша. В консультации приведен пример разнообразных игр с логическими блоками, которые позволяют развивать логическое мышление, воображение память....

Консультация для педагогов: "Значение "Логических блоков Дьенеша" для всестороннего развития дошкольников"

Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профес...

Мастер класс. Нетрадиционные развивающие игры - логические блоки Дьенеша.

Сегодня, я хотела бы ознакомить вас с логическими блоками Дьенеша.Меня заинтересовали логические блоки Дьенеша, потому что современные требования к развивающему обучению диктуют необходимость создания...

Мастер-класс для родителей «Использование логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Чтобы ребенок заинтересовался пособиями Дьенеша и Кюизенера недостаточно просто их купить. В этом случае максимум, чего можно ожидать – постройка «башни Дьенеша» из блоков или «...

Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников

Цель: Повышение профессиональной компетенции воспитателей ДОО по использованию технологии «Логические блоки Дьенеша» в образовательной деятельности с дошкольниками. Задачи:- Раскрыть ...