Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников
методическая разработка

Цель: Повышение профессиональной компетенции воспитателей ДОО по использованию технологии «Логические блоки Дьенеша» в образовательной деятельности с дошкольниками.

 

Задачи:

- Раскрыть актуальность использования «Логических блоков Дьенеша» в условиях реализации ФГОС ДО.

- Сформировать представления об основах технологии «Логические блоки Дьенеша» в развитии детей дошкольного возраста.

- Совершенствовать практические навыки педагогов в использовании

«Логических блоков Дьенеша».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass.docx21.5 КБ
Файл master_-_klass.pptx1.11 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Логические блоки Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников

Цель: Повышение профессиональной компетенции воспитателей ДОО по использованию технологии «Логические блоки Дьенеша» в образовательной деятельности с дошкольниками.

Задачи:

- Раскрыть актуальность использования «Логических блоков Дьенеша» в условиях реализации ФГОС ДО.

- Сформировать представления об основах технологии «Логические блоки Дьенеша» в развитии детей дошкольного возраста.

- Совершенствовать практические навыки педагогов в использовании

«Логических блоков Дьенеша».

Оборудование: ноутбук, проектор, блоки Дьенеша, карточки, альбомы серии «Блоки Дьенеша».

Ход деятельности:

Уважаемые родители, как вы знаете, дошкольное образование является первой ступенью общего образования, и главной задачей стало научить ребенка творчески мыслить, развить умственные способности, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых технологий, поэтому, необходимо, чтобы они приобрели способность самостоятельно и творчески мыслить. Но научить ребенка творчески мыслить можно лишь в ситуации, требующей осмысления. В наше время невозможно разрешить трудности привычным путем и мы должны пробудить в ребенке способность к активному поиску средств и способов решения задач.

Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объемных фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В наборе нет 2-х одинаковых фигур. Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5см, на которых условно обозначены свойства блоков и карточки с отрицанием.)

- цвет обозначается пятном;

- форма — контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный);

- величина — силуэт домика (большой, маленький);

- толщина — условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Уважаемые родители, как вы думаете, какое значение для развития детей дошкольного возраста имеют блоки? Развитию чего они могут способствовать (знакомят с геометрическими фигурами, развивают творческое воображение, способствуют развитию речи (как?), помогают развивают психическое процессы дошкольников, способствуют развитию логического мышления, дают представления о понятиях «алгоритм, кодирование информации», выявлять в объекстах разнообразные свойства)

-Я предлагаю проиграть несколько игр с использованием блоков. Каждую игру предлагаю анализировать

Группировка по признакам:

Найди все фигуры (блоки), по цвету (по форме, размеру).

Найди все фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

Более сложный вариант:

  1. Найди блоки, которые такие же, как этот по цвету, но не такие по форме.
  2. Найди блоки, которые такие же, как этот по цвету, но не такие по размеру.
  3. Найди блоки, которые такие же, как этот по цвету, но не такие по толщине.
  4. Найди блоки, которые такие же, как этот по толщине, но не такие по цвету.
  5. Найди блоки, которые такие же, как этот по толщине, но не такие по форме.
  6. Найди блоки, которые такие же, как этот по толщине, но не такие по размеру.

«Найди по признаку»

Варианты игры:

  • «Красный, треугольный, большой блок какой по счету?»
  • «Назови цвет, форму, размер (второго, пятого) блока».
  • «Справа от красного, треугольного, большого блока находится…»
  • «Слева от красного, треугольного, большого блока находится…»

«Собери плоскостное изображение по заданному рисунку»

Игра «Цепочка»

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

•Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

•Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т.п.);

•Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.;

•Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

«Построй дорожку»

Построй дорожки. Правила построения дорожек записаны в логических схемах.

«Найди лишний блок».

Выложить несколько блоков. Ребенку нужно догадаться, какой из них лишний и по какому принципу (по цвету, по форме, по размеру, по толщине).

«Расставь блоки по местам»

Необходимо найти фигуру в каждой ячейке, опираясь на признаки.

«Собери картинку по заданной схеме»

«Строим дом»

Необходимо посчитать количество деталей, отобрать нужные блоки, а затем по образцу построить дом.

В ходе выполнения практической части педагог делит участников мастер-класса на подгруппы, на пары, также организует коллективную и индивидуальную работу. Выполняя задания, педагоги под руководством педагога осуществляют взаимоконтроль, анализируют свои действия и действия напарника, объясняют установление причинно-следственных связей, аргументируют свой выбор.

Рефлексия.

Как вы могли убедиться, Блоки Дьенеша помогут решить многие проблемы в рамках познавательного развития, набор весьма доступный и очень эффективный. Методика Дьенеша на основе логических блоков постепенно готовит детей к решению более сложных логических задач, возбуждает у ребенка живой интерес к обучению, расширяет его словарный запас и способствует интеллектуальному, познавательному развитию ребенка.

- Уважаемые родители! Благодарю за сотрудничество!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша »

Слайд 2

Проблемы в области познавательного развития : - Проблема развития речи у детей; - Проблема развития познавательных психических процессов у детей; - Проблема развития аналитических способностей; - Проблема развития творческих задатков , воображения у детей; - Проблема плохо развитых сенсорных эталонов и логического мышления.

Слайд 6

Более сложный вариант : - Найди блоки, которые такие же, как этот по цвету, но не такие по форме. - Найди блоки, которые такие же, как этот по цвету, но не такие по размеру. - Найди блоки, которые такие же, как этот по цвету, но не такие по толщине. - Найди блоки, которые такие же, как этот по толщине, но не такие по цвету. - Найди блоки, которые такие же, как этот по толщине, но не такие по форме. - Найди блоки, которые такие же, как этот по толщине, но не такие по размеру.

Слайд 7

«Найди по признаку» «Красный, треугольный, большой блок какой по счету ?» «Назови цвет, форму, размер (второго, пятого) блока ». «Справа от красного, треугольного, большого блока находится …» «Слева от красного, треугольного, большого блока находится…»

Слайд 8

«Собери плоскостное изображение по заданному рисунку»

Слайд 10

Игра «Цепочка»

Слайд 11

«Построй дорожку»

Слайд 12

«Найди лишний блок».

Слайд 13

«Расставь блоки по местам»

Слайд 14

«Собери картинку по заданной схеме»

Слайд 15

«Строим дом»

Слайд 17

Проблема развития речи у детей Проблема развития познавательных психических процессов у детей Проблема развития аналитических способностей Проблема развития творческих задатков , воображения у детей Проблема плохо развитых сенсорных эталонов и логического мышления

Слайд 18

СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов дошкольных учреждений "Значение «Логических блоков Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников."

Использование в работе логических блоков Дьениша. В консультации приведен пример разнообразных игр с логическими блоками, которые позволяют развивать логическое мышление, воображение память....

Консультация для педагогов: "Значение "Логических блоков Дьенеша" для всестороннего развития дошкольников"

Умение верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно – это важнейшие условия успеха в профес...

Мастер класс. Нетрадиционные развивающие игры - логические блоки Дьенеша.

Сегодня, я хотела бы ознакомить вас с логическими блоками Дьенеша.Меня заинтересовали логические блоки Дьенеша, потому что современные требования к развивающему обучению диктуют необходимость создания...

Мастер-класс для педагогов «Логические блоки Дьенеша» для всестороннего развития дошкольников младшего возраста»

Повышение профессиональной   компетенции воспитателей ДОО по использованию технологии «Логические блоки Дьенеша» в образовательной деятельности с дошкольниками младшего возраста....

Мастер-класс для родителей «Использование логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера для формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Чтобы ребенок заинтересовался пособиями Дьенеша и Кюизенера недостаточно просто их купить. В этом случае максимум, чего можно ожидать – постройка «башни Дьенеша» из блоков или «...