Сценарий игровой ситуации для формирования у детей (5-6 лет) пропедевтических представлений об элементах деятельности инженера
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Петренко Марина Егоровна

Тема: «Я б в инженеры пошел, пусть меня научат»                                        

 

Цель: формируем у детей первичные представления об элементах деятельности инженера. Систематизируем знания детей об основных частях самолета и его предназначении. Развиваем логическое мышление, умение выявлять и абстрагировать свойства, умение читать схему, познавательные способности, умение ориентироваться на плоскости, анализировать, творческое воображение. Воспитываем интерес, уважение - к профессии инженера- конструктора. Обогащаем словарный запас новыми словами авиаконструктор, фюзеляж.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon inzhenernoe_myshlenie.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игровой ситуации для формирования у детей (5-6 лет) пропедевтических представлений об элементах деятельности инженера

                                              Тема: «Я б в инженеры пошел, пусть меня научат»                                       

Цель: формируем у детей первичные представления об элементах деятельности инженера. Систематизируем знания детей об основных частях самолета и его предназначении. Развиваем логическое мышление, умение выявлять и абстрагировать свойства, умение читать схему, познавательные способности, умение ориентироваться на плоскости, анализировать, творческое воображение. Воспитываем интерес, уважение - к профессии инженера- конструктора. Обогащаем словарный запас новыми словами авиаконструктор, фюзеляж.

 

Предварительная работа: Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем Быть» рассматривание картинок, альбомов с изображением различных - инженерных конструкций в том числе разных конструкций самолетов. Беседа на тему о профессии инженер-конструктор, игра – конструирование из счетных палочек (с изменением конструкции путем преставления палочек).    

Материалы: Логические блоки Дьенеша, счетные палочки, схема для конструирования самолета, с символами свойств. Таблица с записанными головоломками из счетных палочек. Плакат с изображениями геометрических – человечков, для игры «кого не хватает»

Ход игровой ситуации

Ввод в игровую ситуацию: Воспитатель показывает детям письмо и говорит, что это письмо пришло для детей д\с, группы «Сказка». Воспитатель вскрывает письмо и читает детям. В письме, к детям обращается летчик - с его самолетом произошла аварийная ситуация. Он просит детей помочь ему сконструировать новый самолет.

Воспитатель спрашивает у детей;

Как называется профессия человека, который конструирует самолеты?

Читает детям стихотворение;

Конструктор

Всю технику людям земли

Конструкторы изобрели!

Сперва возникает чертеж.

        В нем польза и силы не счесть

                                Сумей его только прочесть.            А. Павлов

Далее детям задаются вопросы

  1. Что может конструировать инженер?
  2. Где они работают?
  3. Что нужно сделать конструктору, прежде чем он соберет свое изобретение?

С помощью вопросов воспитатель подводит детей к выводу о том, что инженеры конструируют различную технику, инженерные конструкции. Работают в разных областях промышленности, принимают участие в строительстве домов, в мебельном производстве и при создании различной техники и. т. д.  

Прежде чем создать свое изобретения. Сначала возникает идея- мысль, о том, что хочет изобрести инженер? Для чего это будет предназначено, зачем это нужно и какую функцию будет нести. Из каких составных частей, и деталей будет состоять, где и какие будут крепления, какой будет использоваться материал, последовательность сборки конструкции. Как это изобретение будет работать. Учитывая все эти условия, инженер черти чертеж. И конечно же, инженер должен уметь понимать, читать чертежи. Далее, по чертежам инженера собирается то или иное изобретение.

Развитие игровой ситуации: но прежде, чем мы начнем конструировать самолет летчик хочет вас проверить, на сколько вы внимательны, сообразительны, находчивы, и умеете разбираться в схемах.

Проводится игра «Кого не хватает» Цель: Развитие памяти, логического мышления, умения анализировать. Воспитатель показывает плакат (приложение №2) с геометрическими человечками и просит детей определить какого человечка не хватает?

Затем проводится игра головоломка. Цель: Развитие аналитической деятельности.   Условия зарисовываются на доске, дети собирают фигуры из палочек на полу. Решать головоломки нужно не методом проб и ошибок, а путем мыслительного анализа, поискового подхода, предложения и обоснования его. см Приложение №5 (рисунок 12) (Для проведения игры выбирается 1 вариант из четырёх)

Переложить одну палочку, чтобы домик был повернут в другую сторону (рисунок 12а)

В фигуре похожей на стрелу, переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника (рисунок 12б).

В фигуре, похожей на ключ, переложить  4  палочки, чтобы получилось 3 квадрата ( рис.12в)

Переложить 2 палочки так, чтобы корова  « смотрела»  в другую сторону ( рис. 12г)  

Далее проводится игра с таблицей.

 Цель: развиваем умение ориентироваться на плоскости верх, низ, право, лево, умение соотносить отдельные части между собой, объединять их в одно целое.

Детям предлагаются 3 таблицы, разделенные на 4 поля, в каждой разделенной части таблицы изображена часть предмета, задача детей объединить все части в одно целое, соблюдая последовательность и место расположение отдельной части этого предмета. Приложение № 4

                Физ. минутка

Самолетик загудел (дети сгибают руки в локтях и вращают ими перед грудью)

Самолетик полетел (расставляют прямые руки в стороны и показывают, как летят самолеты)

На поляну тихо сел, (приседают, руки кладут на колени)

А потом вновь полетел. (вновь показывают, как летит самолет)

Переходим к конструированию самолета. Цель: развиваем конструктивные способности. Умение собирать целый объект, из геометрических фигур, умение ориентироваться и читать карточки с символами свойств блока Дьенеша. Предпосылки инженерного мышления. Творческое воображение при конструирование отдельных частей модели самолета. Воспитатель вместе с детьми уточняет составные части самолета, основываясь на картинку: корпус-фюзеляж, нос-острая передняя часть, чтобы самолет мог летать, обязательно ест хвост и крылья.

После детям предлагаются для конструирования блоки Дьенеша, карточки (игровое поле) для конструирования самолета с нанесенными на него символами свойств, (приложение № 3) дети- ориентируясь на эти символы собирают корпус самолета, крылья, хвост дети конструируют по своему воображению и фантазии.

Итог игровой ситуации: Воспитатель с детьми рассматривают и обсуждают все собранные конструкции, у кого какие получились хвост, крылья? Все ли получилось ка задумывалось? Кому какой самолет нравится? Дети объясняют свои постройки. Обыгрывание конструкций. Сюжетно ролевая игра «Аэропорт»

Рекомендации: Конструирование самолетов из бумаги, конструирование из деревянного конструктора, конструирование по замыслу из палочек Кюизенера, конструирование из лего-конструктора, конструирование из кубиков Никитина.

Литература: Математика от3 до 7. З.А. Михайлова. Э.Н. Иоффе. Давайте вместе поиграем. Н.О. Лелявина. Б.Б. Финкельштейн. Математика до школы. Р.А. Непомнящая. З.А. Михайлова.      

   

Приложение 1                     Приложение 2              

                   

Приложение 3                                  Приложение 4

  

Приложение 5

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых ситуаций при формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.

Материал представляет собой обобщенный опыт работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с применением игровых технологий....

Сценарий игрового досуга по формированию у детей основ пожарной безопасности «Мы - пожарные»

По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7 пожар возникает из-за детских шалостей; 60 % пострадавших от пожаров – дети, из них – дошкольники, недостаточное внимание уделяется ознакомлению дошкольни...

Образовательная деятельность с игровыми ситуациями по формированию элементарных математических представлений "Прогулка в сказочный лес"

Закрепить значение итогового числа, полученного в результат , счета в  пределах 3,отвечать на вопрос « Сколько» ,пражнять в умении определять геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг, ов...

Элементы игровых ситуаций по формированию элементарных математических представлений

Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами. Формироватьумение различать количество звуков на слух (много и один). Упражнять...