Конспект интегрированного НОД «Лоскутное одеяло»в подготовительной группе
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Оксана Исрафиловна Манафова

 

Задачи:

Образовательные: формировать представления о культурных ценностях нашего народа; закрепить правила безопасности

Развивающие: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности, творческую активность, интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные: воспитывать у детей внимание, интерес.

Материал и оборудование: кукла Ваня, лоскутные изделия, ноутбук, проектор,  презентация с изображением лоскутных картин, образцы аппликации, лоскуты ткани, шаблоны, ножницы, клей ПВА, сундук.

Содержание

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел мальчик Ваня с просьбой. У бабушки Вани скоро будет день рождения, а в такой день принято дарить подарки. Ваня долго думал, что подарить своей любимой бабушке и вспомнил, что она давно мечтала о лоскутном одеяле. Такие одеяла шили в старину из цветных лоскутков, которые оставались от кроя одежды. Дети, а что такое лоскут? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Лоскут – это кусочек ткани. Технику шитья из кусочков ткани называют пэчворком и признают одним из видов декоративно-прикладного искусства. Техника изготовления вещей из лоскутков может называться квилтингом. Хоть техники и похожи между собой, существуют отличия. Пэчворк — узкое понятие, он подразумевает собственно лоскутное шитье. Квилтинг с английского означает «стежка» (прошивание). Он объединяет две или несколько техник, в том числе вышивку. Изделия получаются объемными благодаря стежке. Лоскутки в старину  не выбрасывали, а складывали в укромное место до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в орнаменте на полезных бытовых красивых вещах, создающих радостную, добрую атмосферу в доме. Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно: придумывали узор, подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям. А дети всегда  были их помощниками . Они подбирали и раскладывали разноцветные лоскутки, а мастерицы сшивали их в красивейшие одеяла. А  еще из лоскутков можно сделать очень интересные картины : пейзажи, натюрморты, портреты и даже детские картинки.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим лоскутные картины. (Обратить внимание на подбор тканей по цветам, аккуратность работы, интересный художественный замысел).

У меня для вас есть настоящие изделия из лоскутков. Лиза и Данис с родителями сделали лоскутное  одеяло и вот нам принесли показать.   (Дети рассматривают готовые изделия, замечают цветовое сочетание лоскутков, разнообразие геометрических узоров).

Воспитатель: Ребята, вы помните Вани просьбу? Поможем Ване? Давайте сделаем для его  бабушки лоскутное одеяло. Мальчик пришел к нам не с пустыми руками, он принес «Рукодельный сундучок», в котором есть все необходимое для работы.

Игровая ситуация «Составление узора»

Детям для составления узоров  предлагаются лоскутки, которые они должны будут выполнить самостоятельно. Воспитатель спрашивает детей о том, какие геометрические фигуры использованы, ткань какой расцветки понадобится.( Детям на выбор предлагаются лоскуты ткани, которые они сами подбирают по цветовому сочетанию)

Эксперимент с тканью. Предложить детям разную ткань, погладить и  потрогать рукой  на ощупь, и предложить порезать на квадратики.

Вывод: ткань разная, если одна легко и ровно режется на квадратики, другая трудно и криво.

Практическая часть

Давайте перед началом работы немного разомнемся.

Физкультминутка.

Чтоб головка не болела

Ей вращаем вправо-влево.

А теперь руками крутим-

И для них разминка будет.

Тянем наши ручки к небу.

В стороны разводим.

Повороты вправо-влево

Плавно производим.

Наклоняемся легко.

Достаем руками пол.

 Потянули плечи, спинки,

А теперь конец разминке.

Воспитатель: Не забываем правила безопасности при работе с ножницами. И последовательность действий при составление узора.

-Из шаблонов дети выбирают те, из которых состоит узор.

- Подбирают то количество расцветок ткани, которое потребуется для выполнения этого элемента.

-Внимательно обводят шаблоны в нужном количестве на лоскутах с изнаночной стороны.

-Вырезают детали очень ровно, собирают узор на основе.

-Проверяют правильность построения элемента рисунка по цвету.

- Все детали узора приклеивают аккуратно и точно встык друг к другу.

-Когда все элементы готовы, дети оформляют выставку творческих работ «Лоскутное одеяло».

Итог. Анализ готовых работ

Воспитатель: Ребята, что нового сегодня вы узнали?

Данис, что именно мы сделали?

Лиза скажи, что  нам для этого понадобилось?

Рома тебе, что больше всего запомнилось и понравилось?

Воспитатель: Вы сегодня очень старались, показали какие вы добрые и отзывчивые. Послушайте стихи о лоскутном одеяло.

 

ОДЕЯЛО

 

Шила бабушка внучатам

Из лоскутьев одеяло.

В сундучишке небогатом

Разбирала, узнавала:

 

Вот горошек старой шторки,

Вот остаток покрывала…

Вот кусок от гимнастёрки –

В ней когда-то воевала.

 

В этом – радостно плясала…

В этом – горько голосилось…

В небольшое одеяло

Жизнь нелёгкая вместилась.

Гелия Маура.

 

 

 

Лоскутное шью одеяло

Из озер, рек, травинок и тучек.

Шью такое, каких не бывало,

Чтобы мир стал нарядней и лучше.

За стежком шью стежок кропотливо.

Солнце – верный помощник мой светит.

Я стараюсь, чтоб было не криво,

И не смог разорвать его ветер.

У природы расцветки, что надо,

Много зелени и голубого.

Есть вкрапленья цветущего сада

И чего-то давно дорогого.

 

Я лоскутное шью одеяло.

Подмигнули мне с ткани цветочки.

Я в единое ловко спаяла

Слишком разные эти кусочки.

Зинаида Маркина

 

 

И Немного прозы:

Ольга Шаховская  Отрывок из повести  " Лоскутное одеяло"

"Память – это наше тёплое лоскутное одеяло, в которое мы охотно заворачиваемся, обнимая руками уголок, в особенно промозглые, насквозь пропитанные одиночеством, дни. Она оберегает нас, сохраняя много хорошего, со временем притупляя боль, принесённую жизненными ситуациями.

   Наша память цепко держит запахи детства: бабушкиных плюшек, парного молока, новогодней ёлки, наряженной мандаринами, конфетами, игрушками; подъезда с кучей песка и разбросанного на улице карбида, подмосковных яблок и ворованной с поля кукурузы, цветущей медуницы и совершенно особого запаха кувшинок; реки, покрытой у берегов ажурной тиной…

   Мы любовно разглаживаем солнечно-жёлтые, небесно-голубые, беззащитно-розовые квадратики своего одеяла, они дают нам силу: не потерять веру, обрести надежду, сохранить любовь.

   Лоскутное одеяло – память не зря подарена человеческому сердцу, она не позволяет ему озлобиться, зачерстветь, помогает нам оставаться людьми."

Проводится подвижная игра «Заря –заряница»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_s.docx23.06 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного НОД  «Лоскутное одеяло»в подготовительной группе

Задачи:

Образовательные: формировать представления о культурных ценностях нашего народа; закрепить правила безопасности

Развивающие: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности, творческую активность, интерес к познавательной деятельности.

Воспитательные: воспитывать у детей внимание, интерес.

Материал и оборудование: кукла Ваня, лоскутные изделия, ноутбук, проектор,  презентация с изображением лоскутных картин, образцы аппликации, лоскуты ткани, шаблоны, ножницы, клей ПВА, сундук.

Содержание

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришел мальчик Ваня с просьбой. У бабушки Вани скоро будет день рождения, а в такой день принято дарить подарки. Ваня долго думал, что подарить своей любимой бабушке и вспомнил, что она давно мечтала о лоскутном одеяле. Такие одеяла шили в старину из цветных лоскутков, которые оставались от кроя одежды. Дети, а что такое лоскут? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Лоскут – это кусочек ткани. Технику шитья из кусочков ткани называют пэчворком и признают одним из видов декоративно-прикладного искусства. Техника изготовления вещей из лоскутков может называться квилтингом. Хоть техники и похожи между собой, существуют отличия. Пэчворк — узкое понятие, он подразумевает собственно лоскутное шитье. Квилтинг с английского означает «стежка» (прошивание). Он объединяет две или несколько техник, в том числе вышивку. Изделия получаются объемными благодаря стежке. Лоскутки в старину  не выбрасывали, а складывали в укромное место до тех пор, пока не наберется нужное количество. Потом каждому из этих лоскутков находили определенное место в орнаменте на полезных бытовых красивых вещах, создающих радостную, добрую атмосферу в доме. Хозяйки не просто сшивали лоскутки, а стремились сделать это искусно: придумывали узор, подбирали детали по форме и цветовым сочетаниям. А дети всегда  были их помощниками . Они подбирали и раскладывали разноцветные лоскутки, а мастерицы сшивали их в красивейшие одеяла. А  еще из лоскутков можно сделать очень интересные картины : пейзажи, натюрморты, портреты и даже детские картинки.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим лоскутные картины. (Обратить внимание на подбор тканей по цветам, аккуратность работы, интересный художественный замысел).

У меня для вас есть настоящие изделия из лоскутков. Лиза и Данис с родителями сделали лоскутное  одеяло и вот нам принесли показать.   (Дети рассматривают готовые изделия, замечают цветовое сочетание лоскутков, разнообразие геометрических узоров).

Воспитатель: Ребята, вы помните Вани просьбу? Поможем Ване? Давайте сделаем для его  бабушки лоскутное одеяло. Мальчик пришел к нам не с пустыми руками, он принес «Рукодельный сундучок», в котором есть все необходимое для работы.

Игровая ситуация «Составление узора»

Детям для составления узоров  предлагаются лоскутки, которые они должны будут выполнить самостоятельно. Воспитатель спрашивает детей о том, какие геометрические фигуры использованы, ткань какой расцветки понадобится.( Детям на выбор предлагаются лоскуты ткани, которые они сами подбирают по цветовому сочетанию)

Эксперимент с тканью. Предложить детям разную ткань, погладить и  потрогать рукой  на ощупь, и предложить порезать на квадратики.

Вывод: ткань разная, если одна легко и ровно режется на квадратики, другая трудно и криво.

Практическая часть

Давайте перед началом работы немного разомнемся.

Физкультминутка.

Чтоб головка не болела

Ей вращаем вправо-влево.

А теперь руками крутим-

И для них разминка будет.

Тянем наши ручки к небу.

В стороны разводим.

Повороты вправо-влево

Плавно производим.

Наклоняемся легко.

Достаем руками пол.

 Потянули плечи, спинки,

А теперь конец разминке.

Воспитатель: Не забываем правила безопасности при работе с ножницами. И последовательность действий при составление узора.

-Из шаблонов дети выбирают те, из которых состоит узор.

- Подбирают то количество расцветок ткани, которое потребуется для выполнения этого элемента.

-Внимательно обводят шаблоны в нужном количестве на лоскутах с изнаночной стороны.

-Вырезают детали очень ровно, собирают узор на основе.

-Проверяют правильность построения элемента рисунка по цвету.

- Все детали узора приклеивают аккуратно и точно встык друг к другу.

-Когда все элементы готовы, дети оформляют выставку творческих работ «Лоскутное одеяло».

Итог. Анализ готовых работ

Воспитатель: Ребята, что нового сегодня вы узнали?

Данис, что именно мы сделали?

Лиза скажи, что  нам для этого понадобилось?

Рома тебе, что больше всего запомнилось и понравилось?

Воспитатель: Вы сегодня очень старались, показали какие вы добрые и отзывчивые. Послушайте стихи о лоскутном одеяло.

ОДЕЯЛО

Шила бабушка внучатам

Из лоскутьев одеяло.

В сундучишке небогатом

Разбирала, узнавала:

Вот горошек старой шторки,

Вот остаток покрывала…

Вот кусок от гимнастёрки –

В ней когда-то воевала.

В этом – радостно плясала…

В этом – горько голосилось…

В небольшое одеяло

Жизнь нелёгкая вместилась.

Гелия Маура.

Лоскутное шью одеяло

Из озер, рек, травинок и тучек.

Шью такое, каких не бывало,

Чтобы мир стал нарядней и лучше.

За стежком шью стежок кропотливо.

Солнце – верный помощник мой светит.

Я стараюсь, чтоб было не криво,

И не смог разорвать его ветер.

У природы расцветки, что надо,

Много зелени и голубого.

Есть вкрапленья цветущего сада

И чего-то давно дорогого.

Я лоскутное шью одеяло.

Подмигнули мне с ткани цветочки.

Я в единое ловко спаяла

Слишком разные эти кусочки.

Зинаида Маркина

И Немного прозы:

Ольга Шаховская  Отрывок из повести  " Лоскутное одеяло"

"Память – это наше тёплое лоскутное одеяло, в которое мы охотно заворачиваемся, обнимая руками уголок, в особенно промозглые, насквозь пропитанные одиночеством, дни. Она оберегает нас, сохраняя много хорошего, со временем притупляя боль, принесённую жизненными ситуациями.

   Наша память цепко держит запахи детства: бабушкиных плюшек, парного молока, новогодней ёлки, наряженной мандаринами, конфетами, игрушками; подъезда с кучей песка и разбросанного на улице карбида, подмосковных яблок и ворованной с поля кукурузы, цветущей медуницы и совершенно особого запаха кувшинок; реки, покрытой у берегов ажурной тиной…

   Мы любовно разглаживаем солнечно-жёлтые, небесно-голубые, беззащитно-розовые квадратики своего одеяла, они дают нам силу: не потерять веру, обрести надежду, сохранить любовь.

   Лоскутное одеяло – память не зря подарена человеческому сердцу, она не позволяет ему озлобиться, зачерстветь, помогает нам оставаться людьми."

Проводится подвижная игра «Заря –заряница»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия "Страна восходящего солнца" (подготовительная группа)

Конспект интегрированного занятия "Страна восходящего солнца" был разработан мной для участия в конкурсе "Учитель года", на котором я заняла 2 место в городе....

Конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной группы «Все профессии нужны, все профессии важны»

Программное содержание:Образовательное направление:-  развивать физические качества детей: ловкость, быстроту, выносливость;- учить выразительно, согласованно и ритмично выполнять упражнения под ...

Конспект интегрированного физкультурного занятия для детей подготовительной группы «Все профессии нужны, все профессии важны»

Программное содержание:Образовательное направление:-  развивать физические качества детей: ловкость, быстроту, выносливость;- учить выразительно, согласованно и ритмично выполнять упражнения под ...

Конспект интегрированного занятия по математике в подготовительной группе

Данный конспект направлен на закрепление пройденного материала (счет до 10, знание геометрических форм, знание времени, порядковый счет, умение решать задачи и т.д) Занятие имеет не только математичес...

КОНСПЕКТ Интегрированной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе (образовательная область «Познание», «Безопасность», «Коммуникация») «Все работы хороши».

«Все работы хороши» ( игра – викторина) позволяет в занимательной игровой форме закрепить у детей представления о разных профессиях....

Конспект интегрированного занятия о здоровье в подготовительной группе.

Конспект интегрированного занятия  о здоровье   в подготовительной группе.Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Физи...