Логические блоки Дьенеша
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Татьяна Николаевна Рябова
В практике работы с детьми в детском саду находит место два вида логического дидактического материала: объёмный и плоскостной – соответственно блоки и логические фигуры.
 
 Дидактический набор «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по цвету, форме, толщине, размеру. Следовательно, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Варианты свойств и различия по величине и толщине дети легко распознают и называют.
Логические блоки представляют собой эталоны форм – геометрические фигуры: круг, квадрат,прямоугольник, треугольник. Они являются прекрасным средством ознакомления детей с формами предметов и геометрическими фигурами.Наряду с логическими блоками в работе применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков.
Игровая ситуация для детей 5-6 лет "Найди друзей коту Леопольду"
Материалы: логические блоки Дьенеша
Цель игровой ситуации: практика в самостоятельном использовании эталонов,символов,моделей; выполнение действий сравнения,классификации; отражение в речи связей,общих свойств групп,способов осуществления разных действий.
Задачи
1. Развитие уменияанализировать свойства объектов и выявлять их наличие или отсутствие.
2. Пользоваться знаками-символами (цвет,форма,размер,толщина):выбирать блоки на основе перебора и называния свойств по трем  знакам-символам(карточки с отрицанием),собирать все в группы и называть какое у них общее свойство.
3. Опираться на ориентир свойств знаков-символов и их отрицания.
4. Расшифровывать каждое свойство:подбирать к каждому знаку блоки,называть свойства (не желтые, не зеленые и т.д.) пользоваться отрицанием обязательно.
5. Анализировать и сравнивать по двум или нескольким признакам,находить все объекты с одинаковыми или разными свойствами.
Комплект логических блоков дает возможность вести детей в развитии от  просто к сложному. Дети в процессе различных действий с блоками учатся сравнивать, классифицировать и отбирать предметы сразу по нескольким свойствам (цвет -форма, цвет -форма -размер, цвет - форма -размер- толщина).
                                    Ход игровой ситации:
Я кот Леопольд ( можно использовать игрушку образ кота) и мне почему то стало грустно, у меня совсем нет друзей. И так ребята,нам необходимо собрать коту Леопольду друзей котов и для этого мы с вами будем использовать блоки и схемы.
Перед детьми на столах лежат картинки с обозначенными на нихзнаками символами котов различной формы,цвета и толщины.
Педагог:Давайте посмотрим на схемы обозначения для блоков и соберем кота. Расскажите пожалуйста,из каких блоков вы собирали кота и нужно ли что то изменить.( Повернуть голову,посадить кота,поднять хвост или опустить)
 
Игра: «Раздели блоки»
Цель: Развитие умений разбивать множества по трем совместимым свойствам, производить логические операции «не», «и», «или», доказательности мышления.
Материал: Логические блоки, 3 обруча (красный, синий, жёлтый).
Описание игры: Перед детьми три разноцветных пересекающихся обруча
Сначала взрослый предлагает детям поставить игрушку или прыгнуть на любое из мест в обручах и назвать, где оно находится: l-е - внутри всех трех обручей, 2-е - внутри желтого и красного, но вне синего обруча, 3-е - внутри красного и синего, но вне желтого обруча, 4-е - внутри желтого и синего, но вне красного обруча, 5-е - внутри желтого, но вне красного и синего обруча,6-е - внутри красного, но вне желтого и синего обруча, 7 -е - внутри синего, но вне желтого и красного, 8-е - вне всех обручей.
Затем дети решают различные игровые задачи, предложенные взрослым: засаживают цветами палисадник, раскладывают пирожные на праздничном столе, составляют мозаику и проч.
Правила разбиения блоков они предлагают сами. Например, разложить пирожные на блюда так,чтобы на красном блюде оказались все красные пирожные, на синем - все треугольные, на желтом - все толстые пирожные, или составить мозаику так, чтобы в красном окошке были все круглые стеклышки, в синем - все большие, в желтом - все желтые, и т.д. 
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы:" Система работы по развитию логического мышления дошкольников с использованием логических блоков Дьенеша".

Система работы с дошкольниками по развитию логического мышления с использованием блоков Дьенеша...

Мастер-класс "Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера"

Развитие логического мышления на основе учебно-игровых пособий “Логические блоки Дьенеша” и цветных палочек Кюизенера...

«Использование игрового материала с логическими блоками Дьенеша для развития логического мышления дошкольников».

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые позволят легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть напр...

Картотека игр с блоками. Игры и упражнения с логическими блоками Дьенеша

Игры и упражнения с логическими   блоками Дьенеша...

Консультация для родителей «Логические блоки Дьенеша — универсальный дидактический материал. Игры с блоками Дьенеша»

В дошкольной дидактике имеется огромное количество разнообразных дидактических материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного, в частности математического, разви...