«Формирование конструктивно-модельных навыков у детей среднего дошкольного возраста».
консультация по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Проскурина Екатерина Ивановна
Конструктивная деятельность – это, практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие и развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_konstruktivno-modelnyh_navykov.docx17.45 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование конструктивно-модельных навыков у детей среднего дошкольного возраста».

Проскурина Е.И.,

воспитатель

МАДОУ «Центр развития ребенка

– детский сад № 30 «Росинка».

Конструктивная деятельность – это, практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие и развитие. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек. Занятия конструктивной деятельностью создают основу для полноценного, содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Чтобы заинтересовать ребенка, конструирование проходит в форме игры. В процессе конструктивной деятельности ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность. Совместная конструктивная деятельность детей (коллективные постройки, поделки) играет большую роль в воспитании первоначальных навыков работы в коллективе -умения предварительно договориться (распределить обязанности, отобрать материал, необходимый для выполнения постройки или поделки, спланировать процесс их изготовления и т. д.) и работать дружно, не мешая друг другу.

Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности:

- приобщение к конструированию;

- развитие интереса к конструктивной деятельности, знакомство с различными видами конструкторов.

- воспитание умения работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы

будет выполнять выразительность образа, создавать общие композиции.

- развивать фантазию, воображение.

- закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования: техническое и художественное. К техническому конструированию относятся конструирование из строительных материалов (деревянных окрашенных или неокрашенных деталей геометрической формы), из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления.

К художественному относятся конструирование из природного и бросового (использованного) материала, из бумаги, картона.

В нашей группе «Аленький цветочек» создана комфортная, безопасная развивающая предметно-пространственная среда для детей, оснащенная различными конструкторами и строительными наборами. Были собраны мелкие игрушки животных, машинок для игр, связанных со строительством. Различные игрушки помогают развивать содержание строительных игр, конструктивные умения у детей. Все детские конструкторы развивают мелкую моторику рук, будят фантазию, воображение и помогают ориентироваться в пространстве.

Для конструирования детьми используется мелкий (настольный) и крупный (напольный) строительный материал, а также конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей.  В процессе игр ребята учатся различать и называть строительные детали (куб, пластина, кирпичик, брусок); выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга (в домах — стены, вверху — перекрытие, крыша; в автомобиле — кабина, кузов и т. д.). Сооружая постройки из крупного и мелкого строительного материала, используют детали разного цвета для создания и украшения построек.

Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя разный природный материал: плоды каштана, шишки сосны, ели, семена клёна. Изготовление поделок из природного материала формирует у детей не только технические умения и навыки, но и особое творческое отношение к окружающему их миру, развивается фантазия, художественный вкус.

Существуют следующие формы организации обучения конструированию (J1.A. Парамоновой).

Конструирование по образцу (Ф. Фребель)- детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п, показывая способы их воспроизведения. Это обеспечивает прямую передачу детям
готовых знаний, способов действий, основанных на подражании.

Конструирование по модели - детям в качестве образца предъявляют
модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. В данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Конструирование по условиям - выражается через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. Данная форма работы способствует развитию творческого конструирования. Однако дети должны уже иметь определенный опыт: обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и т.п

Конструирование по простейшим чертежам - и наглядным схемам С. Леона Лоренсо и В.В. Холмовской. начинают строить и применять чертежи в качестве средства самостоятельного познания новых объектов.

Конструирование по замыслу - развивает творчество детей, проявляет их самостоятельность; в этом случае ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

Но такой вид конструирования и его осуществление — достаточно трудная задача для дошкольников: их замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе их осуществления

При этом дети не учатся созданию замыслов, а лишь самостоятельно, творчески используют знания и умения, полученные ранее.

В конструировании по теме (например, «Город»), создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка. В процессе конструирования осуществляется физическое совершенствование ребёнка.

Постоянные упражнения в самых разнообразных движениях, сопровождающиеся эмоциональным подъёмом, способствуют тому, что эти движения становятся быстрыми, ловкими, легко подчиняющимися контролю глаза. Улучшается согласованная работа отдельных мышц.

Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе.

Таким образом, конструктивная деятельность играет немаловажную роль в процессе всестороннего, гармоничного развития личности детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста.

Цель: Развитие коммуникативных навыков, формирование у детей сензитивности  в общении с другими людьми и социальной активности дошкольников....

Статья по трудовому воспитанию детей в средней группе. Тема: «Формирование трудовых умений и навыков у детей среднего дошкольного возраста средствами экологии»

Формирование трудовых умений и навыков у детей дошкольного возраста является одной из важнейш их задач нашего общества. Его истоки лежат в раннем детстве, когда ребенок впервые начинает испытывать пот...

«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Формирование культурно – гигиеническихнавыков у детей среднего дошкольного возраста»  Уважаемые родители, не забывайте, что ключ ...

«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Формирование культурно – гигиеническихнавыков у детей среднего дошкольного возраста»  Уважаемые родители, не забывайте, что ключ ...

"Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста"

Консультация для родителей по формированию КГН. Ключ к успеху в укреплении и сохранении здоровья вашего ребенка — в разумном физическом, интеллектуально-личностном развитии.В современн...

Тема: Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового  дошкольника.       Проблема...

Формирование культурно - гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста

        Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.    ...