Формирование культурно - гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста
методическая разработка (средняя группа)

Лебедева Екатерина Анатольевна

          Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

                 Актуальность данной темы в том, что культурно - гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, причёски, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим. Воспитание культурно - гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЯМАЛО - НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

Муниципальное образование Ямальский район

МБДОУ «Мыскаменский детский сад»

План по теме самообразования:

«Формирование у детей  среднего дошкольного возраста

культурно - гигиенических навыков»

на 2023 учебный год

Воспитатель: Лебедева Екатерина Анатольевна

2023 г.


Пояснительная записка

Воспитание у детей навыков личной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.

Актуальность данной темы в том, что культурно - гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, причёски, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Дети должны понимать, что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим. Воспитание культурно - гигиенических навыков имеет значение не только для успешности социализации детей, но и для их здоровья.

Культурно - гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребёнка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребёнка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определённых действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Воспитание культурно - гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приёмов с учётом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним. Нужно добиваться от дошкольников точного и чёткого выполнения действий, из правильной последовательности.

Проблемами воспитания культурно - гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л.С., Забрамная С.Д., Шипицина Л.М.

Наши отечественные педагоги В.Г. Нечаева, В.А. Горабчева и др., психологи В.С. Мухина, С.Г. Якобсон и др. доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений.

Цель: Формирование культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста.

Для осуществления указанной цели были поставлены следующие задачи:

Задачи:

  • произвести анализ литературы по изучаемому вопросу;
  • формировать привычку следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо вытираться после умывания, пользоваться расчёской, носовым платком;
  • продолжать формировать навыки поведения за столом: пользоваться правильно ложкой, салфеткой; не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать за столом, не разговаривать с полным ртом;
  • продолжать формировать представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота, красота, здоровье – это неразделимые понятия;
  • продолжать формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
  • активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
  • обогатить предметно - развивающую среду группы.

Этапы работы над темой

Для решения поставленных задач были определены следующие этапы:

  1. Диагностический
  1. Изучение литературы по теме самообразования.
  1. Прогностический:
  1. Постановка цели и задач работы.
  2. Разработка перспективного плана на учебный год.
  3. Организационный:

Создание условий для проведения работы:

- оформление картотек и дидактических игр.

- обогащение развивающей - предметно пространственной среды.

  1. Практический:
  1. Работа с детьми по плану.

№ п/п

Название проекта, цель

Дата проведения

1

Создание условий:

  • Совершенствование развивающей предметно - пространственной среды в группе -  лэпбук «Здоровье», «Бережём зубки с детства»,
  • Составление картотеки дидактических игр по теме культурно - гигиенические навыки;
  • Создание плакатов по темам: правила поведения за столом, правила поведения при посещении туалета, правила пользования носовым платком.
  • Сбор фотографий по теме.

В течении года

2

Изучение методической литературы и интернет - ресурсов.

В течении года

3

Работа с детьми:

  • Проведение закаливающих мероприятий;
  • Проведение утренней гимнастики;
  • Проведение бесед по теме;
  • Проведение дыхательной и зрительной гимнастики;

В течении года

4

1 – я Неделя: Навыки личной гигиены
Задачи: Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате, учить перед умыванием, засучивать рукава, мыть руки после пользования туалетом.
а) Беседа: «Как вести себя в умывальной комнате».
в) Д/И «Кто рукавчик не засучит, тот водичку не получит».
2 – я неделя: Навыки культуры еды
Задачи:
 Формировать у детей культурно – гигиенические навыки, учить следить за своей осанкой во время приёма пищи, формировать основы культуры поведения за столом.
3 – я неделя: Самообслуживание
Задачи:
Учить детей замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом, поддерживать порядок в своём шкафу.
а) Беседа: «Как мы замечаем не порядок в своём в шкафу и его исправляем»
в) продуктивная деятельность: наведения порядка в раздевальных шкафчиках.
в) Практическое упражнение: «Вот они сапожки: этот – с правой ножки, этот – с левой ножки»
4 – я неделя: Содержание в порядке одежды и обуви.
Задачи: закреплять навыки поддержания аккуратного внешнего вида. Учить чистить одежду с помощью взрослого.
а) Рассказ воспитателя о поддержании в порядке одежды.
б) Показ приёмов работы.

Февраль

5

1 – неделя: Навыки личной гигиены
Задачи:
Закреплять умение пользоваться индивидуальной расчёской.
а) Чтение: С. Прокофьева «Сказка про воронье гнездо»
б) Практическое упражнение «Моя причёска»
2 – неделя: Навыки культуры еды
Задачи:
 Учить есть разные виды пищи, не меняя положение вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть руки внутрь или наружу.
а) Беседа «Мы умеем кушать вилкой»
б) Игровые упражнение с игрушечными столовыми предметами.
в) Д/У «Покажем мишке как правильно надо кушать вилкой»
3 – я неделя: Самообслуживание
Задачи:
 Учить замечать непорядок в одежде. Следить за своим внешним видом, совершенствовать умение аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.
а) Практическое упражнение: «Покажем мишке, как правильно раздеваться перед сном.
4 – я неделя: Содержание в порядке одежды и обуви.
Задачи:
 Формировать у детей умение замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или самостоятельно. Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.
а) Практическое упражнение: «Послушные ножки»
Задачи: Формировать у детей умение вытирать ноги при входе в помещение, учить уважать труд взрослых.

Март

6

1 – я неделя: Навыки личной гигиены
Задачи: формировать у детей культурно – гигиенические навыки, навыки личной гигиены, учить правильно и своевременно пользоваться носовым платком. Приучать при чихании и кале отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
а) Практическое упражнение: «Носовой платочек мой всегда со мной»
б) Рассказ воспитателя «что мы должны делать, когда кашляем и чихаем»
в) Д/И «Расскажем мишке, как правильно чихать»
2 – я неделя: Навыки культуры еды
Задачи: Учить полоскать рот после приёма пищи. Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.
а) Беседы: «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой»
б) Показ, объяснение.
3 – я неделя: Самообслуживание
Задачи: упражнять в использование разных видов застёжек (пуговицы, молнии, липучки). Учить выворачивать вещи на лицо. Просьбу о помощи выражать только словесно.
а) Беседа «Как мы умеем быстро одеваться»
б) Практическое упражнение : «Кто первый и правильно оденется на прогулку»
4 – я неделя: Содержание одежды и обуви в порядке.
Задачи: Совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду.
а) Д/и «Погладим кукольную одежду»
б) Продуктивная деятельность «Наши красивые и аккуратные вещи».

Апрель

7

1 – я неделя: Навыки личной гигиены
Задачи
: Закреплять навыки полученные в течении года, учить пользоваться только предметами личной гигиены, проявлять к ним бережное отношение.

а) Практическое упражнение: «Правильно моем руки» «Моё полотенце»
б) Д/и «Кто рукавчик не засучит, тот водичку не получит»
в) Беседы на темы «Как правильно пользоваться носовым платком», «Как вести себя в умывальной комнате»
2 – я неделя: Навыки культуры еды
Задачи:
 Учить намазывать масло на хлеб ножом.
а)Игровые упражнение с игрушечными столовыми приборами.
б) Сюжетно – ролевая игра «Семья»
3 – я неделя: Самообслуживание
Задачи:
 Совершенствовать навыки, полученные в течение года, быстро и аккуратно выполнять необходимые действия.
а) Беседа «Как мы умеем быстро одеваться»
в) Д/ игры : «Расскажи зайке, как мы складываем одежду перед сном»
«Научим Петрушку правильно раздеваться после прогулки»
4 – я неделя: Содержание в порядке одежды и обуви
Задачи:
Совершенствовать навыки аккуратности и опрятности, закреплять умение приводить в порядок одежду.

Май

8

Работа с родителями:

Консультации:

  • Папка - передвижка на тему «Воспитание культурно - гигиенических навыков у дошкольников»;
  • Консультация для родителей «Чистим зубы правильно»
  • Наглядный материал для родителей «Учим правильно ребёнка пользоваться носовым платком».
  • Консультация для родителей: «Носовой платок: текстильный или бумажный?»

В течении года

  1. Обогащающий.

Представление отчёта на итоговом педсовете.

Список используемой литературы:

  1. Афонькина Ю. А. Урунтаева Г. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию, 1997- 125с
  2. Белостоцкая Е. М., Виноградова Т. Ф. и др. Гигиенические основы воспитания детей от 2 до 7, 1991.
  3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду, 1991-126с
  4. Зебзеева В. А. Организация режимных процессов в ДОУ, 2007-80с
  5. Конина Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 -12
  6. Алемовская В. Г. и др. «Культура поведения за столом», м; Ижица, 2004 г.
  7. Курочкина И. Н. «Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников» М; Просвещение 2003 г.
  8. Тихомирова Л. Ф. «Уроки здоровья для детей». Ярославль, Академия развития, 2003 г
  9. Сорокина Л. И. «Дидактические игры в д/с» М, Просвещение, 1982 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл мероприятий по формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Учимся одеваться и раздеваться»

Цикл мероприятий по  формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Учимся одеваться и  раздеваться» включает в себя:1....

Цикл мероприятий по формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Мы обедаем»

Цикл мероприятий по  формированию культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему  «Мы обедаем» включает в себя:1....

Конспект родительского собрания «Формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» средняя группа

Тема: Формирование культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.Время  проведения: сентябрь.Форма проведения:  встреча.Цель: формирование у детей и родителей...

«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Формирование культурно – гигиеническихнавыков у детей среднего дошкольного возраста»  Уважаемые родители, не забывайте, что ключ ...

«Формирование культурно – гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Формирование культурно – гигиеническихнавыков у детей среднего дошкольного возраста»  Уважаемые родители, не забывайте, что ключ ...

"Формирование культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста"

Консультация для родителей по формированию КГН. Ключ к успеху в укреплении и сохранении здоровья вашего ребенка — в разумном физическом, интеллектуально-личностном развитии.В современн...

Тема: Использование разных видов детской деятельности для формирования культурно-гигиенических навыков у детей среднего дошкольного возраста

В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового  дошкольника.       Проблема...