Проект «Дом для жителей Африки»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Рудик Виктория Александровна

Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.

Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка.

Ранняя профориентация призвана:

- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В конспекте «Дом для жителей Африки» дети через Легоконструирование познакомятся с профессиональной деятельностью строителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 71_rudik_i_leverashvili_konspet.docx34.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №71 Невского района Санкт-Петербурга

«Конспект (сценарий)»

«Дом для жителей Африки»

Коллективная работа (творческой группы):

Рудик Виктории Александровны – воспитатель

Леверашвили Анастасии Георгиевны - воспитатель  

Санкт-Петербург 2023


Игра имеет большое значение в жизни ребенка,

имеет то же значение, какое у взрослого

имеет деятельность, работа, служба.

Каков ребенок в игре, таков во многом

он будет в работе, когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля

происходит, прежде всего, в игре.

(Макаренко А.С.)

Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Лего-конструкторы. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора.

Именно в игре закладываются первые основы профессиональной деятельности, но закладываются только, как возможности принимать на себя разные профессиональные роли. Образно говоря, детская игра — это первый профориентатор ребенка.

Ранняя профориентация призвана:

- дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности, с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребёнок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Больше всего дошкольники любят играть. Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В играх дошкольники воспроизводят все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В конспекте «Дом для жителей Африки» дети через Легоконструирование познакомятся с профессиональной деятельностью строителя.

Актуальность. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности. Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий. Педагогическая технология организации сюжетно-ролевых игр. Игра – это самая свободная, естественная форма погружения в реальную (или воображаемую) действительность, с целью её изучения, проявления собственного «Я», творчества, активности, самостоятельности, самореализации.

Цель: Формирование первичных представлений у детей младшего дошкольного возраста о мире профессий через конструктивную деятельность посредством конструирования из деталей Лего-конструктора «Дупло».

Задачи:

Обучающие:

  • формировать первичные представления детей младшего дошкольного возраста по профессиональной деятельности взрослых;
  • развивать умение различать формы и правильно называть детали Лего-конструктора «Дупло» (кирпичик, треугольник, окошко и т. д.)
  • формировать умение создавать простейшую конструкцию;

Развивающие:

  • развивать у воспитанников познавательно-исследовательскую активность и техническое творчество в процессе конструирования из Лего;
  • способствовать развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, творческого воображения;
  • развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус, конструктивные навыки и умения;

Воспитывающие:

  • воспитывать творческую инициативу;
  • воспитывать у детей положительное отношение к труду, его общественной значимости и уважительное отношение к людям труда;
  • воспитывать самостоятельность, интерес к конструированию из Лего.

Продолжительность: не более 15 минут

Количество участников: группа

Используемые технологии:

  • здоровьесберегающая технология;
  • информационно-коммуникационная технология;
  • игровая технология;
  • личностно-ориентированная технология

Оборудование:

  • африканский песок (манка);
  • Легофигурки африканских животных;
  • детали Лего для конструирования дома для африканских животных;
  • мультимедийное оборудование и слайдовое сопровождение.

Принципы Лего-конструирования

Основные принципы по Лего-конструированию:

 -  от простого к сложному;

 - учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;

- активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;

- комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;

- результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Этап

Задачи

Технологии, методы и приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Виды детской деятельности

Планируемый результат

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационный этап

Обучающие задачи

Информационно-коммуникационная технология;

Наглядно-словесные методы и приемы обучения - демонстрация наглядных пособий, загадывание загадок

Здоровьесберегающая технология

Компенсаторно-нейтрализующий прием

Метод – физкульминутка (упражнения)

Ребята, сегодня к нам в гости пришли жители из далекой Африки. Такие животные в наших лесах, точно не водятся. Посмотрите, где они живут.

(показ картинки приложение №1 «Африканские животные»)

Ребята, давайте вместе отгадаем, какие именно звери пришли к нам в гости из Африки.

Загадки:

Он царь зверей и знает гнев -

Все сидят, присмирев, потому что это…

Серый, толстокожий африканский зверь

Он хоботом может открыть любую дверь

Ушастый очень он,

Конечно это…

В Африке есть длинношеей граф. А зовется он…

Молодцы ребята. Верно, отгадали всех животных. Давайте поздороваемся с нашими гостями: Жирафом, Слоном и Львом.

На картинках Вы видели, что наши гости живут среди кустов, деревьев и песка. А скажите, пожалуйста, ребята, а Вы, где живете?

А как Вы думаете, кто строит дома для нас? Как называют тех людей, которые строят дома, магазины, даже детский сад, в котором мы сейчас находимся?

Молодцы ребята, все верно, профессия человека, который занимается строительством зданий, называется – строитель. Давайте посмотрим на картинку, с изображением строителя и его работы.

(Показ картинки приложение №2 «Строитель»)

Ребята, а Вы знаете, чтобы построить дом, строители используют: цемент, песок? Из песка и цемента делают и кирпичи, из которых строят дома. А скрепляют их раствором из песка, цемента и воды. (Показ картинок приложение №3) «Строительные материалы»

Ребята, давайте вместе с нашими африканскими животными сделаем физическую минутку и немного подвигаемся. Посмотрите, они совсем загрустили.

Стук-стук молотком,

Строим, строим новый дом.

Ты, пила, пили быстрей,

Домик строим для людей.

Дети рассматривают картинки (приложение №1) «Африканские животные»)

Ответ детей: Лев

Ответ детей: Слон

Ответы детей: Жираф

Дети здороваются.

Ответы детей: В домах

Ответы детей: Строитель

Дети рассматривают картинки (приложение №2) «Строитель»

Дети рассматривают картинки (приложение №3) «Строительные материалы»

Дети повторяют слова и движения физминутки: «Строим дом». 

Движения:

(Имитация молотка)

(Ходьба на месте) (Имитация пилы) (Прыжки на месте)

  • общение со взрослым и сверстниками;

  • рассматривание картинок;

  • восприятие смысла и отгадывание загадок;

  • общение со взрослым и сверстниками;

  • рассматривание картинок;

  • рассматривание картинок

  • физкульминутка (упражнения)

  • У ребенка формируется позитивный образ различных профессий.

  •  Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в конструктивной деятельности.

  •  Стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

  • Любит и по собственной инициативе конструирует из различного конструктора Лего.

  • Создает постройки, сооружения по заданной теме, условиям, инструкции, собственному замыслу, придумывает сюжетные композиции.

  •  Проявляет творческую активность и самостоятельность.

  • Умеет сотрудничать с другими детьми в процессе выполнения коллективных творческих работ.

Содержательный этап

Развивающие задачи

Технология - ориентировочно-исследовательская (поисковая) деятельность

Игровая технология

Информационно-коммуникационная технология;

Наглядно-словесные методы и приемы обучения - демонстрация наглядных пособий,

Здоровьесберегающая технология

Стимулирующий прием

Метод - песочная терапия

Молодцы ребята. У вас все отлично получилось.

Но посмотрите, что-то наши гости все равно грустные. Давайте спросим у наших гостей, что случилось? Почему они грустят?

Жирафик, Слоник и Левушка, что у Вас случилось? Почему Вы такие печальные? Почему грустите?

Ребята, давайте на время станем строителями и построим дом для наших гостей, чтобы они не грустили и смогли отдохнуть и скрыться в домике от африканского палящего солнца и дождика.

Ребята, станем строителями и построим дом?

Посмотрите, вот у меня здесь песок, но все детали, из которых мы сможем построить для наших гостей домик, затерялись где-то в нем. Помогите мне, пожалуйста, найти детали в песке.

Молодцы ребята, Вы справились с этим заданием. Теперь мы обязательно построим домик для наших африканских животных. Посмотрите на картинку и скажите, какую деталь мы возьмем первой? Мы должны построить домик в точности, как на картинке. Какого цвета мы возьмем первую деталь?

А какой формы и цвета вторая деталь? Молодцы, ребята!

И осталась у нас последняя деталь дома – это крыша. Она какого цвета?

Молодцы, ребята, посмотрите, какой замечательный домик у нас получился!

Жирафик, Слоник Левушка, Вам нравится домик, который мы для Вас построили?

Гости: «Да, нам очень нравится домик. Теперь нам не страшен ни дождь, ни палящее солнце. Ребята, спасибо Вам большое! Вы настоящие строители! Спасибо Вам большое!»

Ребята, давайте, проводим наших гостей. Им пора отправляться домой, в Африку. Давайте попрощаемся с нашими гостями.

Ответ гостей: «Потому что мы тоже хотим домик. У нас таких нет. Мы живем под открытым небом. И в дождь, и в жаркую погоду под палящим солнцем, нам негде укрыться. Нам так хочется, чтобы нам тоже построили домик в Африке».

Ответы детей: Да, построим

Дети по приглашению педагога подходят «Африканскому песку» и ищут Легодетали для домика животным.

Дети рассматривают картинки (приложение №4) «Домик для животных из Африки»

Ответы детей

Продуктивная деятельность дошкольников

Ответы детей

Ребята прощаются с гостями и провожают их домой.

  • общение со взрослым и сверстниками;

  • Ориентировочно-исследовательская (поисковая) деятельность детей

  • рассматривание картинок;

  • общение со взрослым и сверстниками;

  • Продуктивная деятельность дошкольников

  • общение со взрослым и сверстниками;

  • общение со взрослым и сверстниками;

Рефлексивный этап

Воспитывающие задачи

Информационно-коммуникационная технология;

Осмысление видов и способов работы, проанализировать свою активность и, конечно, выявить пробелы.

Ребята, вот уехали наши гости к себе домой, в Африку. Кто скажет, какие животные приходили к нам в гости сегодня?

Молодцы ребята, верно, Жираф, Лев и Слон у нас сегодня были в гостях. Мы обязательно их пригласим еще не один раз к нам в гости.

Ребята, напомните мне, пожалуйста, из чего мы построили дом для наших гостей?

Какого цвета были блоки Легоконструктора?

Как называется профессия человека, который строит дома для нас, детские сады, другие здания?

Ребята, если Вам понравилось быть строителями, похлопайте по коленочкам.

Если Вы рады были нашим гостям из Африки, потопайте ножками.

Если у Вас хорошее настроение – похлопайте в ладоши.

Ответы детей на этапе закрепления материала.

Рефлексия деятельности.

Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

  • Рефлексивные процессы дошкольников, связанные с анализом собственного сознания и деятельности, а также с пониманием смысла межличностного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект "В жаркой, желтой Африке"

Проект предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста...

Жители Африки

Презентация для детей...

конспект культурной практики по речевому развитию по теме: Помощь жителям Африки

конспект составлен с учетом 5 образовательных областей...

конспект культурной практики по речевому развитию по теме: Помощь жителям Африки

конспект составлен с учетом 5 образовательных областей...

Проект "Есть ли в Африке зима?"

Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопр...

Учебный материал к проекту"Домик для жителей Африки"

Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деяте...