Тема: "Фронтовые письма-треугольники" (Оригами)
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Пахомова Татьяна Станиславна
Цели: Воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе, формировать мнение о недопустимости повторения войны , формировать представления о письмах-треугольниках военных лет;
Задачи:  Учить детей складыванию оригами «фронтового письма»,развивать мелкую моторику пальцев рук; 
Воспитывать патриотизм, желание больше узнать о прошлом своей Родины, чувство     уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, гордость за их героические подвиги.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie.docx246.71 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

«Фронтовое письмо-треугольник» оригами.

старшая группа

 Пахомова Т.С.

 

Цели: Воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе, формировать мнение о недопустимости повторения войны , формировать представления о письмах-треугольниках военных лет;

Задачи:  Учить детей складыванию оригами «фронтового письма»,развивать мелкую моторику пальцев рук; 

Воспитывать патриотизм, желание больше узнать о прошлом своей Родины, чувство     уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, гордость за их героические подвиги.

Оборудование:бумага, письма-треугольники, картины, фотографии, схема складывания фронтового треугольника.

Ход занятия.

Воспитатель:-

«Треугольничек» заветный ждали с фронта каждый день

В сотый раз такой листочек перечитывать не лень,

Эти желтые странички – нам из прошлого привет,

Чтобы помнили потомки через много-много лет.

Основная часть.

Воспитатель: Война длилась долгих четыре года. И четыре года воины писали домой письма. А знаете, какие письма приходили с войны?

Писали солдаты, на чем придется: на листах из тетрадей, на простых белых листах, бланках. В военные годы конвертов не было. Написав письмо, листочек особым образом складывали в треугольник.Письмо - треугольник- это письмо и конверт одновременно. Марки на такие письма не наклеивали, на одной стороне листа писали адрес. Вместо обратного адреса указывали № полевой почты.

Воспитатель:-Солдаты писали письма в перерывах между боями, притулившись где-нибудь в уголке. положив на колено что-нибудь. на чем можно было писать. иногда закончить письмо не удавалось- звучал сигнал атаки. начинался бой. И тогда солдат, свернув бумагу треугольником (показываю как делался конверт,  передавал письмо почтальону).Доставкой писем занимались военные полевые почтальоны.

Воспитатель:- Помните, дети, мы с вами когда-то читали произведение С. Маршака «Почта»? Помните, как в нем описан почтальон?

С толстой сумкой на ремне.

с цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной фуражке.

Воспитатель:Красиво, правда? Но не так были одеты фронтовые почтальоны! Они носили военную форму и сапоги и не только отправляли домой солдатские письма и вручали им те, что приходили из дома.Если нужно было, они брали в руки оружие и воевали вместе с солдатами. А почта тогда называлась полевой, потому, что не было у неё постоянного адреса. Она и отступала, и наступала вместе с солдатами. На каждом солдатском конверте стоял штемпель: « Полевая почта».Во время войны письма доставлялись по адресатам самыми разными способами: их везли на военных машинах, отправляли самолетами ночью, передавали из рук в руки. Можно себе представить, как ждали эти маленькие фронтовые письма – треугольники жены, матери и дети солдат. Письма, пришедшие с фронта, берегли, ведь это была весточка от родного человека. Все письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой.

От бойцов не отставая,

Шаг за шагом, день за днем

Едет почта полевая,

Пробираясь под огнем.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, о чем писали солдаты в своих письмах с фронта?

Воспитатель:-В письмах с той, теперь уже далекой войны солдаты писали о боях, которые были трудными, о друзьях с кем вместе приходилось воевать о ранениях, которые солдаты, чтобы не беспокоить своих родных, всегда называли легкими. Чаще всего своим близким солдаты, как заклинание, писали такие или примерно такие строчки:

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Воспитатель: -Писем с фронта с нетерпением ждали матери, жены, дети солдат. Письма эти были светом в окошке для родных. Маленькие солдатские треугольники носили из дома в дом, они озаряли будни, придавали силы, вселяли веру в Победу. Иллюстрация картины  А.И.Лактионов  «Письмо с фронта».

Воспитатель:И вот, наконец настал день, когда солдаты написали о Победе. Это был день 9 мая 1945 года.

Воспитатель:Закончилась война. но до тех пор, пока последний солдат не вернулся с фронта домой, почтальоны опускали в почтовые ящики треугольники с пометкой «Солдатское». Эти письма хранили сначала матери и жены солдат, потом дети. Они были не только памятью страшной войны. Они стали предупреждением всем нам:

- Человек не должен воевать, не должен уничтожать всё живое на земле. Надо научиться жить мирно.

Воспитатель:Сегодня, в канун Дня Победы, придите домой и спросите своих родных может быть, в вашей семье до сих пор хранятся письма со штемпелем полевой почты. Попросите прочесть их вам, возьмите письма в руки и вспомните о том, о чём мы говорили: человек не должен воевать. Он должен растить детей, сеять хлеб, создавать умные машины и ценить жизнь. В этом, а не в войнах смысл жизни Человека на земле.

Продуктивная деятельность «Фронтовой треугольник»

Воспитатель: Ребята, а вы хотите научиться делать «солдатский треугольник»?

Воспитатель: Каждый солдат слал домой военное письмо треугольником.Как сложить его знал даже новичок в военном деле. Для этого прямоугольный лист бумаги по диагонали складывался справа налево, а потом пополам – слева направо. Поскольку листы были прямоугольными, внизу всегда оставалась узкая полоска. Она служила своеобразным клапаном, который заправлялся внутрь треугольника с предварительно загнутыми углами. Письма не заклеивались. На лицевой стороне писали адреса, а тыльную сторону оставляли чистой. Все остальное пространство листа исписывали мелким почерком, чтобы как можно больше информации о себе сообщить близким, ведьписьма ходили нечасто.

Воспитатель:А теперь попробуем сами сложить письмо-треугольник. Схема складывания фронтового письма- обратите внимание на доску-это схема складывания письма.

Индивидуальная помощь.

Заключительная часть.

Воспитатель:- Вам понравилось занятие?

-Как называется письмо?

- Что научились мы делать ? 

-Что интересного и нового вы сегодня узнали?

-Что для вас было трудным при изготовлении письма?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА ПО ТЕМЕ: «Фронтовое письмо моим дорогим…»

С каждым годом, отдаляющим нас от мая 1945 года, все больше ощущается необходимость по-человечески увидеть подвиг наших дедов. Но, как донести дошкольнику об этом? Голос павших донесли до нас их письм...

«Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Музыка» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Тема: «ФРОНТОВЫЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ »

Письма с фронта "Фронтовые треугольники" - это непридуманная история нашей страны, показанная через письма настоящих людей, солдат и офицеров.  Патриотинской любви к семь...

Конспект занятия в Подготовительной группе ДОУ по теме «Фронтовой треугольник»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17818909","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"102","width":"480"}}]]Занятие в Подготовительной группе ДОУпо теме  «Фрон...

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной к школе группе на тему: "Фронтовой треугольник"

Современные реалии таковы, что чем дальше мы проживаем историю, тем меньше наши дети знают о Великой Отечественной войне. В наших силах передать детям память о событиях той войны, ее героях и подвигах...

Конспект занятия «Фронтовое письмо-треугольник» оригами.

Воспитывать детей в нравственно-патриотическом духе, формировать мнение о недоступности повторения войны, формироватьпредставления о пмсьмах - треугольниках военных лет....

НОД на тему "Фронтовое письмо-треугольник"

Выбрала эту тему, так как считаю, что она актуальна сейчас в связи с празднованием Дня Победы уже 78й год, также в связи с событиями в современном мире на территории Украины. И считаю, уже наступил мо...

Тема: «Фронтовое письмо - треугольник»

МБДОУ "Детский сад 52 "Аленький цветочек" города Смоленска подготовила воспитатель: Корчинская Ольга Игоревнатема: "Фронтовое письмо- треугольник"старшая группа "Яго...