НОД на тему "Фронтовое письмо-треугольник"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Сарыглар Светлана

Выбрала эту тему, так как считаю, что она актуальна сейчас в связи с празднованием Дня Победы уже 78й год, также в связи с событиями в современном мире на территории Украины. И считаю, уже наступил момент, когда нужно объяснять детям старшего дошкольного возраста доступным, понятным для них языком, на должном уровне, что и почему происходит на сегодняшний день в мире.

Дети показали ранее полученные знания по теме, а также получили новые в процессе НОД, где вспомнили события времён ВОв, и я попыталась донести важность внимания, заботы всем тем, кто находится на территории военных действий, особенно нашим солдатам.

Вопросы и задания подбирались так, чтобы все дети могли на равных участвовать в работе, были просты и понятны. Старалась сохранять интерес детей к выполняемой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию «Фронтовое письмо-треугольник» в подготовительной к школе группе.

Форма проведения: диалог (проводится по типу беседы воспитателя с детьми, обсуждения актуальной темы).

И.О.О.: СКР, ПР, РР, ХЭР, ФР.

Цель: познакомить с историей фронтового письма.

Программные задачи:

Образовательные:

- Дать понять, что фронтовое письмо можно не только написать, но и нарисовать. Научить складывать фронтовой треугольник.

- Продолжать знакомить с понятиями прошлое и настоящее.

- Познакомить детей с различием современных писем и писем с фронта во время ВОВ.

Развивающие:

- Развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны;

- Развивать умение отвечать на вопросы полным ответом, принимать активное участие в диалоге с воспитателем.

- Обогатить словарь детей.

Воспитательные:

- Воспитывать чувство патриотизма, воспитывать уважение к защитникам Родины во все времена, желание заботиться о них.

Методы и приемы:

-практический: раскрашивание раскрасок, складывание фронтового письма, физминутка «Аты-баты».

-наглядный: демонстрация картин и иллюстраций по данной теме.

-словесный: рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию.

Материал и оборудование: презентация, письмо в конверте, фронтовое письмо, раскраски, цветные карандаши, письмо одного солдата,

Предварительная работа:

Беседа «Великая Отечественная война», видеопросмотр музыкального клипа «Дети войны», чтение художественной литературы: стихотворение Т.Трутнева «Победой кончилась война», краткое содержание повести В.Катаева «Сын полка».

Словарная работа: фронтовое письмо, специальная военная операция, полевая почта.

Ход НОД.

Воспитатель: Ребята, какой сегодня прекрасный день! Я вижу у вас хорошее настроение. Приглашаю всех вас в круг. Покажите мне свои ладошки. Потрите их. Что вы чувствуете? (тепло) Это тепло ваших добрых сердец и душ. Давайте, передадим тепло друг другу и хорошее настроение. Молодцы. С добрыми сердцами и хорошим настроением начнем наше занятие, ребята.

(Дети садятся на стулья).

Воспитатель: Ребята, для начала послушайте отрывок из песни. (звучит песня День Победы). О каком празднике песня? Что за праздник такой, кто знает, ребята? Да, День Победы. Наши прадеды победили в самой крупной войне в истории человечества. Началась она 22 июня 1941года в 4 утра, неожиданным нападением Германии. И длилась война долгих 4 года. На борьбу с врагом поднялась вся наша страна: мужчины, женщины, пожилые люди, и даже дети приняли участие в этой войне. Чудеса героизма и храбрости проявили наши люди, защищая от фашистов родную землю. Нелегким был путь к победе. Бои шли на земле, в небе, на воде, и днем, и ночью.

Эта война разлучила 1000 семей. Мир раскололся надвое: на тех, кого ждали и тех, кто ждал. И только почта, военно-полевая почта

(Полева́я по́чта — вид почтового обслуживания в войсковых частях в мирное время. Вое́нно-полева́я по́чта — почтовая связь, устанавливаемая в действующей армии в условиях ведения военных действий) помогала найти и узнать что-то о своих близких- в тылу и на фронте. Письма были самыми важными, самыми дорогими в годы войны.

Воспитатель: Сегодня мы с вами вспомним страницы истории Вов. Но эта история поместилась не в тяжелых томах, а в хрупких страницах фронтовых писем. Эти письма не предназначались для чужих глаз, но сегодня каждое из них – исторический документ величайшей ценности.

Воспитатель: Хотите узнать про них больше? Хорошо, но перед этим я хотела бы кое-что узнать у вас. Ребята как можно назвать время, в котором мы с вами живем? (настоящее). А как будет называться время о прошлых событиях? (прошлое).

А возможно человеку вернуться в прошлое? Почему вы так думаете? (время движется только вперед, его нельзя повернуть назад). Правильно, мы можем только представить, пофантазировать, как мы окажемся в прошлом, да?

И в настоящее время по сравнению с прошлым человеку не нужно большого труда, чтоб написать и отправить письмо. Даже если нет интернета, мобильной связи, люди могут написать письмо и отправить по почте, или передать через другого человека. Конечно, это займет больше времени чем моментальная смс через интернет.

Воспитатель: Для чего нужны нам письма? (Ответы детей). Люди пишут письма и сообщения родным и друзьям, когда хотят поделиться какой-то новостью, передать свои мысли и эмоции, поздравить с праздником или знаменательной датой. Новые послания необходимо как можно чаще писать тем, кто вам дорог. Они являются проявлением вашей заботы и любви, жестом внимания. (слайд).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня в руках! (В руках воспитателя письма: в современном конверте и военное письмо – треугольник). Как вы думаете, что это такое? (ответы детей) Вы правильно заметили – это письма. Но чем, же отличаются эти письма?

Дети: У этих писем разная форма – одно письмо прямоугольной формы, а другое письмо – треугольной. И по цвету они тоже разные – этот конверт белый, разноцветный, новый, а другое письмо коричневого цвета, старое.

Воспитатель: Верно. Посмотрите, это - современный красивый конверт. А как вы думаете, что за это письмо? (предположения детей).

А это, ребята, – фронтовые письма, письма военного времени, написанные солдатами и сохранившиеся до наших дней, с Великой Отечественной войны. Эти фронтовые письма доставляла адресатам полевая почта. И сегодня мы поговорим именно об этих памятных исторических письмах.

Воспитатель: Во время войны солдатам было трудно, им приходилось сражаться днем и ночью без отдыха, а родные и близкие, которые остались дома ждали хоть какую-то весточку от солдата. Давайте, представим, что мы все солдаты, и сделаем физминутку.

1,2, аты-баты,

3,4, -мы солдаты,

Маршируем как пехота,

1,2, -повороты

В кабину сели самолета.

3,4 – мы пилоты

Вниз-вверх, вниз-вверх,

Наши крылья лучше всех.

А теперь на кораблях

Мы качаемся в волнах,

Сквозь бинокль вдаль посмотрим-

Нелегко служит на флоте.

Воспитатель: ну что, устали немножко? давайте присядем отдохнем, а солдаты во время войны отдыхали очень мало. Как вы думаете, что они делали во время отдыха? (ответы детей).

Воспитатель: А еще солдаты очень скучали по дому и по своим родным. В военное время солдатам нельзя было просто так уехать домой, что делали тогда они? Писали письма.

Воспитатель: Это были тяжелые времена, найти конверт было трудно не то что солдату, даже тем, кто остался дома. Солдаты придумали складывать письма треугольником и отправлять домой. Писали солдаты на чем придется: на листах из тетрадей, на простых белых, серых листах, даже на бланках.

Тогда письма доставлялись разными способами: их везли на военных машинах, отправляли самолетами ночью, передавали из рук в руки. Ведь их очень ждали жены, матери и дети солдат. Письма, пришедшие с фронта, берегли, ведь это были вести от родного человека. Все письма хранили у сердца, лаская их дрожащей рукой.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём может рассказать фронтовой треугольник? (ответы детей)

Послушайте письмо одного солдата.

«Дорогие родные, я жив и здоров!

За меня волноваться не надо!

Если что, в батальоне полно докторов –

Медсестер – по десятку на брата!

За посылку спасибо, я всё получил,

Скоро буду – чуток потерпите!

Очень важно, чтоб крепким и верным был тыл –

Я прошу Вас – себя берегите!»

Воспитатель: Такие письма для солдата не просто связь с родными, оно словно кусочек родного дома, с запахом Родины, ароматом маленького ничем незаменимого счастья. Бывало, солдаты не всегда успевали отправлять свои весточки, потому что начинался бой. И к сожалению, не всегда полевая почта приносила хорошие новости, очень много было и грустных писем, в которых сообщали, что солдат героически погиб в бою защищая нашу Родину. Прошло уже более 70 лет после победы в войне. Люди каждый год празднуют 9 МАЯ ПОБЕДУ над врагом-фашистами. А почему этот праздник празднуют именно 9 мая? (ответы детей)

Воспитатель: В современном мире, когда мы каждый день пользуемся телефонами, интернетом, компьютерами, люди пишут письма друг другу постоянно, отправляя моментально, посылают друг другу не только письма, но и фотографии, видео, разные документы, и даже деньги.  Но, сейчас для нашей страны тоже идут не простые времена, наши солдаты сейчас тоже защищают свою Родину на специальной военной операции на территории Украины. Поссориться могут не только люди, но и страны между собой и многие взрослые сейчас пытаются договориться и решить эту ситуацию, но не всегда это получается мирно. Мы с вами в безопасности, потому что наши солдаты защищают нас, нашу страну, участвуя в спецоперации. И они тоже нуждаются в нашей заботе и внимании. На поле боя нет связи, интернета, чтобы отправить им письмо «смской» или позвонить по мобильной связи. Всем людям всегда приятно и даже жизненно необходимо получать весточки от родных и близких людей. Особенно это важно солдату на поле боя.

Давайте посмотрим короткое видео «Письмо солдату»

Воспитатель: Вы хотели бы отправить письмо солдату, чтоб пожелать ему скорейшего возвращения домой с победой? Ребята, а что бы вы сказали, написали, если бы умели писать в письме солдату? (ответы детей)

Вы сейчас не умеете писать, но можете нарисовать солдату рисунок, а взрослые помогут написать письмо, если захотите добавить надпись. Можно отправить солдату даже просто рисунок, чтоб поднять его боевой дух, смелость, отвагу. Что можно нарисовать солдату, ребята?

Воспитатель: я вам приготовила раскраски на военную тематику.

Дети выполняют творческое задание.

Воспитатель: Теперь предлагаю сложить письмо треугольником. Во время ВОВ каждый солдат слал письмо домой треугольником. Как сложить его даже знал новичок в военном деле. для этого прямоугольный лист бумаги по диагонали складывался справа налево, а потом пополам- слева направо. Поскольку листы были прямоугольными внизу всегда оставалась узкая полоска, она служила своеобразным клапаном, который заправлялся внутрь треугольника с предварительно загнутыми углами. Письма не заклеивались. На лицевой стороне писали адреса.

Такие письма понравились бы каждому солдату на фронте и поддержали бы их боевой дух. И мы тоже постараемся отправить ваши письма солдатам на спецоперации. И вопреки нашим желаниям о мире, пришло время всем: и взрослым, и детям, взяв в руки бумагу и ручку, поддержать наших солдат в это непростое время.

Воспитатель: Спасибо, ребята, за вашу работу. Мне очень понравилось с вами сегодня работать! Я многое сегодня узнала. А что узнали вы? Что для вас было самым интересным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фронтовое письмо - треугольник» проект.

Образовательный, информационно-практико-ориентированный проект посвященные 70 летию Победы в Великой Отечественной Войне....

Презентация " Фронтовые письма- треугольники"

Фронтовые письма – треугольники»Цель:развитие у дошкольников гражданской позиции,развитие патриотических чувств, любви к Родинеразвитие чувства благодарности  за свое мирное  детство перед в...

Конспект нод с элементами конструирования "Фронтовые письма - треугольники"

Мероприятие которое помогает фомировать чувство патриотизма, а также культурно исторические знания о Великой Отечественной Войне....

Конспект занятия к 9 мая для детей подготовительной группы детского сада "Фронтовое письмо-треугольник"

Конспект занятия к 9 мая для детей подготовительной группы детского сада "Фронтовое письмо-треугольник"...

Конспект открытого интегрированного занятия «Фронтовые письма-треугольники» в старшей группе. Посвященный Дню Победы.

развивать у дошкольников  патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений детей о победе защитников в ВОВ, связанное со знаменательной датой 70-летия Победы...