Кружковая работа «Волшебный квадрат» Направление: художественно-эстетическое Подготовительная группа
рабочая программа по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Плетнева Ирина Сергеевна

                                                                                                                    С самого раннего детства нужно

              Приучать детей ценить и понимать

красоту, которую можно усмотреть

во всем – в окружающей природе,

                                           в звуке, в цвете.

Е,И, Рерих. Письма (т.2, 1938)

 

Особенностью данной программы «Волшебный квадрат» является ее синтетичность, которая проявляется в интегрировании нескольких видов деятельности: оригами, ИЗО, конструирование, музыкальные занятия, выставки, драматизация, игровая деятельность,- а также в том, что при работе по программе одновременно и гармонично используются все три основные группы методов – вербальные, визуальные и практические.

Данная программа актуальна тем, что имеет развивающую направленность и формирует восприятие на всех уровнях. Кроме того, она позволяет достаточно легко в игровой форме добиваться повышения интеллектуального уровня детей. Игра – одна из основ данной программы, тот вид деятельности детей, в процессе которого они легко усваивают большой объем информации, знаний, умений и навыков, благодаря ей стимулируются развитие психических процессов, разрешаются возможности самореализации детей и их адаптивность.

Программа «Волшебный квадрат» рассчитана на обучение детей 6-7 лет навыкам оригами, она является составной частью художественного и эстетического направления в развитии детей дошкольного возраста. Занятия по оригами проводится один раз в неделю, наряду с другими. Продолжительность и количество занятий представлены в таблице (табл. №1).

Программу «Волшебный квадрат» можно рассматривать как дополнительный раздел к программе дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя обще    образовательная школа рабочего посёлка (посёлка городского типа)

Ерофей Павлович

                                                                                              Утверждаю:

___________________________

                                                                                                                         подпись руководителя учреждения                                                                                                                                                                                  

                                                             

                                                                                                                            «_____»_________________2017г.

   

        «Волшебный квадрат»

Направление: художественно-эстетическое

                                         

Подготовительная группа

                                                                        готовый лебедь

                                                                Воспитатель: Плетнева И.С.

                             

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

                                                                 

                                                                   С самого раннего детства нужно

              Приучать детей ценить и понимать

красоту, которую можно усмотреть

во всем – в окружающей природе,

                                           в звуке, в цвете.

Е,И, Рерих. Письма (т.2, 1938)

Особенностью данной программы «Волшебный квадрат» является ее синтетичность, которая проявляется в интегрировании нескольких видов деятельности: оригами, ИЗО, конструирование, музыкальные занятия, выставки, драматизация, игровая деятельность,- а также в том, что при работе по программе одновременно и гармонично используются все три основные группы методов – вербальные, визуальные и практические.

Данная программа актуальна тем, что имеет развивающую направленность и формирует восприятие на всех уровнях. Кроме того, она позволяет достаточно легко в игровой форме добиваться повышения интеллектуального уровня детей. Игра – одна из основ данной программы, тот вид деятельности детей, в процессе которого они легко усваивают большой объем информации, знаний, умений и навыков, благодаря ей стимулируются развитие психических процессов, разрешаются возможности самореализации детей и их адаптивность.

Программа «Волшебный квадрат» рассчитана на обучение детей 6-7 лет навыкам оригами, она является составной частью художественного и эстетического направления в развитии детей дошкольного возраста. Занятия по оригами проводится один раз в неделю, наряду с другими. Продолжительность и количество занятий представлены в таблице (табл. №1).

Программу «Волшебный квадрат» можно рассматривать как дополнительный раздел к программе дошкольного образования.

Таблица 1

Группа

Продолжительность занятий, мин.

Количество

занятий

Подготовительная группа

(6-7 лет)

20 - 25

35-36

 

Структура программы представлена в виде предметно – модульной системы обучения, способствующей повышению эффективности развития детей.

Основной целью программы «Волшебный квадрат» является развитие индивидуальности и творческого потенциала детей.

Задачи: 

1) познавательные:

  • Дать детям первоначальный круг знаний, умений и навыков по технике оригами;
  • Расширять кругозор детей, повышать интерес к культуре граничащих с Россией государств юго-Восточной Азии (Япония, Китай);
  • Знакомить детей с историей бумагоделания;
  • Информировать детей об особенностях поведения, среде обитания живых объектов в процессе изготовления их бумажных моделей и игр с ними.

2) Обучающие:

  • Развивать все виды мышления через изучение культуры, искусства, технологии;
  • Совершенствование объяснительной речи и коммуникативных способностей;
  • Учить детей читать и составлять схемы, понимать и выполнять словесные инструкции;                                              

3) Развивающие:

  • Стимулировать развитие памяти;
  • Развивать способности к концентрации внимания;
  • Развивать творческие способности в процессе игровых моментов, стимулировать создание игровых ситуаций.

4) Воспитательные:

  • Воспитывать у детей любовь к труду и сотрудничеству;
  • Воспитывать аккуратность и точность, способность маленькой деталью, знаком выражать глубокую мысль;
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, потребность в анализе и самоанализе, умении работать в коллективе.

   

Тематический план работы по оригами

Подготовительная группа (36 занятий)

Модуль

Кол-во занятий

п/п

Тема

1

2

3

4

1. Базовые формы

2

1

2

Осенние деревья

Лиса, кот, щенок

2. Сказки - книжки раскладки:

Сказка П Бажова «Серебряное копытце»

4

3

4

5

6

Даренка

Кошка Муренка

Изба

Козел

3. Подготовка к

Новому году

6

7

8

11

12

13

14

Звезда

Дед Мороз

Пингвин

Пингвин на льдине (коллективная работа)

Снежинки; базовая форма «водяная бомбочка»

Итоговое контрольное занятие

4. Культура Японии

7

10

15

16

17

25

26

35

Дракон

Оригамская елка (новый год по восточному календарю)

Экскурсия на выставку по теме «Япония»

Культура Японии, пагода

Японские игрушки

Любование сакурой (вишней)

5. Подарки близким

4

9

18

19

20

Птица счастья

Валентинки (открытки-сердечки)

Цветы (многоугольные)

Открытка «Марта»

6. Коллективные работы

4

21

22

23

24

Подводный мир (кирикоми)

Пусть всегда буду я

Кирикоми-оригами

Панно «Хризантемы»

7. Космос

1

29

Ракета

8. Зоопарк

5

30

31

32

33

34

Вольеры

Животные

Роспись вольеров

Макеты зоопарка(клетки, вольеры, посетители, животные)

9. Модуль контроль

3

27

29

36

Птицы прилетели, журавлики

На березовой опушке (коллективная работа)

Итоговое занятие. Выставка работ по оригами

Общие правила при обучении технике оригами

Воспитателям

1. Заготовки для детей воспитатель выполняет заранее, до занятий. Заготовка имеет точно квадратную форму, бумага должна быть хорошо сгибающейся, цветной или белой (в зависимости от темы занятия). Заготовка у воспитателя в два раза больше, чем у детей.

2. Обучение складыванию любой поделки ведется по схеме, по этапам («Делай как я!»). При не должно быть лишних сгибов.

3. Игрушку выполняют вместе с воспитателем, затем дети самостоятельно изготавливают фигурку (затрудняющимся детям воспитатель оказывает помощь).

4.Максимум внимания необходимо уделять отстающим детям. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей. (Опережать, а не  догонять группу).

5. Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научится чему-то.

Детям

1. Держи фигурку так, как она нарисована на схеме, или так, как её держит воспитатель.

2. Линии сгиба тщательно проглаживай. Складывай фигурку только на столе. При делении квадрата по диагонали углы должны точно совпадать.

3. Работай молча, не мешай товарищу.

4. Научился сам – научи другого.

5. После работы наведи порядок на столе.

 

Методический план работы по оригами

Модуль

Часы

Цели и задачи

Методы

Словарь

Учебно - образовательные

Воспитательные

Развивающие

1

2

3

4

5

6

7

1

2

Повторение. Занятия проводятся аналогично занятиям в других групах.

2

4

Побуждать детей выполнять фигуры Даренки, Муренки, избы, козла.

Прививать любовь к литературе. Развивать аккуратность, ответственность за качество выполнения работы

Развивать любознательность, творческие способности. Расширять кругозор. Развивать мелкие мышцы рук

Вербальные: художественное слово, беседа.

Практические: практическая работа, игра, обобщение, сравнение, драматизация.

Визуальные: показ, иллюстрирование, воспроизведение

Сказитель, сказ, музей

3

6

Учить изготавливать звезду про помощи модулей. Знакомить с традициями праздника. Побуждать детей складывать фигуру Деда Мороза. Учить выделять их характерные особенности

Воспитывать уважение к народным традициям. Развивать аккуратность, внимание

Развивать  воображение, синтетическое мышление, способность к трансформации объектов. Формировать навыки практического применения подсобных материалов.

Вербальные: рассказ, стихи, песни, музыкальное сопровождение

Практические: практическая работа, игра, решение проблемной ситуации.

Визуальные: показ иллюстраций, таблиц воспроизведение

Модуль, звезда, атрибутика, традиции. Диагональ, деление окружности на части

4

7

Знакомить с культурой Японии, традициями этой страны

Воспитывать уважение к народам Японии

Развивать кругозор, наблюдательность. Формировать способности к обобщению, анализу

Вербальные: беседа, художественное слово.

Практические: практическая работа.

Визуальные: рассматривание кукол в кимоно, их одежды, обуви

Кимоно, праздник девочек

5

4

Познакомить детей с различными способами складывания формы сердца

Воспитывать любовь к близким, доброту, сердечность.

Способствовать возникновению у детей желания сделать приятное

Развивать пространственное мышление, способность к трансформации объекта

Вербальные: беседа, художественное слово.

Практические: практическая работа.

Визуальные: показ иллюстраций, образцов, воспроизведение

Доброта, сердечность, горячее сердце, холодное сердце, уважение, любовь, усердность, «валентинка», сувенир, подарки

6

4

Познакомить с новой техникой оригами – кирикоми путем складывания листа пополам с частичным вырезыванием

Воспитывать любовь к обитателям подводного царства, окружающему миру. Формировать ответственность за результаты общей работы. Развивать аккуратность при вырезывании частей из целого

Воспитывать интерес к обитателям подводного мира. Развивать пространственное воображение. Учить делать из полоски бумаги фигуры человека. Формировать аналитическое мышление в процессе сравнения фигур, соединение частей в целое

Вербальные: Беседа, художественное слово, стихи.

Практические: практическая работа, анализ сравнения.

Визуальные: показ, иллюстрирование, воспроизведение

Коллож, модуль, кирикоми, расположение, центр композиции, деление окружности на части, скалярия, рыбка надувная

7

1

Учить складывать ракету.

Знакомить детей с первым космонавтом Ю. Гагариным

Отмечать День космонавтики. Формировать гордость за российских ракетчиков

(ученых, рабочих), сыгравших большую роль в освоении космоса

Развивать любознательность. Обогащать словарный запас

Вербальные: беседа о космосе.

 Практические: практическая работа, игра с ракетами.

Визуальные: показ иллюстраций, моделей, воспроизведение

Космонавт, космос, ракета, космическое пространство

8

5

Учить детей работать над масштабной композицией, сочетать разные техники(оригами, рисование, кирикоми, конструирование)

Воспитывать самостоятельность при распределении работы. Учить делать выбор соответственно своему желанию и умениям, сообразуясь со своими способностями. Знакомить со значением девиза «один за всех и все за одного»

Развивать любознательность. Расширять кругозор. Стимулировать создание игровых ситуаций. Приучать к точным движениям, сознательно контролируемым ребенком.

Вербальные:  беседа, художественное слово. Практические: обобщение, анализ, игра, роспись клеток, вольеров, зоопарка.

 Визуальные: показ таблиц, образцов, шаблонов, репродукций, воспроизведение

Зоопарк, дикие животные: слон, крокодил, верблюд, обезьяна, бегемот, носоррог, медведь, белка, попугаи, черепаха, вольер, конструкции

Модуль контроля. Контроль осуществляется по конспекту воспитателя

9

3

Организовать выставку творческих работ по оригами. Проводить экскурсии по выставке для детей, педагогов, родителей.

Познакомить с творческими работами детей, относящимися к культуре Японии всех четырех групп (маски, куклы, кимоно, обувь, посуда, пагода, веер, воздушный змей)

Побуждать детей демонстрировать подготовленные на выставку экспонаты, доставлять радость окружающим

Содержание

Модуль

Занятие

Содержание занятия

1

1

2

Все виды базовых форм. Осенние деревья, лиса, кот, щенок.

Демонстрация слайдов «Осенний лес».

Стихи А.С. Пушкина, С. Есенина об осени. И. Бродская «Опавшие листья». «Осень» И Грабаль ( по выбору воспитателя). «Осенняя песеня» П. Чайковский

2

3

4

5

6

Даренка, кошка Муренка, изба, козел.

Чтение сказки (до начала занятий). Рассматривание коллекции «Уральские самоцветы».

Демонстрация иллюстраций художников к сказке.

«Серебряное копытце» П. Бажова

3

7

8

Звезда, Дед Мороз.

Прослушивание музыкальных записей на тему Нового года. Демонстрация иллюстраций. Самостоятельное складывание по схеме

5

9

Птица счастья. Создание подарков близким. Знакомство с традициями Японии. Коллективная работа.

4

10

Дракон.

Демонстрация иллюстраций, статуэток и др. Рассказ о традициях изображения дракона.

Выполнение рисунка.

3

11

12

13

Пингвин на льдине, снежки.

Демонстрация таблицы «Пингвин». Самостоятельное складывание по схемам. Составление многоугольных звезд с помощью таблицы

3

14

Итоговое контрольное занятие

4

15

Оригамская елка (Новый год по восточному календарю). Знакомство детей с традициями Япинии

4

16

17

Культура Японии.

Экскурсия на выставку по теме «Япония»

5

18

19

20

«Валентинки» (открытки-сердечки), цветы, Открытка «Марта»

Кирикоми-оригами. Создание цветов из модулей, открытки.

Коллективная работа

6

21

22

23

24

Коллективные работы: «Подводный мир», «Пусть всегда буду я!», «Подводная лодка», Панно «Хризантемы». Кирикоми-оригами. Рассматривание таблиц «Подводный мир» и «Виды морского транспорта». Совместная работа над картиной - коллажем. Фрагмент балета Р. Щедрина «Конек-горбунек» «Танец золотых рыбок»

4

25

26

Культура Японии, пагода, японские игрушки. Знакомство с историей строительства пагоды. Рассматривание иллюстраций. Коллективная работа. Беседа на тему «Куклы Японии». Показ кукол в кимано, рассматривание их одежды, обуви

9

27

28

Лисенок, собачка (щенок).

Знакомство со словами и понятиями «собака», «щенок», «породы собак», «шерсть лоснящаяся, длинная, густая», «гладкошерстная собака», «диагональ», «перегиб». Рассматривание альбома «Собаки». Демонстрация таблиц, образцов. Обыгрывание кукол – лис, собак. «Кто сказал «мяу?» В.Сутеева (прочитать до занятия). Песенка «Собачка и зеркало» (исп. О. Атоманов)

7

29

Ракета. Изучение схемы построения ракеты. Рассматривание иллюстраций на тему «Космос». Загадки, песни о космонавтах, ракете.

8

30

31

32

33

34

Коллективная работа: вольеры, животные, роспись вольеров, макет зоопарка.

Подготовка шаблонов животных для кирикоми.

 Обсуждение с детьми устройства зоопарка (клетки, вольеры, посетители, животные).

Беседа об уводенном, прочитанном, услышанном о животных, зверях, которые живут в зоопарке.

4

35

Любование сакурой (вишней) Рассматривание иллюстраций. Рассказ воспитателя. Беседа о впечатлениях.

9

36

Итоговое занятие. Посещение выставки творческих работ по оригами

Методическое обеспечение курса

Модуль

Межпредметные связи

Учебно - наглядные

средства

Организационно педагогические средства

Планируемый

результат

1

Математика, лепка, литература

Стихи А.С. Пушкина, С. Есенина об осени. И. Бродская «Опавшие листья». «Осень» И Грабаль ( по выбору воспитателя). «Осенняя песеня» П. Чайковский

Набор «Зоопарк», таблицы с изображением животных

Закрепление навыков складывания базовых форм. Развитие способности вербально выражать свои мысли и чувства относительно проявлений прекрасного в искусстве и жизни. Расширение словарного запаса.

2

Литература, фольклор, аппликация, математика, лепка

Загадки. Иллюстрации к сказу

Картинки коллекции камней самоцветов, образцы, схемы, конспекты, планы

Ознакомление с уральским народным фольклором. Формирование интереса к сказам и уральской природе. Развитие мелкой моторики

3

Музыка, лепка, конструирование, пластика

Аудио запись песен к Новому году: «Елка-Новый год», «Дед Мороз». «Времена года» П. Чайковского. Репродукции картин с изображением зимы

 Образцы, схемы, таблицы

Закрепление знания понятий и навыки складывания модулей по схеме. Формирование самостоятельной организации досуга

4

Музыка, история,  конструирование, драматизация, физкультура, подвижные игры

Музыка японских авторов. Слайды (гравюры по дереву, роспись по шелку). Открытки «Куклы в кимоно». Фотоальбом «Японии». «Вальс цветов» П. Чайковского

Журнал «Оригами», Таблица «Дарума-японская матрешка», образцы, схемы, оформление групп предметами оригами

Развитие аналитического и синтетического мышления, образного восприятия и воображения. Стимулирование интереса к изучению искусства как средства понимания окружающего мира. Развитие творчества

5

Развитие через микро- и макросоциальные отношения, математика

Ю. Чичков «Спасибо мамам», открытки «Сердечко»

Образцы, схемы, статьи из «Учебника доброты»

Воспитания уважения к близким. Стимулирования эмоционального отклика на красоту. Развитие способностей следовать устным инструкциям, творчества

6

Литература, фольклор, аппликация, математика, лепка

Фильм «Подводный мир. Аквариум» Ю. Мусихина (металопластика), фрагмент из балета «Конек-Горбунок» Н. Римского-Корсакова «Танец золотых рыбок»

Макет «Зоопарк на столе» схемы, таблицы, образцы, готовые базовые формы

Овладение техникой кирикоми-оригами. Воспитание ответственности за результат общей работы. Стимулирования чувства радости и удовлетворения от индивидуального и коллективного труда.

7

Литература, музыка, выразительность движений (пластика), математика, конструирование

Загадки. Песня о космонавтах. Иллюстрации на тему космоса.

Схемы, образцы

Уточнение знаний детей о космосе. Расширение словарного запаса.

8

Математика, аппликация, конструирование, литература

Иллюстрации репродукции картин с изображением  животных. Стихи, сказы, загадки на данную тему

Шаблоны-силуэты животных, таблицы «Домашние и дикие животные», образцы, схемы

Обобщение и систематизация знаний о жизни и среде обитания различных животных, жизни животных в зоопарке. Развитие коммуникативных навыков. Формирование графических умений и художественного вкуса.

9

Математика, природоведение, музыка, социальные связи

«Картинки с выставки» М. Мусоргского

Образцы орнаментов, литература по организации выставок и экспозиций, фотовыставка, экспозиция по оригами

Расширение речевого опыта за счет обобщения и употребления специальной терминологии. Развитие эстетического сознания и художественного вкуса. Развитие всех видов мышления, мелкой моторики, способности к гармонизации цвета и формы. Закрепление знаний, умений, навыков в области оригами.

Литература

1. Оригами для дошкольников/  И.А. Рябкова, О.А. Дюрликова  - Волгоград: Учитель 2011г.

2. Оригами в детском саду/ Светлана Мусиенко, Галина Бутылкина.—2010г.

3. Оригами с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа кружковой работы по вариативному направлению художественно-эстетическому развитию детей "Волшебное тесто"

Образовательная программа кружковой работы по вариативному направлению художественно-эстетическому развитию детей "Волшебное тесто"...

Планирование кружковой работы «Волшебные клубочки» во второй младшей группе

Планирование кружковой работы «Волшебные клубочки» во второй младшей группе...

Программа кружковой работы "Волшебные ручки" (художественно-эстетическое направление)

Цель:Развитие у детей творческих способностей, фантазию, воображение и активизацию творческого потенциала средствами нетрадиционной аппликацииОсновные задачи: Образовательные:  1.Познакомить...

Кружковая деятельность «Волшебные пальчики» подготовительной к школе группы компенсирующей направленности

Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к бе...

Кружковая работа «Волшебный мир оригами» Вторая младшая группа

Цель: Познакомить с историей искусства оригами, заинтересовать детей изготовлением фигурок в стиле оригами.Задачи:1) познавательные:Дать детям первоначальный круг знаний, умений и навыков по технике о...

Рабочая программа по кружковой работе "Волшебный квадрат" для детей дошкольного возраста,5-7 лет

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. П...