ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Лего-конструирование»
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Дворецких Елена Александровна
1.1. Пояснительная записка. Программа технической направленности. Актуальность программы: Деятельность – это первое условие развития у ребенка дошкольного возраста познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO. Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_konstruirovanie_e.a._dvoretskih.docx47.78 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образованием Качканарского городского округа

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад «Звездочка» комбинированного вида

ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

МДОУ-детский сад «Звездочка»

протокол от 28.06.2019 №1

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий МДОУ-детский сад «Звездочка» _______ Е.Ю. Рябова

Приказ от 01.07.2019 №83

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Лего-конструирование» 

срок реализации программы – 1 год,

                                                                                 Автор – составитель: Елена Александровна Дворецких

Город Качканар, 2019

Оглавление:

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы».

1.1. Пояснительная записка.

1.2. Содержание программы.

1.3. Планируемые результаты.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий».

2.1. Календарный учебный график.

2.2. Условия реализации программы.

2.3. Формы аттестации

2.4. Оценочные материалы.

2.5. Методические материалы.

2.6. Список литературы.

Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы».

1.1. Пояснительная записка.

 Программа технической  направленности.

Актуальность программы:  Деятельность – это первое условие развития у ребенка дошкольного возраста познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук.

Занятия по программе «Начальное техническое моделирование»  (Лего-конструирование) положат начало формированию у детей целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире,  а также творческих способностей. Реализация данного проекта позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит  активный словарь.  

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с дошкольниками разного возраста и различных образовательных возможностей.  

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Воспитанники учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Данная дополнительная образовательная программа имеет научно-техническую направленность и рассчитана на обучающихся 5-6-летнего возраста.

Для детей дошкольного возраста в образовательном процессе необходимы игровые формы обучения.

Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей дошкольников за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Для программы «Начальное техническое моделирование» не предусмотрено жесткое разделение учебного времени и фиксированного порядка прохождения тем: эту задачу педагог решает сам, сообразно условиям образовательного учреждения и образовательными возможностями воспитанников.

Конструирование выполняется дошкольниками в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой.

Можно различить три основных вида конструирования:

  • по образцу
  • по условиям
  • по замыслу

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности

В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. N 1726-р  на современном этапе содержание дополнительных образовательных программ ориентировано на:

создание необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся научно-техническим творчеством;

формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся;

формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

Цель:

Содействовать развитию у детей дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации посредством овладения ЛЕГО -конструированием.

Задачи:

Обучающие:

  • содействовать формированию знаний о счёте, форме, пропорции, симметрии, понятии части и целого;
  • создать условия для овладения  основами конструирования;
  • способствовать формированию знания и умения ориентироваться в технике чтения элементарных схем.

 Развивающие:

  • создать условия для развития внимания, памяти, образного и пространственного мышления;
  • способствовать развитию творческой активности ребёнка;
  • способствовать расширению кругозора и развитию представлений об окружающем мире.

Воспитательные: 

  • содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
  • содействовать воспитанию организационно-волевых качеств личности (терпение, воля, самоконтроль);
  • создать условия для развития навыков межличностного общения и коллективного творчества.

Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям.

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются  представления детей.

Продолжает развиваться образное мышление. Формируются:

- схематизированные представления, возникающие в процессе наглядного моделирования;

- комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты;

- представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений).

Продолжают совершенствоваться обобщения, что является словесно-логического мышления. Дети группируют объекты по двум признакам, которые могут изменяться. Дети способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания.

Программа  рассчитана на 1 год обучения.

Формы обучения – очная.

Особенности организации образовательного процесса: занятия проходят в соответствии учебным планом в сформированных в группы воспитанников одного возраста в групповой, подгрупповой и индивидуальной форме, состав группы постоянный.

Общее количество часов в год: (36 часов). Занятия проходят 1 раз в неделю по 20 минут каждое занятие.

1.2. Содержание программы.

Содержание программы представлено в учебном и учебно-тематическом планах.

Учебный план

N п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Сооружения

5

2

3

выставка

2

Обитатели водоемов

4

2

2

фото выставка

3

Русская изба

5

2

3

выставка

4

Ферма

3

1

2

презентация

5

Помощники человека

5

2

3

представление на конкурсе

6

Дикие животные

4

2

2

фото выставка

7

Транспорт

5

2

3

представление на конкурсе

8

Профессии

5

2

3

выставка

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема.

Программное содержание

Форма занятия

1

Конструирование по замыслу

Закреплять навыки, полученные в средней группе. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

индивидуальная

2

Башня

Закреплять навыки, полученные в средней  группе, и приемы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору

индивидуальная

3

Строим лес

 

Закреплять умение строить лесные деревья. Учить отличать деревья друг от друга. Закреплять названия деталей, цвет

групповая

4

Мостик

 

Учить строить мостик, точно соединять строительные детали, накладывать их друг на друга

групповая

5

Веселые утята

 

Разучивать стихотворения про утят.

Учить строить утят, используя различные детали

индивидуально-групповая

6

Красивые рыбки

 

Уточнять и расширять представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

Учить строить морских обитателей

групповая

7

Гусенок

Учить строить из конструктора гусенка

групповая

8

Конструирование по замыслу

 

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

индивидуальная

9

Лесной домик

 

Учить строить дом.

Распределять детали лего-конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования

индивидуально-групповая

10

Мебель

 

Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец

групповая

11

Русская печь

 

Рассказать о русской печке. Развивать воображение, фантазию. Учить строить печку из конструктора

групповая

12

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

индивидуальная

13

Загон для коров н лошадей

Учить строить загоны по условиям.

Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую

моторику рук

индивидуально-групповая

14

Грузовик

Учить строить различные машины, используя детали лего-конструктора

групповая

15

Дом фермера

Учить строить большой дом для фермера. Развивать фантазию, творчество. Учить доводить начатое дело до конца

групповая

16

Знакомство со светофором

Учить слушать сказку.

Рассказать о светофоре.

Закреплять навыки конструирования

групповая

17

Продолжение знакомства со светофором

Продолжать знакомить со светофором. Учить Правила дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный переход

индивидуально-групповая

18

Робот

Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из лего-конструктора

групповая

19

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание

индивидуальная

20

Мы едем в зоопарк

Учить отличать хищников от травоядных животных

групповая

21

Слон

Учить строить слона.

Продолжать знакомить с обитателями зоопарка

групповая

22

Обезьяна

Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обита телями зоопарка

групповая

23

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

индивидуальная

24

Ракета, космонавты

Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов

групповая

25

Грузовая машина с прицепом

Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета

индивидуально-групповая

26

Корабли

Дать обобщенное представление о кораблях.

Учить способам конструирования.

Закреплять имеющиеся навыки конструирования.

Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету,

устанавливать пространственное расположение построек 

индивидуально-групповая

27

Поезд

Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными частями поезда. Развивать фантазию, воображение

групповая

28

Разные профессии

Рассказать о некоторых профессиях (фермер, доярка, повар, водитель)

групповая

29

Пожарная машина

Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину. Развивать творчество и логическое мышление.
Учить понимать нужность профессии.

индивидуально-групповая

30

Самолёт

 

Рассказать о профессии летчика.

Учить строить самолет, выделяя функциональные части.
Развивать интерес и творчество

индивидуально-групповая

31

Конструирование по замыслу, итог.

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность

индивидуальная

1.3. Планируемые результаты.

В результате освоения программы детей дошкольного возраста должны

знать:

  • основные детали Лего-конструктора (назначение, особенности);
  •  простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения, виды соединения деталей механизма);
  •  виды конструкций: плоские, объёмные, неподвижное и подвижное соединение деталей;
  •  технологическую последовательность изготовления несложных конструкций.

уметь:

  •  осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду  и цвету);
  •  конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкции;
  • конструировать по образцу;
  •  с помощью педагога анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей; реализовывать творческий замысел.

Формами подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы и контроля деятельности являются участие детей в проектной деятельности и в выставках творческих работ.

Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий».

2.1. Календарный учебный график.

N п/п

Месяц

Время проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

сентябрь

25

индивидуально-групповая

5

Сооружения

Лего кабинет

выставка

2

октябрь

25

индивидуально-групповая

4

Обитатели водоемов

Лего кабинет

фото выставка

3

ноябрь

25

индивидуально-групповая

5

Русская изба

Лего кабинет

выставка

4

декабрь

25

индивидуально-групповая

3

Ферма

Лего кабинет

презентация

5

январь - февраль

25

индивидуально-групповая

5

Помощники человека

Лего кабинет

представление на конкурсе

6

март

25

индивидуально-групповая

4

Дикие животные

Лего кабинет

фото выставка

7

апрель

25

индивидуально-групповая

5

Транспорт

Лего кабинет

представление на конкурсе

8

май

25

индивидуально-групповая

5

Профессии

Лего кабинет

выставка

2.2. Условия реализации программы.

- материально-техническое обеспечение – дети занимаются в отдельном кабинете, в котором есть стол для Лего-конструирования и конструкторы  

  • «Первые конструкции» 9660– 1 шт.
  • «Первые механизмы» 9656 -  3 шт.
  • «Построй свою историю» 45100 - 1 шт.
  • «ПервоРобот» 9580 - 5 шт.
  • «Набор ресурсный LEGO» 9585 – 3 шт.
  • «Экспериментальный набор с трубами» 9076 – 1 шт.
  • «Кирпичики для творческих занятий DUPLO» 45019 – 1 шт.
  • «Моя первая история DUPLO» 45005 – 2 шт.

- информационное обеспечение – аудио-, видео-, фото-, интернет источники;

- кадровое обеспечение – руководитель кружка воспитатель высшей квалификационной категории, имеет высшее педагогическое образование, в 2018-2019 уч. году прошла профессиональную переподготовку «Педагогическая деятельность в сфере ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

2.3. Формы аттестации.

 Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический отчет – презентация на общеродительском  собрании и педагогическом совете, грамоты воспитанников индивидуальные и групповые, журнал посещаемости, методическая разработка, фото.

 Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, демонстрация моделей, открытое занятие.

2.4. Оценочные материалы.

Мониторинг

развития у детей знаний и умений связанных с начальным техническим моделированием 

Показатели и критерии

Методы отслеживания

1. Умеет подбирать необходимые детали (по форме и цвету)

Наблюдение в процессе образовательной деятельности

2. Умеет проектировать по образцу

Наблюдение в процессе образовательной деятельности

3.Умеет конструировать по пошаговой схеме

Наблюдение в процессе  образовательной деятельности

+  сформировано

- не сформировано или частично сформировано

2.4. Методические материалы.

 особенности организации образовательного процесса – очно;

  методы обучения 

Методы

Приёмы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-рецептивный

Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа. Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

 

 формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; категории обучающихся – дети дошкольного возраста;

 формы организации учебного занятия –

1.Проектная деятельность. 

2. Выставка творческих работ.

3.Родительские собрания:

Тема №1.

Знакомство родителей с Лего-конструированием и его ролью в развитие у детей способностей к техническому творчеству.

Тема №2.

 Отчет о реализации дополнительной образовательной программы  через:

-мультимедийное представление;

- публикацию фотоотчета на сайте МДОУ - детский сад «Звездочка».

 педагогические технологии - технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности.

 алгоритм учебного занятия – краткое описание структуры занятия и его этапов;

 дидактические материалы – раздаточные материалы, схемы построек, образцы изделий.

2.6. Список литературы.

  1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  4. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
  5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 1999.
  6. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
  7. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Технической направленности «Простые механизмы»

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Лего-конструирование в детском саду"

1.Раздел. Комплекс основных характеристик программы1.1. Пояснительная записка1.2. Цели и задачи программы1.3. Содержание программы1.4. Планируемые результаты2. Комплекс организационно-педагогических у...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности « Лего – конструирование »

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности« Лего – конструирование » Возврат обучающихся 4-5 летСрок реализации 1 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Де...

Рабочая программа (модуль) дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Роботенок» для детей от 5 до 7 лет

Дошкольное детство – это возраст игры. Малыш, играя, не только познает мир, но и выражает к нему свое отношение. Всегда ли мы, взрослые, внимательно и серьезно относимся к детской игре? Можем ли...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Лего - конструирование»

Дополнительная  общеразвивающая программа  технической направленности  «Лего - конструирование»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Лего-конструирование»

Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантаз...