Практикум для педагогов "Ниткография, как средство развития мелкой моторики рук"
материал по конструированию, ручному труду

Комарова Анастасия Александровна

Конспект практикума для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_doc.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум для педагогов : «Ниткография как средство развития мелкой моторики рук  дошкольников»

Цель: знакомство педагогов с нетрадиционной техникой изодеятельности - ниткографией.

Задачи: 

Дать представление о нетрадиционной технике рисования - ниткография;

Раскрыть  использование ниткографии, как средства для развития мелкой моторики рук и воображения;

Создать индивидуальные картины с использованием изучаемой техники.

Материал: ноутбук, проектор, экран, презентация «Ниткография, как средство развития мелкой моторики рук»; для каждого участника – моток шерстяных ниток, веточка с цветком (можно использовать искусственные цветы), заготовка - дощечка с контуром вазы, обозначенным гвоздями.

Ход практикума:

Теоретическая часть

Добрый день уважамые коллеги.

Сегодня мы с вами познакомимся с ещё одной техникой нетрадиционного рисования «ниткографией». Рассмотрим разные её вариации, а также, попробуем самостоятельно поработать в данном направлении.

Перед тем, как начать я хочу задать вам вопрос: сталкивались - ли вы в своей практике с данным направлением?

Ответы педагогов

Попробуйте сформулировать, что такое ниткография?

Ответы педагогов.

Ниткография - это одна из техник нетрадиционного рисования, произведения которой создаются при помощи уложенных на поверхность ниток, образующих контур предмета.

Тема нашего практикума: «Ниткография, как средство развития мелкой моторики рук  дошкольников».

Для чего нам важно помогать детям развивать мелкую моторику рук ?

Ответы педагогов.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв. Эти затруднения возникают из-за недостаточного развития мелкой моторики  руки.

Практика показывает, что движение пальцев рук оказывает и благотворное влияние на речевое развитие ребенка.  Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Одним из средств развития мелкой мотрики, а, как следствие, и речи детей, внимания, воображения, глазомера используют ниткографию.

Эта техника зародилась в Мексике. Местные мастера создавали картины с этническим колоритом из толстой шерстяной пряжи. Основа пропитывалась особой смесью с содержанием сосновой смолы и пчелиного воска, а разноцветные нити образовывали различные узоры. Благодаря простоте исполнения и малозатратности ниткография популярна и в наше время.

  Существует несколько вариаций работы с нитками.

Ниткопись - это работа на шершавой поверхности без использования клея.

На лист бархатной бумаги кладётся тонкая шерстяная нить и слегка прижимается  пальцем по всей длине. При вертикальном положении листа нить сохранит своё исходное положение, не упадёт и не сместится.

Из плюсов данного варианта работы с нитью можно отметить следующие:

несомненно развивается мелкая моторика рук;

при работе без клея не возможно ошибиться, так как можно исправить неудавшиеся элементы;

развивается фантазия и воображение.

Для лучшего восприятия изображения нитка должна быть контрастной по цвету к фону бумаги. Можно использовать нитки разных цветов, разной длины и количества. Многообразие вариантов сочетания ниток будет источником для творческого замысла.

Флокирование - работа с нитью на гладкой поверхности с использованием клея.

В данной вариации ниткографии целесообразней использовать заранее подготовленную картинку, на которой будет нарисован контур основных элементов.

Изображение выкладывается с помощью толстой нити либо шнура. Нитка при этом приклеивается к основе. В результате получается необычная фактурная картинка, даже если выбираются несложные образы. Изображение может быть контурным или же объекты полностью «заштриховываются» пряжей.

Что, на ваш взгляд, поможет развить у детей данное направление?

Ответы педагогов.

Еще одним вариантом ниткографии является рисование нитью на гвоздях.

Или по-другому String-art — от английского «string» — нить. Переводится как нити творчества. Техника идеально подходит для абстрактных картин, но при хорошей сноровке можно сделать изображение животных или людей. Такими панно можно украсить стены дома.

Если выбирать несложные изображения, то в этой технике можно работать с детьми старшего дошкольного возраста.

Ниткография позволяет решать сразу несколько дидактических задач. Чем более ловки и умелы пальчики ребенка, тем успешнее будет формироваться не только устная речь, но и письменная, так как качество письма напрямую зависит от развития тонких движений пальцев рук, приобретенных еще в дошкольном детстве.

 Занимаясь этой техникой, дети учатся внимательно вглядываться в предметы, видеть конструктивные части, сохранять целостность восприятия. Ребёнок приобретает уверенность и усидчивость, у него формируются настойчивость, аккуратность, умение доводить начатое до конца, развивать глазомер, фантазию, воображение. В процессе работы укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка в микропространстве, развивается произвольное внимание, зрительная память.

Практическая часть:

Сегодня мы с вами попробуем поработать в технике String-art. Для вас мы сделали заготовки с вбитыми по контуру гвоздиками.

Также для каждого подготовлен моток шерстяных ниток.

Зафиксируйте нитку на любом гвоздике.

Переходите к наматыванию ниток, от гвоздя к гвоздю.

Порядок и направление наматывания значения не имеют.

 Когда закончите — привяжите конец нитки к гвоздю.

Самостоятельная работа педагогов.

Анализ проведённой работы:

После того, как мы ближе познакомились с ниткографией, я хочу чтобы вы дали ответ на вопрос: может-ли пригодиться данное направление в вашей работе?

 Ответы педагогов

Перед вами лежат листы бумаги и ручки. Оставьте свой отзыв о проведённом практикуме и прикрепите его на доску отзывов.

Всех благодарим за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собрание-практикум для родителей на тему *Развитие мелкой моторики рук*

Собрание начинается с выставки детских работ. Далее следует практическая часть : родители под руководством педагога пытаются изготовить петушка. Продолжаем собрание сообщением *Многообразие способов р...

Семинар - практикум для молодых специалистов, воспитателей младших групп. Тема: «Использование техники квиллинг, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста».

Квиллинг развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера....

Семинар-практикум для родителей младшей подгруппы «Развитие мелкой моторики рук»

• Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук....

Сообщение к семинару-практикуму "Эффективность педагогических приемов для развития мелкой моторики» на тему: «Массаж карандашами"

Сообщение  к ПДС "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ» НА ТЕМУ: «МАССАЖ КАРАНДАШАМИ"...

Конспект семинар – практикума для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики детей младшего возраста» Тема: «Играем пальчиками»

Целевые установки мероприятия1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ.2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии реб...

Семинар - практикум для педагогов на тему : "Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста".

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребёнка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деят...