Статья "Преемственность в реализации образовательных модулей «LEGO-конструирование» и «Робототехника»
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Антонина  Петровна Новикова

Данная статья рассматривает вопрос  преемственного  развития предпосылок  инженерно-технического  мышления  у детей дошкольного и начального школьного возраста на примере творческих объединений технической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Преемственность26.79 КБ

Предварительный просмотр:

Новикова А.П.

Преемственность в реализации образовательных модулей «LEGO-конструирование» и «Робототехника»

  • Как и зачем  лего-конструирование и робототехника внедряется в дошкольное образование? 
  • Как это происходит в  нашем учреждении?
  • Какие методики и образовательные решения можно  использовать?
  • Каким образом осуществляется преемственное  развитие предпосылок  инженерно-технического  мышления  у детей дошкольного и начального школьного возраста, - все эти вопросы мы и рассмотрим сегодня.

В нашем  РЦ  «LEGO-град»  эти образовательные модули реализуются в  рамках вариативной части ООП, а также в рамках  дополнительной общеобразовательной(общеразвивающей ) программы  «LEGO-конструирование и  робототехника».

Причины все более активного вхождения  этих модулей в дошкольное образование связаны с  обширными возможностями  и решаемыми  с  их  помощью задачами, а именно:

  • развитие мелкой моторики (за счет работы с мелкими деталями конструктора)
  • навыки математики и счета ( даже на уровне подбора деталей для создания модели приходится иметь дело с кирпичиками разной длины и конфигурации, цвета)
  •  сравнение деталей по величине и счет( в пределах 10-20)
  • первый опыт программирования
  • навыки конструирования ( знакомство с основами механики и пропедевтика инженерного образования)
  • работа в  команде  (обычно  вдвоем или втроем)
  • навыки презентации  проекта ( необходимость о нем рассказать).

Каждая из этих задач сама по себе не уникальна,  можно с легкостью найти еще десяток занятий, её решающих, но именно лего-конструирование и робототехника удивительным образом их все в себе соединяют, причем все это происходит  в игровой форме и  с понятными для ребенка учебными материалами.

Активно используя на STEАM-платформе эти модули, мы получаем возможность достигнуть  целого комплекса  образовательных целей, таких как:

- коллективная выработка идей

- развитие словарного запаса и навыков общения при объяснении работы модели

- проведение систематических наблюдений

- логическое мышление и программирование заданного поведения модели

- установление причинно – следственных связей

- экспериментальное исследование,  оценка влияния отдельных факторов

- анализ результатов и поиск новых решений.

Разнообразие   образовательных решений LEGO Education, имеющихся  в арсенале нашего РЦ, а их более 30-ти,  позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям (конструирование, моделирование, программирование)

 Именно благодаря такому оснащению мы имеем возможность осуществлять преемственное  развитие предпосылок  инженерно-технического  мышления  у детей дошкольного и начального  школьного возраста.   

С  помощью  данных образовательных модулей  трудные учебные задачи можно решить  при помощи увлекательной созидательной игры, в которой не будет проигравших, так как каждый ребенок  может с ней справиться сам, в случае затруднения - с помощью товарища или педагога.

Лего-конструирование в РЦ мы осуществляем  с детьми  всех возрастов  в доступной   игровой форме,  от простого к сложному. Конструктор  побуждает работать в равной степени и голову,  и руки, при этом работают оба полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии дошкольника.

  • Ребенок не замечает, что  осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых  он  рассказывает   о том, что  так увлеченно создавал – это не что иное, как  развитие речи и  умение выступать на публике легко и непринужденно
  • От простых  лего-деталей дошкольник постепенно переходит к первым механизмам и  программируемым роботам, таким, как Ботли, Озобот,  обучаясь  тем самым  азам  алгоритмизации и  программирования. Очень важно, что происходит это во время игры -  осуществляется  тренировка работы в коллективе: умение брать на себя роли, распределять обязанности и четко выполнять правила поведения.

Доказано, что именно игра помогает стимулировать  интерес и любознательность, развивая способность к решению проблемных ситуаций. Следуя методике 4С, лежащей в основе использования образовательных решений Lego Education,                              

  • 1 С - соединение с  реальным миром
  • 2С– создание модели
  • 3 С – совместное обсуждение
  • 4С- совершенствование модели, конструкции,

   мы формируем умение исследовать проблему, анализировать, выдвигать идеи,   планировать решения и реализовывать их.

    Таким образом, используя конструкторы  LEGO, мы ставим перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые, они, сами того не замечая, обучаются. У дошкольников с хорошо развитыми навыками конструирования быстрее развивается речь,( так как тонкая моторика рук связана с центрами речи), Ловкие, точные движения рук дают ребенку возможность быстрее и лучше овладеть техникой письма, что  также  помогает ему лучше  адаптироваться  в начальной  школе.  Кроме того, у детей развиваются познавательные способности, появляется мотивация и интерес к решению различных задач.  

Заниматься  робототехникой в детском саду мы начинаем уже со средней группы, используя дифференцированные задания  в соответствии с возрастными особенностями детей. Такой работы активно применялся особенно в допандемийный период, когда  на занятиях одновременно присутствовали ребята средней, старшей и подготовительной групп. Предлагаемые дошкольникам задания  всегда носят дифференцированный характер,  работа с робототехническими наборами LEGO Wedo 2.0    также   включена в образовательный процесс.

В рамках дополнительной образовательной (общеразвивающей) программы занятия проводятся в подготовительной к школе группе с использованием программного оборудования «Первые шаги» и  наборов  LEGO Wedo 2.0. Результатом работы являются  8  робототехнических проектов с пошаговым  решением, а также самостоятельные творческие проекты.

Необходимо отметить, что такие же образовательные решения активно используются во внеурочной деятельности учащиеся начального школьного возраста МБОУ Каменской СОШ №2, с которыми мы тесно сотрудничаем в рамках инновационного  проекта «Коллаборация «Детский сад-школа».

А это очень помогает нашим выпускникам – дошкольникам, будучи первоклассниками,   не растеряться  в огромном потоке новой информации и  продолжать заниматься своим инженерно-техническим увлечением.

Вот поэтому наши воспитанники, отвечая на вопросы:  «Зачем  это нужно? Где мне это пригодится?» с уверенностью могут сказать, что полученные  знания и приобретенный  по конструированию  и  робототехнике опыт понадобится  им  уже  в начальной школе.

Мы с радостью и удовольствием сотрудничаем со школьниками, осуществляя  взаимопосещения, работая над совместными  техническими  проектами. В допандемийный  период  это удавалось  делать   довольно  часто,  в настоящее же  время  работа продолжается, но уже  в дистанционном режиме, в форме онлайн-встреч и  консультаций.  

Образовательные модули «LEGO-конструирование» и  « Робототехника»  очень помогают  при решении коммуникативных проблем, так как  предполагают  командную  работу. Возникающие  коллаборативные  задачи и проблемы только объединяют ребят,  ведь решая их совместно, команда проводит анализ проблемы, составляет план для её решения, определяет каждому роль для выполнения подзадач.  В процессе работы  дошкольники и учащиеся начальных классов имеют возможность проявить инициативу, реализовать свои лидерские и творческие способности.

     Преемственность  в работе по лего-конструированию и робототехнике дошкольного  образовательного учреждения и школы заключается ещё и  в том, что в  начальную школу из детского сада  приходят дети, у которых уже развиты такие психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые опирается программа первого класса.  

К ним относятся:

• познавательная и учебная мотивация

• умение работать по образцу и по правилам, связанным с развитием произвольного поведения

• умение создавать и обобщать.

Очень важно, что наша совместная  работа не заканчивается в детском саду, а имеет  своё  продолжение, ведь  большинство наших выпускников –первоклассники, а наше сотрудничество с ними не прекращается, переходя на новый, более   высокий, продуктивный  уровень.

  Отрадно наблюдать, что нам удалось расширить социально-коммуникативное пространство  для наших воспитанников и учащихся начальной школы,  что способствует развитию у них  навыков познавательного общения в разновозрастной детской аудитории, а впоследствии более быстрой и безболезненной адаптации первоклассников к школе. 

Вне зависимости от того, какой профессиональный путь изберут сегодняшние дошкольники и   школьники в будущем, их работа так или иначе будет связана с использованием новейших технологий,  ведь это реалии времени. Поэтому, на наш взгляд, работу по мотивации детей к занятиям серьезной технической  наукой нужно начинать как можно раньше, а именно в дошкольных учреждениях.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Развитие технического творчества посредством кружковой деятельности по Lego-конструированию и основам робототехники»

Мастер-класс «Развитие технического творчества посредством кружковой деятельности по Lego-конструированию и основам робототехники»...

Реализация образовательных модулей парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» в приоритетных видах деятельности дошкольников

Реализация образовательных модулей парциальной программы «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста» в приоритетных видах деятельности дошкольников...

Образовательный модуль «LEGO- конструирование –его существенная роль в развитии логики, умственных и творческих способностей ребёнка».

Главное, на что направлено Лего-конструирование — это развитие мышления, развитие интеллектуальных способностей детей. А работа с конструктором одновременно и пробуждает интерес детей к новому, ...

Самообразования на тему: «Изучение системы работы (Рабочая программа воспитания, Изучение проекта STEM: Модуль LEGO- конструирование, Математическое развитие)»

Использование образовательных технологий благоприятно влияет на мотивацию воспитанников и общую эффективность образовательного процесса....

"Опыт работы по реализации образовательного модуля LEGO -конструирование"

Лего коструирование это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности.С его помощью трудные задачи можно решить посредствам созидательной игры....

Инновационная деятельность STEM-образование детей дошкольного возраста. Реализация образовательного модуля "LEGO-конструирование".

(из опыта работы)План занятия по конструированиюТема: «Горка».ВозИнновационная деятельность STEM-образование детей дошкольного возрастаРеализация образовательного модуля "LEGO-к...