Мастер-класс для педагогов «Организация конструктивно-строительных игр с детьми старшего дошкольного возраста
материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Мигранова Ляйсан Шамиловна

Повышение компетентности педагогов при организации конструктивно - строительных игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер -класс в старшей группе36.99 КБ

Предварительный просмотр:

 Цель мастер - класса: повышение компетентности педагогов при организации конструктивно - строительных игр с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи:

 1.  Сформировать у участников мастер –класса мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе конструктивно-строительные игры;
2.Познакомить педагогов с методикой организации строительных игр;
3.Способствовать приобретению педагогами практических навыков применения методов и приёмов используемыми в совместной деятельности при конструировании.

   

  Раздаточный материал: наборы деревянных конструкторов "Томик", карточки  с схемами зданий, иллюстрации на тему "Город", мелкие игрушки ( деревья, машины, дорожные знаки).

   

     Теоретическая часть.

Игра – особая форма освоения ребёнком окружающей действительности во всём многообразии норм и отношений между людьми путём их воспроизведения и моделирования. Именно в процессе игры  ребёнок усваивает ценность, направленность и содержание социальных контактов между людьми, познает окружающий мир достаточно активно. Стремясь увиденное, услышанное претворить в жизнь, потому что именно игра позволяет осуществить то, что в реальной жизни недоступно.

Конструирование и строительные игры имеют большое значение для всестороннего развития личности и познавательной сферы дошкольника. 

Строительная игра − это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях. Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как ее разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается и в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными. Различие между этими играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре, прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и ее использованием.. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная сюжетно - ролевая. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.

 В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством дошкольники овладевают точным словарем, выражающим названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко − низко, направо− налево, вверх − вниз, длинный − короткий, широкий − узкий, выше− ниже, длиннее короче и т. п. При правильном руководстве строительные игры содействуют решению задач нравственного воспитания. Дети знакомятся с благородным трудом строителей, стараются в своих постройках сделать все аккуратно и красиво, чтобы порадовать сверстников и взрослых, оказывают друг другу помощь. Строительные игры способствуют эстетическому воспитанию и развитию детей. Воспитатель на экскурсиях, во время целевых прогулок знакомит их с новыми постройками, архитектурными особенностями зданий, которые сочетают в себе целесообразность, удобство, красоту. Наблюдение за работой строителей дает детям материал для творческого отображения окружающей жизни в игре. Педагог поощряет красивые постройки, стремление внести украшающие детали и этим воспитывает художественный вкус детей. Строительные игры имеют важное значение и для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребенка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость.

Для строительных игр созданы специальные наборы материалов, включающие разнообразные геометрические тела (кубы, бруски, призмы, цилиндры, конусы, полушария), дополнительные (пластины, доски, арки, кольца, трубы и т. д.) и вспомогательные материалы для украшения построек.        

Различаются следующие виды строительного материала:

• специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы «Юный архитектор», «Старинный замок», "Томик" конструкторы);

 • природный (песок, снег, глина, камни);

• подсобный (доски, ящики, коробки и др).

                    Условия организации строительных игр.

На участке и в группе выделяется специальный уголок со всем необходимым для занятий материалом. Игровой «стройматериал» должен быть безопасным, соответствовать задачам конструктивного развития для конкретной возрастной группы детей.

   Для развития игровой деятельности детей необходимо создать такие условия:

1. Организовать игровую среду: подобрать необходимый строительный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Материал должен быть разнообразным (напольный, настольный, разные виды конструкторов, наборы и т. д.), привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей. Так, для детей 2-3 лет набор материала включает кубики, кирпичики, призмы, длинные пластины. Соединение двух-трех деталей - и построен предмет;

2. Обеспечить время и место для игр со строительными материалами. Игры требуют сосредоточенности мышления, внимания. Поэтому стеллажи для игр с настольным строительным материалом, конструкторами следует ставить так, чтобы они не мешали детям, не отвлекали их;

3. Бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми. Обычно ребенок любит «возвращаться» к своим постройкам, вносить в них изменения. Поэтому надо воспитывать у всех детей осторожное, внимательное отношение к собственным и чужим постройкам; показывать ребенку постройки товарищей, учить замечать успехи других, радоваться им;                    4. Создать условия для обыгрывания построек. Для этого следует подбирать мелкие игрушки (машинки, поезда, людей и животных и др.). Старших детей полезно привлекать к конструированию из бумаги, картона, подсобного материала различных предметов для оснащения. Например, для построенной из строительного материала автострады дети мастерят бензоколонку, трайлеры, "придорожное кафе и т. д. В этих целях можно использовать игрушки, собранные из конструктора;

5. Объединять детей для совместных построек из конструктора. Создавать ситуации, когда ребенок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает им других детей. Вносить элемент состязательности.

6. Учить детей бережно обращаться с конструктивными и строительными материалами, аккуратно разбирать постройку, поделку из конструктора, раскладывать детали, формы по ячейкам стеллажа, коробки.

7. У детей должны быть знания о конструкции предмета.

8. Для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. Игровая деятельность не возникает сама по себе, без соответствующего обучения детей. Тем более это относится к играм со строительным материалом: без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций, что, к сожалению, можно видеть во многих садах.

  Часто строительство опережает замысел, начав строить, ребенок затем «узнает» в постройке какой-либо предмет. У детей среднего и старшего возраста наблюдается постепенное расширение тематики построек. Это различные здания, корабли, машины, мосты. Конструкция отличается стремлением передать своеобразие конкретных сооружений: дети строят не просто мост, а Кировский мост через Неву, не просто метро, а станцию метро «Площадь Восстания», строят Московский Кремль, Останкинскую телебашню и т д. Постепенно усложняется сама конструкция, постройки как бы растут вверх, дети украшают их разнообразным способом (башнями, колоннами и др.), используют различные перекрытия. Большинство советских исследователей отмечают, что без специального обучения строительно-конструктивным навыкам и умениям, без целенаправленного руководства взрослых постройки детей остаются весьма элементарными по конструкции и бедными по тематике.

   В руководстве строительно-конструктивными играми используются два пути: Первый путь — обучение конструктивной деятельности детей на занятиях. Второй путь — обучение приемам конструирования и развития конструктивных умений и способностей в процессе руководства самостоятельными играми детей. Дети в процессе обучения овладевают необходимыми техническими умениями, благодаря этому тематика их построек расширяется. При этом, как и в самостоятельной игре, дети переходят от конструирования отдельных предметов к конструированию сооружений. Обучение конструированию на занятиях формирует у них умение планировать свою деятельность, отбирать материал в соответствии с замыслом. Существенное значение для развития конструирования имеют организованные, целенаправленные наблюдения, рассматривание предметов, зданий, сооружений. В ходе наблюдения выясняются жизненное назначение наблюдаемого сооружения, особенности его конструкции, пропорции частей и т. п.; внимание детей направляется на красоту постройки, ее целесообразность; устанавливается, чем это достигается. Наблюдение сопровождается беседой о том, из каких частей строительного материала можно выполнить ту или иную часть сооружения. Наблюдение предметов и сооружений дополняется рассматриванием картин, фотографий, схематических рисунков.

     В процессе обучения конструктивным умениям используются различные методические приемы: демонстрация образца; показ способов постройки с объяснением приемов конструирования; постановка проблемной задачи (как перестроить гараж, чтобы в нем поместилось 2-3 машины); сообщение темы постройки с указанием условий, которым она должна соответствовать (построить комнату для семьи с определенным числом человек). Руководство воспитателя непосредственно игрой направлено на развитие ее содержания и на формирование правильных товарищеских взаимоотношений между играющими. Приемы руководства этими играми детей те же, что и сюжетно-ролевыми. Чем младше дети, тем чаще воспитатель принимает непосредственное участие в игре: подбадривает, оказывает помощь, иногда подсказывает тему постройки, показывает, как сделать, строит вместе с детьми и т. д. Строит сам в присутствии детей младшего дошкольного возраста, вовлекает малышей в обыгрывание постройки (в зоопарке поселяются в клетках разные животные, туда приходят дети со своими родителями). Использует прием сотворчества: - предлагает детям (в разных возрастных группах) достроить, перестроить, преобразовать постройку, которую он соорудил (пристроить крыльцо, балкон; - возвести высокий или низкий забор вокруг дома; - изменить высоту горки; - сделать из горки трамплин для лыжников; - удлинить мост; - расширить дорожку). Малышам 2-3 лет педагог показывает образец, а затем дети выполняют постройку вместе с ним. По мере накопления опыта предлагается частичный образец, т. е. ребенку показывают только те приемы, которые ему незнакомы. Участвуя в играх детей младшего возраста, воспитатель помогает им организоваться для совместной постройки и игры вокруг нее («сделали автобус и поехали на дачу»), определить, кто что будет строить, разъяснить отдельным детям общий замысел постройки и т. д. Детям среднего возраста можно предложить показ незаконченного образца постройки, которую каждый может завершить по-своему ( педагог строит остов вагона , дети превращают его в автобус, трамвай, пассажирский вагон). Можно предлагать изменять образец постройки( добавить или убавить этаж). Детям среднего и старшего дошкольного возраста воспитатель в основном помогает лишь советом. Вместе с детьми он обсуждает, что и как следует изменить в постройке, чем ее дополнить. В тех случаях, когда дети не могут преодолеть возникшее затруднение, воспитатель показывает необходимые технические приемы (например, как укрепить перекрытие, как подвижно соединить две детали и т д.), но всегда стремится побуждать детей к проявлению инициативы. Необходимо воспитывать у детей умение играть дружно, не подавляя инициативу друг друга. Детей среднего и старшего возраста следует приучать в строительно - конструктивных играх самостоятельно договариваться о теме постройки, распределять обязанности, отбирать материал и т. д. Полезно, закончив общую постройку, рассмотреть с детьми ее соответствие замыслу, обсудить участие каждого ребенка. Дошкольникам, имеющим опыт конструктивной деятельности, целесообразно предлагать не один образец, а 2-3 образца на выбор. Для старших детей в качестве образца используются рисунок, чертеж, схема постройки. Их также учат составлять схему предполагаемой постройки, самостоятельно намечая ее конструктивные особенности.

   Виды конструирования. Методика обучения детей конструктивным умениям уточняется в зависимости от вида конструирования. В теории и практике дошкольного воспитания сложилось несколько видов конструирования. Рассмотрим основные виды. Конструирование по образцу− самый распространенный вид конструирования. У детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительных материалов. При правильной методике обучения конструированию по образцу дети подводятся к пониманию вариативности способов постройки, включаются в деятельность преобразующего характера. Конструирование по заданной теме подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой. Малышам можно предлагать в качестве темы постройку мебели, оборудования участка (скамейки, песочница, качели). Для ребенка этого возраста важно наличие игровой мотивации («Построим комнату для куклы Кати»). В средней группе в качестве темы предлагают конструирование транспортных средств («На чем люди ездят и перевозят грузы»). Детям старшей группы интересны такие темы, как военная или строительная техника; жилища людей («В каких домах живут люди на Земле»); музеи, театры нашего города и др. В подготовительной к школе группе целесообразно проводить тематическое конструирование из конструкторов разного типа. Детей учат выполнять подвижные конструкции, поэтому их могут увлечь темы «Аттракционы в парке отдыха», «Виды транспорта» и т.п. Конструирование по собственному замыслу сложный вид конструирования, в котором ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел. С детьми среднего и старшего дошкольного возраста рекомендуется провести беседу; предложить вспомнить, какие сооружения они наблюдали на прогулке, что особенно понравилось; рассмотреть фотографии, рисунки с изображением зданий. Надо помочь каждому ребенку при реализации замысла по-новому использовать ранее усвоенные умения, добиться решения задачи, испытать радость от своего творчества. Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет, здание (мост, корабль). В предложении выполнить постройку задаются определенные параметры (ширина реки, высота моста должны соответствовать высоте корабля, яхты, которые должны под ним проплыть). Исходя из заданных условий, ребенок должен самостоятельно определить длину и высоту постройки и др.

   У каждого из рассмотренных видов конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их в образовательной работе с детьми на протяжении всего дошкольного периода. При организации любого вида конструирования необходимо разумное комбинирование обучающего воздействия педагога и самостоятельности, творчества детей.

 

Практическая часть.

 Сегодня мне хотелось бы представить вашему вниманию некоторые моменты строительных игр с деревянным конструктором в старшей группе.      А для того, чтобы наша с вами работа была слаженной и успешной, я предлагаю поиграть, вы будете в роли детей.

 Строительно-конструктивная игра «Строим город» 

Цель: вызвать у детей желание участвовать в строительно-конструктивной игре.

Задачи:

   Образовательные: 

Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности;

Формулировать самооценку конечного результата;

Содействовать созданию положительной эмоциональной атмосферы.            

   Развивающие :

Развивать связную речь;

Выполнять постройку в определенной последовательности.

  Воспитательные:       

Воспитывать коллективные взаимоотношения в процессе конструктивной деятельности;

Прививать патриотические чувства.

   Оборудование: схемы построек, атрибуты для конструирования.

   Предварительная работа: рассматривание фотографий города Уфа, разных зданий, рисование "Мой город", аппликация «Моя улица».

   Ход:

Воспитатель: Мы ладошку к ладошке сложим

И друг другу дружить предложим

Будем петь и играть,

Чтобы добрыми, умными стать.

Воспитатель: Ребята, скажите, где мы с вами живем?

Дети: Мы живем в Республике Башкортостан.

Воспитатель: Как называется столица нашей Республики?

Дети: Город Уфа.

Воспитатель: Ребята, кто построил город Уфу?

Дети: Город построили строители.

Воспитатель: А мы с вами можем стать строителями и построить город?

Дети: Да, можем.

Воспитатель: Какие здания есть в городе?

Дети: Дома, школы, больницы, вокзалы, музеи, магазины и т. д.

Воспитатель: Правильно. Нам тоже в нашем городе надо построить разные здания, чтобы жить в нем было удобно, радостно и безопасно. Ребята, как вы думаете, может ли строитель сразу приступить к строительству дома?

Дети: Нет.

Воспитатель:  Почему вы так думаете? Почему так решили? Кто же нам в этом поможет?

Дети: Архитектор придумывает как будет выглядеть дом. Строители не могут обойтись без чертежа.

Воспитатель: Да, правильно ребята. Различные сооружения и здания придумывают архитекторы. Чертежники выполняют чертеж. А строители по готовым чертежам возводят здания.

 Сегодня я буду в роли архитектора, а вы - строители. Я задумала как будет застроен наш город и сделала схемы различных зданий и сооружений .

Физкультминутка «Вот какой красивый дом!»

Раз, два, три, четыре, пять. (Дети стоят лицом в круг, руки на поясе, выполняют повороты влево – вправо).

Будем строить и играть. (Ритмично выполняют приседания).

Дом большой, высокий строим. (Встают на носочки, и тянутся руками вверх).

Окна ставим, крышу кроем. (Выполняют прыжки на месте).

Вот какой красивый дом!

Будем жить в нем, в нем.

Строительно – конструктивная деятельность. Дети по схемам и чертежам строят здания, а потом соединяют части города в один большой город, дополняют город с вспомогательным материалом.

Воспитатель: Давайте обсудим застройку города. Удобно ли жителям в вашем городе жить? Почему? (Объясняют).

Воспитатель: Молодцы! Вы настоящие строители!

Дети будут с удовольствием обыгрывать городские постройки, дороги, водить кукол в театр, в магазин и т. д.

       Строительная игра "Строительство мостов"

Цель: Дать детям представление о мостах, их назначении, строений; упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстраций; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.

Материал: Строительные наборы, машинки, фигурки из киндер-яиц.

Ход работы: Соединить два стола и разложить на них «реку» (полоска голубой ленты замкнутую кольцом). В центре кольца «реки» парк - отдыха. За «рекой» находятся жители-куклы.

Воспитатель: - Как попасть куклам в парк?

Дети - Нужно построить мост.

Воспитатель: - Вы заметили, что мост разделён на две части, одна для пешеходов, а другая для транспорта.

Воспитатель:- А другие мосты бывают?

Дети: Да.

Воспитатель:- Мосты бывают отдельные для пешехода- это пешеходный.

Бывают для транспорта - это автомобильный. Бывают для поездов - это железнодорожный.

Воспитатель:- Мы с вами узнали, какие бывают мосты. А сейчас предлагаю стать строителями и построить мост через нашу речку.

Воспитатель: - Мосты разные, но у всех есть основание в виде столбов и перекрытие, есть у некоторых перила, украшение. Сейчас я покажу, как построить автомобильный мост.

Воспитатель: - Какой строительный материал возьмём для основания?

Дети: Бруски, арки, кирпичики.

Воспитатель: - Я возьму два коротких бруска. Положу их параллельно друг другу (показывает, как нужно) Что теперь мне взять?

Дети: Перекрытие.

Воспитатель: - Я возьму для перекрытия четыре длинных бруска. Ложем их поперёк нашего основания и плотно приложим их друг к другу. (подсказывает, как нужно) .

Воспитатель: - Как же нашим машинам въехать на мост?

Давайте возьмём и положим две широкие пластины в начале и в конце моста. (показывает, как нужно) .

Воспитатель: - Как вы думаете, наши машины смогут безопасно проехать по мосту? (воспитатель прокатывает игрушечную машину по мосту. И машина останавливается около края моста. Машина может упасть с моста)

Дети: Нет.

Воспитатель: - Для безопасности дорожного движения нам нужно построить ограждения. Мы берём два длинных бруска. И ложем слева и справа от проезжей части моста (показывает)

Воспитатель: - Это мы построили автомобильный мост. А теперь предлагаю построить пешеходный мост.

Воспитатель: - Что возьмём для основания моста?

Дети: Мы возьмём две маленьких арки.

Воспитатель: - Две арки поставим параллельно друг другу. Что мы возьмём для перекрытия?

Дети: Мы возьмём два коротких бруска и положим их на арки, плотно друг другу.

Воспитатель: - А как же пешеходам подняться на мост?

Дети: Возьмём две узкие пластины и положим в начале и в конце.

Воспитатель: - А как вы думаете, перила нужны?

Дети: Да. Мы возьмём шесть кирпичиков и поставим по бокам.

Воспитатель: - Вот получился у нас мост пешеходный и автомобильный. А сейчас предлагаю разбиться на пары, договориться и построить свои мосты. (Дети договариваются и парами расходятся к набору конструктора. Строят мосты.)

Анализ: Обратить внимание на значение моста (автомобильный или пешеходный).

Рефлексия.

Участникам предлагается оценить работу мероприятия .

Воспитатель: Уважаемые коллеги. Сегодня я вам продемонстрировала лишь несколько вариантов использования деревянных конструкторов в строительных играх. Уверенна, вы можете придумать много интересных игр и использовать их в своей работе с детьми..

 Дети играют в строительные игры с огромным желанием.  Здесь есть простор для детской фантазии! Играйте с детьми и Вы получите массу удовольствия!

                Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад села Алаторка» муниципального района  Иглинский район

Республики Башкортостан

                                                               Утверждаю

                                     Заведующая МБДОУ " Детский сад села Алаторка"

                                                                          ________________  Огуреева О.

Мастер-класс для педагогов

«Организация конструктивно-строительных игр с детьми старшего дошкольного возраста»

 Воспитатель : Мигранова Л. Ш.

        

                                                 

                                                        2023 г.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для музыкальных руководителей ВАО "Техника вокальной работы с детьми старшего дошкольного возраста".

Материал,содержащийся в данном занятии, позволяет более эффективно заниматься развитием детского голоса, формировать основные певческие навыки:дыхание,звукообразование,артикуляцию и другие....

Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников» (с детьми старшего дошкольного возраста)

Мастер-класс для педагогического коллектива «Улучшаем эмоциональное самочувствие дошкольников»(с детьми старшего дошкольного возраста)Цель: расширение  круга  методов и приемов по улучш...

Мастер-класс на тему:"Использование техники "Квилинг" в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Основной темой моего самообразования является тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста". В целях продолжения работы по теме решила использовать технику "квилинг...

Мастер-класс «О сложном просто, или пропедевтика профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста».

Как часто воспитатель сталкивается с необходимостью объяснить  сложность вещей......

Мастер-класс для родителей на тему: «Нетрадиционные техники рисования с детьми старшего дошкольного возраста»

Материал заинтересует воспитателей, педагогов дополнительного образования, родителей и творческих людей, работающих с детьми....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»

Консультация для педагогов  «Организация работы по шахматам с детьми старшего дошкольного возраста»...