Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Самоделкин»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ольга Борисовна Карамышева

Основное предназначение Программы «Самоделкин»– сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. практическая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. В рамках кружковой деятельности дети неограниченны в возможностях выразить в работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы и оформлять их до узнаваемых поделок. Деятельность кружка не носят форму «изучения и обучения».

Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу художественного труда. Работа превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс мастера - творца. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_programma_samodelkin.doc574.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №15»

Рассмотрена и одобрена

педагогическим советом МБДОУ №15

Протокол №1 от «24» 08. 2023 года

Приказ №179 от «24»#1075;.

Дополнительная

образовательная программа

художественной направленности

«Самоделкин»

Автор:

старший воспитатель

Карамышева Ольга Борисона,

Возрастная категория детей:

старший дошкольный возраст

Срок реализации программы: 1 год

2023 год

Содержание программы:

1.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………….

3

Актуальность программы………………………………………………………………

3

Направленность программы……………………………………………………………

6

Научно-теоретические основы программы…………………………………………...

6

Цель программы………………………………………………………………………...

7

Задачи программы………………………………………………………………………

8

Основные принципы построения программы………………………………………...

9

2.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………….

10

Характеристика возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста

10

Основные направления деятельности

11

Изложение тем курса, количество часов для их изучения…………………………...

11

Описание и содержание методов и технологий преподавания……………………...

14

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………………………..

17

Количество детей, форма проведения занятий……………………………………….

17

Материально-техническое оснащение, оборудование, дидактический

материал…………………………………………………………………………………

19

Условия успешной реализации программы…………………………………………..

20

4.

МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ…………………………

21

Что воспитанник должен знать, уметь по окончании обучения……………………..

21

Форма оценивания результатов………………………………………………………..

22

Форма представления результатов работы……………………………………………

22

5.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ……………………

23

6.

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………..

24

7.

ПРИЛОЖЕНИЕ

26

Диагностический инструментарий программы кружка «Самоделкин»

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность

Старший дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить основные потребности ребенка данного возраста, а именно:

- желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

- желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что способно вызвать одобрение окружающих.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно – творческая, продуктивная деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Развитие творческой активности дошкольников происходит в условиях практической художественной деятельности, в частности, на занятиях по ручному труду (Е. Я. Беляева, Н. М. Конышева, Л. B. Куцакова, Л. B. Пантелеева, Д. В. Сергеева и др.). Продуктивная деятельность является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе деятельности у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. У детей формируется и развивается определенные способности: зрительная оценка формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, мы заинтересовались возможностью применения комплексного подхода в подборе разного вида технологий по ручному труду в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности: конструирование из бумаги, картона, природного и бросового материала, оригами, изонить, тестопластика, пластилинография. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использование их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

На практике эти задачи реализуются через совместную деятельность кружка «Самоделкин». Основное предназначение настоящей Программы – сформировать у ребенка умение самостоятельно ориентироваться в любой работе, т. е. практическая деятельность рассматривается как средство познания окружающего мира и своей роли в нем как преобразователя. В рамках кружковой деятельности дети неограниченны в возможностях выразить в работах свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы и оформлять их до узнаваемых поделок. Деятельность кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу художественного труда. Работа превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс мастера - творца. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях даётся возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста, при этом идет от интересов к возможностям каждого ребенка, реализации его, себя как творческой личности.

Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для дошкольников, разнообразно по видам деятельности и удовлетворяет потребности каждого ребенка в реализации своих художественных желаний и возможностей.

Программа носит многоаспектный характер. Ее реализация развивает у воспитанников тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений пальцев, зрительно-пространственную ориентировку, координацию внимания, оперативную и долговременную память, цветоощущение, воссоздающее воображение, логическое мышление. Формирует навыки анализа плоских геометрических фигур, навыки классификации по форме, размеру и цвету, навыки проектирования своей деятельность, коммуникативные навыки парных или групповых взаимодействий, способствует творчеству, гибкости и самостоятельности мышления.

Программа «Самоделкин» направлена на развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему. Также в процессе реализации программы у дошкольников развивается способность работать руками под контролем сознания, совершенствуется мелкая моторика рук, точные действия пальцев, развивается глазомер, устная речь, что немаловажно для подготовки к письму, к учебной деятельности.

Направленность программы: художественная.

Предметом программы является расширение границ в области подготовки ребенка к жизни в современном обществе и формирование в детях творческого начало, проявляющееся в умении решать нестандартные задачи, фантазировать, помогает детям становиться более свободными, открытыми, готовыми к общению, способствует формированию у дошкольников трудовых навыков.

Научно-теоретическая основа программы:

  • Концепция дошкольного воспитания.
  • Закон об образовании 2013 - федеральный закон от N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  • Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
  • Исследования Н.А.Ветлугиной, В.А.Сухомлинского, Т.С.Комаровой, Т.Г.Казаковой и многих других о развитие у детей способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и искусстве.
  • Исследования Т.С.Комаровой о развитие познавательных процессов и в частности формированию мыслительных операций: анализа, сравнения, синтеза, обобщения, через изобразительную деятельность.
  • Работы А.В.Бакушинского, Д.Б. Богоявленской, Н.А.Ветлугиной, Т.Г.Казаковой, Т.С.Комаровой, А.В. Рождественской, А.А. Венгера о проблемах развития детского изобразительного творчества.
  • Работы А.В. Запорожца, В.В. Давыдова, Н.Н. Поддьякова о способностях детей выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связь между отдельными явлениями и отражать их в образной форме.
  • Исследование И.В.Смолярчук об успешности решения творческих задач дошкольниками.
  • Исследование О.М.Дьяченко, Е.Е.Кравцова, Е.Е.Сапогова о развитие воображения.
  • Исследование О.М.Дьяченко о развитие у детей оригинальности и продуктивности решений.
  • Исследование А.М. Матюшкина, Е.С. Беловой, И.А. Бурлаковой о творческом потенциале (основа одаренности), который заложен в ребенке с рождения и развивается по мере его взросления.
  • Исследование Е. Ф. Алфеевой (под руководством А. М. Матюшкина) о креативности, как личностной характеристики.

Цель программы - воспитание творческой, социально-активной личности, проявляющей интерес к художественному творчеству и ручному труду.

Задачи программы:

  • развитие у детей активного познавательного интереса к занятиям по художественному ручному труду;
  • формирование практических умений ручной работы, на основе расширения трудового опыта детей, с параллельным развитием руки, глазомера и т.д.
  • создавать условия для экспериментирования с различными художественными материалами, инструментами;
  • способствовать овладению основами трудовой культуры, развитию трудовых умений и навыков; развитию умений заранее планировать ход различных поэтапных операций, моделировать разработанный предмет, формированию навыков сотрудничества;
  • способствовать воспитанию трудолюбия, сознательного отношения к труду и уважительного отношения к результатам своего труда и других людей;
  • развитие детей нравственно, интеллектуально, художественно эстетически;
  • способствовать развитию творческих способностей детей;
  • способствовать развитию у детей способности видеть и понимать прекрасное, радоваться красоте природы, окружающих предметов;
  • совершенствовать умение оценивать созданные изображения;

Задачи по видам художественного труда:

«Бумагопластика»

  • совершенствовать навыки работы с бумагой: сгибать лист в 3-4 раза, в разных направлениях; выполнять работу по типу «Оригами»;
  • совершенствовать навыки работы с шаблоном и готовой выкройке, изготавливать игрушки-самоделки;
  • выполнять картины по типу «мозаика» из бумаги с использованием природного материала (яичной скорлупы, семян подсолнечника и др.);
  • развивать умения делать объёмные игрушки- самоделки, в основании которых лежат объёмные геометрические фигуры (конус, цилиндр, параллелограмм);
  • развивать желание выполнять коллективную работу, используя в работе мягкий картон, цветную бумагу, бросовый материал, шаблоны;
  • развивать умение делать аппликацию с элементами квилинга, объемную аппликацию, используя бумагу разной фактуры.

«Ниткография»

  • развивать навыки работать в технике «Изонить»- наносить рисунок с помощью иголки и ниток по размеченному по шаблону рисунку на картоне, бархатной бумаге;
  • совершенствовать приемы «Изонити», работать с линейкой, с выкройкой, с шаблоном, навыки умения владения иголкой и нитью;
  • выполнять картины по типу из ниток, созданная путём наклеивания резанных ниток разной толщин и цвета, на подготовленный фон.

«Работа с природным и бросовым материалом»

  • развивать умения делать аппликацию, используя в работе сухие засушенные листья различных деревьев и различных цветовых оттенков;
  • развивать умения делать игрушки- самоделки из природного материала (скорлупы грецкого ореха, каштанов, ягод рябины, семян подсолнечника и бросового материала (пенопласта, различных коробок, обрывков шнуров и др.), используя в качестве дополнительного материала пластилин, клей ПВА;
  • развивать желание и умение делать коллективные работы (с использованием бросового и природного материала, цветной бумаги) по сказкам и стихотворениям, рассказам.

«Пластилинография» и «Тестопластика»

  • совершенствовать навыки и умения детей в лепке сложных по форме и строению предметов комбинированным скульптурным способами, употребляя при этом стеки, штампы материалы для укрепления идеальных, вытянутых форм;
  • развивать умение создавать сложные лепные композиции; использовать в лепке разнообразные приёмы: выполнение декоративных налепов разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части к другой.

Основные принципы построения программы:

  • принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
  • принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
  • принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
  • принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
  • принцип динамичности (от самого простого - к сложному);
  • принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
  • принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
  • принцип преемственности (учет задач и новообразований следующего возрастного периода);
  • принцип сотрудничества (совместная работа со специалистами детского сада, родителями, детьми);
  • принцип интегративности (синтез искусств).

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Характеристика возрастных особенностей воспитанников старшего дошкольного возраста

В старшем дошкольном детстве (от 5 до 7 лет) закрепляется потенциал для дальнейшего художественно-эстетического развития ребенка. Этот возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Старший дошкольный период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь.

В продуктивной деятельности дети старшего дошкольного возраста могут изобразить задуманное (замысел ведет за собой изображение). Развитие мелкой моторики влияет на совершенствование техники художественного творчества. Дети в состоянии лепить из целого куска глины, моделируя форму кончиками пальцев, сглаживать места соединения, оттягивать детали пальцами от основной формы, украшать свои работы с помощью стеки и налепов, украшать их. Совершенствуются и развиваются практические навыки работы с ножницами: дети могут вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники. Создавать из нарезанных фигур изображения разных предметов или декоративные композиции.

Дети конструируют по условиям, заданным взрослым, но уже готовы к самостоятельному творческому конструированию из разных материалов. У них формируются обобщенные способы действий и обобщенные представления о конструируемых ими объектах.

Основные направления деятельности

  • Художественно – эстетическое направление: развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; освоение практических приемов и навыков художественного творчества.
  • Образовательное направление: получение первоначальных знаний о видах художественного труда, как направления художественного творчества.
  • Воспитательное направление: воспитание понимания значения художественного творчества, бережного отношения к произведениям искусства, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, эстетическая оценка продуктов изодеятельности.

Изложение тем курса, количество часов для их изучения

Учебно–тематический план изостудии «Самоделкин»

для детей старшего дошкольного возраста

72 занятия с режимом проведения 2 занятия в неделю с сентября по май включительно, длительность каждого занятия 25 - 30 минут.

№ недели

Технологии

Тема

Кол-во

часов

сентябрь

1

Пластилинография (диагностическое)

«Яблоки поспели»

1

Знакомство с оригами (диагностическое)

«Грибок»

1

2

Работа с природным материалом (диагностическое)

«Ежик»

1

Аппликация из ниток

«Осенняя березка»

1

3

Тестопластика (лепим из теста)

«Корзинка с фруктами»

1

Тестопластика (раскрашиваем)

«Корзинка с фруктами»

1

4

Знакомство с изонитью (диагностическое)

«Иголка, нитка, узелок»

1

Изонить

«Иголка, нитка, узелок»

1

октябрь

1

Контурная мозаика из рваной бумаги

«Осеннее дерево»

1

Плетение из полосок бумаги

«Мухомор»

1

2

Оригами

«Желтые листочки»

1

Работа с природным материалом (семена клена, веточки, листочки, пластилин)

«Цветочная поляна»

1

3

Тестопластика

«Чудо- дерево»

2

4

Изонить

«Грибок»

2

ноябрь

1

Оригами

«Фигурка лисы»

1

2

Объёмная аппликация из салфеток

«Снеговик»

1

Бумагопластика – закомство с квилингом

«Ветка рябинки»

2

3

Тестопластика

Магнит на холодильник «Снеговик»

2

4

Изонить

«Домик»

2

декабрь

1

Мозаика из цветной бумаги – обрывание бумаги.

«Украсим ёлочку к празднику»

1

Пластилинография

«Ёлочка»

1

2

Оригами

«Снежинка»

1

Аппликация из полосок бумаги

«Елочка их петелек»

1

3

Бумагопластика – квилинг (спираль)

«Овечка»

2

4

Изонить

«Снежинка»

2

январь

2

Оригами

«Снегири»

1

Пластилинография

«Рисуем жгутиками из пластилина»

1

3

Бумагопластика – квилинг (спираль)

«Снеговик»

2

4

Изонить

«Елочка»

2

февраль

1

Тестопластика

«Валентинка»

2

2

Плетение из полосок бумаги

«Сердце»

1

Ручной труд

«Валентинка»

1

3

Оригами

«Солдатская пилотка»

1

Торцевание

Открытка

1

4

Изонить

«Закладка»

2

март

1

Объёмная аппликация

«Цветок»

1

Пластилинография

«Нарцисс»

1

2

Бумагопластика – квилинг (листик)

«Цветы для мамы

2

3

Объёмная аппликация

«Горшок с цветком»

1

Мозаика из ватных шариков

«Гномик»

1

4

Изонить

«Ваза»

2

апрель

1

Бумагопластика – квилинг «листик», «спираль», «капелька».

«Сирень»

2

2

Декупаж

«Красивая тарелочка»

2

3

Конструирование из бросового материала.

«Аквариум»

2

4

Изонить

«Парус»

2

май

1

Оригами (диагностическое)

«Голубь»

1

Конструирование из бросового материала (диагностическое)

Червячок в яблоке».

1

2

Тестопластика (диагностическое)

«Рамка для фото»

2

3

Бумагопластика – квилинг (диагностическое)

«Бабочка»

2

4

Изонить (диагностическое)

«Мячик»

2

ВСЕГО

72

Описание и содержание методов и технологий преподавания

Принципы проведения занятий:

  • системность подачи материала – взаимосвязь комплекса методов и приёмов во всех видах занятий, и на протяжении всего периода обучения;
  • наглядность в обучении - осуществляется на основе восприятия наглядного материала;
  • цикличность построения занятия – занятия составлены на основе предыдущего занятия;
  • доступность - комплекс занятий составлен с учётом возрастных особенностей дошкольников по принципу дидактики (от простого - к сложному);
  • проблемность – активизирующие методы, направленные на поиск разрешения проблемных ситуаций;
  • развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на развитие эстетических чувств, познавательных процессов, на расширение кругозора.

Методические приёмы:

  • Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
  • Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
  • Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
  • Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
  • Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
  • Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, мастер - классах, семинарах.
  • Элементы релаксации - дети нуждаются в том, чтобы их научили расслабляться, мышечное расслабление снимает внутреннюю напряженность, усталость и раздражительность;
  • Элементы фантазирования – Д.Зингер и другие исследователи доказали, что дети умеющие фантазировать имеют более высокий показатель IQ , легче преодолевают трудности;
  • Развивающие игры – это игры направленные на: развитие речи, познавательной сферы, навыков общения, сенсорных систем;
  • Пальчиковые игры.

Технологии ручного труда:

1. Бумагопластика:

  • Скатывание бумаги

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

  • Обрывание и скатывание салфетки или ваты

Средства выразительности: объёмное изображение.

Материалы: цветной картон, мягкие салфетки или вата для скатывания их в комок либо обрывания, ватные палочки, гуашь, клей ПВА, педагогические эскизы.

Способ получения изображения: рвут вату или салфетки на мелкие кусочки, затем намазывают большой круг клеем и наклеивают материал.

  • Оригами

Материалы: квадраты из бумаги

Способ получения изображения: в этой технике можно сделать аппликационные работы, самостоятельные игрушки, различные рамки, коврики, картинки. Она способствует развитию мелкой моторики рук ребёнка, конструктивному мышлению, воображению и творческим способностям детей дошкольного возраста.

  • Бумагокручение (филигрань)

Материалы: полоски бумаги разной длины и ширины

Способ получения изображения: оно основано на умении скручивать полоски бумаги разной длины и ширины в рулоны, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объёмные и плоскостные композиции. Это развивает мелкую моторику рук, формирует пространственное мышление, развивает усидчивость, целеустремлённость, любознательность, будит фантазию и воображение, учит наблюдать, сравнивать, анализировать, представлять конечный результат, видеть сходство с реальными предметами.

  • Коллаж

Материалы: фантики от конфет, старых газет, кусочки ткани, ленты, сеточки, плоские пластмассовые игрушки и упаковки от них, листочки деревьев.

Способ получения изображения: это весёлая и непредсказуемая техника. В ней используют и комбинируют между собой элементы, которые были не предназначены первоначально друг для друга.

Она помогает проявлять фантазию и терпение, развивать воображение, умение сравнивать, воспитывает усидчивость.

  • Объёмная аппликация

Материалы: бумага разной фактуры, ткань, вата.

Способ получения изображения: аппликация, созданная путём наклеивания готовых сложенных из бумаги форм, на подготовленный фон. Эта техника сочетает в себе разные техники (обрывание, выщипывание, работа с мятой бумагой, мозаичным и другими способами).

2. Поделки из природного и бросового материалов

Средства выразительности: фактура, цвет, объем.

Материалы: крышки от майонезных банок, крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов, яйца «Киндер - сюрприза», сухие листья, коряги, шишки, жёлуди, мох, семена растений, скорлупа яиц, перья и т.п.

Способ получения поделки: ребенок делает поделку по образцу или пользуясь схемой.

3. Ниткография:

  • Изонить

Материалы: нитки, иголка, картон с нанесенным точечным рисунком.

Способ получения изображения: это техника представляет собой вышивание нитками по размеченному по шаблону рисунку на картоне, бархатной бумаге. Техника довольно сложная и ей предшествует большая предварительная работа. Овладевая приёмами изонити, дети учатся работать с линейкой, с выкройкой, с шаблоном, закрепляются навыки умения владения иголкой и нитью. Развивается глазомер, совершенствуется и укрепляется мелкая моторика пальцев рук, проявляется аккуратность в процессе художественно-творческой деятельности.

  • Аппликация из ниток

Средства выразительности: фактура, цвет, объёмное изображение.

Материалы: нитки шерстяные.

Способ получения изображения: аппликация, созданная путём наклеивания резанных ниток разной толщин и цвета, на подготовленный фон.

4. Тестопластика:

Средства выразительности: фактура, объёмное изображение.

Материалы: солёное тесто, салфетки, дощечки, педагогические эскизы.

Способ получения изображения: придание формы пластическому материалу с помощью рук и вспомогательных инструментов - стеков и т. п.

5. Пластилинография:

Средства выразительности: фактура, объёмное изображение.

Материалы: пластилин, салфетки, дощечки, педагогические эскизы.

Способ получения изображения: создание лепных картин с изображением полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности.

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Количество детей, форма проведения образовательной деятельности

Данная программа является адаптированной к особенностям образовательного процесса для детей дошкольного возраста и опирается на опыт детей. Программа рассчитана на обучение всех желающих без предварительного отбора воспитанников старшего дошкольного возраста.

Программа «Самоделкин» предполагает работу с детьми в форме совместной работы детей с педагогом, а так же их самостоятельной творческой деятельности. Место педагога в деятельности по обучению детей меняется по мере развития интереса и овладения детьми навыками. Основная задача на всех этапах освоения программы - содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Программа является интегрированным курсом, который включает в себя занятия по художественному ручному труду (бумагопластика, ниткография, тестопластика, пластилинография, работа с природным и бросовым материалами и т.д.), экспериментирование с различными материалам, упражнения на развитие мелкой моторики. Перечисленные виды связаны между собой и должны дополнять друг друга в течение всего учебного года. Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возращение к определенным видам нетрадиционных художественных техник, на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям старшего дошкольного возраста. Это гарантирует успех каждого ребенка и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.

Программа рассчитана на 1 год обучения. Содержание деятельности составлено с учетом возрастных особенностей и в соответствии СанПиН (требования к организации режима дня и учебных занятий).

Программа предполагает проведение двух занятий в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка по ручному труду «Самоделкин». Общее количество занятий – 72.

Диагностика знаний, умений и навыков детей старшего дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный – в сентябре, итоговый – в мае), на основе наблюдений в процессе продуктивной деятельности.

Комплектация групп и продолжительность занятий: возраст 5-7 лет: количество детей в группе -10, время занятий 25-30 минут. Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога.

Весь образовательный цикл делится на 5 этапов.

1 этап – подготовительный (подбор литературы, составление конспектов занятий, сбор различного материала для поделок и т. д.).

2 этап - знакомство со свойствами материалов.

3 этап - обучение приемам изготовления.

4 этап - изготовление поделок.

5 этап – выставки детских работ.

Совместная деятельность с детьми проводятся по следующей схеме:

  • Начало занятия – сюрпризный момент, сказочный сюжет или какая либо мотивация создания работы. Загадываются загадки, читаются стихи, проводятся беседы.
  • Рассказ, который сопровождается показом материала. Дети исследуют форму, обращают внимание на цвет, структуру.
  • Демонстрация образцов, панно, аппликации, композиции, их анализ.
  • Объяснение приёмов создания, важно побудить детей к высказыванию предложений о последовательности выполнения задания, отметить особенности работы с данным материалом.
  • Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
  • Самостоятельное изготовление поделки.
  • Анализ готовых поделок своих и товарищей.
  • Уборка рабочих мест, инструментов, оставшегося материала.

На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физкультминутка по теме занятия.

Материально-техническое оснащение, оборудование, дидактический материал.

  1. Столы и стулья для старшего дошкольного возраста.
  2. Шкафы для хранения методического, дидактического и диагностического материала.
  3. Проектор.
  4. Ноутбук.
  5. Экран.
  6. Научно-методическая литература.

Примерный набор материалов для старшей группы.

Наименование

Количество на группу

Солёное тесто

0,1 кг на каждого ребенка

Пластилин

3 коробки на одного ребенка

Доски, 20*20 см

На каждого ребенка

Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие

1 – 2 шт. на каждого ребенка

Стеки разной формы

3 – 5 наборов на группу

Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30*30), для вытирания рук во время лепки

На каждого ребенка

Ножницы с тупыми концами

На каждого ребенка

Бумага разных видов, картон простой и цветной, бумажные салфетки, гофрированная бумага, ткань, вата, ватные диски, природный материал, крупы, семена, пластилин, тесто, коробки, спички, нитки.

На каждого ребенка

Наборы бумаги одинакового цвета, но разной формы (10 – 12 цветов, размером 10*12см или 6*7см)

На каждого ребенка

Файлы из прозрачной синтетической пленки для хранения обрезков бумаги

На каждого ребенка

Розетки для клея

На каждого ребенка

Подносы для форм и обрезков бумаги.

На каждого ребенка

Щетинные кисти для клея

На каждого ребенка

Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем

На каждого ребенка

Шерстяные и хлопковые нити разных цветов

На каждого ребенка

ИЗОНИТЬ: иголки с большим ушком, цветные нити разного качества; ножницы с тупым концом;

шило; кусок линолеума примерно 25х25 см; цветной картон, бархатная бумага разного размера;

линейка, трафареты, фигурные лекала;

На каждого ребенка

Условия успешной реализации программы.

Ориентиры на психолого-педагогический аспект реализации программы:

  • создание художественно-развивающей среды в детском саду (изобразительная студия);
  • разработка занятий по развитию детских художественных способностей средствами нетрадиционных художественных техник ручного труда и их апробация;
  • подбор необходимой материальной базы в обучающей, развивающей и воспитывающей среде для самореализации творческого потенциала;
  • создание ситуации успеха и положительного принятия результата, а затем и его практического применения;
  • профессиональная подготовленность педагога, компетентного в технологии, любящего, понимающего детей, свое дело и смысл изобразительной деятельности в жизни ребенка.

4. МЕХАНИЗМ ОЦЕНКИ ПОЛУЧАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

  1. Что воспитанник должен знать, уметь по окончании обучения.

По окончанию этапа обучения (старший дошкольный возраст):

Развитие продуктивной деятельности детей (лепка, аппликация, художественный труд):

  • создает выразительные художественные образы в лепке, аппликации, передает характерные признаки предметов и явлений, настроение персонажей;
  • знает особенности изобразительных материалов;
  • лепит предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы;
  • использует разные способы вырезания и обрывания бумаги для создания образов в аппликации.
  • уметь работать с бумагой: сгибать лист вчетверо, в разных направлениях; работать по готовой выкройке;
  • умеет делать игрушки, сувениры из природного материала (шишки, ветки, ягоды) и других материалов (катушки, проволока в цветной обмотке, пустые коробки, поролона и пенопласта и др.), прочно соединяя части;
  • аккуратно, бережно относиться к используемым материалам и готовым изделиям.
  • создает поделку по рисунку, схеме, по образцу, по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали;
  • владеет способами построения замысла и элементарного планирования своей деятельности.

Развитие детского творчества:

  • создает многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную композиции;
  • самостоятельно комбинирует знакомые техники, помогает осваивать новые;
  • объединяет разные способы изображения (коллаж);
  • варьирует и интерпретирует элементы при составлении декоративных композиций;

  1. Форма оценивания результатов

Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям дошкольника

Срок

Название методики

Цель

Старший дошкольный возраст

Сентябрь

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества

Выяснить первоначальные знания и умения детей в изобразительной деятельности

Май

Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества

Выявить возможности интеграции видов изобразительной деятельности в ситуации свободного выбора ребенком вида и характера деятельности, материалов, содержания (замыслов), способов изображения.

(Диагностические таблицы – смотри ПРИЛОЖЕНИЕ №1)

Форма представления результатов работы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в МБДОУ.
  • В середине и конце учебного года проводятся открытые занятия для родителей воспитанников, на которых дети показывают умения, приобретенные в результате усвоения Программы «Самоделкин».

5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ:

В результате обучения предполагается, что обучающиеся получают следующие основные знания и умения:

  • знания о свойствах и возможностях различных материалов для художественного творчества;
  • освоят навыки работы с ножницами и клеем;
  • овладеют приемами тестопластики, бумагопластики, изонити, пластилинографии, научатся создавать свои образы и композиции из различных элементов;
  • научатся видеть необычное в обычных предметах;
  • разовьют мелкую моторику рук;
  • овладеют различными приемами преобразования материалов;
  • разовьется поисковая деятельность;
  • освоят умение анализировать поделку;
  • сформируется положительное отношение к труду;
  • разовьются конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности;
  • овладеют навыками культуры труда;
  • улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе;
  • повысят уровень развития творческих способностей.

Кроме того, обучающиеся получат дополнительные сведения о видах ручного труда, техниках тестопластики, бумагопластики, изонити, оригами, научатся самостоятельно использовать методы и приёмы продуктивной деятельности.

6. ЛИТЕРАТУРА

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги картона. – М.: Изд-во Лада, ; 240 с.
  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона.– М.: ИКТЦ Лада, 2008. – 95 с.
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю., «Игрушки из бумаги»– Спб.: Регата, 2000, 192с.
  4. Богатеева З.А. «Чудесные поделки из бумаги». М., Просвещение, 1992.
  5. Браницкий Г. А. «Живые картины» — Баро-Пресс, 2003.
  6. Гильман Р.А. «Иголка и нитка в умелых руках». – М.: Легпромбытиздат, 1993.
  7. Гусарова Н. Н. «Техника изонить для дошкольников» — Методическое пособие. – СПб.: “Детство – Пресс”, 2000.
  8. Гусарова Н.Н. «Техника изонити для дошкольников». –С.-П.: Детство- пресс.
  9. Давыдова Г.Н. «Детский дизайн. Пластилинография». М.:Скрипторий, 2006, 80с.
  10. Игрушка. Ее история и значение : Сборник статей под редакцией Н. Д. Бартрам : С 5 рис. в красках на отдельных листах и с 114 рисунками в тексте / В. Боруцкий, Сергей Глаголь, В. Харузина, В. Малахиева-Мирович и Н. Бартрам. — Москва : Издание Т-ва И. Д. Сытина, 1912. — 246 с., ил.
  11. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования.– Ярославль: Академия развития, ; 142 с.
  12. Леонова О.В «Рисуем нитью».- М. 2004.
  13. Леонова. О.В. «Рисуем нитью ажурные картинки2, СПб., Литера, 2005.
  14. Малышева А.Н., Ермолаева Н.В. «Аппликация в детском саду» - Ярославль: Академия развития, 2000, 144с.
  15. Мойе С.У. Занимательные опыты с бумагой. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 130 с.
  16. Нагибина М.И. «. Чудеса из ткани своими руками», Ярославль, Академия развития, 1997.
  17. Петрова И.М. «Объёмная аппликация» – Спб.: Детство-пресс, 2002, 48с.
  18. Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике.– М.: Изд. Скрипторий, 2008. – 48 с.
  19. Рябко Н.Б. «Занятия по изобразительной деятельности дошкольников. Бумажная пластика» – М.: Педобщество России, 2009, 64с.
  20. Сафонова О.А. «Конструирование из бумаги». Нижний Новгород, 1994.
  21. Соколова С.В. «Оригами для дошкольников».; СПб.; Детство-Пресс, 2004.
  22. Уолтер Х. Узоры из бумажных лент.– М.: Изд-во Ниола Пресс, 2006. – 112 с.

Диагностическая карта освоения программы кружка по художественному труду «Мастерилка»

(старший дошкольный возраст)

Фамилия имя ребенка

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

«Бумагопластика»

1

имеет навыки работы с бумагой: сгибает лист в 3-4 раза, в разных направлениях; выполняет работу по типу «Оригами»;

2

имеет навыки работы с шаблоном и готовой выкройке, изготавливает игрушки-самоделки;

3

выполняет картины по типу «мозаика» из бумаги с использованием природного материала (яичной скорлупы, семян подсолнечника и др.);

4

создает объёмные игрушки- самоделки, в основании которых лежат объёмные геометрические фигуры (конус, цилиндр, параллелограмм);

5

создает аппликацию с элементами квилинга, объемную аппликацию, используя бумагу разной фактуры.

«Ниткография»

1

умеет работать в технике «Изонить»- создает рисунок с помощью иголки и ниток по размеченному по шаблону рисунку на картоне, бархатной бумаге;

2

владеет приемами техники «Изонить, умеет работать с линейкой, с выкройкой, с шаблоном, навыки умения иголкой и нитью;

3

создает картины по типу из ниток, созданная путём наклеивания резанных ниток разной толщин и цвета, на подготовленный фон.

«Работа с природным и бросовым материалом»

1

создает картины в аппликативной технике, используя в работе сухие засушенные листья различных деревьев и различных цветовых оттенков;

2

создает игрушки- самоделки из природного материала (скорлупы грецкого ореха, каштанов, ягод рябины, семян подсолнечника и бросового материала (пенопласта, различных коробок, обрывков шнуров и др.), используя в качестве дополнительного материала пластилин, клей ПВА;

«Пластилинография» и «Тестопластика»

1

создает сложные лепные композиции; использует в лепке разнообразные приёмы: выполняет декоративные налепы разной формы, прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотно соединеняет части путём примазывания одной части к другой.

Развитие детского творчества

1

создает многофигурные композиции на всем листе, используя фризовую и линейную композиции

2

самостоятельно комбинирует знакомые техники, помогает осваивать новые

3

объединяет разные способы изображения (коллаж)

4

варьирует и интерпретирует элементы при составлении декоративных композиций

Итого

«+»

« - »

Уровень*


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить"

Программа художественно-эстетической направленности "Волшебная изонить" является модифицированной программой дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста....

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста. «Умелые ручки»

Формирование творческой личности — одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче всего раскрываются творческие с...

Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности. Литературный кружок «Говоруша»

Цель программы - развитие связной монологической речи старших дошкольников.Речевые задачи: связная речь (построение собственной модели изложения в процессе пересказа, сочинение сказок, соста...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Ритмика для малышей»

         Данная дополнительная образовательная программа носит развивающий характер, рассчитана на детей младшего дошкольного возраста (3-4 года), не посещающих данное ...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Танцевальная мозаика»

Цель программы:Создание условий для развития детского танцевального творчества старших дошкольников....

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направленности. Бисероплетение "Бусинка" возраст детей 5-7 лет. Срок реализации программы 2 года.

Занятия творчеством помогают развивать художественный вкус и логику, способствуют формированию пространственного воображения. Кроме того, у детей совершенствуется мелкая моторика рук, что очень важно ...

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Золотой ключик" группы компенсирующей направленности для детей от 2 до 7 лет

Художественно-эстетическая направленность воспитания занимает, пожалуй, одно из центральных мест в структуре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетны...