Методическая разработка, мастер класс для педагогов "Гороховый конструктор или занимательная математика для дошкольников"
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Матросова Ольга Алексеевна

Предлагаю рассмотреть альтернативу промышленной детской развивающей игрушке  и предложитьть вариант конструктора, который можно сделать своими руками, просто и быстро - конструктора из гороха.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА МАСТЕР-КЛАССА

Тема: Конструктор из гороха как средство развития математических представлений для детей с ОВЗ

Тип мастер-класса: Постановка вопроса

Цель: повышение профессионального мастерства и квалификации педагогов по развитию математических способностей детей дошкольного возраста посредством конструирования из гороха.

Задачи: 1. Научить конструировать плоскостные и объёмные фигуры из горохового конструктора

                       2. Развивать творческое пространственное мышление и рефлексивные способности педагогов.

 

Оборудование: подготовленный горох, зубочистки, экспозиционный экран, проектор, компьютер, мультимедийное сопровождение, технический план построек.

Примерный ход мастер-класса

1 этап. Обоснование основных идей, целеполагание.

            Конструктор, пожалуй, можно назвать одной из самых любимых игрушек детей любого возраста. В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму работы, как конструирование. Игры и совместная деятельность педагога с детьми в дошкольном учреждении, конечно не обходятся без конструкторов. Сегодня промышленность и торговые сети предоставляют нам возможность огромного выбора самых разнообразных вариантов этой замечательной детской игрушки, на любой, как говорится, цвет и вкус. И это здорово, очень хорошо, когда есть из чего выбрать. Но, возможно, вы замечали, что дорогие и «навороченные» конструкторы быстро надоедают детям. Или, вот еще одна сторона медали, на которую вам также приходилось обращать внимание: большой и дорогой конструктор не возьмешь с собой на природу, на дачу, в гости и просто во двор, в песочницу – и неудобно, поскольку он занимает довольно много места, и жалко – мелкие детали обязательно потеряются.

Предлагаем рассмотреть альтернативу промышленной детской развивающей игрушке, и предложить вариант конструктора, который можно сделать своими руками, просто и быстро – конструктора из гороха.

2 этап. Основная часть. Представление педагогического опыта

Конструктор из гороха – один из первых детских развивающих конструкторов, созданный Фридрихом Фрёбелем. Этому конструктору исполнилось уже 150 лет. Принцип конструктора – соединение отдельных деталей (палочки-зубочистки) в целые конструкции при помощи узлов соединения (горошин). Горох нужен «Нут», он крупнее обычного гороха, и работать с ним одно удовольствие.  

Горох нужно замочить в горячей воде примерно на 5- 8 часов, чтобы он немного размягчился. После этого горох довольно легко прокалывается зубочисткой, но не разваливается, если конечно, не прилагать больших усилий. Дети быстро начинают чувствовать с какой силой нужно надавливать, чтобы горошина осталась целой. Достаточно того, чтобы зубочистка входила в горох на 3-4 мм, поэтому необходимо периодически проверять горошины на мягкость, вставляя зубочистки под разным углом. Когда горох становится достаточно мягким, выкладываем его на мокрое полотенце (чтобы не высыхал) и начинаем конструировать. Строить можно самые разные пространственные модели, нанизывая горошины на острые края зубочисток. После того как конструктор собран и пространственная гороховая модель готова, нужно оставить её высохнуть. Высыхая, горох намертво зажимает зубочистки, модель становиться крепкой и её можно будет переместить.

Гороховый конструктор – занимательный материал для достижения многих задач математического развития. Будучи образным для ребёнка, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки, доступный для тактильного восприятия, он вмещает в себя огромный мир математических задач, которые отражены в адаптированной образовательной программе ДО с ЗПР в сенсомоторном модуле, блок 2-  форма:  

-  использовать в качестве эталонов плоскостные и объемные формы;

-  различать в предмете его части, соотношение частей;

- иметь представления о многоугольнике, о прямой линии, отрезке прямой;

- различать, называть: отрезок, угол, многоугольники, куб. Проводить их сравнение;

- воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей.

Многие из вас знают, что некоторые дети плохо видят в геометрической фигуре стороны, вершины. Выполняя конструкцию из гороха. наглядно видно: горох – вершины, зубочистки – стороны. Одно дело показать треугольник или нарисовать его, а другое – сделать треугольник самому. Чтобы сделать треугольник нужны три горошины и три зубочистки. Четыре – это четырёхугольник. А как превратить три в четыре, треугольник в квадрат? Надо добавить одну горошину и одну зубочистку. Возникают ассоциативные связи между понятием числа и образом – геометрической фигурой. Дети усваивают понятия точка, линия – прямая, ломаная, луч, отрезок, называют и сравнивают многоугольники.

 Представления об объёмных формах для детей дошкольного возраста также затруднены, они не могут сопоставить изображение на плоскости с выпуклыми формами. Конструирование их гороха помогает в решении этой задачи. Дети на практике превращают плоские фигуры в объёмные, комбинируют детали, создавая целостные образы.

 Гороховый конструктор ценен для детей своей экологичностью, что очень важно. Горох даёт ребёнку исключительно приятные тактильные ощущения при создании поделок. От занятий с таким конструктором у детей останутся только приятные впечатления.    

3 этап. Организация самостоятельной работы участников

Сегодня мы с вами попробуем сделать постройки из этого конструктора

Этапы работы:

-Безопасность во время работы с конструктором

-Конструирование плоских геометрических фигур

-Конструирование объёмных фигур (пирамида, куб)

Приступаем к работе. Делаем треугольник. Чтобы аккуратно собрать треугольник, нужно разложить все детали в форме будущего многоугольника, а потом только скреплять. (Выполнение самостоятельной работы)

По такому же принципу делаем квадрат (Выполнение самостоятельной работы)

А теперь эти плоские фигуры превратите их в объёмные (выполнение работы). У вас получилась призма и куб. А что может получиться если соединить эти объёмные фигуры (дом, ракеты и т.д) Участники выполняют творческую работу.

Конечно же, сейчас в этом конструкторе заменяют горох синтетическими материалами и даже кусочками мармелада, но ощущения будут совсем другими. Так легче, но тактильные ощущения, которые дает рукам влажный твердый горох при работе с конструктором, просто потрясающие. Это такой отдых и расслабление. И действительно общение с природой.

4 этап. Рефлексия

Уважаемые коллеги, предлагаю вам оценить настоящий мастер-класс следующим образом: если он для вас оказался интересным, то положите в мешочек горох, если не очень – с гречкой, а если вы не узнали ничего нового – ничего не кладите.

Обмен мнениями присутствующих, оценка происходящему.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Мастер - класс для родителей по развитию мелкой моторики у дошкольников"

В разработке представлено родительское собрание, на котором родители знакомятся с понятием "мелкая моторика", ее способами развития...

Мастер – класс для педагогов на тему: «Занимательная математика для дошкольников»

Мастер – класс для педагогов на тему:«Занимательная математика для дошкольников»...

Методическая разработка.Мастер-класс для педагогов " Кинезиология, как оздоровительная форма, применяемая в умственном и физическом оздоровлении дошкольников"

Цель: Познакомить педагогов с кинезиологическими упражнениями, применение которых возможно в образовательном процессе в целях умственного и физического оздоровления дошкольников...

Методическая разработка мастер-класса «Изготовление национальной ненецкой куклы «Нухуко» в технике «пластилинография» Форма проведения: мастер-класс

Приложение  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298129","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"23298132","attribu...

Методическая разработка мастер-класса с родителями по теме «Формирование финансовой грамотности дошкольников через театрализованные игры».

педагогическое просвещение родителей по вопросам формирования основ финансовой грамотности....