Конструирование (ручной труд) для средней группы детского сада
|
Месяц | Тема НОД | Программное содержание | Методическое обеспечение | Количество часов |
Сентябрь | «Домики» | Закреплять умение строить постройку с перекрытием по образцу. Учить отбирать детали для постройки и гармонично их сочетать по цвету. Познакомить с ново формой – брусок. Формировать представление о зависимости высоты постройки: чем больше этажей, тем выше дом. Познакомить с основными частями дома: фундамент, стены, перекрытия, крыша, окна, двери. Учить анализировать образец. Ввести слова, обозначающие пространственные понятия: слева - справа, ближе - дальше, впереди - сзади. Закреплять умение объяснять последовательность постройки. Развивать глазомер, координацию работы рук, творческие способности. Воспитывать доброжелательность, аккуратность. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 47 | 1 |
«Веселые зверюшки» | Познакомить со свойствами бумаги, картона. Учить пользоваться ножницами, закреплять правила безопасности. Учить самостоятельно вырезать детали – ушки, хвостик, срезая уголки у квадратов и прямоугольников, разрезая квадрат по диагонали; оформлять поделки, придавая им определенные образы. Учить проговаривать свои действия. Закреплять названия геометрических фигур. Продолжать учить пользоваться клеем, кисточкой, салфеткой. Развивать творческую инициативу, фантазию, мелкую моторику. Воспитывать желание мастерить своими руками. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 130 | 1 |
Октябрь | «Заборчики» | Учить строить заборчик по словесной инструкции. Учить анализировать постройки, называть основные детали, выполняемые действия. Продолжать формировать представления о строительных деталях, их названиях, свойствах (форма, размер, устойчивость). Учить комбинировать детали, сочетая их по форме, размеру, цвету. Совершенствовать элементарные навыки пространственной ориентации. Развивать творчество, эстетический вкус, моторику. Воспитывать интерес к конструированию. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 48 | 1 |
«Ворота» | Продолжать закреплять умение строить с опорой на образец. Учить анализировать образец, отбирать необходимые детали для своей постройки. Развивать умение преобразовывать постройки по разным параметрам. Развивать глазомер, конструкторские навыки. Воспитывать творческую инициативность, аккуратность, терпение. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 48 | 1 |
«Сарайчики и гаражи» (занятие 4) | Учить строить сарайчики и гаражи, применяя длинные пластины. Формировать представления о строительных деталях, их свойствах. Учить сравнивать детали, устанавливать зависимость устойчивости деталей от их расположения. Закреплять названия основных частей постройки, пространственную ориентировку. Закреплять представления о назначении гаражей и сараев. Развивать координацию работы рук, зрительное внимание. Развивать умение развертывать сюжет игры. Воспитывать стремление к дружескому общению. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 49 | 1 |
Сарайчики и гаражи» (занятие 5) | Закреплять умение анализировать образец постройки, называя основные части постройки, строительные детали. Закреплять умение сравнивать детали по их свойствам; умение проговаривать последовательность своих действий при постройке сооружения. Учить видоизменять образец по условиям. Учить анализировать проблемную ситуацию. Развивать конструктивные умения, творческие способности, умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать интерес к конструированию, дружественные чувства. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 49 | 1 |
«Играем с цветом» (палочки Кюизенера) | Продолжать знакомить детей с эталонами цвета, закреплять названия основных цветов. Развивать умение группировать, классифицировать палочки по признакам. Активизировать речь детей, развивать зрительное и слуховое восприятие, невербальное воображение, память, конструктивное мышление. Воспитывать дружественные чувства, навыки взаимовыручки. | «Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2» Автор-составитель Панова Е. Н., стр. 9 | 1 |
Ноябрь | «Рассели жильцов» (блоки Дьенеша) | Закреплять названия геометрических фигур, учить определять их признаки, классифицировать и группировать по определенным признакам. Развивать логическое мышление, внимание. Воспитывать стремление выполнить задание правильно, взаимовыручку. | «Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 1» Автор-составитель Панова Е. Н., стр. 25 | 1 |
«Игрушка – свинка» (бумага) | Учить складывать прямоугольный лист пополам, сглаживать линии сгиба. Продолжать учить анализировать образец, называя основные части тела, детали поделки, способы изготовления и крепления деталей. Закреплять умение аккуратно пользоваться клеем, правильно пользоваться ножницами. Учить оживлять поделки, прорисовывая фломастерами мелкие детали. Развивать творческие способности, моторику, зрительное внимание. Воспитывать стремление работать аккуратно, чувство взаимопомощи. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 56 | 1 |
«Двухэтажный дом» (бумага) | Формировать обобщенные представления о домах. Закреплять навыки работы с бумагой: складывать прямоугольный лист пополам, сглаживать линии сгиба, срезать уголки деталей, для придания необходимой формы, выполнять действия в определенной последовательности. Закреплять умение безопасно пользоваться ножницами, аккуратно пользоваться клеем, намазывать равномерно и полностью заготовку клеем. Учить проводить сравнительный анализ деталей, находить похожие объекты из окружения. Развивать моторику, зрительное внимание, творческие способности. Воспитывать положительный эмоциональный отклик. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 56 | 1 |
«Строим забор» (палочки Кюизенера)
| Закреплять названия основных цветов, развивать умение группировать, классифицировать палочки по цвету. Развивать речь: использовать слова «одинаковые», «такая же», «тоже красная» и т. д. развивать внимание, память, мышление. Воспитывать положительный эмоциональный отклик. | «Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2» Автор-составитель Панова Е. Н., стр. 10 | 1 |
Декабрь | «Будка для собаки» | Продолжать учить складывать лист пополам, работать с клеем. Учить анализировать поделку, выделяя части, их пространственное расположение, расположение деталей на плоскости. Учить объяснять приемы работы. Развивать зрительное и слуховое внимание, творческую инициативу, расширять словарь детей, активизировать речь. Воспитывать стремление работать аккуратно, чувство взаимопомощи. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 55 | 1 |
«Праздничные флажки»
| Закреплять умение складывать прямоугольную заготовку пополам. Учить обводить по шаблону, вырезать из листов, сложенных пополам. Развивать чувство ритма, мелкую моторику, координацию работы рук. Воспитывать эстетическое восприятие, чувство коллективизма. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 155 | 1 |
«Елочная игрушка» | Познакомить с фигурой – цилиндр, его свойствами (в сравнении с бруском). Учить склеивать цилиндр, вырезать детали для поделки. Активизировать речь, продолжать учить объяснять последовательность своих действий. Развивать конструкторские навыки, чувство пропорций, навыки безопасной работы ножницами, карандашом, клеем. Воспитывать аккуратность, положительный эмоциональный отклик. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 130 | 1 |
«Теремок Деда Мороза» | Учить сооружать в определенной последовательности прочную постройку с перекрытием, используя усвоенные ранее навыки, делать надстройки. Украшать крышу разнообразными деталями. Развивать умение планировать свою деятельность, активизировать речь, развивать координацию работы рук и глаз, слуховое и зрительное внимание. Воспитывать старательность, стремление выполнить работу правильно, навыки самоконтроля. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 117 | 1 |
Январь | «Веселые картинки» | Учить плоскостному моделированию. Формировать представления о строительных деталях, геометрических фигурах. Развивать способности к зрительному анализу, зрительную память, конструкторское мышление. Воспитывать навыки коллективной деятельности, стремление к речевому и игровому общению. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр.123 | 1 |
«Конструируем из палочек» | Закреплять значение признака «Размер», умение выкладывать сериационный ряд. Учить анализировать контуры предметов. Закреплять названия геометрических фигур. Развивать зрительное внимание, мелку моторику, воображение. Воспитывать положительный эмоциональный отклик. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр.138 | 1 |
«Мост» (занятие 10) | Формировать представления детей о мостах, их назначении, материалом изготовления в окружающей реальности, частях (опоры, спуски, перекрытия). Познакомить через иллюстративный материал с мостами, построенными в прошлом и настоящем. Познакомить с классификацией мостов по назначению (пешеходный, автомобильный, железнодорожный). Развивать способности к зрительному анализу, зрительную память, конструкторское мышление. Активизировать речь, расширять активный и пассивный словарь детей. Воспитывать навыки коллективной деятельности, стремление к речевому и игровому общению. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр.52 | 1 |
Февраль | «Машины бывают разные» | Учить конструировать грузовой автомобиль, анализировать образец, преобразовывать постройку (удлинять, применяя длинные пластины). Продолжать знакомить с фигурой – цилиндр, его свойствами (в сравнении с бруском). Обобщить знания о грузовых машинах, основных частях, назначении. Развивать логическое мышление, зрительное и слуховое внимание, память, аналитические способности. Воспитывать интерес к конструированию. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 119 | 1 |
«Корабли» | Формировать обобщенное представление о кораблях: у всех есть нос, корма, труба, днище, палуба; на кораблях перевозят грузы, пассажиров. Учить способам конструирования корабликов. Закреплять имеющиеся у детей конструкторские навыки. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. Учить анализировать сооружения, планировать деятельность, самостоятельно отбирать, заменять детали. Развивать внимание, память, воображение. Воспитывать навыки самоконтроля. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 121 | 1 |
«Самолет» | Формировать элементарные представления о самолетах, их назначении, строении. Учить строить по образцу, комбинировать и заменять детали, преобразовывать образец, придумывать свои варианты построек. Учить устанавливать их пространственное расположение. Развивать конструкторские навыки. Воспитывать навыки самоконтроля. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр.122 | 1 |
«Лев» (бумага) | Учить складывать прямоугольный лист пополам, сглаживать линии сгиба. Продолжать учить анализировать образец, называя основные части тела, детали поделки, способы изготовления и крепления деталей. Закреплять умение аккуратно пользоваться клеем, правильно пользоваться ножницами. Учить оживлять поделки, прорисовывая фломастерами мелкие детали. Развивать умение надрезать заготовку по краю. Развивать творческие способности, моторику, зрительное внимание. Воспитывать стремление работать аккуратно, чувство взаимопомощи. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 155 | 1 |
Март | «Открытка для мамы» | Продолжать учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая углы, проглаживая линию сгиба, украшать поделку аппликацией, аккуратно приклеивать. Развивать аналитические способности, умение сравнивать, определяя сходство и различия. Активизировать речь, развивать умение проговаривать свои действия. Воспитывать навыки самоконтроля добрые чувства к близким, заботливое отношение к родным. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 54 | 1 |
«Мост» (занятие 11) | Закреплять представления детей о мостах, их назначении, материалом изготовления в окружающей реальности, частях (опоры, спуски, перекрытия). Закреплять классификацию мостов по назначению (пешеходный, автомобильный, железнодорожный). Учить устанавливать зависимость формы мостов от их назначения (у мостов для машин есть спуски, у мостов для пешеходов - ступеньки). Развивать способности к зрительному анализу, зрительную память, конструкторское мышление. Активизировать речь, расширять активный и пассивный словарь детей. Воспитывать навыки коллективной деятельности, стремление к речевому и игровому общению. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 53 | 1 |
«Записная книжка» | Продолжать учить складывать прямоугольный лист пополам, совмещая углы, проглаживая линию сгиба, украшать поделку аппликацией, аккуратно приклеивать. Развивать аналитические способности, умение сравнивать, определяя сходство и различия. Активизировать речь, развивать умение проговаривать свои действия. Воспитывать навыки самоконтроля. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр.54 | 1 |
«В гости к матрешкам» (палочки Кюизенера) | Закреплять представления о форме (треугольная, квадратная, прямоугольная), длине (самая длинная, короче, самая короткая), счете (в пределах пяти). Упражнять в ориентировке в пространстве, названии цветов палочек. Развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление. Воспитывать дружественные чувства. | «Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2» Автор-составитель Панова Е. Н., стр. 52 | 1 |
Апрель | «Кораблик» (палочки Кюизенера) | Закреплять навыки счета. Развивать умение отсчитывать предметы до 5, обозначать цифрой, устанавливать соответствие цифры и числа. Учить конструировать из палочек, ориентироваться на плоскости. Развивать творческое воображение и комбинаторное мышление. Воспитывать интерес к конструированию, навыки взаимопомощи. | «Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2» Автор-составитель Панова Е. Н., стр. 54 | 1 |
«Ракета» | Учить выкладывать изображение из геометрических фигур по схемам. Учить проговаривать названия геометрических фигур, необходимых для выкладывания изображения. Развивать зрительное внимание, логическое мышление. Активизировать речь. Воспитывать навыки самоконтроля и самоанализа. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В., стр. 185 | 1 |
«Веселый паровозик» (палочки Кюизенера) | Упражнять в конструировании из палочек по образцу. Совершенствовать навыки в определении цвета. Развивать логическое мышление, внимание, память. Расширять словарь детей словами, обозначающими соотношение объектов по размеру. Воспитывать положительный эмоциональный отклик. | «Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2» Автор-составитель Панова Е. Н., стр. 76 | 1 |
«Рыбка» (блоки Дьенеша) | Закреплять названия геометрических фигур, их признаки, свойства. Закреплять навыки классификации геометрических фигур. Учить выкладывать плоскостное изображение по схеме. Развивать воображение, зрительное внимание, моторику. Воспитывать интерес к конструированию, навыки самоконтроля. | «Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 1» Автор-составитель Панова Е. Н., стр. 23 | 1 |
Май | «Мышонок в зоопарке» (блоки Дьенеша) | Закреплять умение выделять заданную геометрическую фигуру по трем признакам – форма, размер, цвет. Учить выкладывать плоскостное изображение по схеме. Формировать наглядно-схематическое мышление с помощью карточек-свойств. Расширять активный словарь – наречия. Воспитывать навыки самоконтроля, взаимопомощи. | «Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 1» Автор-составитель Панова Е. Н., стр. 51 | 1 |
«Поможем Мальвине» (блоки Дьенеша) | Закреплять знания о количественном счете. Учить обобщать объекты по трем свойствам (форма, цвет, размер) с учетом наличия или отсутствия каждого. Активизировать речь. Развивать логическое мышление, память, воображение, сообразительность. Воспитывать чувство взаимопомощи, положительный эмоциональный отклик. | «Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 1» Автор-составитель Панова Е. Н., стр. 41 | 1 |
«Дом с забором» (палочки Кюизенера) | Упражнять в конструировании из палочек по образцу. Совершенствовать навыки в определении цвета. Развивать логическое мышление, внимание, память, чувство ритма. Расширять словарь детей словами, обозначающими соотношение объектов по размеру. Воспитывать положительный эмоциональный отклик. | «Дидактические игры-занятия в ДОУ. Выпуск 2» Автор-составитель Панова Е. Н., стр. 31 | 1 |
«Свободное конструирование» | Закреплять умение анализировать образец постройки, называя основные части постройки, строительные детали; умение строить по собственному замыслу; обыгрывать постройку. Закреплять умение сравнивать детали по их свойствам; умение проговаривать последовательность своих действий при постройке сооружения. Учить видоизменять образец по условиям. Развивать конструктивные умения, творческие способности. Воспитывать интерес к конструированию, дружественные чувства. | «Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекты занятий» Куцакова Л. В. | 1 |