Презентация опыта работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста практических навыков по компетенции «Робототехника»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

Нехаенко Оксана Эхтибаровна

Игра является важнейшим спутником детства. Конструирование   позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_robototehnika_._3.docx37.59 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           Доклад

(Слайд1)Презентация опыта работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста практических навыков по компетенции «Робототехника»

Игра является важнейшим спутником детства. Конструирование   позволяет детям учиться, играя, и обучаться в игре.

(Слайд2,3) Планируя работу по формированию у детей старшего дошкольного возраста практических навыков по направлению «Робототехника» я поставила следующие задачи: (на слайде)

  • Познакомить с направлением робототехника, с различными видами роботов, с профессиями которые входят в направление робототехники.
  • Познакомить с основными компонентами конструкторов Апитор и Лего WeDo.
  • Сформировать навыки основных приёмов сборки и программирования робототехнических средств.
  • Способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования моделей.
  • Способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям, развитию конструкторских и  инженерных навыков.
  • Развивать память, внимание, логическое мышление; мелкую моторику.
  • Развивать творческую инициативу и самостоятельность.
  • Воспитывать навыки сотрудничества: работать  в коллективе, в команде, малой группе (в паре).

Слайд4,5 В результате практической работы воспитанники смогут:

-овладеть техническим конструированием и робототехникой, проявлять

инициативу и самостоятельность программирования, познавательно-исследовательской деятельности в работе с конструктором "Apitor"  "LEGO  WeDo 2.0",

- владеть разными формами и видами творческо-технической игры, основными компонентами конструктора; видами подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, основными понятиями, применяемыми в робототехнике.

- видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части;

- соотносить конструкцию предмета с его назначением;

- создавать различные конструкции одного и того же объекта;

- создавать различные конструкции модели по схеме, чертежу, по словесной инструкции педагога, по собственному замыслу;

- создавать конструкции, объединенные одной темой.

- освоить компьютерную среду, включающую в себя графический язык программирования.

(Слайд6)Для определения уровня знания детей по компетенции «Робототехника» и готовности воспитанников к усвоению навыков программирования я адаптировала и провела диагностику по методике Т.В  Федоровой с учетом индивидуальных особенностей детей. Критерии оценки представлены на слайде (слайд)

-Может рассказать о направлении робототехника

- Называет детали конструктора (плоские и объемные).

-Способы соединения деталей (неподвижное и подвижное)

-Строит по образцу

-Строит по схеме

-Строит по инструкции педагога

- Строит по замыслу, преобразует постройку

-Слушает и понимает взрослого, действует по заданному алгоритму, правилу или схеме.

- ребенок владеет элементарными навыками программирования,    способен воспроизвести программу движения робота по образцу, а также самостоятельно составить программу движения робота, и пояснить алгоритм ее действия;

          -Создает программы для робототехнических средств, при помощи

специализированных  конструкторов.

-Может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат,

назвать способы конструирования модели, продемонстрировать ее

технические возможности.

         

(Слайд7)Результаты  я проанализировала и занесла в диаграмму для дальнейшего отслеживания динамики.

(диаграмма на слайде)

Слайд 8  Прежде чем начать работу с детьми я

- осуществила  поиск необходимой информации,

- изучила полученное оборудование,

- прошла курсы повышения квалификации «Основы образовательной робототехники,

- участвовала в вебинаре «Образовательная робототехника в современном  ДОУ»,  

- занималась  подбором методик и технологий обучения детей робототехнике,

- составила план работы на пол года

Также:

- изучила интерес и осведомленность родителей о робототехнике:

    - подобрала видеоматериалы, презентаций;

   - создала развивающую предметно - пространственную среду по направлению «Робототехника»

(Слайд9,10)На первом, ознакомительном, этапе работы с воспитанниками познакомила рябят с

- «Историей возникновения термина «Робот и робототехника»»

- «Историей развития робототехники»

- «Робототехникой современности»

Слайд11 через беседы, просмотр презентаций, интерактивные экскурсии, лэпбук-технологию, полученные знания закрепляли, используя дидактические игры:

Слайд 12,13, -«Таинственный мешочек»

- Архитектор. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.

          - «Сделай план и построй»

          -«Ошибки в узоре»

  Слайд 14,15- «Составь рассказ о робототехнике по картинкам»

          -«Собери модель по памяти». 

          -«Найди пару»

         -  Игра «Что изменилось у робота?»

          -«Чья команда быстрее построит?» и т.д

(Слайд 16,17 ) Закрепляли знания, через сюжетно-ролевые игры, мозговой штурм, викторины, интерактивные игры «Робототехнические бои», квест-игры «Простые механизмы», творческие конкурсы: приведу пример  одного из них : конкурс «Создай своего робота помощника» и расскажи, какую пользу он приносит. Детям был предложен конструктор на выбор, ребята увлеченно рисовали схемы своих роботов,  собирали роботов, составляли небольшие рассказы  о них: были представлены модели: робот-домохозяйка- он помогал мыть посуду и убирать по дому, робот-сыщик- он мог найти потерянные ключи, пульт, людей заблудившихся в лесу, робот-курьер, который ходит в магазин за продуктами и т.д.

(Слайд 18,19)Параллельно с этим, расширяла знания детей о профессиях людей по данному направлению: инженер-робототехник, инженер-конструктор, инженер по тестированию, инженер –электронщик, программист,  

Совместно с ребятами, мы рассуждали о том, где могут работать люди вышеуказанных профессий, какие инструменты и материалы используют в своей работе, о технике безопасности, результатах их труда и какими личностными качествами необходимо обладать этим людям.

(Слайд20)На втором, практическом, этапе я знакомила детей с различными конструкторами. В нашем учреждении новизной в работе по этому направлению является использование в образовательном процессе современных  конструкторов Фанкластик, Апитор, конструктор Энергия соли, LEGO WeDo 2.0, которые базируются на новых информационных технологиях и способствуют развитию информационной культуры детей и их взаимодействию с миром технического творчества.

(Слайд21,22)Поскольку 2021-2022 учебный год в рамках дополнительного образования я работала с воспитанниками по направлению конструирование, применяя конструктор «Фанкластик», то моим ребятам легко было конструировать по схеме, достаточно быстро мы с  воспитанниками перешли на конструирование по замыслу. Здесь передо мной стояла задача дать детям азы программирования. 

(Слайд23) Для начального ознакомления детей с основами программирования  использовала учебно-методическое универсальное пособие «Робомышь»

Данный набор входит в основу STEM-образования, которое, активно набирает популярность. На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели. На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком. И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно выкладывают и программируют робота.

Слайд24 В качестве подготовительных упражнений, способствующих формированию у детей умений строить алгоритмы, использую игры-упражнения на выстраивание последовательности событий, например, те, что представлены на слайде «А что было дальше?», «Кто знает, тот дальше сказку продолжает». Во время игры вызванный ребенок может сказать 1-2 предложения, затем продолжает другой ребенок. Для того чтобы облегчить рассказывание, можно предложить набор картинок.

Также использовала игры с правилами и организовывала игровую деятельность дошкольников по заданным  условиям (алгоритмам).

Например, в игре «Зоопарк» нужно выстроить систему правил: При покупке билета у воспитателя в зоопарк, дошкольник сначала должен произнести: «Здравствуйте», а потом протянуть деньги, попросить билет, взять билет, получить сдачу, пройти к контролеру, протянуть билет, зайти в зоопарк. Если последовательность действий (алгоритм) будет нарушен, то дошкольнику будет запрещено посещать зоопарк сегодня.

Слайд25 Также для развития основ алгоритмики и программирования, использовали игру  «Робот и программист». Суть ее заключается в том, что в паре детей один – робот, второй – программист, который дает словесную пошаговую инструкцию (или алгоритм действий) роботу, тот, в свою очередь должен выполнить инструкцию точь-в-точь, даже если в ней не будет логической последовательности.

(Слайд26)После изучения основ алгоритмики, мы перешли к программированию различных построек из современных  конструкторов Апитор и  Лего Видо. Ребята учились программировать через программы, также через  систему смартхаб, представленную в констукторе Лего Видо. Система Смартхаб – это микрокомпьютер, который программируется, через  компьютерную программу , с определенным алгоритмом действий.

Слайд27,28 Здесь я использовала такие технологии, как проблемные ситуации, через решения которых дети строили и программировали различные модели: «Помощника робота», «Пчелу», «Робота шпиона», «Спасательный вертолет» и др.

Слайд29,30 Также использовали технологию  экспериментально -исследовательской деятельности: дети изучали, что такое силы, и как они заставляют предметы перемещаться, создали и запрограммировали робота «Тягач» для изучения результатов действия уравновешенных и неуравновешенных сил на движение предметов, составили рассказ и представили свои выводы о том , когда силы будут находиться в равновесии, а когда нет, познакомившись с видами сил и их воздействии на объект.

Также на  занятиях  я использую технологию сотрудничества. Самое главное умение, приобретаемое дошкольниками, – это умение согласовывать свои действия с окружающими, т.е. – работать в команде.

(Слайд 31)Что касается развивающей предметно-пространственной среды, то для эффективной организации занятий в нашей группе я создала центр «Академия робототехники». В центре были представлены различные роботы,  современные конструкторы; дидактические материалы:  в своей работе применяла технологию лепбук  «Фиксикоробототехника», альбом «Робототехника в современном мире», картотеки дидактических игр по робототехнике и конструированию. Логико – математическое игры,  карточки – схемы с алгоритмами, графическими диктантами, дидактические игры на развитие алгоритмического мышления.

(Слайд 32,33)Мы знаем, что участниками педагогического процесса являются не только воспитанники и педагоги, но и родители (законные представители) воспитанников. Для начала я  познакомила родителей с целями и задачами робототехники в детском саду. Мною была исследована педагогическая компетенция родителей в области развития инженерно-технических навыков детей. Для этого провела анкетирование родителей по данному направлению.  Целью данных анкет было: выявить отношение родителей к конструкторской  деятельности детей и робототехники. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к интересу детей к конструированию и программированию, и понимают, что роль развития детского мышления занимает в развитии ребенка не последнее место.

 Слайд34,35   В уголке для родителей были размещены  различные консультации, памятки,буклеты по конструированию и робототехнике:

-«ЛЕГО конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста».

-«Конструктор нового поколения Фанкластик»  

-«Знакомство с конструктором «Апитор, Лего WeDo»,

-«Мой робот».

 Памятки для родителей  

-«Образовательная робототехника в ДОУ»,

Буклеты:

-«Основы   детской робототехники»,  

-«Современный конструктор Лего Wedo»  

Также с родителями были проведен мастер-класс:

- «Современный конструктор «Лего Wedo».

         

Слайд 36В результате родители приняли активное участие в создании фото-выставки по робототехнике и вдохновились на покупку современных программируемых конструкторов домой.

Слайд37 Дети совместно с педагогами и родителями принимали активное участие в конкурсах «Лучший центр по конструированию», «Создай своего робота» их бросового материала, в котором заняли первое место;

-участвовали во всероссийских конкурсах «21 фонда», «Планета Лего», «Город Будущего»  также заняли 1и 3  места.

(Слайд38)По истечении 6-и месяцев я вновь провела диагностику детей. Результаты вы видите на диаграмме (Сравнительна Диаграмма на слайде)

Таким образом, я отметила положительные изменения:

Слайд39 - дети, владеют техническим конструированием и робототехникой, проявляют инициативу и самостоятельность программирования, в познавательно-исследовательской деятельности в работе с конструктором "Apitor"  "LEGO  WeDo 2.0",

           -ребята освоили принципы алгоритмики,

           -расширили знания о робототехнике,  

- наблюдается высокий уровень  работы с предложенными инструкциями и схемами;

-освоили принципы работы с программируемыми конструкторами.

-   наблюдается положительная динамика у детей – в интеллектуальном развитии, проявление творчества в работе, умение создавать замысел, работать по схеме, умение выделять структурные признаки модели, создавать движущиеся модели и программировать их.

- наблюдается сплочение детского коллектива, у детей сформировались навыки сотрудничества с партнером, воспитанники умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения;

 И в заключении хотелось бы отметить, ребенок, который сейчас получит базовые знания и навыки в научно-технической сфере, сможет комфортно себя чувствовать в новом мире, и легко будет разбираться с новыми технологиями, а это – весьма перспективная сфера для будущей профессии.

Слайд 39 Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного, безопасного поведения на дорогах города, улицах,в транспорте.

Актуальность темы           Проблема детского дорожно-транспортного травматизма очень актуальна в современном обществе. Причиной увеличения  количества пострад...

Из опыта работы "Экономические игры для детей старшего дошкольного возраста"

Познакомить детей с экономической деятельностью....

Презентация опыта работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Предлагаю Вашему вниманию презентацию опыта  работы по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста....

Презентация опыта работы по теме:"Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с трудом младшего воспитателя"

Презентация опыта работы на методическом объединении педагогов ДОУ НМР по теме: "Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с трудом младшего воспитателя"...

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста образа мира взрослых через сюжетно-ролевые игры» в банк данных на уровне образовательной организации» от 28.04.2020

Справка о внесении актуального педагогического опыта по теме «Формирование у детей старшего дошкольного возраста образа мира взрослых через сюжетно-ролевые игры» в банк данных на уровне образовательно...

Презентация к опыту работы тема: "Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность"

Задачи экологического воспитания:1. изучить теоретический материал по проблеме воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста.2. развивать игровую деятельность в процессе воспитания экол...