Главные вкладки

    Проектная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного, безопасного поведения на дорогах города, улицах,в транспорте.
    методическая разработка (подготовительная группа) по теме

    Погребная Светлана Борисовна

     

    Актуальность темы

               Проблема детского дорожно-транспортного травматизма очень актуальна в современном обществе. Причиной увеличения  количества пострадавших в авариях детей  является не только вина водителей автотранспорта, но и незнание детьми основ о полагающих правилах поведения на дорогах.  Другой причиной является, что дошкольники   в должной степени не умеют  управлять своим поведением, у детей еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность, которая свойственна взрослым.  Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения правил поведения на улице, поэтому формирование дисциплинированности, организованности надо начинать в детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. 

               Целью данного проекта является    формирование у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, навыков  осознанного, безопасного поведения на улицах, дорогах города, в транспорте. Предупреждение дорожно-транспортного травматизма.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon proekt_po_pdd.doc167 КБ

    Предварительный просмотр:

             

                                         

    МКОУ

    для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    «Детский дом-школа №95» «Дом детства»

                                            

                               Проектная   работа по

    формированию   у детей старшего дошкольного возраста навыков  осознанного,  безопасного  поведения  на  дорогах  города,  улицах,  

    в   транспорте.

                                                           

                                                                                      Тема:

                               «Детям  знать положено  правила  дорожные»

                                                                        Новокузнецк  2012

                                          Содержание  

    1. Паспорт  проектной  работы                                                          1
    2. Система  работы по формированию  у детей старшего            2

              дошкольного возраста  навыков  осознанного, безопасного

              поведения  на дорогах  города,  улицах,  в транспорте                                 

    1. Диагностические   исследования  проекта                                    3
    2. План  реализации   проекта                                                             4
    3. Приложения
    4. Литература   проекта

     

                                                                                     

    Паспорт  проектной  работы                                        

    Авторы  проекта. Погребная  Светлана  Борисовна, воспитатель

                                   дошкольного  отделения

    Тема  проекта. Детям знать положено правила дорожные

    Образовательная область: познавательное развитие

    Вид  проекта: практико – ориентированный, долгосрочный(2011-2012)

    Актуальность темы

               Проблема детского дорожно-транспортного травматизма очень

    актуальна в современном обществе. Причиной увеличения  количества

    пострадавших в авариях детей  является не только вина водителей автотранспорта, но и незнание детьми основ о полагающих правилах поведения на дорогах.  Другой причиной является, что дошкольники   в должной степени не умеют

     управлять своим поведением, у детей еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность, которая свойственна взрослым.

              Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения правил поведения на улице, поэтому формирование дисциплинированности,

    организованности надо начинать в детстве, когда усвоенные правила

    становятся в дальнейшем нормой поведения.  

               Целью данного проекта является    формирование у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, навыков  осознанного, безопасного поведения на улицах, дорогах города, в транспорте. Предупреждение

    дорожно-транспортного травматизма.

             Для достижения данной цели поставлены задачи

    1. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице
    2. Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
    3. Воспитание у детей навыков культуры поведения на улицах, дорогах, в транспорте.

               При построении системы работы по формированию знаний       дошкольниками правил дорожного движения следует иметь в виду три

    аспекта взаимодействия ребенка с транспортной системой города

    1. Ребенок-пешеход
    2. Ребенок-пассажир городского транспорта
    3. Ребенок-водитель детских транспортных средств (велосипед,

    санки, ролики )                                                                                                         1

           При реализации поставленных задач педагог должен исходить из

    следующего: работа по формированию навыков безопасного движения  не

    должна быть  разовым мероприятием,  ее нужно  проводить планово,

     постоянно, систематически. Она должна охватывать все виды детской деятельности с тем, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок

    пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в повседневной жизни, играх.

             Направленность развития детей, в рамках которого проводится работа

             по проекту:

     работа эта не должна выделяться в самостоятельный раздел, а должна

    входить во все направления образовательной области основной общеобразовательной программы.

    1. «Физическое развитие» (образовательная область: «Здоровье»,

                      «Физическая культура»)

    1. «Социально личностное развитие» (образовательные области:

                     «Социализация», «Труд», «Безопасность»)

    1. «Познавательно - речевое развитие» (образовательные области:

                      «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной

                      литературы»)

    1. «Художественно – эстетическое развитие» (образовательные

    области: «Художественное творчество», «Музыка)

    Принципы  реализации  проекта

    1. Принцип  индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет

    личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и

    физического развития.  

    1. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия:

    дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде.

    1. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны  понимать, что

    они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этим правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.

                                      Этапы организации воспитательно-образовательного процесса по формированию знаний детей о безопасном поведении на улице.

    Первый этап – это диагностика – уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. Такая диагностика необходима в каждой возрастной группе: она помогает воспитателю определить знания детей, уровень их возможностей.                                                                                                            

                                                                                                                             2

    Второй этап – это расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.

    Закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта.

    Третий этап– формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

     Развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, так как при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

                Участники проекта: дети 6 – 7 лет, воспитатели, музыкальный руководитель.

                 Ожидаемый  результат

    1. Дети овладевают правилами дорожного движения
    2. Дети учатся переходить дорогу по сигналу светфора
    3. У детей формируется сознательное отношение к соблюдению

    правил дорожного движении

    1. Педагоги окажут помощь в совместном воспитательном

                       процессе по формированию у детей знаний о правилах дорожного

                        движения.

    Инструментарий   проектной  работы

    1. Занятия по познавательному развитию
    2. Загадки
    3. Совместное изготовление макета местности, коллажа
    4. Занятие по художественному чтению

                   Механизмы реализации проекта    

    1. Занятия познавательного цикла, продуктивная деятельность
    2. Игровая деятельность
    3. Совместная деятельность
    4. Беседы
    5. Досуги
    6. Развлечения
    7. Целевые прогулки

                                                                                                                 3  

             

    Уровень и качество усвоенных детьми знаний позволяет отследить

       разработанный тестовый материал (см.приложение № 2, приложение № 3)

         Данная анкета заполняется в ходе индивидуального опроса в начале  учебного

    года, с  целью планирования работы по ПДД.      

           В конце  учебного года результат анкетирования покажет, насколько ребенок

     расширил свои знания  о ПДД.

                             Результаты диагностических исследований   проекта

                                       на  сентябрь 2011 учебный год  в (%)

                В исследовании  принимало  участие 20 детей подготовительной

    к  школе группе. Получены следующие результаты:

        Справились с заданием  с помощью – 75%

        Справились с заданием без помощи – 25%

                                                                                                                                             

                                                                                                                                             

                                                                                                                                       4    

                    Приложение   1

    АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

    САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    ДОСУГИ

    РАЗВЛЕЧЕНИЯ

    ЧТЕНИЕ

    БЕСЕДЫ

    ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ

    ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    ЗАНЯТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЦИКЛА

    ПРОДУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                                   

                                                                                                               Приложение 2

    Вопросник для проверки знаний детей по теме

                       «Детям знать положено правила дорожные»

    Фамилия, имя ребенка ________________ Возрастная группа ___________

    Дата заполнения "_____"____________200 __

    Вопрос

    Ответ ребенка

    Балл

    Уровень сформированности представлений о транспортных средствах,

    об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

    1. Что такое улица?

    2. Как регулируется движение на улице?

    3. Какие сигналы светофора ты знаешь? Что они обозначают?

    4. Какие светофоры стоят на улицах города?

    5. Для чего на светофоре устанавливается временной сигнал?

    6. Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры?

    7. Как называется человек, который регулирует движение на дороге?

    8. Что помогает регулировщику управлять движением?

    9. Где должны ходить пешеходы?

    10. Что такое перекресток?

    11. Где и как нужно переходить дорогу?

    12. Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?

    13. Как обозначается пешеходный переход?

    14. Какие пешеходные переходы ты знаешь?

    15. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы

    16. Где на проезжей части можно переждать поток машин?

                                                                                                                                                                           Приложение 3

    ФАМИЛИЯ

    ИМЯ   РЕБЕНКА

    С заданием

    справился

    без помощи

    старших

    сентябрь

    С заданием

    справился

    с помощью

    старших

    сентябрь

    С заданием

    справился

    без помощи

    старших

    май

    С заданием

    справился

    с помощью

    старших

    май

    Результаты опроса детей подготовительной к школе группы

                      за 2011 – 2012  учебный год

                                           Литература:

    1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
    2. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
    3. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
    4. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М.: Мол. Гвардия. 1992.
    5. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекоа, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
    6. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
    7. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста./ Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
    8. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)

    «Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...

    Индивидуальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательных психических процессов

    Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы та...

    Проектная работа "Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в приобщении детей к творчеству Габдуллы Тукая"

    Проект направлен на приобщение дошкольников к творчеству Габдуллы Тукая, повышение читательской культуры детей, родителей и воспитателей. Он рассматривает доступ к культурному наследию татарского поэт...

    Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством компьютерной дидактической игр.

    Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством компьютерной дидактической игр....

    Проектная работа   Тема: « Экспериментальная деятельность детей старшего дошкольного возраста»

    }Актуальность  проекта.       В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, иссл...

    Проектная работа "Мир шахмат" для детей старшего дошкольного возраста

    Шахматы - это не только интересная и увлекательная игра, но и действенное, эффективное средство умственного развития. Процесс обучения шахматам помогает детям ориентироваться на плоскости, учит их зап...