Главные вкладки

    Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством компьютерной дидактической игр.
    консультация по математике (старшая группа)

    Игнатенко Наталья Владимировна

    Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством компьютерной дидактической игр.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста математических представлений посредством компьютерной дидактической игр.

    На основе анализа научной литературы по проблеме исследования и результатов констатирующего этапа мы пришли к выводу, что развитие математических представлений у старших дошкольников будет более эффективно осуществляться при проведении дидактических игр.

    Цель формирующего этапа: разработать картотеку дидактических игр, способствующих развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Данная цель конкретизирована в следующих задачах:

    1. Определить условия для оптимального развития математических представлений.

     2. Подобрать и провести серию дидактических игр, направленных на формирование математических представлений. Работа по формированию математических представлений началась с отбора условий.

    Создание условий использования игры включает в себя:

     1. Постепенное усложнение содержания и направленности игр: от анализа и синтеза, являющихся основой всех мыслительных операций к обобщению, сравнению, классификации;

    2. Развитие интереса к данному виду игр будет осуществляться через подключение детей к созданию дидактического материала к играм и 48 совместного обсуждения воспитателя с детьми правил игры и последовательности игровых действий;

    3. Поощрение использования дидактических игр в свободной самостоятельной деятельности детей в условиях обогащения предметно – игровой среды.

    Дидактические игры по формированию математических представлений были условно разделены на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры на ориентировку в пространстве 3. Игры-путешествия во времени 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на развитие логического мышления. Используя сказочный сюжет, детей старшего дошкольного возраста знакомят с образованием всех чисел в пределах 10(20), путем сравнивания равных и неравных групп ««Вини Пух в гостях у детей», «Угадай, какое число пропущено?», «Найди на один меньше», «Путаница?», 49 Продолжение таблицы 1 предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные на нижней и на верхней полоске счетной линейки поочередно. Это необходимо для того, чтобы у детей не было ошибочного представления о том, что большее число всегда находится на верхней полоске, а меньшее на – нижней полоске «Назови соседей», «Помоги сосчитать», «Задумай число», «Составь цифру», «Составь табличку» и другие Игры на ориентировку в пространстве Дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа стоит лиса, слева - мяч и т.д. Выбирается ребенок и игрушка прячется по отношению к нему (слева, справа, за спину и т.д.). Это вызывает интерес у детей и организовывает их на занятие. Чтобы заинтересовать детей и результат был лучше, используют предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. «Найди похожую», «Найди игрушку», «Путешествие по комнате», «Расскажи про свой узор», «Художник», «Мастерская ковров» и другие. .Игры-путешествия во времени Служат для знакомства детей с днями недели. Детям объясняется, что каждый день недели имеет свое название. Для того чтобы они лучше запоминали название дней недели, они обозначаются кружками разных цветов и табличками. Наблюдение проводит педагог несколько недель, обозначая кружками каждый день. Это делается специально для того, чтобы дети могли самостоятельно прийти к выводу о том, что последовательность дней недели является неизменной. Детям рассказывается о том, что в названии дней недели определяется день недели по счету: понедельник – первый день после окончания предыдущей недели, вторник - второй день, среда – третий день, четверг - четвертый день, пятница - пятый. После такой беседы детям предлагают игры для закрепления названий дней недели и их следование. «Живая неделя». «Дни недели», «Назови скорее», «Круглый год», «Назови пропущенное слово», «Двенадцать месяцев» Игры с геометрическими фигурами Используются для закрепления знаний о форме геометрических фигур. В играх детям предлагают узнать в окружающих предметах форму треугольника, круга, овала, квадрата, прямоугольника, призмы и т.д.. Например, у детей спрашивают: «Какая фигура у дна тарелки?» (у листа бумаги, у крышки стола, т.д.). «Геометрическая мозаика», «Лото» ». Составление предмета из геометрических фигур (работа по образцу); работа по условию (собрать фигуру девочка в платье человека) Работа по своему собственному замыслу. Дидактические игры для развития логического мышления, формирования умений рассуждать, делать умозаключения. Дидактических игры и упражнения на развитие творческих способностей у детей, на воображение и развитие нестандартного мышления у детей «Найди нестандартную фигуру», «Мельница», «Чем отличаются?», и другие. Упражнения на чередование предметов по цвету и величине, математические задачи на смекалку, задачи головоломки, задачи с палочками, кубиками, Выбор игр основывался на выполнении следующих требований: ˗ «дозировка обучения» (темпы образовательного процесса не форсированы, осуществляется возвращение к ранее изученному материалу в новых отношениях и связях); ˗ «создание информативных образов» (компактное представление информации в занимательной и эстетически привлекательной форме); ˗ «логическая межпредметность» (использование в процессе изучения математики теорий и знаний других предметов, возможность применения логических приемов к другим областям науки). Организация дидактических игр проводилась следующим образом: подготовка к проведению дидактической игры и непосредственно проведение игры. Подготовка к проведению дидактической игры включала: ˗ отбор игры в соответствии с программным материалом для старшего дошкольного возраста; ˗ определение времени для проведения дидактической игры в режимных моментах (на занятиях по ФЭМП или во второй половине дня); ˗ выбор игрового места, где дети могут поиграть в спокойной обстановке, не мешая при этом другим детям. Такое место было отведено в групповой комнате в Центре математического развития; ˗ определение количества играющих детей (индивидуально, вся группа или по подгруппам); ˗ подготовка требуемого для игры дидактического материала (картинки, игрушки, разные предметы, флажки, природный материал и т.д.); ˗ подготовка воспитателя к игре: требуется изучение и осмысление воспитателем всего хода игры, определение своего места в игре, выбор методов руководства дидактической игрой; ˗ подготовка детей к игре: предоставление им знаний, представлений об явлениях и предметах окружающего мира, необходимых для решения конкретной игровой задачи. При выполнении игровой задачи от детей требовалась полная самостоятельность, поэтому дети должны были до начала игры уяснить дидактическую задачу и ее правила. Дидактические игры проводились в течение 10-20 минут, важным было то, чтобы за этот промежуток времени не снижалась умственная активность детей, не уменьшался интерес к предложенной задаче. Этот момент существенен в коллективных играх.

    Таким образом, была проведена работа по формированию математических представлений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проектная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного, безопасного поведения на дорогах города, улицах,в транспорте.

    Актуальность темы           Проблема детского дорожно-транспортного травматизма очень актуальна в современном обществе. Причиной увеличения  количества пострад...

    Перспективно-тематический план работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств в процессе знакомства с родным краем (старшая, подготовительная гр.)

    «Воспитание нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через народное творчество»Исполнитель:Федина Альбина Алексеевнавоспитатель МКДОУ Савинского детского сада №2 п. Сав...

    Индивидуальная работа по формированию у детей старшего дошкольного возраста познавательных психических процессов

    Современное общество нуждается в активной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы та...

    Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"

    Представление собственного инновационного опыта на тему: "Развитие у детей старшего дошкольного возраста пространственных представлений в процессе дидактических игр"....

    «Система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях и позитивных установок к различным видам труда»

    Цель опыта работы:Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий и их значимости для общества....