«Система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях и позитивных установок к различным видам труда»
материал (старшая группа)

Воржакова Нина Николаевна

Цель опыта работы:
Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий и их значимости для общества.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях и позитивных установок к различным видам труда» (из опыта работы) Подготовила: воспитатель ВОРЖАКОВА Н.Н.

Слайд 2

В мире цветов так тепло и прохладно, целый букет ароматов и звуков… Каждый цветок – он по-своему нарядный… В форме изысканных праздничных кубков. В мире цветов я желала б остаться, стать героиней рассказов и сказок, Чтоб красотой каждый день любоваться, слиться с гармонией света и красок. Лариса Куральская Педагог – это не просто профессия, это образ жизни. Но бывают момент, когда хочется немного отдохнуть от работы, от повседневных забот. И тогда, на первое место выступает мои увлечения, хобби. Я люблю все интересное, необычное, яркое красочное. Свое увлечение я решила реализовать и в профессиональной деятельности.

Слайд 3

Люблю делать поделки из глины, вязать, мастерить из бросового матераиала. (совместные работы с внучкой Полиной)

Слайд 4

Как здорово, когда сажаешь маленькое семечко, а потом видишь, как вырастает прекрасное растение и радует тебя своей красотой. Заряд хорошего настроения я черпаю в работе по уходу за зелеными питомцами Урожай

Слайд 5

Ну а сейчас я с большим удовольствием занимаюсь выращиванием цветов. Цветы, наверно, самые нежные и открытые создания в мире - за небольшой уход они платят буйными красками и долгим цветением. Я очень люблю цветы, и очень хочу поделиться этой любовью с окружающими.

Слайд 6

«Только живой пример воспитывает ребенка, а не слова, пусть самые хорошие, но не подкрепленные делом.» А.С.Макаренко Работа воспитателя или педагога дошкольного образования – одна из самых важных и сложных. Основным качеством педагога является постоянная готовность к игре и умение превращать в игру самое скучное и серьезное занятие. В старшем дошкольном возрасте огромное значение для разностороннего развития личности ребёнка приобретает дальнейшее приобщение к взрослому миру и созданных их трудом предметов. Поэтому и возникла идея создания данной системы работы. Я очень хотела поделится с детьми , теми знаниями которыми обладаю сама. Углубленное изучение профессий, увлечений, способствует развитию представлений об их значимости, ценности каждого труда, развитию доказательной речи. Правильный выбор профессии - определяет жизненный успех!

Слайд 7

Актуальность В нашем современном обществе стали чаще присутствовать такие «модные» профессии как бизнесмен, менеджер, юрист. Между тем мир профессий настолько богат и разнообразен, что ориентация в нем является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Профессия в сознании человека нередко связана с судьбой, с жизненным предназначением. Профессиональные интересы детей старшего дошкольного возраста не позволяют говорить о профессиональной направленности ребенка, так как в этом нет потребности. Небогатый жизненный опыт ребенка позволяет ему судить о профессиях людей на основе представлений о труде взрослых ближайшего окружения (семья, детский сад, больница, магазин). Но о них они знают весьма поверхностно. Мною была разработана «Система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях и позитивных установок к различным видам труда».

Слайд 8

Знакомство с профессиями «Дворник» «Садовник», «Фермер»

Слайд 9

Знакомство с профессией полицейский, водитель.

Слайд 10

НОД«Мебельная фабрика» Знакомство с профессиями: дизайнер мебели, столяр

Слайд 11

Знакомство с профессией «Спасатель»

Слайд 12

Отражение знаний о трудовых действиях людей в занятиях по Изо деятельности

Слайд 14

Цель опыта работы: Создать условия для формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о разнообразии существующих профессий и их значимости для общества. Задачи: 1. Сформировать представления детей о разнообразии профессий, и их значимости для общества. 2. Создать условия для включения полученных представлений о труде взрослых разных профессий в самостоятельную деятельность детей. 3. Развивать у детей творческую инициативу, познавательную активность, словарный запас по данному направлению. 4. Совершенствовать у детей элементарный опыт профессиональных действий, практические навыки безопасного использования предметов труда. 5. Воспитывать ценностное отношение к профессиям и результатам их труда.

Слайд 15

Новизна и практическая значимость опыта работы Выражается в том, что разработана «Система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях и позитивных установок к различным видам труда». Система представляет собой своеобразное сочетание форм, методов, приемов, известных инновационных технологий их комбинирование, в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, что и представляет в совокупности новизну. Это формирует у детей социально-личностную ориентированность, дает возможность общения взрослого и ребенка, и поддерживает эмоционально-положительный настрой ребёнка в процессе ознакомления с профессиями. Система работы рассчитана на два года для детей старшего дошкольного возраста. Система работы апробируется в настоящее время на базе Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада №7 муниципального образования Октябрьского района, Челябинской области, села Октябрьского.

Слайд 16

Принципы построения работы Принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности; Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений; Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка; Принцип полноценного проживания ребёнком всех этапов детства, обогащения детского развития; Принцип формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Принцип возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); Принцип развивающего образования (системности и последовательности); Принцип новизны (использование новейших информационных технологий); Принцип интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

Слайд 17

Ожидаемый результат Сформированность у дошкольников интереса к профессиям взрослых, знаний о трудовых действиях,уважения к труду взрослых и результатам их деятельности.

Слайд 18

Механизм реализации 1 этап Актуализация знаний – «Ярмарка профессии» Цель: создание игровой ситуации, стимулирующей детей к демонстрации имеющихся знаний по теме и предоставление им возможности проявлять инициативу и активность, наращивать способность к осознанному выбору темы и самостоятельной деятельности. На данном этапе создается ситуация мотивации детей на предстоящую познавательную деятельность, используя постановку цели и задач в игровой ситуации необходимо выбрать себе профессию аргументируя свой выбор. В ходе непринужденной беседы разрабатывается совместный план действий по типу «Для чего нужна эта профессия?»,«Что дети уже знают о предложенной профессии?», «Что хотят узнать?», «Что нужно сделать, чтобы это узнать?». Затем с помощью дидактической игры «Профессии», мы вспоминаем и закрепляем предметы труда и трудовые действия характерные для профессии. И приступаем ко второму этапу нашей работы.

Слайд 19

Механизм реализации 2 этап Получение новых знаний – «Сюжетно-ролевая ситуация» Цель: расширение и углубление представлений детей о разнообразии существующих профессий, приобретение ключевых компетенций, создание условий для самореализации в выбранной деятельности, с опорой на свои знания и умения. В ходе реализации этого этапа дети получают конкретные знания и закрепляют игровые действия. Используем атрибуты, мультимедиа (например: посещение кинотеатра - просмотр мультфильма), презентации. В ходе прохождения этапа дети получают и углубляют знания о профессии, о трудовых действиях. О значимости профессии для общества. Далее переходим к сюжетно-ролевой ситуации придуманной самими детьми.

Слайд 20

Механизм реализации 3 этап Завершающий «Все профессии важны, все профессии нужны!» Цель: дать возможность детям осознать свои мироощущения, проанализировать чувства и переживания, возникшие во время ознакомления с профессией, подвести итоги деятельности. Задачи : Предъявить индивидуальные достижения и общие итоги работы; организовать процесс рефлексии с целью выяснения, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало или мешало в достижении цели. Формировать у детей чувство уверенности в том, что они могут быть успешными. На данном этапе мы изготавливаем страницу, ассоциирующиеся с изученной профессией и помещаем картинки, рисунки, загадки, стихи и.т.д. в книгу «Все работы хороши - выбирай на вкус».

Слайд 21

Список литературы: Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы. - М: Элизе Трэйдинг, ЦГЛ, 2004 – 246 стр. Выготский, Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка / Л.С.Выготский // Дефектология. — 1996. — №6. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011 - 528 с. Захаров, Н.Н. Профессиональная ориентация школьников / Н.Н.Захаров. — М. — 1988. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е.А.Климов. — Р н/Д, 1996. — С.506. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий. Учебно-методическое пособие - Балашов: Изд-во "Николаев", 2004. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду: пособие для воспитателя 2-е изд., испр.-М.: издательство "КНОМиД", 2000 г. И.В.Ткаченко, Н.А.Богачкина и др. Играю - значит интересно живу: учебно-методическое пособие - М.: Дрофа, 2008 г. Лисицина Т.Б. Экскурсия - педагогический процесс // Молодой ученый. - 2012 г. -№6. - с.401-404. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова - М.: ТЦ Сфера, 2008. Михайлова-Свирская Л.В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО - М.: Просвещение, 2015 г. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.



Предварительный просмотр:

«Система работы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях и позитивных установок к различным видам труда»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

Образовательная деятельность

 (Художественное творчество – лепка)

Старшая группа

Тема: «Мебельная фабрика».

Воспитатель: Воржакова Н.Н.

Тема недели – «Мебель»

Задачи:

- Сформировать  представления детей о разнообразии  профессий, и их значимости для общества.

- Закреплять умение, рисовать проект и  лепить  мебель.

-Развивать мелкую моторику, внимание, мышление и зрительную память, развивать цветовое восприятие. 

-Совершенствовать  у детей самостоятельность, творческую инициативу, познавательную активность, словарный запас по данному направлению.

-Воспитывать  аккуратность, усидчивость, отзывчивость, стремление выполнять лепку как можно лучше, доводить начатое дело до конца.

-Воспитывать ценностное отношение к профессиям и результатам их труда.

Методы и приемы: словесные (вопросы к детям, ответы на вопросы, загадки о мебели), наглядные (рассматривание картинок с изображением мебели), практические (физкультминутка «Мебель»)

Предварительная работа: Знакомство с профессиями: мастер по изготовлению мебели- проектировщик, слесарь, просмотр обучающего мультфильма о мебели, чтение художественных произведений

Демонстрационный материал: Иллюстрации мебели

Оборудование Пластилин, стеки, доски салфетки,

Словарная работа: столешница, ножки, спинка стула,  кухонный, книжный, плательный, шкаф, эскиз, проектировщик, дизайнер, мастер по изготовлению мебели, столяр.

Ход НОД:

 

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем работать на мебельной фабрике, и приобретем новые профессии.

Воспитатель: Отгадайте загадку

Есть спина, а не лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а другим сидеть велит.
Дети: Стул
Воспитатель: Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, —
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
Дети  Диван
Воспитатель: На рассвете и закате
Сладко спится на…
Дети  Кровати
Воспитатель: Четыре брата
Под одной шляпой стоят.
Дети Стол
Воспитатель: Загадки вы отгадали, а как все это можно назвать одним общим словом?
Дети: Мебель

Воспитатель: для чего нужна мебель?

Дети: для того чтобы было на чём сидеть, лежать и т.д.

Воспитатель: что было бы если бы не было мебели?

Дети: Человеку не было бы куда складывать вещи, пришлось спать на полу и есть тоже.

Физминутка
«В квартире»

Раз, два, три, четыре, (хлопают в ладоши)

Много мебели в квартире.  (прыгают на месте)

В шкаф повесим мы рубашку, (повороты туловища вправо-влево)

А в буфет поставим чашку.  (поднимают руки вверх)

Чтобы ножки отдохнули, (трясут каждой ногой)

Посидим чуть-чуть на стуле. (приседают)

А когда мы крепко спали, (кладут руки под щеку)

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом (хлопают в ладоши)

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (прыгают на месте)

Много мебели в квартире.

Воспитатель: Ребята, мы отправляемся с вами в первый цех. Я предлагаю  вам стать проектировщиками мебели. Эта профессия может еще называться дизайнер мебели. То есть это человек, который умеет и любит рисовать и придумывать новую красивую мебель. Для того чтобы создать мебель нам нужно сначала ее нарисовать. То есть изобразить эскиз. В эскизе вы можете изобразить такую мебель, какую вы хотите сделать. То есть по размеру, форме, цвету и даже рисунку на мебели, все это можно изобразить в эскизе.

Дети рисуют.

Воспитатель: - Ребята, но вы не забывайте, мебель ненастоящая, игрушечная Подумайте и скажите, из чего делают настоящую мебель?

Дети: из древесины, металла.

 Воспитатель: А из чего, мы можем быстро сделать кукольную мебель?

Дети: из пластилина.

Воспитатель: Теперь мы с вами становимся мастерами по производству мебели, или слесарями, так как профессия того кто изготавливает мебель называется –столяр.

Воспитатель: Ребята, а теперь сядьте за столы, мы с вами будем лепить ту мебель, которую вы изобразили в своем эскизе.

(Показ образца и объяснение последовательности работы).

Воспитатель: Для сиденья у стула мы скатаем шарик, расплющим его.

Для ножек, скатаем длинную колбаску, разделим её на четыре части.

Все детали соединим между собой. Если вы хотите ножки стола или стула сделать тонкими, то вы можете использовать палочки. Не забывайте, что стол выше стула. Поэтому ножки у него будут выше. Шкаф может быть широким с длинными дверками, украшенный красивым узором.

Воспитатель: Но прежде чем начать работать, настроим наши пальчики, чтобы они хорошо потрудились, чтобы мебель была прочная, крепкая, красивая, аккуратная.

Упражнение   на координацию речи с движением

Мы ребята – мастера.

Стул сломали мы вчера,

Молотком тук-тук стучали,

гвозди долго забивали,

Получилось как-то криво,

отпилили мы красиво.

Зачищали шкуркой долго,

покрывали лаком стойким,

Верх узором украшали.

Мастера смотреть позвали.

Воспитатель: Мы с вами готовы трудиться, приступаем к работе. Не забывайте что ваша мебель должна быть такой какую вы нарисовали в своем эскизе.

(самостоятельная работа детей, воспитатель в ходе работы подсказывает приемы лепки)

Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Сделали такие красивые столы и стулья. А что, нового вы узнали сегодня? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию. Тема: Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях через игровую деятельность.

В данном материале представлено планирование педагогической деятельности по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с профессиями....

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о зимних видах спорта. Физкультурный досуг "Зима - спортивная пора".

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о зимних видах спорта...

План по самообразованию. Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о профессиях посредством игровой деятельности»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Систематизировать  работу по формированию у дошкольников представлений ...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. ТЕМА: «ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Цель: создание модели методического и организационно-педагогического сопровождения ранней профориентации детей дошкольного возраста через формирование системы представлений о труде взрослых, о назначе...

Презентация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста представления о сельскохозяйственной профессии «Агроном».

Дошкольное детство таит в себе огромные возможности. Свои первые робкие шаги к будущей профессии дети делают в раннем детстве. Именно здесь они начинают «примерять» на себя роль врача...

ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР

Аннотация. В статье раскрывается актуальность проблемы ранней профориентации. Авторы делятся опытом использования сюжетно-ролевых игр как средства формирования у детей старшего дошкольного возраста пр...