Проект по лего-конструированию "Приходи играть и строить" длядетей от 5 до 7 лет
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Дурасова Алла Александровна

«Если ребёнок в детстве не научился творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать»

Л. Н. Толстой.

Дайте ребёнку простор для творчества.

Всё остальное он сможет сам! Попробуйте! Это легко!

 

1.1.Введение. Актуальность проекта.

  Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.   Благодаря разработкам компании ЛЕГО появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

             Ребёнок — прирождённый изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

             Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются ещё в дошкольном возрасте.

               Примером может служить детство выдающихся изобретателей: А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других. Вот некоторые важные качества личности, которые формируются в конструктивно-технической деятельности, особенно в деятельности творческого характера, и закладывают основы для формирования технических способностей:

1)тонкая наблюдательность, выработанная на основе большой точности восприятия и понимания технической сущности предметов: конструктор должен уметь представить не только структуру конструкции, но и ее техническую сторону - как, с помощью чего скрепляются части, какая из них является основной для всей конструкции;

2)высокая сосредоточенность внимания;

3)развитое пространственное воображение: прежде чем сконструировать, например, машину, создатель должен отчётливо представить её себе мысленно; воображение при этом должно быть одновременно и предельно конкретным, и крайне абстрактным;

4)высокая степень гибкости мышления, которая проявляется не только в умении мысленно создавать различные конкретные вариации какой-либо конструкции, но и в умении вовремя отказаться от таких вариантов, которые осуществить в данных условиях невозможно;

5)эмоционально-волевые качества личности, которые выражаются в устойчивом интересе к конструктивной деятельности, в упорстве при преодолении трудностей, в том удовлетворении, которое испытывает человек, создавая конструкцию, имеющую практическое значение.

              Указанные выше качества будущего конструктора начинают формироваться у детей под руководством воспитателя. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

 

            Результатом образовательной деятельности должна стать  не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком качества, такие, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом способствуют выявлению и развитию одарённости детей. В то же время педагог должен искать способы наиболее интересного и в то же время несложного развития вышеперечисленных качеств. Трудно заинтересовать детей абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если они не понимают цели его изучения. Одним из путей достижения этих целей является совместная интеграционная деятельность дошкольника, педагогов и родителей по LEGO - конструированию и робототехнике.

           Таким образом, образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая позволяет внедрять информационные технологии в образовательный процесс ДОО, помогает дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл madou_ds_2_ryabinka_-_proekt_prihodi_igrat_i_stroit.docx227.62 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\1\Desktop\Проект, грамоты по лего-конструированию март 2023\рамки\6b8494b982b7a887fd4fc5485371f97d1e.jpg

Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2 «Рябинка»

(МАДОУ «ДС №2 «Рябинка»)

Индекс  628684, Ханты-Мансийский

автономный округ – Югра, город Мегион,

улица Заречная, дом 19/4

Тел. 8(34643)3-01-32

ИНН  8605014733

КПП   860501001

р/с 40701810271693000006

ОГРН 1028601357113

E – mail:dou_ryabinka@mail.ru

Познавательно - творческий проект по конструктивно-модельной деятельности

старших дошкольников

C:\Users\1\Desktop\Проект, грамоты по лего-конструированию март 2023\рамки\1620106258_2-phonoteka_org-p-fon-dlya-prezentatsii-lego-konstruirovanie-2.jpg

C:\Users\1\Desktop\Проект, грамоты по лего-конструированию март 2023\картинки\891102_7.jpeg

Срок реализации: краткосрочный 1 месяц

Возраст детей: от 6 до 7 лет

ФИО, должность авторов:

Артюхова Ольга Леонидовна, воспитатель,

Дурасова Алла Александровна,  воспитатель

2023 г. Мегион

Содержание

стр.

1. Информационная карта проекта

3

1.1.Введение, актуальность проекта

4

1.2.Проблема

6

1.3.Новизна и педагогическая целесообразность проекта

7

1.4.Цели и задачи проекта

7

1.5.Предполагаемые результаты

8

1.6.Основные принципы

9

1.7.Педагогические технологии

11

1.8.Условия реализации проекта

12

1.9.Этапы реализации проекта

12

1.10.Основные показатели достижений детей в рамках проекта

13

1.11.Календарно-тематическое планирование

14

1.12.Факторы риска и пути преодоления рисков

16

2. Результаты реализации проекта

17

3.Литература

20

4.Приложения

Приложение 1   Диагностика по методикам ...

Приложение  2  Конспекты ООД, бесед,  игр

Приложение  3  Стихи, рассказы

Приложение  4  Рекомендации, Советы родителям, анкетирование

Приложение  5  Презентации

Приложение 6.1.  Сборник схем, чертежей по конструктивно-модельной деятельности

Приложение 6.2. Алгоритмы

 

1.Информационная карта проекта

Название проекта

Познавательно-творческий проект по конструктивно-модельной деятельности «Приходи играть и строить»

Тип проекта

познавательно-творческий

Вид проекта

краткосрочный

По количеству детей

дети старшего дошкольного возраста

Форма проведения

дневная (совместная образовательная деятельность)

По уровню контактов

на уровне образовательного учреждения

Нормативно-правовое обеспечение

Проект разработан в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2017 г. №1155;

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

Конвенция о правах ребёнка (1989 г.);

Конституция Российской Федерации;

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПиН» 2.4.3049-13). ФГОС ДОО от 17.10 2013 №1155 (регист. в Минюст РФ 14.11.2013 №30384).

Проект составлен с учётом ФГОС ДО, образовательных потребностей и запросов дошкольников, а также учитывает концептуальные положения используемой в ДОУ Основной образовательной программы дошкольного образования  МАДОУ «ДС №2 «Рябинка»

Цели

Цель: Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребёнка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования.

Задачи

Задачи достижения поставленной цели:

  • развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • обучать конструированию по образцу, по заданной схеме, по замыслу;
  • формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе
  • развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности. 
  • Повысить интерес родителей к ЛЕГО-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

Структура и срок реализации проекта

I этап – подготовительный

1.Выявление первоначальных знаний детей

2.Информирование родителей о проекте.

3.Изучение разнообразия видов ЛЕГО-конструктора; анализ видов и назначения ЛЕГО-конструкторов; изучение  схем построения.

4.Составление плана работы по реализации проекта.

II этап – основной

1.Проведение ООД, бесед, творческих занятий по конструктивно-модельной деятельности

2.Подбор литературы, наглядно-иллюстративного материала.

III этап – заключительный

Организация и проведение выставки творческих работ по теме проекта, совместная работа детей, воспитателей и родителей.

Презентация продуктов проекта

Составители проекта

Артюхова Ольга Леонидовна, Дурасова Алла Александровна, воспитатели

«Если ребёнок в детстве не научился творить,

то и в жизни он будет только подражать и копировать»

Л. Н. Толстой.

Дайте ребёнку простор для творчества.

Всё остальное он сможет сам! Попробуйте! Это легко!

1.1.Введение. Актуальность проекта.

  Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено.   Благодаря разработкам компании ЛЕГО появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов.

             Ребёнок — прирождённый изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

             Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются ещё в дошкольном возрасте.

               Примером может служить детство выдающихся изобретателей: А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других. Вот некоторые важные качества личности, которые формируются в конструктивно-технической деятельности, особенно в деятельности творческого характера, и закладывают основы для формирования технических способностей:

1)тонкая наблюдательность, выработанная на основе большой точности восприятия и понимания технической сущности предметов: конструктор должен уметь представить не только структуру конструкции, но и ее техническую сторону - как, с помощью чего скрепляются части, какая из них является основной для всей конструкции;

2)высокая сосредоточенность внимания;

3)развитое пространственное воображение: прежде чем сконструировать, например, машину, создатель должен отчётливо представить её себе мысленно; воображение при этом должно быть одновременно и предельно конкретным, и крайне абстрактным;

4)высокая степень гибкости мышления, которая проявляется не только в умении мысленно создавать различные конкретные вариации какой-либо конструкции, но и в умении вовремя отказаться от таких вариантов, которые осуществить в данных условиях невозможно;

5)эмоционально-волевые качества личности, которые выражаются в устойчивом интересе к конструктивной деятельности, в упорстве при преодолении трудностей, в том удовлетворении, которое испытывает человек, создавая конструкцию, имеющую практическое значение.

              Указанные выше качества будущего конструктора начинают формироваться у детей под руководством воспитателя. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.

            Результатом образовательной деятельности должна стать  не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком качества, такие, как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность, которые наилучшим образом способствуют выявлению и развитию одарённости детей. В то же время педагог должен искать способы наиболее интересного и в то же время несложного развития вышеперечисленных качеств. Трудно заинтересовать детей абстрактными понятиями и уж тем более невозможно заставить их выучить материал, если они не понимают цели его изучения. Одним из путей достижения этих целей является совместная интеграционная деятельность дошкольника, педагогов и родителей по LEGO - конструированию и робототехнике.

           Таким образом, образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая позволяет внедрять информационные технологии в образовательный процесс ДОО, помогает дошкольникам овладевать элементами компьютерной грамотности, умениями и навыками работы с современными техническими средствами.

1.2. Проблема

Проблема первая: Современные дети, обладающие всевозможными готовыми игрушками на любую тему, начиная от простых зверушек и заканчивая аутентичными кукольными домами со всей обстановкой и мебелью, имеют ограниченные возможности для развития творческого воображения, фантазии, формирования конструкторских и изобретательских умений и навыков. Детей увлекающихся ручным трудом, отличают богатая фантазия и воображение, желание экспериментировать, изобретать.

Проблема вторая: У детей недостаточно развита речь, слабо развита мелкая моторика. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи, мышления, памяти, внимания, сосредоточенности, зрительного и слухового восприятия. Установлено, что уровень развития речи ребёнка напрямую зависит от того, насколько развита его мелкая моторика (движения пальцев рук). Ручное творчество – вид деятельности, благодаря которому развивается сенсомоторика, совершенствуются координация движений. У детей с хорошо развитыми навыками мастерства быстрее развивается речь, так как мелкая моторика рук связана с центрами речи.

Проблема третья: Дефицит игровой деятельности. Ведущей в дошкольном возрасте является игра, а сегодня существует тенденция в увеличении объёма информации, постановки на первое место учебной деятельности, раннего интеллектуального развития. У детей практически не остаётся свободного времени, когда они могли бы самостоятельно играть. Поэтому одна из задач проекта – создание условий, насыщающих жизнь детей в детском саду игрой, вовлечение детей в драматизации с использованием изготовленных ими персонажей и декораций, применение продуктов детской продуктивной деятельности в самостоятельных играх детей, создание сюжетно-тематических композиций, макетов (города со всеми зданиями и улицами, магазина, интерьера комнаты и пр.).

Проблема четвёртая: Крайне востребованными становятся сегодня такие качества личности, как творческая активность и самостоятельность в художественно-эстетическом развитии. Организация совместной деятельности в форме творческих мастерских помогает развить уверенность в своих силах и способностях – неуспевающих там не бывает. Развиваются творческие способности, воображение, художественный вкус. Дошкольники овладевают различными творческими техниками, происходит развитие самостоятельной творческой деятельности, развивается эстетический вкус.

Проблема пятая: Дети не умеют плодотворно общаться друг с другом и объединять свои усилия в процессе совместной творческой деятельности. Необходимо выполнять работу дружно, не мешая друг другу, уметь прийти на помощь товарищу.

                Данный проект поможет развить и расширить коммуникативные способности детей, одной из его задач является формирование у дошкольников принципов коллективизма в процессе совместной деятельности. Последнее становится возможным через участие всех в коллективном обсуждении предстоящей работы, совместную организацию групповых выставок, работу в парах и малых подгруппах, создание общих поделок, сооружений, макетов. Так, творческое конструирование и моделирование из разнообразных, нестандартных и оригинальных материалов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков; умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, в вежливой форме отвечать на вопросы, доброжелательно предлагать помощь, объединяться в игре в пары, микро-группы.

Наблюдая за нашими детьми в процессе конструкторской деятельности, было отмечено, что дети создают однотипные постройки (гаражи, загончики, заборчики, ворота), не умеют работать коллективно, объединять свои поделки и постройки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять, затрудняются подбирать материал с учётом конструктивных свойств (устойчивость, форма, величина).

На сегодняшний день, ЛЕГО-конструкторы активно используются воспитанниками в игровой деятельности. Идея сделать ЛЕГО - конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников за счёт внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашего инновационного проекта.

          В связи с этим, было принято решение создать проект по конструированию, т.к. в процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.              

           В рамках проекта воспитанники получат представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества, так как основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребёнка так же, как и изучение формы, цвета и размера.

1.3.Новизна

Проект является актуальным и социально значимым, так как ориентирован на решение важных задач по воспитанию гуманной, духовно богатой, технически грамотной личности ребёнка. Инженерная направленность обучения, которая базируется на новых информационных технологиях.

Новизна проекта в том, что внедряемая технология Лего – моделирования позволит:

- усилить реализуемую основную образовательную программу дошкольного образования в аспекте математического развития и конструктивно – модельной деятельности за счёт использования в работе в образовательном процессе новых форм, методов и приёмов педагогической работы,

– способствовать моделированию;

- расширить предметно-пространственную среду, способствующую развитию математических и конструктивных способностей ребёнка за счёт организации  центра конструктивно-модельной деятельности;

- реализовывать дополнительные общеразвивающие программы технической направленности на основе технологии Лего – моделирования и робототехники.

                 Внедрение LEGO-конструирования и робототехники в образовательный процесс ДОО обусловлено требованиями ФГОС ДО к формированию развивающей предметно-пространственной среды, востребованностью развития широкого кругозора старшего дошкольника и формирования предпосылок универсальных учебных действий, а так же:

•являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);

•позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);

•формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;

•объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку  возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

1.4.Цель: Создание современной образовательной среды для всестороннего развития личности ребёнка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования.

Гипотеза:  мы предполагаем, что за счёт обновления технологий, используемых в ходе образовательной деятельности и  систематических, планомерных и целенаправленных занятий с конструктором ЛЕГО нам удастся развить личность, способную к свободному коммуникативному общению, умеющую ставить перед собой задачи и находить оригинальные способы решения развития первоначальных конструктивных умений и навыков.

Задачи:

-Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;

-Обучать конструированию по образцу, по заданной схеме, по замыслу;

-Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

-Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе;

-Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности; 

-Повысить интерес родителей к ЛЕГО-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

1.5.Предполагаемый результат:

-Увеличение числа детей, имеющих высокий уровень в социально – личностном, интеллектуальном, творческом развитии;

-У детей появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива; чувство радости от совместного труда, общения, игры;

-Сформируются:

-конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

 -предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу;

-представления о деталях конструкторов и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от её формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения её отдельных элементов; о связи между формой конструкции и её функциями;

-Усовершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, при распределении обязанностей.

-Накопление положительного опыта взаимодействия семьи и педагогов ДОУ, повышение педагогической компетенции родителей; формирование интереса к детскому конструированию; активное участие родителей в жизни своего ребёнка;

-Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

1.6.Основные принципы проекта:

-Индивидуальный подход к каждому ребёнку;

-Учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-Эффективность форм взаимодействия от простого к сложному;

-Активность и созидательность;

-Комплексность решения задач (Интегрированность);

-Результативность и гарантированность;

-Доступность и наглядность;

-Интеграция развивающего обучения;

-Индивидуализация и дифференциация образовательного процесса;

-Активное развитие эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, природе, психологической комфортности и вариативности;

-Принцип поэтапности, который влечет за собой распределение деятельности между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса.

Подходы к формированию проекта:

Личностно-ориентированный: Педагогический процесс имеет деятельностно -творческий характер, позволяющий посредством опоры на системы взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самосознания, самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности

ИндивидуальныйПредполагает широкое внедрение новых нетрадиционных форм и методов образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, с целью развития индивидуальности

КультурологическийСоздание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов к народному творчеству, к истории своей Родины

ДифференцированныйПредполагается дифференциация в различных видах и формах., учет индивидуально - типологические особенности личности в форме группирования воспитанников и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Деятельностный: Опирается на существующее в психологии понятие «ведущая деятельность». Проект предусматривает что «ведущей деятельностью» является конструктивная деятельность.

1.7.Педагогические технологии

Так как целью современного дошкольного образования является создание условий для  раскрытия индивидуального потенциала ребёнка. Для максимального достижения этой цели необходимо использовать в образовательном процессе дошкольного образования инновационные педагогические технологии:

индивидуального подхода - воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для деятельности;

здоровьесберегающие технологии - (физминутки, пальчиковые гимнастики, гимнастика (для глаз, дыхательная), динамические паузы, релаксация);

          технология проектной деятельности одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее;

           технология исследовательской деятельности: знакомство с различными видами конструкторской деятельности предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей; в современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видео просмотры, подбирается иллюстративный материал (сканирование, интернет, принтер, презентация); дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и других мероприятий; оформление групповой документации по проекту; создание презентации в программе РowerРoint для повышения эффективности совместной деятельности с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских встреч;

                 «кейс-технология»  актуальна, отражает направления современной государственной образовательной политики в области дошкольного образования, способствует реализации комплексного подхода, развитию интегративных качеств личности ребёнка;

                технология – Квест, в  основе которой, лежит деятельность по формированию информационных и коммуникативных компетентностей дошкольников. При применении технологии Квест дети эмоционально проживают все стадии заинтересованности: от внимания до удовлетворения, знакомятся с материалом в нетрадиционной форме, который позволяет им исследовать, обсуждать и осознанно строить новые концепции и отношения в контексте проблем реального мира, создавая проекты, имеющие практическую значимость.

1.8.Психолого-педагогические условия

Проект по внедрению технологии Лего – моделирования предполагает наличие следующих психолого-педагогических условий, способствующих развитию математических и конструктивных способностей ребёнка в соответствии с его возрастными, индивидуальными возможностями и интересами:

– личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, т. е. создание таких ситуаций, когда каждому ребёнку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечение опоры на личный опыт ребенка при освоении им новых знаний;

–ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, т. е. сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями, стимулирование самооценки ребёнка;

–создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей познавательному развитию ребёнка, в частности математическому развитию и формированию навыков конструктивно – модельной деятельности;

–сбалансированность репродуктивной деятельности (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной деятельности (производящей субъективно новый продукт), в детской познавательной, исследовательской, творческой деятельности;

– вовлечение семьи как необходимое условие для полноценного развития ребёнка дошкольного возраста;

– развитие профессиональных компетентностей педагогов в аспекте развития математических и конструктивных способностей воспитанников посредством технологии Лего-моделирования,

– создание сетевого взаимодействия педагогов, использующих технологию Лего - моделирования.

Групповое пространство разделено на «центры активности» с помощью невысоких устойчивых и прочных шкафов (полок), с отделениями (игровыми модулями), закрывающимися дверцами, что обеспечивает их мобильность при необходимости изменения или расширения пространства центров,

 оснащаются и пополняются центры активности:

 –центр занимательной математики;

–центр конструктивно-модельной деятельности;

–центр игры и драматизации;

–центр песка и воды;

–центр науки и естествознания.

Использование информационных компьютерных технологий позволяет детям в доступной и привлекательной, игровой форме, познавать новое, развивает логическое мышление и побуждает их к поисковой исследовательской деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ

Наименование оборудования

Количество

1

Крупногабаритный пластмассовый конструктор из кирпичей и половинок с креплением элементов по принципу ЛЕГО  

1

2

Конструктор маленький «Строитель»

2

3

Пластмассовый конструктор «Техник» базовый набор

1

4

Конструктор крупный «Кроха»

2

5

Детский конструктор «Малыш»

2

6

Конструктор пластиковый «Фигурки»  

5

7

Набор цветных элементов из основных геометрических форм

10

8

Набор цветных счётных палочек Кьюизенера

2

9

Логические блоки правильных геометрических форм (блоки Дьенеша)

2

10

Мозаика из пластика с основой со штырьками и плоскими элементами 4 цветов (основные и пастельные) с отверстиями для составления изображений по образцам или произвольно

2

11

Набор цветных кубиков с графическими схемами для воспроизведения конфигураций в пространстве «Уникуб»

1

12

Комплект из пяти игр-головоломок разного уровня сложности на составление квадрата из частей «Логические кубики»

1

13

Набор

1

14

Набор

1

15

Набор игрушек для игры с песком

5

16

Строительный материал - объёмные (или плоскостные) деревянные окрашенные (или неокрашенные) строительные детали простой геометрической формы.

2

17

Бумага, картон, палочки

5

18

Цветные мягкие и твёрдые объёмные крупногабаритные модули

1

19

Разные виды конструктора

6

Формы организации детского конструирования: (Л. А. Парамонова)

1.Конструирование по образцу

2.Конструирование по модели

3.Конструирование по доступным чертежам и наглядным схемам
4.Конструирование по теме

5.Конструирование по условиям

6.Каркасное конструирование

7.Конструирование по замыслу.

1.9.Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

            1.Выбор темы, её актуальность;

2.Составление плана работы по проекту;

3.Создание условий для реализации проекта;

4.Накопление информации и материалов по теме проекта:

•Подбор литературы по теме проекта;

•Подготовка наглядного иллюстративного материала (схемы, чертежи);

5.Разработка конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий;

6.Изучение разнообразия видов ЛЕГО-конструктора; анализ видов и назначения ЛЕГО-конструкторов; изучение  схем построения.

7.Запуск проекта (просмотр мультфильмов с сюжетами «История создания конструктора  ЛЕГО», беседы, чтение художественной литературы).

Подготовительный:  изучение и обобщение принципов и условий организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста с применением LEGO – конструирования и робототехники; планирование и прохождение педагогами курсов повышения квалификации по использованию LEGO – конструирования и робототехники в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций; выявление и изучение задатков и наклонностей воспитанников МДОУ, определение уровня развития логико-математических и естественно-технических способностей; разработка модели организации технического творчества детей старшего дошкольного возраста с применением LEGO – конструирования и робототехники.

Основной: внедрение LEGO-технологии в образовательный процесс ДОУ; разработка рабочей программы, конспектов ООД с применением LEGO - технологии и др. современных образовательных технологий в рамках организации технического творчества дошкольников; проведение семинаров, практикумов, открытых занятий и др. мероприятий для педагогов, участие педагогов и воспитанников ДОУ в различных мероприятиях: конкурсы, конференции и др.; привлечение к реализации проекта социальных партнёров.

Заключительный: подведение итогов и анализ результатов реализации проекта; разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по организации технического творчества детей старшего дошкольного возраста с применением LEGO – конструирования и робототехники.

1.10.Основные показатели достижений

Главным показателем эффективности применения образовательной робототехники в дошкольных организациях является возможность её использования с младшего дошкольного возраста. В ней предусмотрены различные виды и уровни конструктора, соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей. Учитывается главный принцип: от простого к сложному. Дети в игровой, ненавязчивой форме обучатся основам механики и физики, математики и алгоритмики, учатся планировать свою деятельность, выделяют её этапы, развивается мелкая моторика, конструктивное мышление. Воспитанники познают основы современной робототехники, что способствует развитию технического творчества и формированию научно-технической ориентации у детей.

1.11.Календарно-тематическое планирование

2 этап: осуществление проекта

Направления развития ребёнка;

виды деятельности,

Мероприятия

Познавательное направление

Беседы: «Дети мира играют в ЛЕГО»,  «Удивительное - в истории ЛЕГО», «Что означает слово - ЛЕГО»,  «Какие наборы ЛЕГО есть у тебя дома?», «Здравствуйте, это я!», «Я дарю тебе улыбку»;

ООД по ФЭМП « Дома бывают разные»;

Выкладывание цифр из конструктора и счётных палочек;

Рассматривание готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Просмотр схем по ЛЕГО-конструированию.

Просмотр презентаций и познавательных мультфильмов: «История создания ЛЕГО», «Кто такой – Оле Кирк Кристиансен?», «Превращение пластмассы».

Рассматривание картин: «Как Мишка строил дом», «Мы строители», «Разве так играют».

Речевое направление

Чтение сказок и рассказов; отгадывание загадок; использование речевых игр; беседы по тематике проекта;

ООД  по картине «Разве так играют?»;

Стихи: К. Лукаш «Мне конструктор папа подарил»,      Т. Шатских «Про конструктор»,

В. Маяковский «Кем быть?», «Стройка».
Сказки: «Три поросёнка», Н. Носов «Приключения Незнайки»
Рассказы: Н. Калинина «Кто у нас хороший», «Как ребята построили дом».

Коммуникативно – личностное направление, игровая деятельность

С.Р. «Мы - строители», обсуждение плана постройки

 «Зоопарк», «Роботы», «Военная техника»;

Игры: «Что лишнее?», «Найди такую же деталь, как на карточке», «Построй, не открывая глаз», «Чья команда быстрее построит»,  «Зимний городок», «Цветные башенки», «Лабиринт», «Сосчитай и положи», «Цветные коврики»,  «Таинственный мешочек», «Разложи детали по местам», «Назови и построй», «ЛЕГО-подарки».

 Художественно - эстетическое направление;

продуктивная деятельность

Ручной труд (из бумажных тубусов) «Деревья в лесу»

Конструирование из строительного материала «Самолёт»,

Конструирование:

«Животные», «Строим дом», «Детский сад», «Транспорт» - из ЛЕГО ДУПЛО.

«Карусель», «Машина», «Великан», «Самолет», «Обезьяна» - из ЛЕГО WEDO 

Взаимодействие с семьями воспитанников

Информация в родительском уголке о начале работы над проектом, приглашение к участию.

Папки-передвижки «Все о ЛЕГО»

Беседы с родителями по «ЛЕГО-конструированию через организацию активных форм работы с детьми»

Консультации для родителей «Значение ЛЕГО – конструирования в развитии детей в ДОУ»;

Памятка для родителей «Играем в ЛЕГО дома»

Фотовыставка «Мы играем в ЛЕГО»

Взаимодействие с семьями воспитанников:

1.Мастер-класс «Попробуйте сделать, как мы!»

2.Консультации для родителей:

«Значение ЛЕГО-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»

«ЛЕГО - конструирование – фактор развития одаренности детей дошкольного возраста»

3.Выставки детских ЛЕГО – моделей.

4.Выставки домашнего ЛЕГО – конструирования.

3 этап: заключительный 

Подведение итогов и анализ результатов реализации проекта; разработка методических рекомендаций для педагогов ДОУ по организации технического творчества детей старшего дошкольного возраста с применением LEGO – конструирования и робототехники.

Объединение моделей  в единый замысел, создание сюжета, обыгрывание построек, выставка работ.

1.12.Факторы риска и пути преодоления рисков

Риск 1. Родители (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие стимулировать и  ориентировать детей на конструктивно-модельную деятельность.

Выход: Просветительская работа (консультации, буклеты, статьи, сайт ДОУ, открытая интерактивная студия «Приходите - всё расскажем и покажем!»). Участие в совместной деятельности.

Риск 2. Дети, не заинтересованные в изучении темы.

Выход: Совместная деятельность педагогов с детьми, поддерживающая мотивацию. Для устранения данного риска в Проект включены инновационные формы работы с детьми, они разнообразны и построены в игровой форме. Это стимулирует познавательную активность детей. Интерактивные методы взаимодействия.

Риск 3. Недостаточная материальная база.

Выход: Взаимодействие с администрацией и семьями для изготовления необходимых материалов и атрибутов.

Риск 4. Педагоги (осознанно или неосознанно) не знающие и/или не умеющие стимулировать и  ориентировать детей на конструктивно-модельную деятельность.

Выход: Обучение, просвещение, профилактика эмоционального выгорания (тренинги, психологические акции).

2.Результаты реализации проекта:

                Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. В ходе реализации проекта дети называют и узнают детали конструктора «ЛЕГО», «Малыш», могут произвести замену недостающей детали на аналогичную, умеют создавать конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию; умеют применять разные средства для достижения результаты (схемы, модели, рисунки, образцы).

           Наблюдается сплочение детского коллектива: сформированы навыки сотрудничества с партнёром, воспитанники умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения, стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструкторов.

                Также наблюдается удовлетворённость родителей и детей уровнем образовательных услуг в ДОУ; повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством конструирования и степени вовлечённости родителей в воспитательно-образовательный процесс.

                   Отмечается рост профессиональной компетентности педагогов в плане обучения и воспитания детей, а также в вопросах формирования и использования предметно - развивающей среды.

По итогам проекта можно сказать, что использование имеющихся у детей навыков конструирования,  приобретённых на занятиях по ЛЕГО - конструированию, всесторонне развивают ребёнка в различных видах деятельности через применение технологии ЛЕГО—конструирования, помогают дошкольникам войти в мир социального опыта. У детей складывается единое и целостное представление о предметном и социальном мире.

3.Используемая литература:

1.Вахрушева Л.Н. «Воспитание познавательных интересов у детей 5 -7 лет» – ТЦ «Сфера» – 2012г.

2.Иголкина О.В. /Альбом для детского творчества. Оригами/ Издательство «Клуб семейного досуга» Белгород, 2012г.

3.Использование проектной деятельности в детском саду: Методическое пособие/под ред. Бабыниной Т.Ф., Яруллиной Е.Х.- Казань: РИЦ, 2011г.

4.Калмыкова Н. В., Максимова А. И. Макетирование из бумаги и картона. – М.: ТЦ Сфера. – 2015г.

5..Комарова Т. С., Филлипс Ю. Ю. Эстетическая развивающая среда в ДОУ. – М.: Мозаика – Синтез. – 2013г.

6.Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO) / Л.Г. Комарова – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001 г.

7.Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду. – М.: Мозаика – Синтез. – 2010г.

8.Куцакова Л.В. «Конструирование из строительного материала. Старшая и подготовительная группа».

9.Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Lego».

10.Лыкова И. А. Конструирование в детском саду. – М.: ТЦ Сфера. – 2011г.

11.Мэри Э., Рошин О. Оригами. Фигурки животных из бумаги. Издательство «Клуб семейного досуга» Харьков, 2012г.

12.Модульное оригами. Игровые практики для детей и взрослых// вед. Шкурко Е.М. DVD, 2008г.

13.Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова

14.Соколова С. Театр оригами.- М.: «Академия умелые руки», 2006 г.

15.Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребёнка.- Ярославль: «Академия развития», 1998 г.

16.Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов / Е.В. Фешина - М.: Сфера, 2011.

17.ФГОС ДО утв. приказом Мин. обр. и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155

18.Шайдурова Н. В. Развитие ребёнка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.

19.Щеглова О., Щеглова А. Всё об оригами. Оригами от А до Я. Ростов н./Д: Владис: М.: РИПОЛ Классик, 2008. – 416с., с ил.

МАДОУ «ДС №2 «Рябинка»   Познавательно-творческий проект по конструктивно-модельной деятельности старших дошкольников  «Приходи играть и строить»Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Положение о смотре-конкурсе проектов для воспитателей «Мы играем» и методические рекомендации к созданию проекта

Положение о смотре-конкурсе проектов для воспитателей «Мы играем» и методические рекомендации к созданию проекта...

Проект на тему: "Развиваемся играя, играя познаем"

Проект на тему: "Развиваемся играя, играя познаем"...

Проект " Речь развивается, когда игра игрой сменяется"

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Творческая деятельность ребёнка проявляется, прежде всего, в игре. Игра, протекающая в коллективе, предоставляет исключительно благоп...

Проект "Малые летние Олимпийские игры" в рамках долгосрочного проекта "Путешествие в Олимпию""

Данный проект направлен на сохранение и укрепление здоровья детей в летний оздоровительный период. Проект "Малые летние Олимпийские игры" - это спортивный праздник  каждый день недели! ...