ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Чопурова Амина Ашрафовна

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности использования лего-конструирования для реализации проектной деятельности «Пожарная часть» для детей старшего дошкольного возраста, выделены этапы реализации проектной деятельности, показаны методы и приёмы, которые можно использовать в процессе реализации данной темы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx26.43 КБ

Предварительный просмотр:

Чопурова Амина Ашрафовна,

воспитатель

МДОУ «Детский сад №70» г. Магнитогорска

ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности использования лего-конструирования для реализации проектной деятельности «Пожарная часть» для детей старшего дошкольного возраста, выделены этапы реализации проектной деятельности, показаны методы и приёмы, которые можно использовать в процессе реализации данной темы.

Ключевые слова: лего-конструирование, проект, проектная деятельность, дошкольники, обучение, проект «Пожарная часть», критерии и показатели.

Актуальность использования лего-конструирования как средства развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста обусловлено реалиями настоящего времени. С целью повышения знаний об окружающем мире воспитателям детского сада приходится искать новые формы, которые будут способствовать развитию мотивации дошкольников к знаниям, любознательности; стремление использовать полученную информацию в практической деятельности [2].

Для реализации данной цели была выбрана тема «Пожарная часть», которая позволит расширить знания детей старшего дошкольного возраста о профессии «пожарный», научиться собирать из лего-конструктора пожарную машину, автоцистерны, пожарные автонасосные станции, автомобили первой помощи, подъёмники.

При выборе темы были учтены интерес детей к теме, сложность выполнения, возможность познакомить детей с большим количеством видов техники в рамках одной темы.

Педагогическая целесообразность заключается в необходимости раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщения к окружающему миру, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные конструкторские способности и техническое мышление, так и способности при участии в коллективной работе.

Раскрытие данной темы представлено в виде проектной деятельности, которая включает в себя четыре занятия: «Пожарная машина», «Автомобили первой помощи», «Пожарный вертолёт». Последнее занятие носит коллективный характер – дети самостоятельно выбирают, какую конструкцию машины им хочется сделать (автоцистерны, пожарные автонасосные станции, подъёмники).

Любая проектная деятельность начинается с предварительной работы. Для подготовки проекта «Пожарная часть» из лего-конструирования необходимо подобрать методическую и художественную литературу, подобрать дидактические игры и игровые ситуации, физкультминутки, составить конспекты для проведения занятий, подобрать схемы для правильного выполнения задания, подготовить презентации, загадки для детей по теме «Пожарная часть».

Приведём примеры дидактического материала и художественного слова, который будет включён в практическую деятельность.

Для создания заинтересованности к занятию на этапе мотивации к деятельности воспитатель может использовать следующие загадки [1]:

«В деревянном домике / Проживают гномики. // Уж такие добряки – / Раздают всем огоньки» (спички).

«Он поглощает всё вокруг, / Когда бушует, озверев // А дома он - хороший друг, / Даёт и свет, и обогрев» // (огонь)

Я мчусь с сиреной на пожар, / Везу я воду с пеной // Потушим вмиг огонь и жар / Мы быстро, словно стрелы // (пожарная машина)

Поддержанию интереса в процессе проведения занятия оказывают дидактические игры. Например: словесная дидактическая игра «Кто больше назовет профессий, которые помогают пожарным», «Четвёртый лишний» (указать машину или предмет, который не относится к пожарной части).

При знакомстве с новой темой нужно подготовить и провести презентацию «Пожарная часть», «Машины и оборудование, необходимое при тушении пожара»).

В качестве предварительной работы к теме дошкольникам можно прочитать произведения художественной литературы: Братья Гримм «Соломинка, уголёк и боб», Борис Житков «Пожар», С. Михалков «Дядя Стёпа», Г.Н. Цыферов «Жил на свете слонёнок» [4]. Данные произведения познакомят детей с особенностями профессии «пожарный», узнать, какую беду может принести неправильное обращение с огнём.

В ходе основного этапа с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется практическая деятельность – выполнение построек из конструктора Лего. В ходе данного этапа используется определенный алгоритм.

1. Знакомство с оборудованием. Детям предлагаются детали из лего-конструктора для будущей постройки.

2. Показ образца, пояснение педагогом пошаговой инструкции, разбор схемы-карточки;

3. Самостоятельная работа детей по образцу, схеме или творческому замыслу, дошкольники могут работать индивидуально, в паре или в составе небольшой подгруппы;

4. Физкультминутка с лего-человечками, пальчиковая гимнастика, которые помогут расслабиться, а затем вернуться к увлекательному конструированию.

5. Обыгрывание постройки использование построек для организации игр в совместной и самостоятельной деятельности (подведение итога на основе результата) [3].

В процессе реализации данного этапа воспитатель координирует работу детей, помогает детям, у которых задание вызвало затруднение. Но при этом не нужно выполнять работу за ребёнка, а помочь ему с помощью наводящих вопросов выполнить задуманное.

В ходе заключительного этапа проводится анализ выполненных построек. При анализе необходимо придерживаться следующих критериев:

  • аккуратность, симметричность, целостность и привлекательный внешний вид конструкции;
  • технические умения и навыки;
  • степень самостоятельности проделанной работы;
  • целеустремлённость, дисциплинированность, трудолюбие, чувство товарищества и эмоциональной отзывчивости, проявленные во время работы над проектом [5].

В ходе заключительного этапа важно, чтобы ребёнок мог рассказать про свою постройку, представить её группе. Здесь можно использовать такие творческие задания, как: «Оживи свою модель», «Придумай название своей постройке».

После реализации проекта «Пожарная часть» можно оформить фотовыставку дли родителей «Наши любимые постройки из конструктора: пожарная часть». Выставка детских рисунков на тему «Пожарная часть».

Реализация данного проекта направлено на получение конечного результата, в процессе которого старшие дошкольники овладеют следующими навыками:

  • знать особенности профессии людей, работающих в пожарной части;
  • иметь представление о работе пожарного;
  • понимать общественную значимость труда пожарного, его необходимость.

В ходе работы по лего – конструированию ребенок должен знать:

  • основные детали лего – конструктора (назначения, особенности);
  • осуществлять подбор деталей, необходимых для конструирования (по виду и цвету) конструировать, ориентируясь на пошаговую схему изготовления конструкций; конструировать по образцу.

Таким образом, лего-конструирование является одним из важнейших видов детской деятельности. Конструктивная деятельность важна в общем умственном развитии ребенка, поскольку способствует становлению наглядного моделирования, развивает способность воспринимать такие внешние свойства предметного мира, как форма, пространственные и размерные отношения, понимать некоторые существенные зависимости структуры предмета от его функции, создавать новые, оригинальные образы, способствует развитию знаний об окружающим мире, развитию речи.

Список литературы

  1. Иванова Н. В. Про всё на свете: Загадки для детей 5 лет. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 202 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа:
  2. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – М.: Владос, 2018. – 146 с.
  3. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. - М.: Академия, 2015. - 80 с.
  4. Сборник художественной литературы на тему «Пожарная безопасность». [Электронный ресурс] – Режим доступа: ;ysclid=lu9z3zwkg2848489968
  5. Фешина Е.В. Лего - конструирование в детском саду. - М.: Творческий центр «Сфера», 2018. – 137 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста».

- Тема мастер-класса “Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста ”.- Как максимально и...

Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой"

·         передача опыта путём прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности;·...

Средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Многие педагоги и психологи указывают, что опыт познания, приобретённый в детстве, влияет на развитие личности человека в последующие периоды его жизни (Л. С. Выготский, Т. С. Комарова, В.С.Мухина, Р....

Познавательно-исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период, когда ребенок стремиться познать окружающий мир и с удовольствием включается в деятельность с взрослым.  Именно этот возраст является наиболее благоприятным...

STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...