Проект "Юные изобретатели".
проект по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Шляпникова Екатерина Александровна

В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А. В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности — в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других.        

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunnye_issledovateli.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Шляпникова Екатерина Александровна

                             Проект в средней группе «Юные изобретатели»

Актуальность: дошкольный возраст – это важный период развития всех психических функций: речи, мышления, эмоций, механизмов контроля произвольных движений, за которые отвечает высшие структуры головного мозга — кора. Все это связано с игрой. Умственное развитие дошкольников характеризуется формированием образного мышления, которое позволяет ему думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Однако логическое мышление еще не сформировалось. Этому препятствует эгоцентризм и неумение сосредоточиться на изменениях объекта.

  В развитии мышления дошкольника существенную роль играет овладение детьми способами наглядного моделирования тех или иных явлений. Наглядные модели, в которых воспроизводятся существенные связи и отношения предметов и событий, являются важнейшим средством развития способностей ребенка и важнейшим условием формирования внутреннего, идеального плана мыслительной деятельности. Возникновение плана наглядных представлений о действительности и способность действовать в плане образов (внутреннем плане) составляют, по словам Запорожца А. В., первый, «цокольный этаж» общего здания человеческого мышления. Он закладывается в различных видах детской деятельности — в игре, конструировании, изобразительной деятельности и других.        

  В психолого-педагогических исследованиях установлено, что в организации усвоения старшими дошкольниками знаний о пространстве, о явлениях живой и неживой природы, в обучении их началам математики и грамоты и в других видах обучения, особо эффективным оказывается использование наглядных моделей. Действуя с наглядными моделями, дети легко понимают такие отношения вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить ни на основе словесных объяснений, ни при действии с реальными предметами. Так, при обучении математике модель количественных отношений помогает детям определить эти отношения от других свойств предметов и усвоить представление о числе, а модель отношения части и целого — понять смысл действий сложения и вычитания.

   Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.

   ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование образовательного процесса ДОУ направлено главным образом на развитие психических и личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности.

   Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном возрасте. Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.

    Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже роботов. Ребенок должен получать представление о начальном моделировании и конструировании, как о части научно-технического творчества с раннего детства. Основы моделирования и конструирования должны естественным образом включаться в процесс развития ребенка так же, как и изучение формы, цвета и размера.

   В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения
целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе
такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и
различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся
анализировать, находить самостоятельные решения, создавать замысел
конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность.
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и выбор такого вида деятельности, чтобы она способствовала формированию умственной активности дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения. 

   Педагоги уже заметили, что стало куда труднее формировать мнение ребенка, влиять на его мировоззрение. Умение чувствовать радость жизни, свободно выражать себя закладывается в детстве и остается на долгие годы. Важную роль в творческой деятельности играют интуиция, воображение, а также потребность личности в раскрытии своих созидательных возможностей.

   Следовательно, необходимо создавать мотивацию, развивать потребность в творческой деятельности, обеспечивать условия, при которых ребенок, владеющий навыками той или иной деятельности, имел бы возможность самостоятельно проявить свои творческие способности.

Целеполагание. Предложенный проект отражает новый подход в области приобщения детей группы к конструктивной деятельности и техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи. В процессе реализации проекта мы хотим показать эффективность способа развития интереса у детей к техническому творчеству - практическое изучение, проектирование и изготовление объектов техники, самостоятельное создание детьми технических объектов в процессе специально организованного обучения в образовательной среде с помощью разных видов конструкторов.

   Под инженерным мышлением понимается вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышение качества продукции.

   Предполагается, что технологии проектирования при реализации нашего проекта будут являться уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно- ориентированных подходов к организации процесса дошкольного образования.

Цель проекта:

формирование инженерного мышления детей, посредством использования конструкторов и интеграции образовательного процесса.

Задачи проекта:

- развивать интерес к моделированию и конструированию;

-развивать конструкторские навыки, творческую, познавательную инициативу и самостоятельность;

- развивать психофизические качества детей: память, внимание, логическое и аналитическое;

-развивать мелкую моторику кистей рук;

воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;

- развивать коммуникативные компетенции: участия в беседе, обсуждении;

- формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе;

- познакомить с конструкторами нового поколения: - магнитный конструктор,

Ожидаемые результаты проекта:

Сформировать у детей творческий склад ума. Развивать творческие способности у детей, создавать новое, решать незнакомые задачи. Дети имеют представления о художественном конструировании и о различных видах конструктора. Воспитанники умеют самостоятельно работать по рисунку, применяют свои знания в свободной деятельности. В результате работы с конструктором дети будут уметь: создавать реально действующие модели; применять на практике конструкторские, инженерные и навыки. Показать родителям на примере, значимость привлечения детей к научно-технической деятельности с использованием конструкторов нового поколения.

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап.

Подготовка целей и задач, подбор литературы по теме проекта, изготовление наглядной  

информации, подбор подвижных, сюжетных игр на тему проекта, общение с детьми,

организовать взаимодействие с родителями воспитанников по освоению конструкторов

нового поколения.

Основной этап проекта.

  Свою работу мы начали с игровых занятий по плоскостному моделированию с использованием дидактического материала: логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзнера. Сначала дети выкладывают изображения, накладывая геометрические фигуры на схему, затем конструируют по замыслу. Очень важны для детей игры и упражнения с таким материалом на начальном этапе развития инженерного мышления. Логические блоки Дьенеша, палочки Кьюзнера позволяют знакомить детей со счетом, геометрическими фигурами, величиной, цветом, упражнять в ориентировке в пространстве, развивать мелкую моторику рук и координацию движений, что влияет на общее интеллектуально развитие дошкольников.

   Далее от плоскостного моделирования переходим к конструированию из конструкторов нового поколения: магнитный конструктор, динамический конструктор, пластмассовый конструктор с вращающимися деталями. Такое разнообразие позволяет воплощать любые замыслы детей.

   Использование разных конструкторов, показывает, что конструкции одного и того же предмета может быть различной в зависимости от того, какой строительный материал используется, и от того, как соединяются детали.

С целью расширения знаний об окружающем мире и активизации
словаря детей, на прогулке проводили наблюдения, обращали внимание на различные здания и сооружения, рассматривать машины, автобусы и другие виды транспорта, выделять их части, называть форму. При проведении образовательной деятельности по
конструированию упражнять детей в их строительстве.
Прежде чем перейти к самостоятельной конструкторской деятельности,
детям будут предлагаться образцы построек, чтобы они поняли назначение
каждой детали, способы их соединения. Надо сказать, что конструирование
по образцу - важный обучающий этап, где можно решать задачи,
обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности
творческого характера.

   Далее переходим к более сложному этапу - конструированию по
наглядным схемам, через которое развивается
наглядное моделирование, так как надо соотнести размер, цвет, форму
деталей и скомбинировать их. В процессе работы дети рассматривают
схемы, отвечают на вопросы: «Что нарисовано на схеме», «Из каких
деталей состоит постройка?» И наконец, конструирование по замыслу, которое позволяет
самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные
ранее. Сооружая свои постройки, дети имеют возможность придумывать и
создавать что-то новое. Они экспериментируют, изобретают, фантазируют и
обыгрывают свои постройки.

   В реализации проекта мы познакомили детей с художественным конструированием из бумаги и природного материала.  В художественном конструировании дети, создавая образы, не только (и не столько) отображают их структуру, сколько выражают своё отношение к ним, передают их характер, пользуясь цветом, фактурой, формой. Например, «весёлый ежик».

Создание конструкций из природного материала может носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от той цели, которую ставит перед собой сам ребёнок, либо взрослый перед ним.

 Роль родителей в развитии конструктивных способностей и основ инженерного мышления детей дошкольного возраста является немаловажной. Включение семей воспитанников в образовательную деятельность ДОУ расширяет пространство, объединяет интересы педагогов, родителей и детей.

Беседы:

«Увлекательная профессия – инженер», «Чем важна профессия строитель».

 Чтение художественной литературы: «Теремок», «Три поросенка»,

«Заюшкина избушка».

Заучивание считалок, стихов о геометрических фигурах.

С\р игры: «Строительный магазин», «Мой любимый конструктор».

Д/игры: «Продолжи дорожку», «Какой камушек будет следующий»,

«Выложи забор по памяти».

Пальчиковая гимнастика: «Дом».

 Дом

Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
Чтоб вокруг забор стоял,
Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -   "бутончик тюльпана")

«Пчелки».(Одна из рук стоит на столе, опираясь на локоть, пальцы растопырены (ёлка) На второй руке пальцы смыкаются в кольцо (улей). "Улей" прижат к "ёлке".)
Домик маленький на ёлке,
Дом для пчёл, а где же пчёлки?
(Заглядываем в "улей".)
Надо в дом постучать,
(Сжимаем кулачки, стучим ими друг о друга.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Я стучу, стучу по ёлке,
Где же, Где же эти пчёлки?
(Стучим кулаками друг о друга, чередуя руки.)
Стали вдруг вылетать:
(Разводим руками, растопыриваем пальцы и шевелим ими, пчёлки летают.)

Физ. минутки: «Мы в лесу построим дом», «Часы». Аппликация: «Мой город будущего», объёмная аппликация «Веселый еж», Лепка из природного материала: «Сова».

Заключительный этап.

Проведение ООД «Мосты». Картотека дидактических игр по конструированию. Консультация с родителями: «Выбираем конструктор для ребенка», «Конструирование как универсальная способность к созданию разных оригинальных целостностей».Продуктивная деятельность: коллективная работа (аппликация) «Мой город будущего», лепка «Сова», объёмная аппликация «Ежик».Заинтересованность родителей в совместной образовательной деятельности с детьми по приобщению к техническому творчеству.

Вывод: внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.Наш проект посвящен развитию познавательного интереса детей, через конструирование, которое позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее .Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Таким образом, конструирование из конструкторов подготавливает почву для развития инженерного мышления у детей. Целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию и моделированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умения учиться. Такой познавательный мотив
вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности произвольно управлять своими познавательными потребностями. На занятиях конструированием и в игре у детей 
воспитывается воля, сдержанность, умение выслушивать объяснение педагога и работать в соответствии с инструкциями, в совместной работе согласовывать друг с другом действия, преодолевать трудности в достижении цели.
   Детская инженерия - это инновационное мышление, оно определено как мышление, направленное на обеспечение инновационной деятельности, осуществляемой на когнитивном и инструментальном уровнях и характеризующееся как творческое, научно-теоретическое, социально-позитивное, конструктивное. Самый эффективный способ — это познание, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями. В результате реализации нашего проекта мы добились хороших результатов: у детей нашей группы развились творческие способности, логическое мышление, умение достраивать до целого, умение сосредотачиваться. Родители активно участвовали в организации проведения проекта. Также они знакомились с консультациями о важности развития инженерных способностей детей с помощью конструирования, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.

Библиографический список:

1. Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995.

2. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование — путь познания окружающего мира//' Формирование начал экологической культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. — Владимир. ВОИУУ, 2001.

3. План-программа воспитательно - образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др. /; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб: Акцидент, 1997 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия с использованием ТРИЗ-технологий тема: «Мы - изобретатели»

Познакомить с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина. Закрепить понятие «человек-изобретатель». Обогатить знание о мире открытий и изобретений. Развивать конс...

Изобретатель - кто он такой?

       Рассказ-беседа   «Изобретатель – кто  он  такой?» ,для детей подготовительной к школе группе. Познакомить  детей  с  тво...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий "Маленькие изобретатели" для детей старшего возраста.

Целью моей непосредственно образовательной деятельности является обогащение знаний  детей  о мире открытий и изобретений, познакомить с жизнедеятельностью  И.П Кулибина, развивать конст...

Конспект занятия по программе « Играем, читаем». (развитию речи и подготовка к обучению грамоте) для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: « Мы - изобретатели».

Конспект занятия по программе « Играем, читаем».  (развитию речи и подготовка к обучению грамоте)для детей 6-7 лет г.Наб.Челны,МБ ДОУ №21 Гук Л.Н. Тема: «  Мы - изобретатели»....

Интегрированное занятие в подготовительной к школе группе по теме: «Российские ученые изобретатели»

Воспитывать в детях гордость за свою страну.Словарная работа: аэростат, ученый конструктор, дирижабль…Развитие логики, мышления, фантазии, воображения у детей.Познакомить детей с российскими учеными, ...

Конспект НОД для детей старшего возраста с использованием современных образовательных технологий"Маленькие изобретатели"

Обогодить знания детей о мире открытий и изобретений, активизировать словарь по теме....

Конспект совместного интегрированного занятия по экологии для детей средней группы с родителями по теме: "Изобретатель — кто он такой?"

Знакомство с творчеством человека - изобретателя и обогатить знания детей о мире открытий и изобретений....