Конструирование
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Малышева Елена Петровна

Методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie.docx37.74 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ЛЕГО-КОНСТРУКТОРА

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Содержание:

1. Влияние конструктора LEGO на развитие дошкольников

2. Создание условий для конструктивной деятельности среди детей

3. Использование конструктора LEGO в различных детских занятиях

 4. Методы организации занятий с помощью LEGO – конструирование в детском саду

        Дошкольное детство – это возраст игры. Ребенок, играя, не только учится познавать мир, но и выражает свое отношение к нему. Всегда ли мы, взрослые, внимательны и серьезно относимся к детским играм? Можем ли мы играть «на равных» с ребенком, выбирать для него самую интересную и полезную игрушку? Можем ли мы сделать игры реальным инструментом для развития, обучения и коррекции? Необходимость постоянного внимания к детской игре со стороны взрослых обусловлена тем, что она является критерием психофизического развития дошкольника. Помимо традиционных методов обучения, в психолого-педагогическом процессе в последнее время все чаще используются технологии LEGO. Одним из них является конструктивно-игровой инструмент LEGO HOLLOW, который обладает рядом особенностей, выделяющих его среди других строителей, в первую очередь, широким спектром способностей. Отечественные и зарубежные педагоги отмечают, что использование наборов LEGO в работе с детьми позволяет добиться стойких положительных результатов в образовании и воспитании за меньшее время.

Все дети любят и хотят играть, но не все могут научиться делать это самостоятельно, да и не со всеми игрушками. В то же время, как показали экспериментальные исследования, игра в LEGO эффективно способствует развитию детей. Подчеркивая социальную значимость игрушек и сравнивая их с мини-предметами в реальном мире, посредством которых ребенок достраивает представление об окружающем мире.  При этом, готовые игрушки лишают ребенка возможности творить для себя. Об этом много лет назад писал французский социолог и философ Ролан Барт в своей книге об игрушках, говоря, что существенным для ребенка в игре является микрокосмос, аналогичный взрослому миру, состоящий из взрослых предметов, но в миниатюре: «Ребенок может относиться к этому космосу веры и сложных переводов только как собственник и потребитель, никогда как изобретатель и творец. Дети тренируются выполнять действия без сказочности, без сюрпризов, без радости. У ребенка все готово к использованию, ему не нужно думать и работать над тем, какой должна быть его игрушка. Они создают детей-потребителей, а не творческих детей. При этом даже самый маленький набор строительных элементов открывает перед ребенком новый мир. Ребенок не потребляет, он творит: он создает предметы, мир и жизнь. Манипулируя элементами LEGO, ребенок учится доброте, творчеству, радости. Для более эффективной работы с детьми необходимо было создать блестящие и функциональные образовательные инструменты, которые могли бы воздействовать буквально на все органы чувств ребенка и сочетать в себе возможности мощного воздействия на эмоциональную и логическую сферы, позволяя им подключаться, быстро «строить» надежные и устойчивые «мостики» к тем навыкам и умениям, которыми ребенку необходимо овладеть. Многолетние усилия датских учителей, ученых и дизайнеров привели к созданию обширной системы наборов LEGO, которая широко используется во всем мире. В последние годы LEGO все чаще используется для решения психолого-педагогических задач.

 


 

1. Влияние конструктора LEGO на развитие дошкольников

 

      Человек, который умеет конструктивно мыслить, быстро решать логические задачи, является наиболее подходящим для жизни, потому что быстро находит выход из сложных ситуаций, принимает рациональное решение. Влияние конструктивной деятельности на психическое развитие детей изучал А.Р. Лурия. Он пришел к выводу, что «строительные упражнения оказывают существенное влияние на развитие ребенка, радикально меняя характер познавательной деятельности».

    Конструктивная деятельность занимает важное место в дошкольном образовании и представляет собой сложный познавательный процесс, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: ребенок приобретает практические знания, учится выявлять сущностные характеристики, устанавливать взаимосвязи и связи между деталями и предметами.

     В педагогической практике широко используются разные виды проектирования – строительные детали, большие модули, бумага, натуральные материалы. Из всего многообразия конструкторов, используемых в дошкольном учреждении, хотелось бы остановиться на конструкторе LEGO, который представляет собой яркий, красочный и многофункциональный материал, открывающий большие возможности для научно-исследовательской и экспериментальной деятельности ребенка. С его помощью можно решать сложные задачи с помощью увлекательной творческой игры, в которой не будет проигравших, так как с ними может столкнуться каждый ребенок. Элементы конструктора LEGO имеют разные размеры, разные формы, простые варианты крепления с другими элементами. Существует множество вариантов сборки элементов LEGO, что создает практически безграничные возможности для создания различных типов зданий и игровых ситуаций.

Для воспитателей детских садов использование LEGO-конструктора является отличным инструментом для всестороннего развития дошкольников, обеспечивая интеграцию различных видов деятельности.

С помощью конструктора LEGO решаются задачи воспитательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям:

1. Развитие мелкой моторики рук, стимулирующее общее развитие речи и умственных способностей в будущем.

2. Умение правильно и быстро ориентироваться в пространстве.

3. Приобретение математических знаний по счету, форме, пропорциям, симметрии.

4. Расширение представления об окружающем мире, архитектуре, транспорте, ландшафте.

5. Развитие внимания, умения концентрироваться, память, рефлексия.

6. Развитие фантазии, творческого мышления.

     Современная педагогика и детская психология прекрасно прослеживают взаимосвязь между развитием мозга и развитием моторики рук. Глаза и уши – это органы, которые воспринимают информацию, но закрепление этой информации осуществляется методом воздействия. Активность мозга напрямую связана с действием рук, с возможностью манипулировать ими с точностью и тонкостью. Поэтому такие игры, как конструктор LEGO – это именно те методики, которые развивают мышление в прямом смысле этого слова.

Когда ребенок пытается собрать кубики строителя в единое целое, он тренирует и развивает моторику рук. При этом задействуются зрительные рецепторы и координируются движения. Таким образом, происходит развитие мозговой деятельности, которая постепенно делится на конструктивное и образное мышление.

Именно по этой причине развивающие игры, подобные LEGO, оказывают существенное влияние на развитие образного и конструктивного мышления. Но если игры первого поколения имели узкую специфику, направленную исключительно на развитие мелкой моторики, то разноцветные кубики LEGO, выпускаемые по разным сюжетам и с разными направлениями, значительно расширяют сферу воздействия на мозг ребенка.

Например, LEGO DUPLO, рассчитанные на самых маленьких, и с габаритами в два раза больше стандартных, позволяют развивать пространственное мышление. А те кубики LEGO, которые содержат цифры, являются образовательными. Использование поверхности куба в образовательных целях дает отличный эффект, ведь таким образом кубики сочетают в себе сразу несколько функций, которые полезны для развития всех типов мышления. Развитие конструктивного мышления ребенка с раннего возраста является залогом быстрого усвоения школьных материалов в будущем.

Одним из проявлений креативности является умение по-новому сочетать привычные элементы. Работа с элементами LEGO стимулирует и развивает потенциал творчества каждого ребенка, учит его видеть и разрушать, что тоже очень важно. Разрушайте неагрессивно, не бездумно, а чтобы обеспечить возможность создавать что-то новое.  Потребность в разрушении сохраняется в ребенке до конца дошкольного возраста. Но, сломав собственную конструкцию, ребенок имеет возможность создать еще одну или достроить некоторые ее детали из выпавших элементов, выступая в роли творца!

7. Освоение умения мысленно делить объект на составляющие и собирать из частей целое.

    Конструирование – это вид производственной деятельности дошкольника, который включает в себя строительство предметов. Его успех зависит от уровня развития мышления и восприятия ребенка. Чтобы построить конструкцию из строительных материалов, необходимо уметь осмотреть объект, разделить его на составные части – части, оценить их размеры, пространственное расположение, при необходимости заменить одни части на другие. Также для удачного дизайна нужно уметь представить будущий объект в целом – со всех сторон, спереди, сбоку; Тем более, чтобы представить себе невидимые детали.

 Различают следующие виды конструирлования:

  1. Конструирование по образцу;

    Детям предлагают образец зданий, сделанных из строительных деталей, и демонстрацию того, как их воспроизвести. При такой форме конструирования обеспечивается прямая передача знаний и готовых к использованию методов действий детям. У детей формируются обобщенные методы анализа объектов и обобщенные представления о них, которые необходимы для успешного осуществления строительства. Важную роль в этом отношении играет усвоение детьми выборочной экзаменационной схемы, построенной по принципу общего к общему.

          2) Модельное конструирование;

  Модельное конструирование заключается в следующем: детям предлагается модель в качестве модели, в которой контуры отдельных ее элементов скрыты от ребенка. Дети должны воссоздать эту модель из имеющегося у них конструктора. Таким образом, ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решить.

       3) Конструирование  по замыслу;

   Конструирование по замыслу открывает большие возможности для развития детского творчества, для проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как они собираются строить. А вот создать идею будущего дизайна и воплотить ее в жизнь – достаточно сложная задача. Детские представления неустойчивы и часто меняются во время занятий.

4) Конструирование по условиям – требованиям, которым должна соответствовать будущая конструкция (например, определенный размер);

Конструирование по условиям состоит из следующего: без предоставления детям образца сооружения, чертежей и способов его возведения, определяются только те условия, которым должно соответствовать сооружение и которые, как правило, подчеркивают его практическое назначение (например, построить мост определенной ширины для пешеходов и транспортных средств). В этом случае задачи проектирования выражаются условиями и носят проблемный характер, так как нет способа их решения.

5) Конструирование по визуальным чертежам и схемам;

Конструирование на основе чертежей и наглядных схем. Из деталей конструктора воспроизводятся внешние и индивидуальные функциональные характеристики реальных объектов, возможности развития внутренних форм визуального моделирования. Наиболее успешно эти возможности могут быть достигнуты, когда детей учат сначала строить простые схемы – чертежи, отражающие образцы зданий, а затем, вместо этого, оформлять практические планы по схемам и чертежам. В результате такой тренировки у детей развивается образное мышление и познавательные способности, т.е. они начинают конструировать и применять внешние модели как средство самостоятельного познания новых объектов.

6) Конструирование по тематике;

Конструирование на тему. Детям предлагается общая тематика строительства. Идеи для конкретных зданий они создают сами у строителя и способы их реализации. Основной целью развития заданной темы является актуализация и закрепление знаний и навыков.

8. Научитесь общаться друг с другом, уважать свой труд и труд других.

  Педагог руководит практической деятельностью детей и их взаимодействием, направляет детей на правильное взаимодействие в процессе конструирования и при обсуждении результата работы. С одной стороны, педагог побуждает ребенка занять активную позицию, ставит его в условия, которые побуждают его к началу деятельности. С другой стороны, он воспитывает ответственность, умение подчиняться требованиям коллектива, проявлять взаимопомощь, помогать тем, кто сталкивается с трудностями, находить способы самовыражения. Это очень важный итог совместной созидательной деятельности. Иными словами, воспитатель решает задачу обучения и развития у детей коммуникативных и регулятивных навыков, моделирования различных типов взаимодействия детей.

 


 

2. Создание условий для конструктивной деятельности среди детей

 

    Для конструирования во всех возрастных группах используются мелкие (настольные) и крупные строительные материалы, а также конструкторы  со средствами соединения деталей разной сложности: от элементарных игрушек – вкладышей и стрингеров, применяемых в младших возрастных группах, до деревянных и пластиковых конструкторов для дошкольников, которые довольно сложно собрать. Кроме того, необходимы различные дополнительные материалы и игрушки для конструктивной деятельности детей.

  Учитывая тот факт, что при конструировании из строительных материалов значительная часть штук используется для изготовления перекрытий, а иногда их ограниченное количество не позволяет возводить перекрытия в соответствии с представлениями детей, педагоги предлагают детям плиты различной конфигурации (квадратные, круглые, треугольные, овальные, многоугольные и т.д.). Их изготавливают из фанеры, оргстекла, оргалита, прочного картона или других материалов. Размер подбирается произвольно. Достаточно учесть, что плиты мелкого производителя помещаются в обычную коробку со строительными материалами и что плиты крупного производителя не превышают длины самой длинной части целого.

Если в конструкторах не хватает цилиндров (колес), их составляют из длинных круглых палочек разной длины. Широко используются детали, вырезанные из пенопласта и окрашенные в разные цвета (в основном для отделки зданий).

    При работе с дошкольниками по определенным темам («Здания», «Мосты», «Транспорт») используются рисунки, иллюстрации, фотографии, схемы. Они используются в качестве образцов. Это такие чертежи, как «Закончить здание», «Найти ошибку в чертеже»; изображения сложных зданий, показывающие ребенку этапы их строительства; рисунки, дающие только схему предмета и т.д.

      Во многих дошкольных учреждениях учебные материалы хранятся в методической комнате. В этом случае необходимо около тридцати конструкторов для разных возрастных групп. Все детали разложены по коробкам в соответствии с формами и цветами. Например: красные кубики в одной коробке, синие кирпичи в другой и т.д. Небольшие изображения деталей внутри наклеиваются на узкую часть коробок. Такое хранение удобно тем, что материалом могут пользоваться все возрастные группы, время уборки значительно сокращается, дети не ограничиваются деталями, которые находятся в той или иной коробке. Потому что в комплекте обычно однородные детали имеют разную расцветку. И поэтому, как бы ребенок не старался сочетать их по цвету, здание получится ярким.

В некоторых дошкольных учреждениях имеются кабинеты, специально оборудованные для технического и художественного творчества, где созданы условия для организации конструктивной деятельности детей: расставлены столы, расставлены строительные материалы, игрушки и другие дополнительные материалы, подобраны конструктивные головоломки. А еще есть возможность показать детям слайды, слайд-фильмы. На расставленных мольбертах дети могут нарисовать, например, здание, автомобили, мосты, а затем использовать свои рисунки в качестве моделей для строительства. На мольбертах удобно показывать чертежи, схемы,  и т.д.

Следует отметить, что коробки, содержащие наиболее часто используемые детьми детали (кубики, кубики, тарелки), лучше размещать ближе к краям столов. Расстояние между рабочими столами и столами с оборудованием не должно превышать 1 м, чтобы не тратить время на лишние движения. Такие занятия практичны тем, что ящики со строительными материалами не мешают детскому труду, увеличивается полезная поверхность столов для строительства, облегчается разбор конструкций, ведь все они находятся на виду (пустые ящики не разграничивают здания).

Чтобы было удобнее использовать строительный материал в свободное время, ему отводится определенное  места.

У младших дошкольников настольные строительные материалы чаще размещают на полках, которые опираются на два узких или подвесных стола над ними. Он расставлен по цвету и форме (прямо на полках) так, чтобы дети могли быстро выбрать необходимые детали и затем поставить их на место. Количество комнат и место работы должны быть рассчитаны на одновременное строительство от 4 до 5 детей. Также расставлены небольшие игрушки (елки, флажки, животные, машинки и т.д.) для обигрывания конструкций.

Крупные строительные материалы хранятся на полках, на низких полках, платформах, в ящиках. Он также устроен по форме. Большие транспортные игрушки и игрушки, необходимые для игры (куклы, собачки, мишки и т.д.) размещаются под полками или рядом с ними. Место для строительства желательно оборудовать отдельно от постоянного передвижения детей и взрослых.

В дошкольных возрастных группах строительные материалы хранятся в тех коробках, в которых они приобретаются. Маленькие игрушки нельзя размещать на полках, но и в коробках. Крупные строительные материалы хранятся в шкафах, на подвесных (открытых) полках.

В старших группах не отводится специальное место для строительства, а используются те же столы, к которым нанимают детей или освобождают других.

Мелкие строительные материалы хранятся в ящиках, в которых они были приобретены и не разбираются на части. Крупные строительные материалы обычно хранятся в закрытых шкафах и на полках. Там же расположены настольные плиты и крупные строительные материалы. Небольшие строительные материалы для игры складывают в коробки.

 


 

3. Использование конструктора LEGO в различных детских занятиях

 

Сфера использования LEGO с точки зрения конструктивной и игровой ценности для детей достаточно широка.

На занятиях по математике LEGO используется для закрепления и развития навыков прямого и обратного счета, сравнения чисел, знания состава числа, геометрических фигур; умение ориентироваться на воздушном судне, умение классифицировать по характеристикам; может использоваться в качестве условного измерения при сравнении объектов по длине, ширине, массе («Найти недостающую фигуру», «Разноцветные дорожки», «Продолжить ряд цифр», «Где еще?» и т.д.).

На занятиях по ознакомлению с окружающей средой LEGO используется в экспериментальной деятельности в качестве материала, из которого сделан строитель («Из чего он сделан?», «Найди одинаковое», «Чем они похожи и чем отличаются?», «Расскажи о свойствах объекта» и т.д.). С помощью LEGO дети передают знания и впечатления, полученные на уроках, экскурсиях, наблюдениях и прогулках по зданиям. Полученные структуры объединяются в тематические сооружения «Мой город», «Моя улица», «Животные Африки» и т.д., которые затем используются не только на уроках, но и в самостоятельной игровой деятельности детей и способствуют развитию коммуникативных навыков.

Также конструктор можно использовать на уроках физкультуры, на занятиях по обучению грамоте. В декорациях есть человечки в разноцветных костюмах. Мужчины в красных одеждах могут обозначать гласные буквы. Твердые согласные – мужчины в синих костюмах, мягкие согласные – зеленые. Дети любят выбирать имена для человечков (конечно, с незаметной помощью воспитателя). Например, мужчины в синих костюмах могут называться «С» или «Т». Учитель объясняет ребенку: «Смотри, он в синем костюме, потому что он созвучный и жесткий». И тогда, чтобы закрепиться, он задается вопросом: «Какого цвета цвета твердые согласные?»

Помимо занятий, конструктор LEGO может быть включен в широкий спектр мероприятий из жизни детского сада: LEGO – праздники и развлечения, оформление кружков к праздникам, что является мощным источником интереса детей к дизайну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конструированию объёмных коллажей для инсценирования сказок., конструированию объёмных коллажей»

Для оформления стен групп, я использую как детские работы, так и коллажи на темы сказок.  При изготовлении коллажей можно использовать различный упаковочный материал для подарков и цветов: фетр,...

Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"

Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)) Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю  Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)для детей старшего дошкольного возраста...

Виды конструирования и формы обучения конструированию дошкольников.

В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное....

Конспект комплексного НООД по конструированию и развитию речи в первой младшей группе. «Теремок». Конструирование «Домик».

Хочу поделиться своим опытом по разработке конспекта комплексного занятия по развитию речи и конструированию  в первой младшей группе детского сада. Цель моего конспекта: учить малышей слушать ск...

Конструирование оригами из бумаги с элементами художественного конструирования для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия  «Наши любимые питомцы»Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.Познавател...