Конструирование
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Гайдарова Марина Николаевна

Технологическая карта 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx34.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «Аленький цветочек» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «Аленький цветочек» Г. НАДЫМА»)

Технологическая карта

непосредственно-образовательной деятельности

по художественно – эстетическому развитию

«Транспорт будущего для устранения экологической катастрофы»

                                                                                                                                                                               Гайдарова. М. Н.,

воспитатель,

МДОУ «Детский сад «Аленький цветочек» г. Надыма

Надым, 2023

Образовательная область

Художественно – эстетическое развитие

Возраст детей, группа

6-7 лет, подготовительная к школе группа

Тип НОД

Открытие нового знания

Тема НОД

«Транспорт будущего для устранения экологической катастрофы»

Цель

С помощью  конструктора «LEGO»  создать транспорт будущего для предотвращения экологической катастрофы на острове «Белый»

Задачи

Обучающие:  

- учить конструировать  по заданной теме и по  воображению;

- формировать основы экологической культуры;

- сформировать  опыт способа действий «если что-то,  незнаю,  узнаю у взрослого (воспитателя), посмотрю в интернете, в энциклопедии…», «если что-то не получается, спрошу у воспитателя…».

Развивающие:                                                                                                                              - развивать представления об окружающем мире;

- развивать психофизические качества  детей:  память, внимание, речь, воображение, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук;

-  развивать общение и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками.

Воспитательные:                                                                                                                         -  воспитывать интерес к техническим видам творчества;

-  развивать социально – трудовые компетенции: самостоятельность, умение доводить начатое до конца;                                                                                                - воспитывать   нравственные качества:  отзывчивость, желание прийти на помощь, помогать друг другу;

- подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности.

Материал

Демонстрационный:

- видеофрагмент новостей про экологическую катастрофу на острове «Белый»;

- фотографии острова «Белый» на SMARTдоске;

- презентацииMicrosoftPowerPoint (дидактическая игра «Остров Белый»)

- электронная энциклопедия;

Раздаточный:

- образовательный конструктор «LEGO»

Предполагаемый результат

- ребёнок обладает  интересом к конструированию;

 - ребенок умеет конструировать по заданной теме, проявляет самостоятельность и воображениев технической деятельности;

- ребёнок способен выбирать технические решения;  

 - ребенок  умеет действовать в ситуации «Если что-то  не знаю …»;

Этапы

технологии

«Ситуация»

Деятельность воспитателя

Методы,

приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной

деятельности

Контроль результатов действия

I. Введение в ситуацию

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, вы знаете, что Владимир Владимирович Путин, объявил 2017 год  «Годом экологии» в России.

- А  вы когда-нибудь слышали об экологической катастрофе?

- Что вы слышали? (Ответы детей)

- Вчера по телевизору  я увидела новости,  где говорили про экологическую катастрофу. Давайте пройдем к интерактивной доске я хочу вам их показать. Присаживайтесь на стульчики

(Просмотр видеофрагмента новостей)

- На нашей Ямальской земле есть далекий и очень красивый остров под названием «Белый», где проживает большое количество белых медведей (картинка на интерактивной доске остров «Белый»)

- В течение нескольких лет на острове экологическая катастрофа (картинка на интерактивной доске остров «Белый»-экологическая катастрофа)

- Экологи руками убирают и очищают остров от железного мусора. Им очень не хватает транспорта, который  без труда помог бы очистить остров.

- Вы хотите помочь экологам в борьбе с экологической катастрофой на острове и изобрести «Транспорт для устранения экологической катастрофы на острове «Белый»?Сможете?

Словесные методы, мотивация, использование средств ТСО

В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом,  «детская»  цель.

Познавательная мотивация (эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка)

В данном этапе необходимо создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включение в деятельность (постановка так называемой «детской цели»). Ключевыми  фразами завершения этапа являются вопросы «Хотите?», «Сможете?»Задавая вопросы в такой последовательности («Хотите?», «Сможете?») воспитатель целенаправленно формирует у детей веру в собственные силы. Ребенок получает важные жизненные установки: «Если я чего-то хочу, то обязательно смогу», «Я верю в свои силы», «Я все преодолею, все сумею, все смогу!»

Этапные (дидактические) задачи:

  1. мотивировать детей на включение в игровую деятельность, актуализировать их знания об окружающем мире;
  2. развивать психофизические качества  детей:  память, внимание, речь;
  3. создать ситуацию успеха.

II. Актуализация знаний и умений

Воспитатель включает дидактическую игру на SMARTдоске.

- Ребята, а как человек понял, что существует угроза экологической катастрофы?

Д/И «Остров «Белый»»

-Мы увидели в новостях, что экологи  вручную убирают железный мусор на острове.

-Как вы думаете, какая спец. техника могла бы помочь экологом  в уборке железного мусора.

Техника:

- бульдозер;

- автогрейдер;

- погрузчик;

- манипулятор;

- самосвал;

- экскаватор;

- автокран;

- длинномер.

- Ребята, как много транспорта необходимо поставить на остров для сбора и вывоза железного мусора. А ведь весь этот транспорт также может вызвать экологическую катастрофу, это выхлопные газы, топливо.

Вопросы,

наглядный метод

Метод демонстрации: использование ТСО

Дети садятся напротив интерактивной доски,  перед ними дидактическая игра «Остров белый» Участвуют в диалоге, работают с доской.

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; наличие устойчивых познавательных интересов, целенаправленность деятельности, степень инициативности ребенка. Организуется деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируется мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.

Наблюдение за процессом деятельности детей

На данном этапе в ходе совместной деятельности с детьми, построенной в рамках реализации «детской» цели, воспитатель организует деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения,  «открытия» нового знания. Формируются предпосылки УУД – умение работать по инструкции взрослого, взаимодействовать со сверстниками, согласовывать свои действия, выявлять и исправлять свои ошибки.

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                  1) развивать представления об окружающем мире;

2) развивать психофизические качества  детей:  память, внимание, речь;

3)развивать общение и взаимодействия ребенка со   взрослым и сверстниками.

III. Затруднение в игровой ситуации

Фиксация затруднения:

- Какой же транспорт необходимо нам изобрести для сбора и вывоза железного мусора? (Подвести детей к тому, что необходимо создать транспорт будущего)

- Ребята, из какого материала мы сможем изобрести транспорт будущего. (Дети предлагают разные варианты)

- Вы готовы приступить к делу и создать транспорт будущего для устранения экологической катастрофы на острове «Белый»?

– Идитеза столы, делайте.Дети проходят за столы,  где ни чего нет.Воспитатель выдерживает паузу.

– Вы смогли сделать транспорт будущего для устранения экологической катастрофы?

(Ответы детей)                                                                   - Почему не смогли?(Ответы детей)

Выявление причины затруднения:

- Нет материала, из чего смогли бы сделать? (Ответы детей)

Словесный, наглядный метод

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя. Помогают воспитателю найти выход «Из чего же мы сможем создать?», где сможем посмотреть

Дети сталкиваются с затруднением: из чего делать транспорт будущего для устранения экологической катастрофы?

Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстниками; удерживания цели деятельности; умение фиксировать затруднение в деятельности, выявлять его причины, умения выбирать способы преодоления затруднения, самостоятельное нахождение способов выполнения практических и познавательных задач.

Наблюдение в процессе работы за детьми

Данный этап является ключевым. Ситуация когда цель сталкивается с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов («Смогли?», «Почему не смогли?») помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины (причин). Дети привыкают к тому, что затруднение и неудач не стоит бояться, что правильное поведение в случае затруднения – не обида или отказ от деятельности, а поиск причины и ее устранение.

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                           1) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;                                                2)развивать общение и взаимодействия ребенка со   взрослым и сверстниками.                

IV.Открытие нового знания

Выход из затруднения:

- Что же теперь делать?

- Ребята,что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?(посмотреть в интернете, в энциклопедии,  спросить у воспитателя, у взрослых)

- Спрашивайте!

- Ребята,  я совсем забыла, вы же не знаете, как появляются изобретения. Давайте посмотрим в электронной научной энциклопедии (на SMARTдоске слайд - последовательность  действий человека в изобретении)

- Посмотрите, мы нашли последовательность действий человека изобретателя.  

- Первое действие: придумать, что будем изобретать;

- Второе действие: подумать, зачем изобретать;

- Третье действие: из чего изобретать;

- Четвертое действие: изобретаем.

Вы готовы приступить к делу и изобрести «Транспорт будущего для устранения экологической катастрофы»

Словесный, наглядный, игровой метод

Метод демонстрации: использование ТСО

Участвуют в диалоге.

Дети в ходе беседы знакомятся с последовательностью действий для решения человеком инженерного изобретения

Эмоциональная вовлеченность ребенка, целенаправленность деятельности ребенка, самостоятельный поиск и открытие для себя новых знаний, которые решают возникший ранее вопрос проблемного характера.

Наблюдение за процессом деятельност.

На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решение вопросов проблемного характера. С помощью различных вопросов («Что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать?», «Как мы это сможем узнать?») воспитатель побуждает детей выбрать способ преодоления ситуации

Этапные (дидактические) задачи:

1) учить находить нужную информацию.

2) познакомить  с последовательностью действий человека изобретателя

V. Включение нового знания в систему знаний ребенка

- Ребята, подойдете, пожалуйста, ко мне (подходим к столу с конструктором)

Какое первое наше действие: придумать, что будем изобретать;

- Какое второе наше действие: подумать, зачем изобретать;

- Какое третье наше действие: из чего изобретать;

- Какое четвертое наше действие: изобретаем.

Словесный, наглядный, игровой метод

Наглядный метод, вопросы, индивидуальная работа

Дети участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя.

Целенаправленность деятельности, овладение общими способами действий; степень инициативности ребенка.

На данном этапе воспитатель создает ситуацию, в которой дети используют новое знание совместно с освоением ранее способами. При этом педагог обращает внимание на умение детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Использовать вопросы: «Какое первое наше действие», «Что вы сейчас будите делать?», « С чего начнете?»

Этапные (дидактические) задачи:    

1) закрепить знания детей о последовательность действий человека изобретателя;

2) воспитывать интерес к техническим видам творчества;

3) развивать социально – трудовую компетенцию: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое до конца;                                                                                                4) воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам.

VI.Осмысление (итог)

- Ребята,  мы сегодня смогли помочь экологом в борьбе с экологической катастрофой на острове «Белый»?- Да!- А что мы делали?  (Транспорт будущего для устранения экологической катастрофы)- С помощью чего? (С помощью конструктора LEGO и знаний которые получили)- Вот здорово!  Я в вас и не сомневалась! Теперь экологи смогут предотвратить экологическую катастрофу на острове «Белый».

Словесный метод

Дети собираются около воспитателя, отвечают на вопросы воспитателя.

Умение получать и оценивать результат выполненных собственных действий. Фиксирование достижения цели и определение условий, которые позволили добиться этой цели.

Анализ высказываний

Завершающий этап является необходимым элементом в структуре рефлексивной самоорганизации. С помощью системы вопросов: «Смогли помочь?», «Что делали?», «С помощью чего….?» - воспитатель помогает детям осмыслить их деятельность и зафиксировать достижение «детской» цели. Подводить детей к тому, что «детскую» цель они достигли благодаря тому, что они что-то узнали, чему-то научились. Сводить воедино «детскую» и «взрослую» цели. На этом этапе следует уделить внимание эмоциональной составляющей, т.е. формирование начал чувства собственного достоинства, образа «Я»(«Я могу», «Я умею!», «Я хороший!», «Я нужен!»)

Этапные (дидактические) задачи:                                                                                                                                                                                                                      1) провести рефлексию деятельности на занятии;

2) создать ситуацию успеха.                                                                                                                                                                                                            

Комментарий

Дети должны прийти к выводу, что им удалось помочь волонтёрам, потому, что они узнали  последовательность действий человека изобретателя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Конструированию объёмных коллажей для инсценирования сказок., конструированию объёмных коллажей»

Для оформления стен групп, я использую как детские работы, так и коллажи на темы сказок.  При изготовлении коллажей можно использовать различный упаковочный материал для подарков и цветов: фетр,...

Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"

Конспекты занятий по конструированию "Домики для зверюшек", "Веселая улица", "Построение разных зданий", сюжетно- ролевая игра с элементами конструирования Мы заботливые мамы и папы!"...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)) Для детей старшего дошкольного возраста

Конспект занятия по конструированию "Дом, который построю  Я» (образовательная область «Познание» (конструирование)для детей старшего дошкольного возраста...

Виды конструирования и формы обучения конструированию дошкольников.

В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное....

Конспект комплексного НООД по конструированию и развитию речи в первой младшей группе. «Теремок». Конструирование «Домик».

Хочу поделиться своим опытом по разработке конспекта комплексного занятия по развитию речи и конструированию  в первой младшей группе детского сада. Цель моего конспекта: учить малышей слушать ск...

Конструирование оригами из бумаги с элементами художественного конструирования для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия  «Наши любимые питомцы»Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое, социально-коммуникативное развитие.Познавател...