Инновационный проект «В инженеры б я пошёл, пусть меня научат…»
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Наумова Екатерина Сергеевна

Поддерживать инициативу в области технического образования; определить основные направления, специфику развития навыков исследовательской, конструктивной, творческой деятельности детей дошкольного возраста. Основная идея в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в ДОО с использованием элементов STEM технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt_v_inzhenery_ya_b_poshel._.docx31.28 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект «В инженеры б я пошёл, пусть меня научат…»

Организация: МБДОУ «Детский сад №1 р.п. Александро-Невский»

Населенный пункт: Рязанская область, р.п. Александро-Невский

Краткое описание инновационного проекта

Название проекта

«В инженеры б я пошёл, пусть меня научат…»

География проекта

Рязанская область, р.п. Александро-Невский

Руководитель проекта

Воспитатель старшей группы Наумова Е.С.

Авторы проекта

Наумова Е.С.

Длительность проекта

Сентябрь 2021 – декабрь 2023 г.

Участники проекта

- дети дошкольного возраста (от 4 до 6 лет)

- семьи воспитанников посещающих ДОУ

- педагогический коллектив ДОУ

Основная идея проекта

Поддерживать инициативу в области технического образования; определить основные направления, специфику развития навыков исследовательской, конструктивной, творческой деятельности детей дошкольного возраста. Основная идея в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в ДОО с использованием элементов STEM технологий.

Актуальность проекта

Особенность современной ситуации в российской экономике характеризуется сменой технологического уклада, определяющей новое поколение инженерных и технических кадров. В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных рабочих кадрах. В этой ситуации нет известных ответов на вопросы, как готовить инженеров, какие применять образовательные технологии.

Доказано, что основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются впервые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий.

Инженерно-техническое образование в детском саду интересно тем, что, строится на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Работая с конструктором, дети могут экспериментировать, воплощать свои интересные идеи в постройки, это позволяет повышать у детей их самооценку, формировать чувство уверенности в своих силах

Личность формируется в деятельности и эффективность влияния развивающей предметно-пространственной среды на формирование основ технического мышления ребенка обусловлена его активностью в этой среде.

Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка

В связи с этим мы считаем актуальным внедрение элементов STEM образования в образовательный процесс ДОУ.

Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития

системы образования

  • При реализации данного инновационного проекта будет развиваться материальная база ДОУ;
  • Повысится профессиональная компетенция педагогов за счет использования элементов инновационных STEM технологий;
  • Увеличится количество педагогов и детей участвующих в конкурсах различных уровней;
  • Усовершенствуется работа с родителями (более разнообразные формы активного взаимодействия);
  • Расширяться связи с широким кругом социальных партнеров и спонсоров;
  • Повысится уровень всестороннего развития дошкольников в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС;
  • Сформируется имидж ДОУ;

Новизна проекта

Образовательная развивающая технология отражает концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной, логико-математической и экспериментальной деятельности, техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Разработаны концептуально новые подходы в реализации проекта.

Ключевые слова

STEAM - технологии, мотивирующая среда, интеллектуальная активность, РППС - развивающая предметно - пространственная среда, инженерно-техническое творчество.

Цель проекта

Создание комплекса условий для формирования инженерно-технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, с использованием элементов STEM технологий.

Задачи проекта:

  1. создание условий для развития интеллектуальных способностей детей, критического мышления, формирования навыков коллективной работы в процессе познавательно-исследовательской деятельности и научно-технического творчества;
  2. создание условий для формирования инженерно-технического мышления воспитанников посредством создания образовательной развивающей среды;
  3. обеспечение формирования компетенций и стимулирование педагогических кадров в работе с дошкольниками с использованием элементов STEAM – технологий.
  4. развитие продуктивной деятельности: обеспечения освоения детьми основных приёмов конструирования, экспериментирования, моделирования, цифровых технологий, составления таблицы для отображения и анализа данных;
  5. воспитание ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;
  6. формирование навыков сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
  7. формирование умений самостоятельной проектной, исследовательской, изобретательской и рационализаторской деятельности дошкольников;
  8. повышение профессионального мастерства педагогических работников;
  9. создание условий для культурного роста и удовлетворения познавательных интересов родителей в их совместной деятельности с детьми и педагогами.

Ожидаемые результаты проекта

- проявление интереса детей дошкольного возраста к инженерно-техническому направлению;

- создана модель мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников;

- у детей с раннего возраста появилась возможность активно и увлеченно манипулировать и экспериментировать современной предметно-пространственной средой;

- дошкольники способны проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно-технического творчества;

- сформированы профессиональные компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей.

Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта

- В ходе реализации проекта будет налажена эффективная организация единого образовательного пространства для развития конструкторско-изобретательских, инженерно-технических способностей детей.

- Будут отработаны новые формы и способы взаимодействия с семьей и общественностью в соответствии с современными тенденциями развития образования и общества в целом.

- Создание готовых методических материалов с целью распространения и обмена опытом работы по использованию элементов STEAM – технологии в практике дошкольных образовательных организаций Александро-Невского района

Инновационность проекта

Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ элементов STEM – технологий, обеспечивающий развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень.

Механизм реализации проекта

Задачи

Действия (наименование мероприятия)

Срок реализации

Ожидаемый результат

1 этап.

Организационно-предварительный

Сентябрь - Декабрь 2021

1.

Разработать модель формирования навыков инженерно-технического творчества дошкольников посредством внедрения элементов STEM-технологий в образовательное пространство ДОУ

Выбор темы, разработка структуры модели

внедрения элементов STEM технологии в образовательное пространство ДОУ, составление плана работы проекта

Сентябрь

Определены функциональные

обязанности членов творческой группы

Участники проекта:

- дети 4-6 лет,

-родители (законные представители)

детей,

- педагоги ДОУ.

Составлен план реализации проекта.

Определена тема, Создана структура модели и разработана система работы по внедрению элементов STEM технологии в образовательное пространство ДОУ

2.

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ОУ - участников реализации проекта

Определение

уровня профессиональной компетентности

педагогов

детского сада по освоению STEM технологий.

Организация курсов повышение квалификации педработников; участия в обучающих инновационных семинарах, площадках,

фестивалях, конференциях по STEM образованию

Октябрь

(в течение всего проекта)

Сертификаты. Дипломы участия педагогов

3.

Организовать работу с родителями

Определить содержание и формы работы с родителями

Ноябрь

Анкетирование, совместные мероприятия.

4.

Привлечь социальных партнёров и создать команду единомышленников для решения проблемы.

Поиск социальных партнеров и установление с ними взаимодействия

Декабрь

2 этап.

Практический

Январь - Октябрь 2022

1.

Реализовать разработанную систему работы (Модель) по формированию навыков инженерно-технического творчества дошкольников средствами элементов

STEM-технологий в ДОУ.

Внедрение элементов STEM-технологий (конструирование, экспериментирование, математическое развитие)

в образовательную

деятельность, в режимные моменты, в самостоятельную деятельность детей, во взаимодействие с семьей воспитанников.

Январь-октябрь

Консультация для педагогов «Возможности начального инженерно-технического образования»

Январь

Консультация

Проведение Смотра-конкурса на лучший инженерно-технический уголок «Занимательное конструирование»

Январь

Выставка инженерно-технический уголок

Проведение родительского собрания «Начальное инженерно-техническое образование». Оформление папки-ширмы, проведение индивидуальных консультаций

Родительские собрания + открытая ОД

Выставка детских работ из конструктора «Лучший инженер-конструктор»

Выставка детских работ

Открытые просмотры ООД с применением инженерно-технических приемов

Февраль

Открытые просмотры

Выставка изобретений, совместно с родителями «Машинки нового поколения»

Февраль

Выставка

Презентация игр инженерно-технического направления

Март

Педсовет

Выбор и реализация проектов по инженерно- техническому направлению с использованием STEM-технологий.

Апрель – ноябрь

Проект

Проведение Смотра-конкурса «Центр экспериментирования»

Ноябрь

Уголки экспериментирования

3 этап.

Заключительный

Декабрь 2023

1.

Систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов.

Презентация и защита проектов на уровне ДОУ:

Средняя гр. – проекты «Лего-математика», «Юные строители», «Профессии»;

Старшая гр. – проекты «Мосты», «Первые шаги в электричестве», «Экологическая сказка «Лесной патруль», «Секреты воды»;

Декабрь

Презентации, видеоролики проектов

Проведение мероприятий для педагогов дошкольных образовательных организаций. Распространение опыта работы через СМИ, профессиональные сайты сети Интернет.

2022-2023 уч.годы

Результативность проекта

  • Созданы условия для формирования инженерно-технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, с использованием элементов STEM технологий.
  • Проявился интерес детей дошкольного возраста к инженерно-техническому направлению;
  • Создана модель мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников;
  • У детей с раннего возраста появилась возможность активно и увлеченно манипулировать и экспериментировать современной предметно-пространственной средой;
  • Дошкольники способны проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно-технического творчества;
  • Сформированы профессиональные компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей.
  • Созданы готовые методические материалы с целью распространения и обмена опытом работы по использованию элементов STEAM – технологии в практике дошкольных образовательных организаций Александро-Невского района.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Я бы в армию пошёл, пусть меня научат»

Главная цель проекта: Донести до сознания детей кто такие защитники нашего Отечества...

Проект "Я б в пожарные пошёл, пусть меня научат"

Среднесрочный  нравственно - патриотический творческий проект по ознакомлению детей со своей Родиной, посёлком, его достоипримечательностями, пожарной частью, её историей....

Проект «Я бы в строители пошёл, пусть меня научат»

Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослым...

Проект «Я б в строители пошёл, пусть меня научат»

Получение знаний о мире рабочих профессий через практическую деятельность с использованием керамического конструктора "Домик"....

Проект «Я б в фотографы пошёл, пусть меня научат…»

Цель проекта: укрепление духовно-нравственных норм через знакомство с фотоискусст-вом прошлых и современных лет. Задачи: для детей - познакомить детей с профессией фотографа, ист...

Проект "Я б в Армию пошёл, пусть меня научат!"

Всё меньше мальчишки говорят о профессии военного, о желании защищать свою Родину, своих родителей и свой народ. В настоящее время воспитание патриотизма у детей – ...

Проект «В инженеры я б пошел, пусть меня научат» с применением адвент - календаря в виде робота.

Цель проекта: Создание условий для развития  ребенка  как исследователя  и изобретателя, способного  к решению технических задач....