Инновационный проект «В инженеры б я пошёл, пусть меня научат…»
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Поддерживать инициативу в области технического образования; определить основные направления, специфику развития навыков исследовательской, конструктивной, творческой деятельности детей дошкольного возраста. Основная идея в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в ДОО с использованием элементов STEM технологий.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект «В инженеры б я пошёл, пусть меня научат…»
Организация: МБДОУ «Детский сад №1 р.п. Александро-Невский»
Населенный пункт: Рязанская область, р.п. Александро-Невский
Краткое описание инновационного проекта
Название проекта | «В инженеры б я пошёл, пусть меня научат…» |
География проекта | Рязанская область, р.п. Александро-Невский |
Руководитель проекта | Воспитатель старшей группы Наумова Е.С. |
Авторы проекта | Наумова Е.С. |
Длительность проекта | Сентябрь 2021 – декабрь 2023 г. |
Участники проекта | - дети дошкольного возраста (от 4 до 6 лет) - семьи воспитанников посещающих ДОУ - педагогический коллектив ДОУ |
Основная идея проекта | Поддерживать инициативу в области технического образования; определить основные направления, специфику развития навыков исследовательской, конструктивной, творческой деятельности детей дошкольного возраста. Основная идея в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в ДОО с использованием элементов STEM технологий. |
Актуальность проекта | Особенность современной ситуации в российской экономике характеризуется сменой технологического уклада, определяющей новое поколение инженерных и технических кадров. В настоящее время наша страна испытывает потребность в инженерно-техническом персонале и высококвалифицированных рабочих кадрах. В этой ситуации нет известных ответов на вопросы, как готовить инженеров, какие применять образовательные технологии. Доказано, что основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются впервые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируется и развивается не только логика, но и пространственное мышление, которое является основой для большей части инженерно-технических профессий. Инженерно-техническое образование в детском саду интересно тем, что, строится на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования. Работая с конструктором, дети могут экспериментировать, воплощать свои интересные идеи в постройки, это позволяет повышать у детей их самооценку, формировать чувство уверенности в своих силах Личность формируется в деятельности и эффективность влияния развивающей предметно-пространственной среды на формирование основ технического мышления ребенка обусловлена его активностью в этой среде. Внедрение STEM образования в ДОУ помогает детям научиться быстро ориентироваться в потоке информации и реализовывать полученные знания на практике. Дошкольники приобретают дополнительные практические навыки и умения, которые достаточно востребованы в современной жизни. Увлекательные занятия в виде игр позволяют раскрыть творческий потенциал ребенка В связи с этим мы считаем актуальным внедрение элементов STEM образования в образовательный процесс ДОУ. |
Обоснование значимости предлагаемого проекта для развития системы образования |
|
Новизна проекта | Образовательная развивающая технология отражает концептуально новый подход в области приобщения дошкольников к конструктивной, логико-математической и экспериментальной деятельности, техническому творчеству, обеспечивающий их активное, инициативное и самостоятельное вовлечение в деятельность и стимулирующее познавательную активность. Разработаны концептуально новые подходы в реализации проекта. |
Ключевые слова | STEAM - технологии, мотивирующая среда, интеллектуальная активность, РППС - развивающая предметно - пространственная среда, инженерно-техническое творчество. |
Цель проекта | Создание комплекса условий для формирования инженерно-технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, с использованием элементов STEM технологий. |
Задачи проекта: |
|
Ожидаемые результаты проекта | - проявление интереса детей дошкольного возраста к инженерно-техническому направлению; - создана модель мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников; - у детей с раннего возраста появилась возможность активно и увлеченно манипулировать и экспериментировать современной предметно-пространственной средой; - дошкольники способны проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно-технического творчества; - сформированы профессиональные компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей.
|
Ожидаемая практическая значимость предлагаемого проекта | - В ходе реализации проекта будет налажена эффективная организация единого образовательного пространства для развития конструкторско-изобретательских, инженерно-технических способностей детей. - Будут отработаны новые формы и способы взаимодействия с семьей и общественностью в соответствии с современными тенденциями развития образования и общества в целом. - Создание готовых методических материалов с целью распространения и обмена опытом работы по использованию элементов STEAM – технологии в практике дошкольных образовательных организаций Александро-Невского района
|
Инновационность проекта | Данный проект предполагает внедрение в воспитательно - образовательный процесс ДОУ элементов STEM – технологий, обеспечивающий развитие у дошкольников интереса к науке, технике, образованию, культуре, формирования у них творческого мышления, инициативности, способности к принятию нестандартных решений. Реализация проекта позволит систематизировать эту деятельность и поднять ее на более высокий качественный уровень. |
Механизм реализации проекта
№ | Задачи | Действия (наименование мероприятия) | Срок реализации | Ожидаемый результат |
1 этап. Организационно-предварительный Сентябрь - Декабрь 2021
| ||||
1. | Разработать модель формирования навыков инженерно-технического творчества дошкольников посредством внедрения элементов STEM-технологий в образовательное пространство ДОУ
| Выбор темы, разработка структуры модели внедрения элементов STEM технологии в образовательное пространство ДОУ, составление плана работы проекта
| Сентябрь | Определены функциональные обязанности членов творческой группы Участники проекта: - дети 4-6 лет, -родители (законные представители) детей, - педагоги ДОУ. Составлен план реализации проекта. Определена тема, Создана структура модели и разработана система работы по внедрению элементов STEM технологии в образовательное пространство ДОУ |
2. | Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ОУ - участников реализации проекта
| Определение уровня профессиональной компетентности педагогов детского сада по освоению STEM технологий. Организация курсов повышение квалификации педработников; участия в обучающих инновационных семинарах, площадках, фестивалях, конференциях по STEM образованию | Октябрь (в течение всего проекта) | Сертификаты. Дипломы участия педагогов |
3. | Организовать работу с родителями | Определить содержание и формы работы с родителями
| Ноябрь | Анкетирование, совместные мероприятия. |
4. | Привлечь социальных партнёров и создать команду единомышленников для решения проблемы.
| Поиск социальных партнеров и установление с ними взаимодействия
| Декабрь |
|
2 этап. Практический Январь - Октябрь 2022
| ||||
1. | Реализовать разработанную систему работы (Модель) по формированию навыков инженерно-технического творчества дошкольников средствами элементов STEM-технологий в ДОУ.
| Внедрение элементов STEM-технологий (конструирование, экспериментирование, математическое развитие) в образовательную деятельность, в режимные моменты, в самостоятельную деятельность детей, во взаимодействие с семьей воспитанников.
| Январь-октябрь |
|
Консультация для педагогов «Возможности начального инженерно-технического образования» | Январь | Консультация | ||
Проведение Смотра-конкурса на лучший инженерно-технический уголок «Занимательное конструирование» | Январь | Выставка инженерно-технический уголок | ||
Проведение родительского собрания «Начальное инженерно-техническое образование». Оформление папки-ширмы, проведение индивидуальных консультаций | Родительские собрания + открытая ОД | |||
Выставка детских работ из конструктора «Лучший инженер-конструктор» | Выставка детских работ | |||
Открытые просмотры ООД с применением инженерно-технических приемов | Февраль | Открытые просмотры | ||
Выставка изобретений, совместно с родителями «Машинки нового поколения» | Февраль | Выставка | ||
Презентация игр инженерно-технического направления | Март | Педсовет | ||
Выбор и реализация проектов по инженерно- техническому направлению с использованием STEM-технологий. | Апрель – ноябрь | Проект | ||
|
| Проведение Смотра-конкурса «Центр экспериментирования» | Ноябрь | Уголки экспериментирования |
3 этап. Заключительный Декабрь 2023
| ||||
1. | Систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентации полученных результатов.
| Презентация и защита проектов на уровне ДОУ: Средняя гр. – проекты «Лего-математика», «Юные строители», «Профессии»; Старшая гр. – проекты «Мосты», «Первые шаги в электричестве», «Экологическая сказка «Лесной патруль», «Секреты воды»; | Декабрь | Презентации, видеоролики проектов |
Проведение мероприятий для педагогов дошкольных образовательных организаций. Распространение опыта работы через СМИ, профессиональные сайты сети Интернет. | 2022-2023 уч.годы |
| ||
Результативность проекта
- Созданы условия для формирования инженерно-технического творчества и формирования научно-технической профессиональной ориентации у детей дошкольного возраста, с использованием элементов STEM технологий.
- Проявился интерес детей дошкольного возраста к инженерно-техническому направлению;
- Создана модель мотивирующей образовательной среды для развития предпосылок научно - технического творчества и интеллектуальной активности дошкольников;
- У детей с раннего возраста появилась возможность активно и увлеченно манипулировать и экспериментировать современной предметно-пространственной средой;
- Дошкольники способны проявлять инициативу и самостоятельность в разной деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др., обладают развитым воображением, имеют навыки научно-технического творчества;
- Сформированы профессиональные компетенции педагогических кадров по моделированию образовательной среды для интеллектуальной активности и развития предпосылок научно-технического творчества детей.
- Созданы готовые методические материалы с целью распространения и обмена опытом работы по использованию элементов STEAM – технологии в практике дошкольных образовательных организаций Александро-Невского района.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Я бы в армию пошёл, пусть меня научат»
Главная цель проекта: Донести до сознания детей кто такие защитники нашего Отечества...
Проект "Я б в пожарные пошёл, пусть меня научат"
Среднесрочный нравственно - патриотический творческий проект по ознакомлению детей со своей Родиной, посёлком, его достоипримечательностями, пожарной частью, её историей....
Проект «Я бы в строители пошёл, пусть меня научат»
Создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослым...

Проект «Я б в строители пошёл, пусть меня научат»
Получение знаний о мире рабочих профессий через практическую деятельность с использованием керамического конструктора "Домик"....

Проект «Я б в фотографы пошёл, пусть меня научат…»
Цель проекта: укрепление духовно-нравственных норм через знакомство с фотоискусст-вом прошлых и современных лет. Задачи: для детей - познакомить детей с профессией фотографа, ист...

Проект "Я б в Армию пошёл, пусть меня научат!"
Всё меньше мальчишки говорят о профессии военного, о желании защищать свою Родину, своих родителей и свой народ. В настоящее время воспитание патриотизма у детей – ...

Проект «В инженеры я б пошел, пусть меня научат» с применением адвент - календаря в виде робота.
Цель проекта: Создание условий для развития ребенка как исследователя и изобретателя, способного к решению технических задач....
- Мне нравится (1)
