Методическая разработка картотеки дидактических игр с использованием конструктора LEGO для комплексного развития познавательных, коммуникативных и творческих навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Данная методическая разработка представляет собой картотеку дидактических игр с использованием конструктора LEGO, направленную на комплексное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. Игры, включённые в картотеку, способствуют развитию логического и пространственного мышления, мелкой моторики, коммуникативных навыков и творческого воображения. Методика ориентирована на воспитателей, педагогов и родителей, желающих разнообразить образовательный процесс, повысить мотивацию детей к обучению и создать условия для активного познавательного развития через игровую деятельность. Разработка включает подробное описание целей, задач и этапов проведения каждой игры, что позволяет эффективно организовать работу с детьми различного возраста и уровня подготовки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.razrabotka.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 13 Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка картотеки дидактических игр с использованием конструктора LEGO для комплексного развития познавательных, коммуникативных и творческих навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста

Разработала:

 воспитатель

Степовая Ульяна Алексеевна

        

Пояснительная записка

Дидактические игры являются важным средством развития познавательной активности, логического мышления, коммуникативных и конструктивных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности позволяет реализовывать принципы интеграции обучения, развивать мелкую моторику, пространственное мышление, творческое воображение и навыки командной работы.

Данный материал представляет собой методическую разработку — картотеку из 10 дидактических игр с применением конструктора LEGO, направленных на всестороннее развитие ребёнка.

Целевое назначение

Цель: создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных и конструктивных навыков у детей через дидактические игры с LEGO.

Задачи:

Развивать логическое и пространственное мышление;

Формировать умение следовать инструкциям и решать творческие задачи;

Способствовать развитию речи и коммуникативных навыков;

Формировать основы командной работы;

Поддерживать интерес к обучению через игру.

Содержание работы по этапам

Этап 1. Мотивационно-организационный

Цель: заинтересовать детей, создать игровую атмосферу.

Задачи:

Введение в игровую ситуацию;

Объяснение правил и целей игры.

Этап 2. Основной (игровой)

Цель: реализация задач игры, выполнение заданий.

Задачи:

Выполнение построек по образцу, инструкции или замыслу;

Решение логических задач;

Развитие внимания, памяти, речи.

Этап 3. Рефлексивный (итоговый)

Цель: анализ деятельности, закрепление полученных знаний.

Задачи:

Обсуждение результатов;

Оценка сложности и интереса задания;

Формирование положительной мотивации.

Картотека игр (10 игр)

1. "Построй по образцу"

Возраст: 4–6 лет

Цель: развитие зрительного восприятия, памяти.

Описание: ребенку показывается модель, собранная из LEGO, затем убирается, и он должен воссоздать постройку.

Оборудование: конструктор LEGO, образец постройки.

2. "Цветные башни"

Цель: закрепление знаний о цветах, развитие мелкой моторики.

Ход: взрослый называет последовательность цветов, дети строят башню в нужном порядке.

Усложнение: включение количественного счета (2 красных, 3 синих и т.д.).

3. "Найди лишний элемент"

Цель: развитие внимания и логики.

Описание: ребенку показываются 4–5 моделей, среди которых одна отличается (по цвету, размеру, симметрии). Задача — найти «лишнюю».

4. "Строим по схеме"

Цель: развитие пространственного мышления.

Описание: детям даются схемы (на бумаге или планшете), по которым нужно собрать постройку.

Усложнение: работа в паре (один объясняет — другой строит).

5. "Алфавит из LEGO"

Цель: формирование буквенного образа, подготовка к чтению.

Описание: дети выкладывают из LEGO буквы по образцу или из памяти.

Возраст: 5–7 лет.

6. "Лего-счет"

Цель: формирование математических представлений.

Описание: каждая деталь — это "единица". Дети собирают группы по 5, 10, сравнивают, решают простые примеры.

Инвентарь: карточки с заданиями, LEGO-блоки.

7. "Лего-лабиринт"

Цель: развитие логики и пространственного воображения.

Описание: постройка лабиринта, по которому нужно провести фигурку (человечка).

Задача: избегать тупиков, искать короткий путь.

8. "Дом моей мечты"

Цель: развитие воображения, творческого мышления.

Описание: свободное творчество с последующей презентацией постройки.

Форма работы: индивидуально или в группе.

9. "Кто быстрее?"

Цель: развитие быстроты реакции, умения действовать по инструкции.

Описание: соревновательная игра: кто быстрее построит по заданному образцу.

Усложнение: добавление временного лимита.

10. "История из кубиков"

Цель: развитие речи и воображения.

Описание: дети создают сценку или мини-фильм с LEGO и рассказывают историю, связанную с постройкой.

Форма работы: групповая, обсуждение и выступление.

Список используемой литературы

Богуславская Н.Д., Гончарова Е.И.

«Развивающие игры с LEGO». — М.: Просвещение, 2020.

Смирнова Е.О. «Игра в детском саду: развитие, обучение, диагностика». — М.: Мозаика-Синтез, 2021.

Левина Р.Е. «Игровые технологии в ДОУ». — СПб.: Детство-Пресс, 2019.

LEGO Education. Методические рекомендации. — LEGO Foundation, 2022.

Козлова С.А., Ефименко Т.И. «Игровая деятельность дошкольников». — М.: Академия, 2023.

Приказы и методические рекомендации ФГОС ДО (ред. 2022 г.)

     

2025


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи по татарскому языку у детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет)

В данной статье особое внимание уделяется развитию речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста....

Картотека дидактических игр с использованием конструктора LEGO.

Применение дидактических игр с использованием конструктора LEGO способствует развитию речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению....

В рекомендациях использован языковый материал из методического пособия Авдеевой И.Л. «Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Обучение грамоте - сложный процесс,требующий от первоклассника развитиого фонематического восприятия и звукового анализа, синтеза. В данных рекомендациях выполнен подбор материала для развития фонемат...

Конкурс творческих работ детей дошкольного и младшего школьного возраста "Я познаю мир"

Номинация: Проектная работаСекция: Юный техник  (экспериментально-опытническая деятельность, изобретательство, моделирование)Название работы: «Железный конь»...

Методическая разработка на тему: «Досуговая спортивная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Методическая разработка на тему: «Досуговая спортивная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием трубы-тоннеля и гимнастических мяче...

Картотека дидактических игр с использованием конструктора «Lego» в средней группе

Игра – важнейший спутник детства, в процессе её дети начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности физическог...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Важность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Уже в дошкольном возрасте у ребенка могут формироваться его глубинные убеждения, которые будут влиять и на формирование его ежедневных автоматических мыслей. Иными словами - все, что закладывается в д...