Методическая разработка картотеки дидактических игр с использованием конструктора LEGO для комплексного развития познавательных, коммуникативных и творческих навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста
методическая разработка по конструированию, ручному труду (младшая группа)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад № 13 Выборгского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка картотеки дидактических игр с использованием конструктора LEGO для комплексного развития познавательных, коммуникативных и творческих навыков детей дошкольного и младшего школьного возраста
Разработала:
воспитатель
Степовая Ульяна Алексеевна
Пояснительная записка
Дидактические игры являются важным средством развития познавательной активности, логического мышления, коммуникативных и конструктивных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Использование конструктора LEGO в образовательной деятельности позволяет реализовывать принципы интеграции обучения, развивать мелкую моторику, пространственное мышление, творческое воображение и навыки командной работы.
Данный материал представляет собой методическую разработку — картотеку из 10 дидактических игр с применением конструктора LEGO, направленных на всестороннее развитие ребёнка.
Целевое назначение
Цель: создание условий для развития интеллектуальных, коммуникативных и конструктивных навыков у детей через дидактические игры с LEGO.
Задачи:
Развивать логическое и пространственное мышление;
Формировать умение следовать инструкциям и решать творческие задачи;
Способствовать развитию речи и коммуникативных навыков;
Формировать основы командной работы;
Поддерживать интерес к обучению через игру.
Содержание работы по этапам
Этап 1. Мотивационно-организационный
Цель: заинтересовать детей, создать игровую атмосферу.
Задачи:
Введение в игровую ситуацию;
Объяснение правил и целей игры.
Этап 2. Основной (игровой)
Цель: реализация задач игры, выполнение заданий.
Задачи:
Выполнение построек по образцу, инструкции или замыслу;
Решение логических задач;
Развитие внимания, памяти, речи.
Этап 3. Рефлексивный (итоговый)
Цель: анализ деятельности, закрепление полученных знаний.
Задачи:
Обсуждение результатов;
Оценка сложности и интереса задания;
Формирование положительной мотивации.
Картотека игр (10 игр)
1. "Построй по образцу"
Возраст: 4–6 лет
Цель: развитие зрительного восприятия, памяти.
Описание: ребенку показывается модель, собранная из LEGO, затем убирается, и он должен воссоздать постройку.
Оборудование: конструктор LEGO, образец постройки.
2. "Цветные башни"
Цель: закрепление знаний о цветах, развитие мелкой моторики.
Ход: взрослый называет последовательность цветов, дети строят башню в нужном порядке.
Усложнение: включение количественного счета (2 красных, 3 синих и т.д.).
3. "Найди лишний элемент"
Цель: развитие внимания и логики.
Описание: ребенку показываются 4–5 моделей, среди которых одна отличается (по цвету, размеру, симметрии). Задача — найти «лишнюю».
4. "Строим по схеме"
Цель: развитие пространственного мышления.
Описание: детям даются схемы (на бумаге или планшете), по которым нужно собрать постройку.
Усложнение: работа в паре (один объясняет — другой строит).
5. "Алфавит из LEGO"
Цель: формирование буквенного образа, подготовка к чтению.
Описание: дети выкладывают из LEGO буквы по образцу или из памяти.
Возраст: 5–7 лет.
6. "Лего-счет"
Цель: формирование математических представлений.
Описание: каждая деталь — это "единица". Дети собирают группы по 5, 10, сравнивают, решают простые примеры.
Инвентарь: карточки с заданиями, LEGO-блоки.
7. "Лего-лабиринт"
Цель: развитие логики и пространственного воображения.
Описание: постройка лабиринта, по которому нужно провести фигурку (человечка).
Задача: избегать тупиков, искать короткий путь.
8. "Дом моей мечты"
Цель: развитие воображения, творческого мышления.
Описание: свободное творчество с последующей презентацией постройки.
Форма работы: индивидуально или в группе.
9. "Кто быстрее?"
Цель: развитие быстроты реакции, умения действовать по инструкции.
Описание: соревновательная игра: кто быстрее построит по заданному образцу.
Усложнение: добавление временного лимита.
10. "История из кубиков"
Цель: развитие речи и воображения.
Описание: дети создают сценку или мини-фильм с LEGO и рассказывают историю, связанную с постройкой.
Форма работы: групповая, обсуждение и выступление.
Список используемой литературы
Богуславская Н.Д., Гончарова Е.И.
«Развивающие игры с LEGO». — М.: Просвещение, 2020.
Смирнова Е.О. «Игра в детском саду: развитие, обучение, диагностика». — М.: Мозаика-Синтез, 2021.
Левина Р.Е. «Игровые технологии в ДОУ». — СПб.: Детство-Пресс, 2019.
LEGO Education. Методические рекомендации. — LEGO Foundation, 2022.
Козлова С.А., Ефименко Т.И. «Игровая деятельность дошкольников». — М.: Академия, 2023.
Приказы и методические рекомендации ФГОС ДО (ред. 2022 г.)
2025
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи по татарскому языку у детей дошкольного и младшего школьного возраста (от 3 до 10 лет)
В данной статье особое внимание уделяется развитию речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста....
Картотека дидактических игр с использованием конструктора LEGO.
Применение дидактических игр с использованием конструктора LEGO способствует развитию речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению....

В рекомендациях использован языковый материал из методического пособия Авдеевой И.Л. «Формирование и развитие фонематических процессов у детей дошкольного и младшего школьного возраста».
Обучение грамоте - сложный процесс,требующий от первоклассника развитиого фонематического восприятия и звукового анализа, синтеза. В данных рекомендациях выполнен подбор материала для развития фонемат...

Конкурс творческих работ детей дошкольного и младшего школьного возраста "Я познаю мир"
Номинация: Проектная работаСекция: Юный техник (экспериментально-опытническая деятельность, изобретательство, моделирование)Название работы: «Железный конь»...

Методическая разработка на тему: «Досуговая спортивная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Методическая разработка на тему: «Досуговая спортивная программа для детей дошкольного и младшего школьного возраста с использованием трубы-тоннеля и гимнастических мяче...
Картотека дидактических игр с использованием конструктора «Lego» в средней группе
Игра – важнейший спутник детства, в процессе её дети начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать. Игра предоставляет детям огромные возможности физическог...

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Важность развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Уже в дошкольном возрасте у ребенка могут формироваться его глубинные убеждения, которые будут влиять и на формирование его ежедневных автоматических мыслей. Иными словами - все, что закладывается в д...