Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования "Умняша"
материал по конструированию, ручному труду
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования "Умняша"
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 42.87 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»
РАСМОТРЕННА: На заседании Педагогического совета Протокол № От «___»______________г. | УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МАДОУ ДСКВ «Солнышко» _________Г.В. Морозова Приказ№____ от «____»________г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ
«Умняша»
Составитель:
Педагог- психолог
Первой квалификационной категории
Зандакова М.Р
Покачи
2022
Содержание
Раздел I- Целевой
Пояснительная записка | 3 |
Цели и задачи | 3 |
Принципы построения программы | 3 |
Планируемые результаты | 4 |
Раздел II- Содержательный
Направления программы | 4 |
Методы и формы организации деятельности | 4 |
Календарно- тематическое планирование | 5 |
Раздел III- Организационный
Организация зоны взаимодействия с детьми | 9 |
Программно-методическое обеспечение | 9 |
I Целевой раздел
Пояснительная записка
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – память, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью, так как успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать.
Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями, облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире, помогает видеть знакомое в незнакомом, накапливать новый сенсорный опыт и применять этот опыт в практической и познавательной деятельности.
Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и др. свойств предметов. И конечно, даже без целенаправленного воспитания, он, так или иначе всё это воспринимает. Но если усвоение происходит стихийно, без грамотного педагогического руководства со стороны взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Ощущения и восприятие поддаются развитию, совершенствованию, особенно в период дошкольного детва. Именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Цель программы: формирование у детей способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.
Задачи:
1) формировать у детей систему перцептивных (обследовательских) действий;
2) формировать у детей систему сенсорных эталонов – обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;
3) формировать у детей умение применять систему перцептивных действий и систему сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.
Принципы построения программы
- Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
- Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
- Принцип динамичности - заключается в постановке целей развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей.
- Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и нацелить на взаимопомощь.
- Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему.
- Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Планируемые результаты
В результате освоения программы, у детей повышается познавательная и творческая активность, обогащается сенсорное впечатление, формируется творческое мышление. Дети интересуются окружающими предметами, и активно действует с ними; эмоционально вовлечены в действия с игрушками и другими предметами, стремятся проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Проявляется самостоятельность, инициативность, целенаправленность и саморегуляция собственных действий.
II Содержательный раздел
Направления программы
Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей, стимулирование чувствительности и двигательной активности детей, сенсорно - перцептивных процессов.
Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие и коррекцию познавательных процессов (внимание, память, ассоциативность и гибкость мышления, словарный запас речи, воображение), воспитание умения выражать свои эмоции. Развитие и корректирование зрительных, слуховых и тактильных ощущений.
Образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование сенсомоторных умений и навыков; развитие моторных способностей, предусматривая, в первую очередь, формирование отношения к активной деятельности, интереса и потребности в совершенствовании сенсорных навыков ребенка, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов, формирование представлений об окружающем мире.
1.1.5 Объекты программы
- Дети 2-4 лет.
1.1.6 Методы:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
1.1.7 Формы организации деятельности:
- групповая
Организация образовательной работы предполагает воспитание и обучение на специальных занятиях, которые проводятся два раза в неделю по 30 минут, с октября по май. Занятия целиком проходят в форме игры. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.)
Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию. На занятиях также знакомят детей с новым видом деятельности или материала. При необходимости, если дети не усвоили материал, занятия проводятся повторно. При этом вносятся некоторые изменения в содержание и методику. Дети занимаются сидя за столом или на расстоянии от стола.
Календарно- тематический план работы на 2022-2023 уч. год
Месяц | Тема | Задачи | |
Октябрь | 1 | «Угости маленького и большого зайца морковкой». | Научить группировать и соотносить однородные предметы по величине. |
2 | «Пересыпание ложкой». | Формировать умения у ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность, научить пользовать ложкой | |
3 | «Раскопки» | ||
4 | «Прыг – скок по дорожке» | Обучением знаниям цветов: красный, желтый, синий, зеленый. | |
5 | «Сортировка» | Развивать у детей стереогностическое восприятие в связи с визуальными представлениями. | |
6 | «Тетрис» | ||
7 | «Вкладыши» | Закреплять умения детей сопоставлять предметы по форме, осуществляя выбор из заданных форм. | |
8 | «Домино» | ||
Ноябрь | 9 | «Бизидом» | |
10 | «Разложи правильно» | ||
11 | «Цветные палочки» | Обратить внимание детей на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные | |
12 | «Радужные камешки» | ||
13 | «Пирамидка» | ||
14 | «Шумящие коробочки» | Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов. | |
15 | «Огоньки ночью». | Формировать у детей отношения к цвету как к важному свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору заданного цвета. Обучать технике нанесения мазка способом промакивания | |
16 | «Волшебный поднос». (рисование по манке) | Развивать мелкую моторику. | |
Декабрь | 17 | «Шарики» | Упражнять детей подбирать предметы одинаковой окраски; называть цвета. |
18 | «На что это похоже» | Развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления. | |
19 | «Подбери по форме». | Способствовать развитию у детей узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник | |
20 | Игры с прищепками: выкладывание предметов по образцу (солнышко, елка, ежик) | Развивать у детей мелкую моторику рук, знание цветов, умения подбирать нужный. | |
21 | «Кто скорее соберет игрушки» | Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, но имеющие одинаковый цвет. | |
22 | «Счетные палочки». | Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. | |
23 | «Цветные камешки» | Устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов | |
24 | «Фрукты на тарелочке» | Формировать умение лепить предметы круглой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Закреплять знания о цвете, форме, величине. | |
Январь | 25 | «Золушка». | Учить детей сортировать предметы (фасоль) по цвету, развивать мелкую моторику рук. |
26 | «Конструктор Клик» | ||
27 | «Воздушные шары». | Закреплять знания цветов: красный, желтый, синий, зеленый. Развитие мелкой моторики , ловкости и пространственной ориентации | |
28 | «Звонкие колечки» | ||
29 | Пальчиковые игры с грецкими орехами: вращение между ладонями, катание по столу в разные стороны | Развивать у детей мелкую моторику рук. | |
30 | «Веселые пальчики» | ||
31 | «Забавные прищепки» | ||
32 | Окрашивание воды. | Формировать у детей представления об оттенках цветов. | |
Февраль | 33 | «Поможем зайке разложить игрушки». | Закрепить знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник. |
34 | «Блоки Дьенеша» | ||
35 | «Ткани» | Развивать у детей осязание, учить | |
36 | «Шнуровка» | ||
37 | «Строим башню» | Упражнять в сравнении трех предметов по величине. | |
38 | «Что лежит в мешочке? ». | Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним и тем же геометрическими образцами. | |
39 | «Тактильный ящик» | ||
40 | «Подбери петушку перышко» | Закреплять у детей знания об основных цветах; упражнять в повторении простой фразы. | |
Март | 41 | «Бублики-баранки» | Лепка баранок, раскатывание колбасок и замыкание в кольцо. Оформление лепных изделий (посыпание манкой, маком, протыкание дырочек зубочисткой), развитие глазомера и мелкой моторики. |
42 | «Сделаем куклам бусы» | Закреплять умение группировать предметы по цвету, учить нанизывать бусы на нитку. | |
43 | «Спрячь мышку» | Закреплять у детей представления об основных цветах. | |
44 | «Веселая матрешка» | ||
45 | Игры со счетными палочками: выкладывание предметов по показу. | Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. | |
46 | «Башня из кубов». | Упражнять детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. | |
47 | «Большой маленький» | ||
48 | «Вот какие ножки у сороконожки!» (лепка). | Раскатывание жгутиков прямыми движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки в сотворчестве с педагогом: прикрепление «ножек» к туловищу, вылепленному воспитателем. | |
Апрель | 49 | «Лабиринты» | Развитие умения понимать инструкцию, устойчивости, концентрации, объема внимания, а также целенаправленности деятельности и особенностей зрительного восприятия. |
50 | «Угадай, чего не стало» | Развития непроизвольной памяти, понимания инструкции, внимания. | |
51 | «Конструирование» (самостоятельная деятельность) | ||
52 | «Кто в домике живет» | Формирование речевого слуха, развивать собственную активную речь | |
53 | «Умелые пальчики» | Развитие мелкую моторику рук. | |
54 | «Волшебный клубочек | Развитие тактильности и координация движений | |
55 | «Определи на ощупь» | ||
56 | «Собери цветок» | Изучение и закрепление цветов и пространственных ориентаций | |
Май | 57 | «Вкладыши» | Закреплять умения детей сопоставлять предметы |
58 | «Прятки» | Обогащать тактильный опыт, развивать зрительно- моторную координацию | |
59 | «Куличики» | ||
60 | «Норки для зверюшек» | ||
61 | «Мокро - сухо» | ||
62 | «Веселая тропинка» | ||
63 | «Нарисуй картину пальцами» | Развивать творчество, фантазию, развитие мелкой моторики | |
64 | «Великаны и карлики» | Восприятие величины |
III Организационный раздел
Организация зоны взаимодействия с детьми
- мебель и оборудование: детские столы, детские стулья (стандарты старшего дошкольного возраста), ковер, мягкие подушки и игрушки,
- стимульные материалы к диагностическим методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией воспитанников;
- материалы для коррекционно - развивающей работы (программы, бланки - задания для детей, развивающие игры и пособия, демонстрационные карточки различной тематики, картотека игр и упражнений)
- материалы для творческой деятельности детей (бумага, цветные и простые карандаши и др.)
- вспомогательный материал: наборы развивающих игрушек, наборы для сенсомоторного развития, конструкторы и мозаики, куклы - рукавички, и др.
Программно-методическое обеспечение
1. «Азбука соленого теста» О.Чибрикова. – М.:Эксмо, 2008. – (Азбука рукоделия).
2. «Объемные картинки» Учебно-методическое пособие для дошкольников. – Спб.: Детство-Пресс: 2010г.
3. «Секреты бумажного листа» Учебное издание «Издательство «МозаикаСинтез», 2004г.
4. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет» И. А. Лыкова. – Москва, 2011. – Издательский дом «Цветной мир».
5. Амоков В.Б. «Искусство аппликации» М. 2002г.
6. Малышева А.Н., Н.В.Ермолаева «Аппликация в детском саду» Ярославль «Академия развития» 2006г.
7. Доронова Т.Н., Якобсон С.Т. «Обучение детей рисованию, лепка, аппликации в игре» М. 1992г.
8. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в детском возрасте» М.1991г.
9. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
10. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
11.Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
12. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
13. Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
14. Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
15. Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
16. Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
17. Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
18. Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
19. Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
20. Монтессори, М. Помоги мне сделать это самому / Сост., вступ. статья
21. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
