Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования "Нейрофитнес"
материал по конструированию, ручному труду

Зандакова Милана Расуловна

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования "Нейрофитнес"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyrofitnes.docx55.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «СОЛНЫШКО»

РАСМОТРЕННА:

На заседании Педагогического совета

Протокол №

От «___»______________г.

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий

МАДОУ ДСКВ «Солнышко»

_________Г.В. Морозова

Приказ№____ от «____»________г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ

«Нейрофитнес»

Составитель:

Педагог- психолог

Первой квалификационной категории

Зандакова М.Р

Покачи

2025

Содержание

Раздел I- Целевой

Пояснительная записка

3

Цели и задачи

6

Принципы построения программы

7

Ожидаемые  результаты

7

Раздел II- Содержательный

Особенности программы

10

Методы организации деятельности

10

Режим и структура занятий

11

Календарно- тематическое планирование

13

Задачи, методы и приёмы взаимодействия

17

Раздел III- Организационный

Организация   работы

22

Методическое обеспечение

22

Оборудование и материалы

23

Список использованной литературы

24


Раздел I- Целевой

«Подлинная радость идет

от активности мозга и напряжения тела;

эти две вещи всегда идут рука об руку»

Вильгельм фон Гумбольдт

Пояснительная записка

В последние  десятилетия психологи,педагоги,врачиконстатируюткатастрофическоенарастаниевдетскойпопуляции целого ряда патофеноменов: обилие сосудистых и костно-мышечных проблем; снижение иммунитета. Масса детей демонстрирует задержки искажения психоречевого развития, несформированность произвольной саморегуляции, дисграфии и т.д. В совокупности это приводит к эмоционально-личностной и когнитивной неготовности к обучению и адекватной адаптации к социуму.

Приоритетное участие нейропсихологии — науки о формировании мозговой организации психических процессов человека в решении широкого круга дизонтогенетических проблем обусловлено в первую очередь удручающими реалиями процессов развития в современной детской популяции. Никогда раньше мы не сталкивались с таким обильным разнообразие мнегативных феноменов, какие наблюдаются сегодня. Нейропсихологический анализ проблем отклоняющего развития, активно развивающийся в нашей стране с начала 1980-х годов, сразу зарекомендовал себя как наиболее надежный и продуктивный. Это закономерно, поскольку в его основе лежит мощная методологическая и научно-практическая база, разработанная в общей нейропсихологии, нейропсихологии детского возраста, теории нейропсихологической реабилитации. Широко известны и активно внедряются в практику коррекционно - абилитационные методы, разработанные Л.С.Цветковой  учениками,Т.В.АхутинойиН.М.Пылаевой,А.А.Цыганок,Н.К.КорсаковойиЮ.В.Микадзеидр.

НЕЙРОФИТНЕС- это интегрированная  программа, которая направлена  на формирование и развитие нейромоторных навыков у детей и взрослых.

НЕЙРОМОТОРИКА- это специально организованный вид двигательной активности, который учитывает связь психических и моторных(двигательных)функций.

В развитии познавательных функций важнейшую роль играет мозжечок и, тесно связанная с ним, вестибулярнаясистема.Развитиеребёнкаспервыхднейегожизниначинаетсясдвижения.Малышучитсядержатьголову,переворачиваться, ползать и т.д. Именно поэтому правильное моторное развитие - это один из действенных методов коррекции речевых и когнитивных нарушений.

Умение сознательно управлять своим телом, планировать и удерживать моторную программу, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, держать фокус произвольного внимания, синхронизировать движения с речью, это те основные задачи, которые с успехом решает программа НЕЙРОФИТНЕС.

Кому полезен НЕЙРОФИТНЕС:

  • детям раннего возраста для общего развития и запуска речи;
  • детям с особенностями в развитии для коррекции и компенсации дефектов        (ЗПР, ЗПРР, УО лёгкая степень, РАС);
  • детям с различными речевыми нарушениями (алалии, дизартрии, заикание, ОНР и др.);
  • детям с различными видами диспраксии и с нарушением сенсорной интеграции;
  • дошкольникам при подготовке к школе;
  • детям с двигательными нарушениями; нарушениями общей координации, несформированности зрительно- моторной координации; наличием мышечных зажимов, нарушениями мышечного тонуса;
  • детям с нарушением произвольного внимания (объем, произвольность, переключаемость и т.д.)
  • детям с гиперактивностью, СДВГ;
  • детям, испытывающим трудности в общении, переживающим эмоциональное напряжение;
  • детям с нарушением обработки сенсорной информации.

Актуальность

Сохранение и укрепление здоровья детей, в том числе с трудностями в развитии, вызывает огромную озабоченность в современном обществе.

В последние 25 – 30 лет во всем мире резко увеличилось количество проблем с поведением и нарушением развития речи, задержки психического развития, проблемы чтения и письма у детей. Что же изменилось? Изменился наш образ жизни. Телевизор, компьютер, автомобиль, всеобщее внедрение техники в быт сделали человека малоподвижным, вытеснили физическую активность, и, как следствие, сократилась двигательная активность детей, а то все то, что помогает детям компенсировать все нарушенные процессы в мозге.

Традиционные общепринятые психолого-педагогические методы коррекции во многих случаях малоэффективны. В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил нейропсихологический подход, базирующийся на современных (по А. Р. Лурии) представлениях о генезе и сложном строении высших психических

функций. Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровье сберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.), эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Необходимо серьезно относиться к развитию моторных навыков, речи, зрительного и слухового восприятия – и всячески их поощрять. Навыки, которые не сформировались в положенный срок, могут быть приобретены позднее, но для этого придется приложить гораздо больше усилий.

В 70-х годах ХХ века Питер Блайт и его коллеги из «Института нейрофизиологической психологии (INPP Ltd), Честер, Великобритания», разработали методы оценки и реабилитации, которые сегодня применяются по всему миру. Эти методы позволяют выявить конкретные проблемы и за счет повторного прохождения этапов физического развития дают мозгу шанс восполнить возникшие на ранних стадиях дефициты, которые мешают ребенку раскрыть свой потенциал.

Отечественная нейропсихология базируется на принципах, разработанных классиками психологии – Л. С. Выготским, А. Р. Лурией, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, А. Л. Сиротюк, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгер, Д. Б. Элькониным. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.

Нейропсихологические упражнения для детей помогают улучшить ситуацию в таких случаях: недоразвитость речи; ЗПР (задержка психического и психоречевого развития); СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность); аутизм; ОВЗ (ограниченные возможности развития); минимальные функции мозга; недоразвитость тела мозга; умственные и эмоциональные нарушения.

Программа предлагает использовать систему Нейрофитнес в качестве универсального механизма реабилитации. Потому что, эта система является наиболее адекватным способом помощи детям при различных особенностях психофизического и речевого развития детей.

Нейрофитнес - это интересное и активно развивающееся направление, которое одновременно включает в себя умственное и физическое развитие, игры и коррекционную работу с ребенком.

Новизна

Новизна программы заключается в том, что развитие познавательной и эмоционально - волевой сфер детей дошкольного возраста посредством нейропсихологического подхода мало изучено и слабо освещено, как в научной, так и в методической литературе. В данной программе нейропсихологический подход является инструментом к самораскрытию детей, пониманию педагогом эмоционального и интеллектуального неблагополучия ребёнка.

У нейрофитнеса есть «побочные» действия: исчезают страхи, испаряется зажатость и неуверенность в себе, у неговорящих – развязываются языки, у притормаживающих – отказывают тормоза; у скоростных – срабатывают правила движения.

Программа универсальна, и подходит как здоровым детям, так и детям, имеющим особенности развития. Программа разнообразна. На каждом занятии упражнения подбираются таким образом, чтобы стимулировать развитие когнитивной, эмоционально-волевой, сенсорной, коммуникативной, физической сфер ребенка.

Каждый ребенок талантлив и открыт миру. Наша задача раскрыть его творческий потенциал и способствовать его гармоничному целостному развитию.

Цель и задачи реализации программы

Цель программы:

Профилактика и коррекция двигательных, эмоциональных и поведенческих нарушений детей, стабилизация и активация энергетического потенциала организма, повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов, активация природных механизмов работы мозга с помощью физических упражнений, объединение движения, речи и  мысли.

Задачи программы:

-компенсация когнитивных и поведенческих нарушений за счет функциональной активации подкорковых образований мозга;

-развитие высших психических функций;

-развитие тонкой моторики        (возможность точного        выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук);

-оптимизация и стабилизация общего тонуса тела (развитие плавности, переключаемости и точности движений);

-развитие произвольной регуляции движений;

-стабилизация межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий);

-развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации - тактильной, двигательной, кинестетической, динамической, зрительной, слуховой;

  • умения адекватно выражать эмоциональные состояния;
  • развитие навыков ведения коллективной (совместной) деятельности.

Принципы построения программы

Программа построена на основе коррекционных программ, разработанных Е.В. Пивоваровой, С.В. Колгановой, М.В. Евлампиевой, М.В. Черенковой, Т.Н. Ланиной, А.В. Семенович

При построении Программы использованы принципы:

  1. Принцип замещающего онтогенеза, основанный на ретроспективном воспроизведении тех участков онтогенеза (индивидуального развития) ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены.
  2. Принцип природо сообразности – следование за процессом естественного развития человека на каждом возрастном этапе, учет его индивидуальных особенностей.
  3. Принципы системности.
  4. Принципы единства диагностики и коррекции.
  5. Принцип комплексности коррекционного воздействия.

Ожидаемые результаты

  • Ожидаемые результаты соотнесены с задачами и содержанием программы:
  • Выявление дошкольников с математическим, логическим мышлением.
  • Желание заниматься математической деятельностью.
  • Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
  • Умение детей работать в парах, подгруппах.
  • Проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.

Результативность программы отслеживается в ходе проведения педагогической диагностики, которая предусматривает выявление уровня развития познавательных следующих процессов:

1. Развитие внимания.

2. Развитие памяти.

3. Развитие восприятия.

4. Развитие воображения.

5. Развитие мышления.

Благодаря выполнению кинезиологических упражнений у ребенка улучшится память, внимание, пространственные представления и, как результат, повысится уровень интеллектуальных способностей и активизация работы головного мозга (правого и левого полушарий).

Данная диагностика носит рекомендательный характер, позволяет оценить общий уровень развития познавательных процессов дошкольников.

Критерии оценки усвоения программы:

Высокий уровень:

  • ребенок владеет основными логическими операциями;
  • умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам;
  • способен объединять и распределять предметы по группам;
  • свободно оперирует обобщающими понятиями;
  • умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь;
  • ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать;
  • может при помощи суждений делать умозаключения;
  • способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  • у ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний, он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы;
  • владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и подгруппе.
  • Средний уровень:
  • ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация;
  • умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки;
  • умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т. к. не всегда оперирует обобщающими понятиями;
  • деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями;
  • ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них;
  • затрудняется самостоятельно делать умозаключения;
  • ребенок имеет достаточный словарный запас;
  • способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;
  • ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив;
  • умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в подгруппах.

Отслеживание уровня развития детей проводится в форме диагностики (начало года, в форме итоговых игровых занятий конец года).

Раздел II- Содержательный

Особенности данной программы.

Комплекс специальных кинезиологических упражнений для развития межполушарного взаимодействия.

Деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые развивают внимание, память, логические формы мышления, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям.

Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.

Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития дошкольников в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

 Методы и приемы работы:

1. Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты).

2. Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы).

3. Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации).

4. Практические (игры, упражнения).

5. Нейродинамическая гимнастика.

6. Интегрированный метод (проектная деятельность).

7. Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты, логические задачи и упражнения, дидактический материал).

Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 1 год.

Виды, формы, методы работы.

Занятия, включают различные виды детской деятельности:

  • познавательную;
  • продуктивную;
  • двигательную;
  • коммуникативную;
  • конструктивную.

В процессе занятий используются различные формы:

  • традиционные;
  • комбинированные;
  • практические;
  • игры, конкурсы.

Формы работы с детьми:

  • игра;
  • ситуативный разговор;
  • беседа;
  • рассказ;
  • чтение;
  • интегративная деятельность;
  • проблемная ситуация.

Методы работы с детьми:

Словесный – обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог, рассказ).

Практический – (упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции).

Наглядный – (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов, фотографий, электронных презентаций).

Поисковый – (моделирование, опыты, эксперименты).

Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия, презентации, показ мультимедийных материалов).

Метод игры (дидактические игры, нейродинамическая гимнастика, развивающие игры, ребусы, лабиринты, логические задачи, на развитие внимания, памяти, блоки Дьенеша, игры-конкурсы, соревнования).

 Режим занятий.

  • Используется групповая форма.
  • Формы проведения занятий: беседа, игра, развлечение.
  • Занятия проводятся 2 раз в неделю.
  • Продолжительность занятий 30 минут.
  • Последовательность занятий и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений.
  • Программа рассчитана на 1 год обучения.

Примерная структура занятия.

Занятия носят развивающий характер и, как правило, проходит в игровой форме, с интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.

Структурно занятия представлены из 4-6 взаимосвязанными между собой по содержанию, но разной степени сложности играми, знакомыми и новыми для детей.

Примерная структура занятия:

1 часть.

Задачи: вызвать интерес к занятию, активизировать процессы восприятия и мышления, развитие связной речи.

Нейродинамическая гимнастика – Кинезиологические упражнения.

2 часть.

Задачи: упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мыслительный анализ. Развивать комбинаторные способности с помощью дидактического материала и развивающих игр. Формировать умение высказывать предположительный ход решения, проверять его путем целенаправленных поисковых действий.

Физкультминутка – Упражнения на развитие памяти.

3 часть.

Задачи: развивать способность рассуждать, скорость мышления, сочетание зрительного и мыслительного анализа.

4 часть.

Рефлексия.

В занятия включены:

  • работа с занимательным материалом;
  • работа с развивающими, дидактическими играми;
  • физкультминутки;
  • кинезиологические упражнения;
  • работа с дидактическими пособиями.

Для создания положительного эмоционального настроя в данном виде деятельности используются любимые мультипликационные и сказочные герои, сюжеты.

Большое значение придается созданию непринужденной обстановки: дети выполняют занятия за столом, на ковре, у мольберта.

 Календарно- тематическое планирование

Месяц

Неделя

Содержание занятий

Октябрь

1-я

1. Нейродинамическая гимнастика «Цапля».

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика «Найди отличия».

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «В какой вагон сядет Петя, а в какой Маша?».

5. Логические задачи.

2-я

1. Нейродинамическая гимнастика «Левая и правая».

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «В каком домике будет жить Петя, а в каком Маша?».

5. Логические задачи.

3-я

1. Нейродинамическая гимнастика «Щелчки».

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «Кого из зверей встретит Петя, а кого Маша?».

5. Логические задачи.

4-я

1. Нейродинамическая гимнастика «Пальчики».

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «Что найдет под елкой Маша, а что Петя?».

5. Логические задачи.

Ноябрь

1-я

1. Нейродинамическая гимнастика с карандашом.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «Начерти путь Пети».

5. Логические задачи.

2-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «Начерти путь Маши».

5. Логические задачи.

3-я

1. Нейродинамическая гимнастика с платочками.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «Какие цветы соберет Маша?».

5. Логические задачи.

4-я

1. Нейродинамическая гимнастика с платочками.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «Помоги Пете».

5. Логические задачи.

Декабрь

1-я

1. Нейродинамическая гимнастика с карандашом.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «Зоопарк».

5. Логические задачи

2-я

1. Нейродинамическая гимнастика «Животные».

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «Островок».

5. Логические задачи.

3-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «Муравейник».

5. Логические задачи.

4-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «Комната Маши».

5. Логические задачи.

Январь

2-я

1. Нейродинамическая гимнастика с карандашом.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «Комната Пети».

5. Логические задачи.

3-я

1. Нейродинамическая гимнастика с карандашом.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «Схемы и пути».

5. Логические задачи.

4-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «Схемы и пути».

5. Логические задачи.

Февраль

1-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «Схемы и пути».

5. Логические задачи.

2-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Игра на развитие зрительно-двигательной координации «Схема».

5. Логические задачи.

3-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Логические задачи.

4-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Логические задачи.

Март

1-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Логические задачи.

2-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логика. Найди отличия.

4. Логические задачи.

3-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логические задачи.

4-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логические задачи.

Апрель

1-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логические задачи.

2-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логические задачи.

3-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логические задачи.

4-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Игра на развитие произвольного внимания.

3. Логические задачи.

Май

1-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Словесные логические игры и упражнения.

3. Логические задачи.

2-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Словесные логические игры и упражнения.

3. Логические задачи.

3-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Словесные логические игры и упражнения.

3. Логические задачи.

4-я

1. Нейродинамическая гимнастика.

2. Словесные логические игры и упражнения.

3. Логические задачи.

 Задачи, методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми.

Октябрь

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы.

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.

Ноябрь

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – прозрачность и гибкость.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы.

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей; ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – прозрачность и гибкость.

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; формирование конструкторских умений; закрепление представлений о цвете и форме.

Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.

Декабрь

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы.

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.

Развитие познавательных процессов; развитие тонкой моторики руки; развитие пространственного мышления и творческого воображения; развитие умений сравнивать, анализировать, сопоставлять; освоение эталонов формы и величины.

Январь

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; ознакомление с числами и цифрами.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы.

Развитие познавательных процессов; развитие мелкой моторики; знакомство с цветом; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; ознакомление с числами и цифрами.

Февраль

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы.

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Развитие познавательных процессов; ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и «целое».

Развитие познавательных процессов; развитие коммуникативных и конструктивных умений; ознакомление с цифрами, их формой; освоение понятий «часть» и «целое»; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами – «прозрачность» и «гибкость».

Март

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы.

Развитие познавательных процессов; развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве; формирование представлений о буквах и цифрах; развитие мелкой моторики.

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; закрепление представлений о цвете и форме.

Развитие познавательных процессов; развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.

Апрель

Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Практическая деятельность, конструирование, беседа, индивидуальная и групповая формы работы.

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Развитие познавательных процессов; развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; развитие конструктивных способностей; развитие смекалки, сообразительности.

Развитие познавательных процессов; развитие математических представлений; развитие координации движений; подготовка руки к письму.

Май

Выявление конечного уровня развития познавательных процессов у детей; анализ деятельности за год.

Разделы программы.

Занятия составлены по принципу «от простого к сложному» и построены с использованием ребусов, красочных иллюстраций, индивидуальных заданий, мультимедийного сопровождения. Предполагается не только развитие эрудиции дошкольника, но и создание условий для стимулирования творческого мышления, развития речи. Основной акцент делается не на то, что изучать, а на то, как изучать.

Занимательная математика.

(Анализ – синтез.Систематизация).

1. Развитие логического мышления и основных мыслительных операций.

2. Развитие математических способностей и склонностей.

3. Подготовка ребенка к школе.

4. Учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам.

5. Развивать внимание, совершенствовать ориентировку в пространстве.

6. Развитие личностных качеств и навыков самоконтроля и самооценки.

7. Развитие познавательных процессов; овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

8. Учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам.

9. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.

Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т. д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках, нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – щенок).

Развивающие игры.

(Сравнение. Классификация. Ограничение).

1. Развитие познавательных процессов, мыслительной активности (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление и сообразительность.

2. Учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь.

3. Учить мысленно соединять в единое целое части предмета, развивать мелкую моторику, умения ориентироваться на плоскости.

4. Формирование умений распределять предметы по группам по их существенным признакам.

5. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

Игры и упражнения: работа с пазлами различной сложности, блоками Дьенеша, выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур и т. д.

Логические задачи, лабиринты, головоломки.

(Умозаключения.Обобщение).

1. Развивать самостоятельность, активность, упражнять в решение простых задач на сложение и вычитание, закреплять понимание отношений между числами, развивать психические процессы: внимание, память, логические формы мышления.

2. Формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

3. Учить выявлять закономерности.

4. Расширять словарный запас детей.

5. Учить рассказывать по картинке, пересказывать.

6. Учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам.

7. Развивать наблюдательность детей.

8. Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий).

Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т. д., «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т. п., исключение четвертого лишнего. Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью).

Раздел III- Организационный

Организация работы по программе.

Рассматриваемый материал выходит за рамки традиционной программы.

Задания могут носить комплексный характер, и их решение предполагает использование материала нескольких тем. Существует множество способов предоставить детям возможность самостоятельно открыть причину происходящего, докопаться до истины, понять принцип, логику решения поставленной задачи и действовать в соответствии с предложенной ситуацией.

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить взаимодействие с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

Задания подобраны так, чтобы максимально охватить основные разделы, причём среди них обязательно есть такие, которые доступны для всех дошкольников

Занятие в форме путешествия и квест-игры. Строится на последовательном «передвижении» детей от одного пункта назначения к другому.

Материал, который широко используется в «путешествиях» (карты придуманной страны, знакомого микрорайона, детской площадки; стрелки, указатели, схемы), направляет внимание ребенка, развивает умения ориентироваться в пространстве, на плоскости, обозначить пространственные отношения на плане, схеме. Такая форма занятия требует от детей организованности, а от взрослого – умение, поддерживать интерес детей, стимулировать активность.

Занятие в форме беседы. Предполагает организацию познавательного общения педагога с детьми и детей между собой. Педагогу очень важно создать условия для развития речевой активности ребенка – подобрать вопросы, которые не требуют ответа «да» или «нет», наглядный материал. Познавательное общение предполагает обмен информацией, наблюдениями, впечатлениями, высказывание своего отношения к обсуждаемому. В процессе такого занятия дети учатся диалогу.

Занятие – беседа помогает приобрести умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать высказывания, формирует культуру общения.

При организации занятий важно педагогическиоправданное сочетание сюжетной, игровой и учебно-познавательной линий.

Методическое обеспечение программы.

Программно-методическое обеспечение, перечень программ и технологий.

1. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 5-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2007. 208 с.

2. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

«От рождения до школы». Н. Е. Веракса, Т.С. Комарова, М. А. Васильева. М.: Мозаика-Синтез, 2010. 224 с.

Перечень пособий.

1. Е. В. Колесникова «Я решаю логические задачи». Сфера, 2010. 48 с.

2. Е. Н. Панова «Дидактические игры и занятия в детском саду». Воронеж, 2007. 78 с.

3. Л. Ф. Тихомирова «Логика для дошкольников». Ярославль: Академия развития, 1999. 256 с.

4. И. В. Стародубцева «Игровые занятия по развитию памяти, внимания,

мышления у дошкольников». М: АРКТИ, 2008. 68 с.

5. В. М. Доскова, А. Г. Прокофьева «Развивающие игры для детей».

Оборудование и материалы.

  1. Дидактический материал:
  2. Математический набор
  3. Геометрические фигуры и тела.
  4. Наборы разрезных картинок.
  5. Сюжетные картинки с изображением частей суток и времён года.
  6. Полоски, ленты разной длины и ширины.
  7. Цифры.
  8. Игрушки
  9. Мольберт.
  10. Чудесный мешочек.
  11. Знаки-символы.
  12. Пластмассовый и деревянный строительный материал.
  13. Геометрическая мозаика.
  14. Счётные палочки.
  15. Предметные картинки.
  16. Блоки Дьенеша,
  17. Лото.
  18. Дидактические и развивающие игры и т.д.

 Список использованной литературы.

  1. «Пальчиковые игры» О. И. Крупенчук.
  2. «Логические задачи». Серия «Рабочая тетрадь дошкольника».
  3. «Логика. Лабиринты и схемы». «Рабочая тетрадь дошкольника».
  4. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей. Нейродинамическая гимнастика» Т. П. Трясорукова.
  5. «Логика. Найди отличия». «Рабочая тетрадь дошкольника».
  6. «Учимся находить по схеме!». Серия: «Папка дошкольника».
  7. «Логика». Серия: «Папка дошкольника».
  8. «Память и внимание. 35 занятий для подготовки к школе». «Рабочая тетрадь дошкольника».
  9. «Развиваем логику» Александр Лекомцев. Изд. «Феникс», Ростов- на- Дону, 2014.
  10. «Математическое развитие детей 4-7 лет» Л. В. Колесникова. Изд. «Учитель», Волгоград, 2014.
  11. «Изучаем фигуры» Т. В. Сорокина, С. В. Пятак. Изд. «Эксмо», Москва, 2011.
  12. «Тренажер по математике для детей 6-7 лет» В. Г. Голубь. Изд. «Метода», Воронеж, 2014.
  13. «Всё по полочкам» А. В. Горячев, Н. В. Ключ. Изд. ООО «Баласс», Москва, 2004.
  14. «Логические игры для дошкольников». Изд. ООО «Ранок», Харьков, 2010.
  15. «Развитие пространственного мышления и речи». Изд. ООО «Хатрер-пресс», Москва, 2013.
  16. Комплексные занятия М. А. Васильевой, В.  В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Изд. «Учитель», Волгоград, 2010.
  17. «Чего на свете не бывает?» О. М. Дьяченко, Е. Л. Агаевой. Изд. «Просвещение», Москва, 1991.
  18. «Конспекты занятий по математике» Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Изд. ТЦ «Учитель», Воронеж, 2009.
  19. «Математика в детском саду старший дошкольный возраст» В. П. Новикова. Изд. «Мозаика-Синтез», Москва, 2009.
  20. «Логические задачки» О. А. Реуцкая. Изд. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2012.
  21. «Развивающие игры для детей дошкольного возраста» Ю. В. Щербакова, С. Г. Зубанова. Москва, ООО «Глобус».
  22. «Большая книга заданий и упражнений для детей». Изд. ЗАО «ОЛМА МЕДИА ГРУПП», Москва, 2011.
  23. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З. А. Михайлова. Изд. «Просвещение», Москва, 1985.
  24. «Играя – размышляем» Р. К. Шаехова.
  25. «Математические сказки» Е. А. Алябьева.
  26. «Как развить память у ребенка» Е. А. Алябьева.
  27. Электронные ресурсы: Rutracker.orq.
  28. Блоки Дьенеша – методическое пособие для воспитателей детского сада. MirKnig.com.
  29. Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Палочки Кьюзенера. http:// www.doshvozrast.ru.
  30. Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье. http:// www.fbr.ru. Банк рефератов.
  31. Электронные ресурсы: «Развивающие игры для детей» В. П. Новикова, Л. И. Тихонова. MirKnig.com.
  32. Альбомы заданий. Блоки Дьенеша. Rutracker.orq.
  33. Блоки Дьенеша – методическое пособие для воспитателей детского сада. http:// www.doshvozrast.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...