Программа дополнительного образования "Кванториум"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Дополнительная образовательная программа технической направленности ориентирована на личностное развитие, формирование и развитие творческих способностей учащихся,
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном развитии;
выявление и развитие, поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявляющих выдающиеся способности;
обеспечение духовно- нравственного, патриотического, трудового воспитания;
Дополнительная общеразвивающая программа «Кванториум» предусматривает развитие творческих способностей детей, формирование начальных технических знаний и умений, а также овладение soft и hard компетенциями.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 44.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Кванториум»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст учащихся: 5-7 лет
Срок реализации: 1 года
Количество занятий в неделю – 1 по 25 - 30 минут
Автор-составитель: Доронина Надежда Николаевна
воспитатель
Москва, 2023 год
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
1. 2 Уровень освоения Программы
1.3. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
1.4. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы
1.5. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
1.6. Категория учащихся
1.7. Принципы организации образовательного процесса Срок реализации образовательной программы
1.8. Срок реализации Программы, общее количество часов. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.
1.9. Планируемые результаты освоения Программы
2. Содержание программы: программный материал, учебно-тематический план
3. Взаимодействие с родителями
4.1. Материально-технические условия реализации Программы
4.2. Кадровое обеспечение Программы
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Направленность дополнительной образовательной программы
Рабочая Программа «Кванториум» (далее – Программа) разработана и реализуется в рамках технической направленности системы дополнительного образования обучающихся 5-7 лет
Дополнительная образовательная программа технической направленности ориентирована на личностное развитие, формирование и развитие творческих способностей учащихся,
удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном развитии;
выявление и развитие, поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявляющих выдающиеся способности;
обеспечение духовно- нравственного, патриотического, трудового воспитания;
Дополнительная общеразвивающая программа «Кванториум» предусматривает развитие творческих способностей детей, формирование начальных технических знаний и умений, а также овладение soft и hard компетенциями.
Данная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
Использование современных педагогических технологий, методов и приемов; различных техник и способов работы; современного оборудования.
Кванториум- это проектная лаборатория, в которой будущие школьники занимаются разработкой конкретного реального продукта, проводят исследования с использованием современного оборудования.
Кванториум становится своего рода эпицентром технического творчества, экспериментирования и позволяет объединить имеющиеся материально-технические, кадровые, программно-методические и дидактические ресурсы для организации работы с детьми дошкольного возраста.
1.2 Уровень освоения Программы – ознакомительный.
Программа опирается на Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п. 1,2,3,14; ст.75); Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008); Концепцию развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14»
- Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы
Новизна данной программы заключается в помощи- раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
Актуальность и практическая значимость данной программы обусловлена необходимостью получения на занятиях теоретической и практической основы для дальнейшего участия в техническом творчестве
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная задача решается в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: игровой, проектной, исследовательской, конструктивной, учебной, двигательной, художественной.
- Отличительные особенности Программы
Среди первых наиболее выигрышными с точки зрения занимательности являются занятия интегрированного характера. Образовательное пространство детского Кванториума включает 3 образовательных модуля для детей старшего дошкольного возраста, которые реализуются в мини-лабораториях – конструирование, экология, экспериментальная деятельность.
Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизического состояния. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, технических и творческих способностей детей.
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение материала идет в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность предлагаемой информации.
- Принцип сочетания научности и доступности материала, с учётом ведущей деятельности дошкольника – игры. Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные и доступные научные знания, правильно отражающие действительность. Материал дается в игровой форме с использованием определенных методов и приемов.
- Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности способствует формированию целостной картины мира.
- Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
- Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание,сорадость).
- Принцип индивидуализации. На каждом учебном занятии подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, с учётом его интересов, задатков и способностей.
1.5 Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель данной Программы - развитие технических интересов и технического творчества детей в процессе деятельности
Программа направлена на развитие в ребенке интереса к проектной, конструкторской и научной деятельности, значительно расширяющей кругозор и образованность ребенка.
Задачи программы:
- cтимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.
- способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.
- cпособствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков. - развивать мелкую моторику, логическое, абстрактное и образное мышление.
- способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в конструирования моделей.
- формировать творческий подход к решению поставленной задачи, а также представление о том, что большинство задач имеют несколько решений;
- развивать регулятивную структуру деятельности, включающую: целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- развивать научно-технический и творческий потенциал личности ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.
1.6 Категория учащихся
Программа рассчитана на 1 год обучения:
Одно занятие в неделю.
Продолжительность занятий:
- 25 минут для детей 5-7 лет подготовительной к школе группе.
1.7. Принципы организации образовательного процесса
Программа имеет в своей основе следующие принципы:
- Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение материала идет в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность предлагаемой информации.
- Принцип сочетания научности и доступности материала, с учётом ведущей деятельности дошкольника – игры. Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные и доступные научные знания, правильно отражающие действительность. Материал дается в игровой форме с использованием определенных методов и приемов.
- Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности способствует формированию целостной картины мира.
- Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
- Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание,сорадость).
- Принцип индивидуализации. На каждом учебном занятии подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, с учётом его интересов, задатков и способностей.
1.8. Срок реализации Программы, общее количество часов. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.
Программа рассчитана на 1 года обучения:
1-й год обучения – для детей 5-6 лет.
1 занятий в неделю продолжительностью 25 мин
Основными формами организации образовательного процесса являются:
- по количеству детей, участвующих в занятии - индивидуальная, фронтальная и групповая, в зависимости от поставленных задач;
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - игра, викторина, тренинг, открытое занятие с родителями. Максимально используется наглядность, опорные схемы, презентации, проекты;
- по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий
1.9. Планируемые результаты освоения Программы.
Предполагаемые (планируемые) результаты.
Личностные:
- формирование общественной активности личности, навыков здорового образа жизни, мотивировать учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.
- формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и технологий;
- проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности; • формирование коммуникативной компетентности в процессе проектной, учебноисследовательской, игровой деятельности.
- формирование коммуникативной компетентности в процессе проектной, учебно-исследовательской, игровой деятельности.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
• определять, различать и называть детали конструктора,
• конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.
• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.
• перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;
Регулятивные УУД:
• уметь работать самостоятельно над проектом.
• умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;
Коммуникативные УУД: • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.
• уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности в команде.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗДЕЛАМ
Учебно-тематическое планирование
Месяц | Тематический план занятий | ||||||
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя . | 4 неделя | Тема | |||
Сентябрь | 7.09 | 14.09 | 21.09 | 28.09 | - | ||
В водное занятие.Знакомство с видами бумаги | Знакомство оригами.Базовые формы. | Оригами Лягушка | Оригами Мишка | Работа со схемами «Машины» (Блоки Дьенеша) | |||
Октябрь | 5.10 | 12.10 | 19.10 | 26.10 | Тема | ||
Ракета | Самолет | Танк | НЛО | Конструирование с использованием конструктора Лего | |||
Ноябрь | 2.11 | 9.11 | 16.11 | 23.11 | |||
Что такое крахмал? Свойства,польза. | Как получить крахмал? | Опыт " Неньютоновская жидкость" | Изготовление "Капитошка" | Органическое вещество " Крахмал" | |||
Декабрь | 7.12 | 14.12 | 21.12 | 28.12 | |||
Природные явления.(землетрясение ,вулкан, наводнение, смерч..) | Создание схем по защите природы от катаклизмов. | Опыты с воздухом и водой | Игра - эксперимент " Думаем- играем" | Лаборатория добрых дел | |||
Январь | 11.01 | 18.01 | 25.01 | ||||
Снег.Свойства снега | Лавовая лампа | Изучаем плавучесть тела | Вода вокруг нас | ||||
Февраль | 1.02 | 8.02 | 12.02 | 22.02 | 29.02 | ||
Моделирование «Машина» | Моделирование «Вертолет» | Моделирование «Грузовик» | Моделирование «Робот» | Моделирование из бросового материала, по задумке | |||
Март | 7.03 | 14.03 | 21.03 | 28.03 | |||
Знакомство детей с конструктором «Знаток» принципами технического конструирования по схеме. | Формирование практических умений в соединении деталей и представлений о электрической полярности. | Овладение алгоритмом сборки модели по схеме с применением последовательности действий. | Игра Пазлы Знаток | Конструктор «Знаток» | |||
Апрель | 4.04 | 11.04 | 18.04 | 25.04 | |||
Обучение игре в электронный конструктор | Знакомство с конструктором «Электричество» | Сборка конструктора «Электричество» | «Электричество» Игра в конструктор | ||||
Май | 2.05 16.05 | 23.05 30.05 | |||||
Конструирование Мельница | Конструирование Аэропорт | Конструирование Вокзал | Свободное конструирование | Конструирование с использованием конструктора Лего | |||
3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Выступление на родительских собраниях: Развитие инженерного мышления у старших дошкольников.
«Наши результаты»: сентябрь, май.
Открытые занятия – декабрь, апрель.
Индивидуальные беседы, консультации в течение года.
4. ОГРАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Материально-технические условия реализации Программы:
- кабинеты для занятий
- ноутбук
- магнитофон
- магнитная доска
- картон
- краски
- клей
- природный материал (шишки, камни, каштаны и т.д.)
- простые и цветные карандаши
- бумага
- танграм
- мозаика
- игрушки
4.2. Кадровое обеспечение Программы
Программу реализует воспитатель Доронина Н.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...