Программа дополнительного образования "Кванториум"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Дополнительная образовательная программа технической направленности ориентирована на личностное развитие,  формирование и развитие творческих способностей учащихся, 

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном развитии;

выявление и развитие, поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявляющих выдающиеся способности;

обеспечение духовно- нравственного, патриотического, трудового воспитания;

Дополнительная общеразвивающая программа «Кванториум» предусматривает развитие творческих способностей детей, формирование начальных технических знаний и умений, а также овладение soft и hard компетенциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kvantorium.docx44.11 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Кванториум»

Направленность: социально-педагогическая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст учащихся: 5-7 лет

Срок реализации: 1  года

                              Количество занятий в неделю – 1 по 25 - 30 минут

Автор-составитель: Доронина Надежда Николаевна

                                                            воспитатель

Москва, 2023 год

Содержание

1. Пояснительная записка

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

1. 2 Уровень освоения Программы

1.3. Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы

1.4. Отличительные особенности дополнительной образовательной программы

1.5. Цель и задачи дополнительной образовательной программы

1.6. Категория учащихся

 1.7. Принципы организации образовательного процесса Срок реализации образовательной программы

1.8.  Срок реализации Программы, общее количество часов. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.

1.9. Планируемые результаты освоения Программы

2.  Содержание программы: программный материал, учебно-тематический план

3. Взаимодействие с родителями 

4.1. Материально-технические условия реализации Программы

4.2. Кадровое обеспечение Программы

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Направленность дополнительной образовательной программы

Рабочая Программа «Кванториум» (далее – Программа) разработана и реализуется в рамках технической направленности системы дополнительного образования обучающихся 5-7 лет

         Дополнительная образовательная программа технической направленности ориентирована на личностное развитие,  формирование и развитие творческих способностей учащихся,  

удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в интеллектуальном развитии;

выявление и развитие, поддержку талантливых учащихся, а также лиц, проявляющих выдающиеся способности;

обеспечение духовно- нравственного, патриотического, трудового воспитания;

Дополнительная общеразвивающая программа «Кванториум» предусматривает развитие творческих способностей детей, формирование начальных технических знаний и умений, а также овладение soft и hard компетенциями.

Данная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.

Использование современных педагогических технологий, методов и приемов; различных техник и способов работы; современного оборудования.

Кванториум- это проектная лаборатория, в которой будущие школьники занимаются разработкой конкретного реального продукта, проводят исследования с использованием современного оборудования.

Кванториум становится своего рода эпицентром технического творчества, экспериментирования и позволяет объединить имеющиеся материально-технические, кадровые, программно-методические и дидактические ресурсы для организации работы с детьми дошкольного возраста.

1.2 Уровень освоения Программы – ознакомительный.

Программа опирается на Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2, п. 1,2,3,14; ст.75); Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее – Приказ № 1008); Концепцию развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования СанПиН 2.4.4.3172-14»

  1.  Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность дополнительной образовательной программы

Новизна данной программы заключается в  помощи- раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.

Актуальность и практическая значимость данной программы обусловлена необходимостью получения на занятиях теоретической и практической основы для дальнейшего участия в техническом творчестве

Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного возраста. Данная задача решается в процессе интеграции разнообразных видов деятельности: игровой, проектной, исследовательской, конструктивной, учебной, двигательной, художественной.

  1.  Отличительные особенности Программы

       Среди первых наиболее выигрышными с точки зрения занимательности являются занятия интегрированного характера. Образовательное пространство детского Кванториума включает 3 образовательных модуля для детей старшего дошкольного возраста, которые реализуются в мини-лабораториях – конструирование, экология, экспериментальная деятельность.

        Необходимым условием организации занятий с дошкольниками является психологическая комфортность детей, обеспечивающая их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизического состояния. Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления, технических  и творческих способностей детей.

   Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение материала идет в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность предлагаемой информации.
  • Принцип сочетания научности и доступности материала, с учётом ведущей деятельности дошкольника – игры. Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные и доступные научные знания, правильно отражающие действительность. Материал дается в игровой форме с использованием определенных методов и приемов.
  • Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности способствует формированию целостной картины мира.
  • Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
  • Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание,сорадость).
  • Принцип индивидуализации. На каждом учебном занятии подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, с учётом его интересов, задатков и способностей.

1.5 Цель и задачи дополнительной образовательной программы

Цель данной Программы - развитие технических интересов и технического творчества детей в процессе деятельности

Программа направлена на развитие в ребенке интереса к проектной, конструкторской и научной деятельности, значительно расширяющей кругозор и образованность ребенка.

Задачи программы:

  • cтимулировать мотивацию учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.
  • способствовать развитию интереса к технике, конструированию, программированию, высоким технологиям.
  • cпособствовать развитию конструкторских, инженерных и вычислительных навыков. - развивать мелкую моторику, логическое, абстрактное и образное мышление.
  • способствовать формированию умения достаточно самостоятельно решать технические задачи в конструирования моделей.
  • формировать творческий подход к решению поставленной задачи, а также представление о том, что большинство задач имеют несколько решений;
  • развивать регулятивную структуру деятельности, включающую: целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
  • развивать научно-технический и творческий потенциал личности ребенка путем организации его деятельности в процессе интеграции начального инженерно-технического конструирования и основ робототехники.

1.6 Категория учащихся

Программа рассчитана  на 1 год обучения:

Одно занятие в неделю.

Продолжительность занятий:  

- 25 минут для детей 5-7 лет подготовительной к школе группе.

1.7.  Принципы организации образовательного процесса

   Программа имеет в своей основе следующие принципы:

  • Принцип систематичности и последовательности предполагает, что усвоение материала идет в определенном порядке, системе; доступность и привлекательность предлагаемой информации.
  • Принцип сочетания научности и доступности материала, с учётом ведущей деятельности дошкольника – игры. Сущность принципа научности состоит в том, чтобы ребенок усваивал реальные и доступные научные знания, правильно отражающие действительность. Материал дается в игровой форме с использованием определенных методов и приемов.
  • Принцип интеграции знаний в единое поле деятельности способствует формированию целостной картины мира.
  • Принцип развивающего обучения. Педагогу необходимо знать уровень развития каждого ребенка, определять зону ближайшего развития, использовать вариативность компьютерных программ согласно этим знаниям.
  • Принцип воспитывающего обучения. Важно помнить, что обучение и воспитание неразрывно связаны друг с другом и в процессе компьютерных занятий не только даются знания, но и воспитываются волевые, нравственные качества, формируются нормы общения (сотрудничество, сотворчество, сопереживание,сорадость).
  • Принцип индивидуализации. На каждом учебном занятии подходить к каждому ребенку как к личности. Каждое занятие должно строиться в зависимости от психического, интеллектуального уровня развития ребенка, с учётом его интересов, задатков и способностей.

1.8.  Срок реализации Программы, общее количество часов. Формы организации образовательной деятельности и режим занятий.

Программа рассчитана на 1 года обучения:

1-й год обучения – для детей 5-6 лет.

1 занятий в неделю продолжительностью 25 мин

Основными формами организации образовательного процесса являются:

  • по количеству детей, участвующих в занятии - индивидуальная, фронтальная и групповая, в зависимости от поставленных задач;
  • по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - игра, викторина, тренинг, открытое занятие с родителями. Максимально используется наглядность, опорные схемы, презентации, проекты;
  • по дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий

1.9. Планируемые результаты освоения Программы.

        

Предполагаемые (планируемые) результаты.

Личностные:

  • формирование общественной активности личности, навыков здорового образа жизни, мотивировать учащихся к получению знаний, помогать формировать творческую личность ребенка.
  • формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и технологий;
  • проявление технико-технологического мышления при организации своей деятельности; • формирование коммуникативной компетентности в процессе проектной, учебноисследовательской, игровой деятельности.
  • формирование коммуникативной компетентности в процессе проектной, учебно-исследовательской, игровой деятельности.

Метапредметные:

Познавательные УУД: 

• определять, различать и называть детали конструктора,

• конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему.

• ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

 • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, сравнивать и группировать предметы и их образы;

Регулятивные УУД:

• уметь работать самостоятельно над проектом.

 • умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений.

 • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

 • формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию;

Коммуникативные УУД: • уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке.

 • уметь работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности в команде.

2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗДЕЛАМ

Учебно-тематическое планирование

Месяц

Тематический план занятий

1 неделя

2 неделя

3 неделя

.

4 неделя

Тема

Сентябрь

7.09

14.09

21.09

28.09

-

В водное занятие.Знакомство с видами бумаги

Знакомство оригами.Базовые формы.

Оригами Лягушка

Оригами

Мишка

Работа со схемами «Машины»

(Блоки Дьенеша)

Октябрь

5.10

12.10

19.10

26.10

Тема

Ракета

Самолет

Танк

НЛО

Конструирование с использованием конструктора Лего

Ноябрь

2.11

9.11

16.11

23.11

Что такое крахмал? Свойства,польза.

Как получить крахмал?

Опыт " Неньютоновская жидкость"

Изготовление "Капитошка"

Органическое вещество " Крахмал"

Декабрь

7.12

14.12

21.12

28.12

Природные явления.(землетрясение ,вулкан, наводнение, смерч..)

Создание схем по защите природы от катаклизмов.

Опыты с воздухом и водой

Игра - эксперимент " Думаем- играем"

Лаборатория добрых дел

Январь

11.01

18.01

25.01

Снег.Свойства снега

Лавовая лампа

Изучаем плавучесть тела

Вода вокруг нас

Февраль

1.02

8.02

12.02

22.02

29.02

Моделирование «Машина»

Моделирование «Вертолет»

Моделирование «Грузовик»

Моделирование «Робот»

Моделирование из бросового материала, по задумке

Март

7.03

14.03

21.03

28.03

Знакомство детей с конструктором «Знаток» принципами технического конструирования по схеме.

Формирование практических умений в соединении деталей и представлений о электрической полярности.

Овладение алгоритмом сборки модели по схеме с применением последовательности действий.

Игра

Пазлы Знаток

Конструктор «Знаток»

Апрель

4.04

11.04

18.04

25.04

Обучение игре в электронный конструктор

Знакомство с конструктором «Электричество»

Сборка конструктора «Электричество»

«Электричество» Игра в конструктор

Май

2.05              16.05

23.05                 30.05

Конструирование

Мельница

Конструирование

Аэропорт

Конструирование

Вокзал

Свободное конструирование

Конструирование с использованием конструктора Лего

3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Выступление на родительских собраниях: Развитие инженерного мышления у старших дошкольников.

«Наши результаты»: сентябрь, май.

Открытые занятия – декабрь, апрель.

Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

4. ОГРАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

4.1. Материально-технические условия реализации Программы:

  • кабинеты для занятий
  • ноутбук
  • магнитофон
  • магнитная доска
  • картон
  • краски
  • клей
  • природный материал (шишки, камни, каштаны и т.д.)
  • простые и цветные карандаши
  • бумага
  •  танграм
  •  мозаика
  •  игрушки

4.2.   Кадровое обеспечение Программы

Программу реализует  воспитатель Доронина Н.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...