Программа дополнительного образования "Кванториум"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Название программы» имеет техническую направленность.
Уровень программы
Уровень программы - ознакомительный.
Актуальность программы
Программа «Кванториум» актуальна, т.к. данная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
Практическая значимость данной программы обусловлена необходимостью получения на занятиях теоретической и практической основы для дальнейшего участия в техническом творчестве
Цель программы
Цель программы - развитие технических интересов и технического творчества детей в процессе деятельности.
Программа направлена на развитие в ребенке интереса к проектной, конструкторской и научной деятельности, значительно расширяющей кругозор и образованность ребенка.
Задачи программы
Обучающие:
– формирование знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий;
– Знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
Развивающие:
– развивать регулятивную структуру деятельности, включающую: целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- развивать мелкую моторику, логическое, абстрактное и образное мышление.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- воспитание аккуратности в работе;
- воспитывать ответственность, коммуникативные способности.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 41.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова» (ГБОУ Школа № 777) | ||||
109428, Москва, ул. Маевок, д. 4 Тел./ факс +7-499-171-96-10 | e-mail: 777@edu.mos.ru sch777uv.mskobr.ru | ОГРН 1037739090344 ОКПО 36535923 | ИНН 7721223373 КПП 772101001 | |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Кванториум»
Направленность: техническая
Возраст обучающихся: 5 – 7 лет
Срок реализации программы: 1 год ( 36 часов)
Количество часов в год: 36 часов
Автор-составитель: Доронина Надежда Николаевна,
Должность: воспитатель
Реализует: Доронина Надежда Николаевна,
Должность: воспитатель
г. Москва
2023 год
1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Название программы» имеет техническую направленность.
Уровень программы
Уровень программы - ознакомительный.
Актуальность программы
Программа «Кванториум» актуальна, т.к. данная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.
Практическая значимость данной программы обусловлена необходимостью получения на занятиях теоретической и практической основы для дальнейшего участия в техническом творчестве
Цель программы
Цель программы - развитие технических интересов и технического творчества детей в процессе деятельности.
Программа направлена на развитие в ребенке интереса к проектной, конструкторской и научной деятельности, значительно расширяющей кругозор и образованность ребенка.
Задачи программы
Обучающие:
– формирование знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий;
– Знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.
Развивающие:
– развивать регулятивную структуру деятельности, включающую: целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
- развивать мелкую моторику, логическое, абстрактное и образное мышление.
Воспитательные:
- воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;
- воспитание аккуратности в работе;
- воспитывать ответственность, коммуникативные способности.
Учащиеся, для которых программы актуальна
Возраст обучающихся по данной программе: 5 – 7 лет. Группы формируются с учетом возраста обучающихся. Состав группы учащихся – постоянный.
Формы и режим занятий
Форма обучения – очная, групповая .
Количество обучающихся в группе: 20 – 25 человек.
Занятия проходят 1 раз в неделю по 25-30 минут. Предусмотрен перерыв продолжительностью 10 минут в конце каждого учебного часа.
Срок реализации программы
Срок реализации программы – 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, – 36 часов. Количество учебных часов в год – 36 часов.
Планируемые результаты
По итогам 1-го года обучения обучающиеся будут
знать:
– определять, различать и называть детали конструктора
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы
уметь:
– конструировать по условиям, образцу, схеме, чертежу; составить самостоятельно план, схему, чертеж.
– определять, различать и называть детали конструктора.
– работать с микроскопом.
Личностные результаты
– самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы
– формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
Метапредметные результаты
– конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по
чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему, путь движения.
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже
известного.
– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и
их образы.
2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Формы контроля
Реализация программы «Кванториум» предусматривает входную диагностику, текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Входная диагностика осуществляется в форме сводной беседы.
Текущий контроль включает следующие формы: анализ продуктов деятельности воспитанников.
Промежуточная аттестация проводится в форме: демонстрации полученных практических навыков .
Итоговая аттестация проводится в форме выставки творческих работ.
Основным механизмом выявления результатов воспитания является педагогическое наблюдение.
Презентация образовательных результатов программы осуществляется в форме: участия в выставках.
Средства контроля
– выставка;
– готовое изделие;
– демонстрация моделей;
– конкурс;
Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания следующих параметров:
– умение применять полученные знания при проектировании и сборке,
– познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
– конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
– коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
– в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации (контроля) по разделам | ||
Всего | Теорети- ческих | Практи- ческих | |||
1. | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности | 2 | 2 | 0 | Форма сводной беседы. |
2. | Раздел «Конструирование из бумаги» | 3 | 1 | 2 | Выставка оригами |
3. | Раздел «Конструирование с использованием конструктора «Лего». | 6 | 2 | 4 | Выставка «Юные инженеры» |
4. | Раздел «Опытно-экспериментальная деятельность» | 6 | 2 | 4 | Педагогическое наблюдение |
4.1 | Тема «Органические вещества» | 4 | 1 | 3 | |
4.2 | Тема «Вода вокруг нас» | 4 | 1 | 3 | |
5. | Моделирование из бросового материала «Транспорт» | 4 | 0 | 4 | |
6. | Электронный конструктор | 7 | 2 | 5 | Педагогическое наблюдение |
8. | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 | Выставка творческой деятельности |
Итого | 36 | 11 | 25 | ||
Содержание учебно-тематического плана
сентябрь | Тема занятий | Программное содержание |
Раздел «Конструирование из бумаги»: Вводное занятие. | Инструктаж по технике безопасности Учить складывать лист вчетверо в разных направлениях. Работать по готовой выкройке | |
Знакомство с оригами. Базовые формы. | Учить складывать бумагу в разных направлениях. Учить создавать выпуклые, полу объёмные изображения из бумаги | |
Оригами "Лягушка" | Научить поэтапному складыванию лягушки. Продолжить знакомство с искусством конструирования из бумаги -оригами; | |
Оригами " Мышка" | научить детей изготавливать простые по форме изделий в технике оригами. Продолжить знакомство с выполнением работ в технике оригами. Познакомить детей с жизнью грызунов. | |
октябрь | Раздел «Конструирование с использованием конструктора Лего»: НЛО | Упражнять детей в создании схем и чертежей, а также в моделировании и конструировании из конструктора |
Ракета | Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей. | |
Самолет | Формировать понятия: воздушный вид транспорта, закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме, выделяя функциональные части | |
Танк | Рассматривание иллюстраций с изображением военной техники. | |
ноябрь | Что такое крахмал? Свойства,польза. | Развивать познавательные способности и познавательную активность детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности |
Как получить крахмал? Составление схемы | формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов | |
Опыт " Неньютоновская жидкость" | Поисково-исследовательская деятельность детей (поиск информации, экспериментирование, творчество) | |
Изготовление "Капитошка" | формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов | |
декабрь | Игра - эксперимент " Думаем- играем" | Упражнять детей в конструировании из палочек Кюизенера путем наложения; закреплять умения пользоваться словами длиннее – короче, самая короткая. |
Ёлка | Упражнять детей самостоятельно выполнять композицию по образцу. | |
Кукла Маша | Учить детей создавать плоскостные модели из пластмассового конструктора (палочек Кюизенера) по образцу и схемам. | |
Дом для зверей | Учить детей создавать плоскостные модели из пластмассового конструктора (палочек Кюизенера) по образцу и схемам. | |
январь | Раздел «Вода вокруг нас» Микроскоп. Изучаем снег | Познакомить детей со строением микроскопа |
Сборка микроскопа | Исследовать возможности использования учебного микроскопа в освоении дошкольниками | |
Изучаем плавучесть тела | Развивать интерес детей к практической познавательно-исследовательской деятельности. | |
февраль | Раздел «Моделирование из бросового материала Транспорт» Моделирование Машина | Задачи: познакомить детей с различными видами транспорта; закрепить знания о профессии водителя, правилах дорожного движения; учить делать поделку на основе коробок, дополнять деталями, соответствующими образу |
Моделирование Вертолет | ||
Моделирование Корабль | ||
Моделирование Автобус | ||
март | Раздел «Электронный конструктор» Знакомство с конструктором | Электронный конструктор среднего уровня, позволяющий ребёнку начать интенсивное обучение электронике. |
Обучение игре с конструктором | ||
Сборка по схеме | ||
Игра в конструктор «Электричество» | Выбор схемы. Определение порядка сборки деталей. | |
апрель | Раздел « Конструктор Знаток». Знакомство детей с конструктором «Знаток». | Знакомство с принципами технического конструирования по схеме |
Электрическая полярность. | Формирование практических умений в соединении деталей и представлений о электрической полярности | |
Сборка по схемам. | Овладение алгоритмом сборки модели по схеме с применением последовательности действий | |
Игра в конструктор Знаток | Игровая деятельность | |
май | Конструирование с использованием конструктора Лего . Конструирование Вокзал | Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений Иллюстрация «Вокзал» |
Конструирование Аэоропорт | Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений Иллюстрация «Аэропорт» | |
Конструирование Пристань | Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений Иллюстрация «Пристань» | |
Итоговое занятие | Закрепить умение строить по предложенному чертежу-схеме или воплощать свой собственный замысел. Учить создавать коллективную поделку, объединяя постройки детей. Оформление продуктов деятельности для выставки «Юные инженеры» |
4 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Учебно-методические условия реализации программы
Реализация программы «Кванториум» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности:
По количеству детей, участвующих в занятии - фронтальная и групповая, в зависимости от поставленных задач;
По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - игра, беседа, тренинг. Максимально используется наглядность, опорные схемы, презентации, проекты;
По дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий
Во время реализации программы, большинство занятий строится в игровой форме, которая соответствует особенностям дошкольников.
В связи с тем, что у дошкольников преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то в обучении используется наглядность, показ, рассказ, сказка, дидактическая игра, объяснение педагога.
Методы и приемы организации образовательного процесса:
- поисковые (моделирование);
- игровые (развивающие игр, игры по технологии ТРИЗ, прием вхождения в сказку);
- практические (упражнения)
Материально-технические условия реализации программы
Материально-технические условия реализации Программы в учреждения обеспечивают возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации Программы.
Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстративного материала; использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества.
Учебно-наглядные пособия - художественная литература, плакаты, наборы наглядно-демонстрационного материала, фотоматериалы, иллюстрации, дидактические игры и методические пособия;
Технические - проектор, экран, музыкальный центр, ноутбук;
Оборудование для организованной образовательной деятельности - игрушки, традиционные, нетрадиционные материалы для творчества, природные материалы, разного вида бумага и другое, палочки кюизинера, конструктор «Лего», электрический конструктор «Знаток».
Учебно-информационное обеспечение программы
Нормативно-правовые акты и документы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196).
4. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467).
5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.
6. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: приложение к письму Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января 2022 г. № ДГ-245/06.
7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28).
8. СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарные нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2).
9. Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году».
10. Приказ Департамента образования города Москвы от 07.08.2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922».
11. Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 г. № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922».
12. Приказ Департамента образования города Москвы от 30.08.2016 г. № 1035 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922».
13. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы Школа № 777.
Список литературы
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
- Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
- Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд. - полиграф центр «Маска», 2013.
- Л.В. Куцакова. Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. - изд. «Мозайка-Синтез», М.,2014 г.
- Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала. – Москва «Просвещение», 1984 г.
- С.В. Соколова. Оригами для старших дошкольников. Детство-Пресс, С.Петербург, 2004 г.
- С.В. Соколова. Оригами для дошкольников. Детство-Пресс, С.Петербург, 2003 г
Кадровое обеспечение программы
Программа «Кванториум» реализуется воспитателем Дорониной Н.Н., имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа дополнительного образования театрально-фольклорной студии " Авторская программа дополнительного образования "Росинки". Развитие творческих способностей детей через театрализован
Авторская программа дополнительного образования "Росинки". ...

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год
Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»
Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...
