Программа дополнительного образования "Кванториум"
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Название программы» имеет техническую направленность.

Уровень программы

Уровень программы - ознакомительный.

         Актуальность программы

Программа «Кванториум» актуальна, т.к. данная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.

Практическая значимость данной программы обусловлена необходимостью получения на занятиях теоретической и практической основы для дальнейшего участия в техническом творчестве

Цель программы

Цель программы - развитие технических интересов и технического творчества детей в процессе деятельности.

Программа направлена на развитие в ребенке интереса к проектной, конструкторской и научной деятельности, значительно расширяющей кругозор и образованность ребенка.

Задачи программы

Обучающие:

– формирование знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий;

– Знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.

Развивающие:

– развивать регулятивную структуру деятельности, включающую: целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- развивать мелкую моторику, логическое, абстрактное и образное мышление.

Воспитательные:

-  воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;

- воспитание аккуратности в работе;

-  воспитывать ответственность, коммуникативные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_kvantorium.docx41.81 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Валерий\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Logo_mono_RGB.PNGC:\Users\Валерий\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Logo_mono_RGB.PNG

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 777 имени Героя Советского Союза Е.В. Михайлова»

(ГБОУ Школа № 777)

109428, Москва, ул. Маевок, д. 4

Тел./ факс +7-499-171-96-10

e-mail: 777@edu.mos.ru

sch777uv.mskobr.ru

ОГРН 1037739090344

ОКПО 36535923

ИНН 7721223373

КПП 772101001

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Кванториум»

Направленность: техническая

Возраст обучающихся: 5 – 7 лет

Срок реализации программы: 1 год ( 36 часов)

Количество часов в год: 36 часов

Автор-составитель: Доронина Надежда Николаевна,

Должность: воспитатель

Реализует: Доронина Надежда Николаевна,

Должность: воспитатель

г. Москва

2023 год

1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы

Дополнительная общеразвивающая программа «Название программы» имеет техническую направленность.

Уровень программы

Уровень программы - ознакомительный.

        Актуальность программы

Программа «Кванториум» актуальна, т.к. данная программа помогает раскрыть творческий потенциал обучающегося, определить его резервные возможности, осознать свою личность в окружающем мире, способствует формированию стремления стать мастером, исследователем, новатором.

Практическая значимость данной программы обусловлена необходимостью получения на занятиях теоретической и практической основы для дальнейшего участия в техническом творчестве

Цель программы

Цель программы - развитие технических интересов и технического творчества детей в процессе деятельности.

Программа направлена на развитие в ребенке интереса к проектной, конструкторской и научной деятельности, значительно расширяющей кругозор и образованность ребенка.

Задачи программы

Обучающие:

– формирование знания и умения работы с разными материалами и инструментами при изготовлении, как простейших технических изделий, так и конструировании объемных макетов транспортных средств, мебели или зданий;

– Знакомить с планом, схемой, маршрутом, картой.

Развивающие:

– развивать регулятивную структуру деятельности, включающую: целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- развивать мелкую моторику, логическое, абстрактное и образное мышление.

Воспитательные:

-  воспитание у детей интереса к техническим видам творчества;

- воспитание аккуратности в работе;

-  воспитывать ответственность, коммуникативные способности.

        Учащиеся, для которых программы актуальна

        Возраст обучающихся по данной программе: 5 – 7 лет. Группы формируются с учетом возраста обучающихся. Состав группы учащихся – постоянный.

Формы и режим занятий

Форма обучения – очная, групповая .

Количество обучающихся в группе: 20 – 25 человек.

Занятия проходят 1 раз в неделю по 25-30 минут. Предусмотрен перерыв продолжительностью 10 минут в конце каждого учебного часа.

Срок реализации программы

Срок реализации программы – 1 год. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, – 36 часов. Количество учебных часов в год – 36 часов.

Планируемые результаты

По итогам 1-го года обучения обучающиеся будут

знать:

– определять, различать и называть детали конструктора

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы

уметь:

– конструировать по условиям, образцу, схеме, чертежу; составить самостоятельно план, схему, чертеж.

– определять, различать и называть детали конструктора.

– работать с микроскопом.

Личностные результаты

– самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы

– формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

Метапредметные результаты

– конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по

чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему, путь движения.

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже

известного.

– перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате

совместной работы всей группы, сравнивать и группировать предметы и

их образы.

2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

        

        Формы контроля

Реализация программы «Кванториум» предусматривает входную диагностику, текущий контроль, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Входная диагностика осуществляется в форме сводной беседы.

Текущий контроль включает следующие формы: анализ продуктов деятельности воспитанников.

Промежуточная аттестация проводится в  форме: демонстрации полученных практических навыков .

Итоговая аттестация проводится в форме выставки творческих работ.

Основным механизмом выявления результатов воспитания является педагогическое наблюдение.

Презентация образовательных результатов программы осуществляется в форме: участия в выставках.

Средства контроля

  –  выставка;

 –  готовое изделие;

 –   демонстрация моделей;

 –  конкурс;

Контроль освоения обучающимися программы осуществляется путем оценивания следующих параметров:

–  умение применять полученные знания при проектировании и сборке,

– познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

– конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

– коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

–  в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

3 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации (контроля) по разделам

Всего

Теорети-

ческих

Практи-

ческих

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности

2

2

0

Форма сводной беседы.

2.

Раздел «Конструирование из бумаги»

3

1

2

Выставка оригами

3.

Раздел

«Конструирование с использованием конструктора «Лего».

6

2

4

Выставка

«Юные инженеры»

4.

Раздел

«Опытно-экспериментальная деятельность»

6

2

4

Педагогическое наблюдение

4.1

Тема

«Органические вещества»

4

1

3

4.2

Тема «Вода вокруг нас»

4

1

3

5.

Моделирование из бросового материала «Транспорт»

4

0

4

6.

Электронный конструктор

7

2

5

Педагогическое наблюдение

8.

Итоговое занятие

1

0

1

Выставка творческой деятельности

Итого

36

11

25

Содержание учебно-тематического плана

сентябрь

Тема занятий

Программное содержание

Раздел «Конструирование из бумаги»:

Вводное занятие.

Инструктаж по технике безопасности

Учить складывать лист вчетверо в разных направлениях. Работать по готовой выкройке

Знакомство с оригами. Базовые формы.

Учить складывать бумагу в разных направлениях. Учить создавать выпуклые, полу объёмные изображения из бумаги

Оригами "Лягушка"

Научить поэтапному складыванию лягушки. Продолжить знакомство с искусством конструирования из бумаги -оригами;

Оригами " Мышка"

научить детей изготавливать простые по форме изделий  в технике оригами.

Продолжить знакомство с выполнением работ в технике оригами.

Познакомить детей с жизнью грызунов.

октябрь

Раздел «Конструирование с использованием конструктора Лего»:

НЛО

Упражнять детей в создании схем и чертежей, а также в моделировании и конструировании из конструктора

Ракета

Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей.

Самолет

Формировать понятия: воздушный вид транспорта, закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме, выделяя функциональные части

Танк

Рассматривание иллюстраций с изображением военной техники.

ноябрь

Что такое крахмал? Свойства,польза.

Развивать познавательные способности и познавательную активность детей путем обогащения опыта познавательно-исследовательской деятельности

Как получить крахмал? Составление схемы

формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

Опыт " Неньютоновская жидкость"

Поисково-исследовательская деятельность детей (поиск информации, экспериментирование, творчество)

Изготовление "Капитошка"

формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов

декабрь

Игра - эксперимент " Думаем- играем"

Упражнять детей в конструировании из палочек Кюизенера путем наложения; закреплять умения пользоваться словами длиннее – короче, самая короткая.

Ёлка

Упражнять детей самостоятельно выполнять композицию по образцу.

Кукла Маша

Учить детей создавать плоскостные модели из пластмассового конструктора (палочек Кюизенера) по образцу и схемам.

Дом для зверей

Учить детей создавать плоскостные модели из пластмассового конструктора (палочек Кюизенера) по образцу и схемам.

январь

Раздел «Вода вокруг нас» Микроскоп. Изучаем снег

Познакомить детей со строением микроскопа

Сборка микроскопа

Исследовать возможности использования учебного микроскопа в освоении         дошкольниками

Изучаем плавучесть тела

Развивать интерес детей  к практической познавательно-исследовательской деятельности.

февраль

Раздел «Моделирование из бросового материала Транспорт»

Моделирование Машина

Задачи: познакомить детей с различными видами транспорта; закрепить знания о профессии водителя, правилах дорожного движения; учить делать поделку на основе коробок, дополнять деталями, соответствующими образу

Моделирование Вертолет

Моделирование Корабль

Моделирование Автобус

март

Раздел «Электронный конструктор»

Знакомство с конструктором

Электронный конструктор среднего уровня, позволяющий ребёнку начать интенсивное обучение электронике. 

Обучение игре с конструктором

Сборка по схеме

Игра в конструктор «Электричество»

Выбор схемы. Определение порядка сборки деталей.

апрель

Раздел « Конструктор Знаток». Знакомство детей с конструктором «Знаток».

Знакомство с принципами технического конструирования по схеме

Электрическая полярность.

Формирование практических умений в соединении деталей и представлений о электрической полярности

Сборка по схемам.

Овладение алгоритмом сборки модели по схеме с применением последовательности действий

Игра в конструктор Знаток

Игровая деятельность

май

Конструирование с использованием конструктора Лего . Конструирование Вокзал

Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений

Иллюстрация «Вокзал»

Конструирование Аэоропорт

Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений

Иллюстрация «Аэропорт»

Конструирование Пристань

Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений

Иллюстрация «Пристань»

Итоговое занятие

Закрепить умение строить по предложенному чертежу-схеме или воплощать свой собственный замысел. Учить создавать коллективную поделку, объединяя постройки детей.

Оформление продуктов деятельности для выставки «Юные инженеры»

4 ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Учебно-методические условия реализации программы

Реализация программы «Кванториум» предполагает следующие формы организации образовательной деятельности:

По количеству детей, участвующих в занятии - фронтальная и групповая, в зависимости от поставленных задач;

По особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей - игра, беседа, тренинг. Максимально используется наглядность, опорные схемы, презентации, проекты;

По дидактической цели - вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий

Во время реализации программы, большинство занятий строится в игровой форме, которая соответствует особенностям дошкольников.

        В связи с тем, что у дошкольников преобладают наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то в обучении используется наглядность, показ, рассказ, сказка, дидактическая игра, объяснение педагога.

Методы и приемы организации образовательного процесса:

- поисковые (моделирование);

- игровые (развивающие игр, игры по технологии ТРИЗ, прием вхождения в сказку);

- практические (упражнения)

Материально-технические условия реализации программы

Материально-технические условия реализации Программы в учреждения обеспечивают возможность выполнения требований ФГОС ДО к условиям реализации Программы.

Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстративного материала; использование методических пособий, дидактических игр, поделок и работ детей, педагогов, родителей для создания тематических выставок, являющихся мотивацией детского творчества. 

Учебно-наглядные пособия - художественная литература, плакаты, наборы наглядно-демонстрационного материала, фотоматериалы, иллюстрации, дидактические игры и методические пособия;

Технические - проектор, экран, музыкальный центр, ноутбук;

Оборудование для организованной образовательной деятельности - игрушки, традиционные, нетрадиционные материалы для творчества, природные материалы, разного вида бумага и другое, палочки кюизинера, конструктор «Лего», электрический конструктор «Знаток».

Учебно-информационное обеспечение программы

Нормативно-правовые акты и документы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196).

4. Целевая модель развития региональных систем дополнительного образования детей (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 г. № 467).

5. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242.

6. Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий: приложение к письму Министерства просвещения Российской Федерации от 31 января 2022 г. № ДГ-245/06.

7. СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания  и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28).

8. СанПиН 1.2.3685-21 «Санитарные нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2).

        9. Приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году».

10. Приказ Департамента образования города Москвы от 07.08.2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922».

11. Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 г. № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922».

12. Приказ Департамента образования города Москвы от 30.08.2016 г. № 1035 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17.12.2014 г. № 922».

13. Устав Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы Школа № 777.

Список литературы

  1. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2001.
  2.  Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
  3. Л.Г. Комарова Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
  4. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду» Пособие для педагогов. – М.: изд. Сфера, 2011.
  5.  Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд. - полиграф центр «Маска», 2013.
  6. Л.В. Куцакова. Конструирование из строительного материала. Подготовительная к школе группа. - изд. «Мозайка-Синтез», М.,2014 г.
  7. Э.К. Гульянц, И.Я. Базик. Что можно сделать из природного материала. – Москва «Просвещение», 1984 г.
  8. С.В. Соколова. Оригами для старших дошкольников. Детство-Пресс, С.Петербург, 2004 г.
  9.  С.В. Соколова. Оригами для дошкольников. Детство-Пресс, С.Петербург, 2003 г

Кадровое обеспечение программы

Программа «Кванториум» реализуется воспитателем Дорониной Н.Н., имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, и постоянно повышающим уровень профессионального мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Программа дополнительная общеобразовательной программы – дополнительная общеразвивающая программа дошкольного отделения МБОУ Часцовской СОШ «Ритмика для малышей»

Цель данной Программы – воспитание пластической культуры у детей младшего дошкольного возраста, активизация творчества через двигательный мир ребенка; развитие гармоничной и всесторонне развитой...