ТИКО-конструктор в работе с детьми дошкольного возраста
статья по конструированию, ручному труду

Медведева Евгения Викторовна

Работа с ТИКО-конструктором предполагает развитие у детей навыков конструкторской и проектной деятельности на основе исследования геометрических фигур и тел, открывает ребёнку новый мир технического знания, даёт родителям возможность без скуки проводить время с малышом, а воспитателям - шанс упрочнить свой педагогический рост.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tiko.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей, познавательной активности и предпосылок инженерного мышления дошкольников через современное конструирование. ТИКО-моделирование.

Ребёнок с самого раннего возраста находится в окружении техники, электроники, разных видов конструкторов и даже роботов. Чтобы успеть за новыми открытиями и шагать в ногу со временем, необходимо уже в дошкольном возрасте заложить основы инженерного мышления. Эффективным средством развития предпосылок инженерного мышления у дошкольников является конструирование, ведь в процессе конструирования дети выполняют различные задания, создают разнообразные конструкции, модели, от простых к сложным, учатся самостоятельно проектировать и реализовывать свои идеи. В процессе конструирования формируются ассоциативные связи, развивается воображение и интеллектуальная активность, что в свою очередь подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей. Ведь задача педагогов — воспитать творческого человека, способного ориентироваться в мире высокой технической оснащённости, креативно мыслящего и способного не только пользоваться, но и самому создавать новые технические формы.

В поисках современного конструирования в работе с детьми дошкольного возраста я наткнулась на ТИКО-конструктор. Конструктор по своей сути является игрой, возрастные границы для игры беспредельны, порой сами взрослые с интересом изучают и конструируют из того или иного конструктора. А процесс конструирования, а точнее моделирования помогает решать множество различных задач развития и обучения детей.

Что же такое ТИКО – это Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения. Конструктор представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно, формируются элементарные представления из области геометрии: дети знакомятся с объемными геометрическими телами и такими понятиями как «угол», «вершина», «грань», «ребро». Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка» или «двери». Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.

Использование ТИКО-конструктора позволяет решать ряд образовательных задач: 

  • систематизировать знания детей о геометрических представлениях;
  • способствовать лучшему восприятию информации за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия;
  • формировать навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.

Кроме того, ТИКО-конструктор развивает:

  • моторику рук за счёт постоянной работы с деталями конструктора;
  • творческие способности;
  • эстетическое восприятие за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений.

Что развивает ТИКО:

  • Т - творческие умения
  • И - интеллектуальные умения
  • К - коммуникативные умения
  • О - организаторские и оценочные умения

А также, хотелось бы отметить тот факт, что в процессе ТИКО-моделирования тренируется дисциплина за счёт вовлечённости детей в создание постройки. Стремясь добиться определенного результата, ребенок становится настойчивым и целеустремленным.

Существует множество видов данного конструктора, для работы с дошкольниками в основном используют:

ТИКО – Малыш предназначен для детей от 3 лет. Набор позволяет развить у ребенка творческую активность, мелкую моторику рук, активизировать развитие левого и правого полушария головного мозга. Вместе с «МАЛЫШОМ» ребенок учится фантазировать, легко запоминает названия цветов, геометрических фигур, учится считать и конструирует много интересных игровых поделок.

ТИКО – Арифметика – набор содержит цифры и арифметические знаки, предназначен для обучения детей счёту.

ТИКО – Грамматика – набор включает буквы русского алфавита и знаки препинания.

ТИКО – Геометрия

ТИКО – Фантазер

Чем же отличается конструктор ТИКО от других развивающих игр и пособий? Здесь больше акцент на моделирование, работа с геометрическими телами, за которыми стоят реальные объекты, сделанные человеком, позволяет, опираясь на актуальные для дошкольника наглядно-действенный и наглядно-образный уровни познавательной деятельности, постепенно подниматься на более высокий абстрактный словесно-логический уровень.

Работа с детьми по ТИКО - моделированию проходит в три основных этапа:

1 этап: ознакомление с деталями конструктора и усвоение правила лицевой стороны детали.

В форме игры дети закрепляют знания о геометрических фигурах, о цвете, величине, учатся находить определённые фигуры среди множества других фигур, выполняют логические задания.

Далее на данном этапе обращаем внимание на то, что у каждой детали есть две стороны: гладкая (при конструировании она всегда «смотрит на стол») и шершавая (при конструировании она всегда «смотрит на нас»).

Основная задача первого этапа - довести до автоматизма выбор детьми лицевой стороны детали «Правило стороны детали»

2 этап: освоение способа соединения деталей, конструирование по образцу.

Этот этап начинается с того, что дети должны запомнить, правило: ЛОКТИ НА СТОЛЕ, ДЕТАЛИ НУЖНО ЗАЩЕЛКНУТЬ ЗАМОЧЕК, РАСПОЛОЖИВ ИХ ПРИМЕРНО ПОД УГЛОМ 60-90 ГРАДУСОВ.

Далее, знакомить с принципом шарнирного соединения, детали постройки не всегда могут находиться на одной линии («шевелить» ушами у Зайчонка, плавниками у Рыбки и помогали дружелюбному Щенку вилять хвостом)

3 этап: конструирование по схеме, по контурной схеме, по технологическим картам.

На данном этапе дети знакомятся со схемами. Важно научить ребёнка «читать» их.

На мой взгляд, ТИКО - моделирование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Так, последовательно, шаг за шагом, дети учатся преодолевать трудности, принимать самостоятельные решения, находить наиболее действенный способ достижения цели, учатся пользоваться схемами, развертками, инструкциями, чертежами, ведь развитие мира требует от человека умения не только осваивать и эксплуатировать современную технику и технологии, но и создавать и модернизировать их, тем самым улучшая качество жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей «Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»...

Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.сажных ковриков и дорожек в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста.

Ходьба по массажным дорожкам – это прекрасное средство тренировки мышц стопы. Ребенок ставит ножку по-разному, при этом по-разному работают различные мышцы, а нервные окончания по...

Мастер-класс для воспитателей «Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»

Мастер-класс для воспитателей«Использование Тико-конструктора в развитии логического мышления детей дошкольного возраста»...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностн...

Опыт работы Тема «Инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста». «Бизиборд, как средство развития детей дошкольного возраста»

дошкольного возраста»Инновационные технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт дина...