Вступление на семинаре по теме: "Строительно - коструктивныые игры в детском саду".
консультация по конструированию, ручному труду
Выступление на семинаре для воситателей детских садов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 23.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 г.Миньяр Ашинского района Челябинской области
Доклад на районном семинаре «Игровая деятельность в ДОУ»
По теме: «Строительно-конструктивные игры».
Выполнил: воспитатель
Арсланова Г.Г.
Игры со строительным материалом или строительно-конструктивные игры (чаще употребляемое название) — это разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметном мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде.
Посредством строительных игр у ребенка формируются умения, качества и свойства личности, подготавливающие его переход к новому виду деятельности. Эти игры способствуют совершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность, пытливость, творческую направленность личности, воспитывают трудолюбие и целенаправленность. Кроме этого, строительные игры имеют важное значение для физического воспитания дошкольников. В них проявляется разнообразная двигательная активность ребёнка, развивается координация движений. Особое значение имеет развитие мелких мышц руки, глазомера. Сооружая постройки из крупных деталей, дети прилагают доступные им физические усилия, проявляют выносливость
Особенностью игр со строительным материалом является то, что для усвоения конструктивных умений необходимо специальное обучение. Без последовательного формирования конструктивных умений игры остаются на уровне манипуляций. В их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности.
В теории и практике сложилось несколько видов строительно-конструктивных игр:
1. Конструирование по образцу — самый распространенный вид конструирования. При использовании разных способов предъявления образца, а также изменении его характера, этот вид конструирования имеет много положительного: у детей формируются различные умения, они овладевают общими способами действий, усваивают последовательность операций, познают конструктивные возможности строительного материала. 2. Конструирование по заданной теме. Подводит ребенка к творческому воплощению поставленной задачи, но пределы ее решения ограничены темой.
3. Конструирование по собственному замыслу. Ребенок решает все задачи самостоятельно: ставит перед собой цель деятельности, планирует ее, подбирает необходимый материал, реализует замысел.
4. Конструирование по условиям содержит большие развивающие возможности. Проводится после того, как дети научатся строить тот или иной предмет.
5. «Стройка по моделям». Ребенку предлагается модель постройки, в которой очертания составляющих элементов скрыты. Ребенок сначала анализирует модель: выделяет составные части, подбирает те формы, которые нужны для воссоздания модели.
У каждого из видов конструирования свои достоинства, поэтому необходимо сочетать их в образовательной работе.
Эффективность обучения конструктивным умениям зависит от того, насколько оно интересно ребенку. Для того чтобы формировать у детей интерес к играм со строительным материалом, педагог использует различные приемы.
- Строит сам в присутствии детей младшего возраста.
- Использует прием сотворчества: предлагает детям (в разных возрастных группах) достроить, перестроить, преобразовывать постройку, которую он соорудил.
- Воспитатель использует различные методические приемы: демонстрация образца, показ способов постройки с объяснением приемов конструирования, постановка проблемной задачи, сообщение постройки с указанием условий. Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды — отборе строительного материала. Различают различные виды строительного материала:
- специально созданный (напольный, настольный строительный материал, наборы типа «Юный архитектор», «Старинный замок», конструкторы.)
- природный (песок, снег, глина, камни)
- подсобный (ящики, коробки, доски, …)
Детям даются кубики, кирпичики, призмы, позднее - соединяющие доски, пластины. По размерам кубики и кирпичи должны быть такими, чтобы малыши могли охватить их рукой. Когда разовьётся координация движений рук, можно давать и более крупные кубы и кирпичи для построек на полу, на участке. Предпочтение стоит отдавать устойчивому строительному материалу из дерева. Пластмассовый строительный материал очень лёгок, скользит в руках, малоустойчив в постройках, а поэтому они быстрее разрушаются, что вызывает огорчение детей. Материала должно быть достаточно для того, чтобы могли играть все желающие.
Игры со строительным материалом можно включать в образовательную деятельность с 2-3 лет. Но при этом помнить, что в играх детей 2-3 лет нет замысла или сюжета. Малышей привлекает сам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладывают их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Дети как бы осваивают материал. Воспитатель должен уметь выждать сравнительно короткий период такого первичного освоения, но не задерживать его. Нужно предупреждать неорганизованное, не соответствующее его назначению пользование строительным материалом, когда некоторые дети бросают кубики, кирпичики, колотят ими и т.п. Игре со строительным материалом необходимо придать содержательный характер.
Окружающий детей мир ещё сложен для них. Поэтому малышам 2-3 лет воспитатель предлагает доступный им мир игрушек. Обстраивание игрушек и составляет содержание строительных игр у младших детей. Детей побуждают строить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки - дворики, заборчики и организуют на этой основе игры.
У маленьких детей ещё нет опыта строительства, они не могут сами строить. Воспитатель подсказывает им замысел работы. Например, показывает знакомую игрушку - маленькую куколку, говорит, что она устала и спрашивает, что нужно построить из кубиков для куколки, чтобы она могла отдохнуть (стульчик, кроватку). Из трёх кубиков он тут же делает стульчик.
Педагог обращает внимание на окружающие предметы и постройки: скамеечки в саду, заборчики, игровые домики на участке, лесенки, побуждает отражать виденное в строительных играх.
Для детей 3-4 лет предусматривается дальнейшее развитие интереса к строительным играм, использование созданных построек в сюжетно-ролевых играх, воспитание умения строить не только по предложенному образцу, но и по намеченной самими теме, обучение более сложным приёмам работы.
Под руководством воспитателя ребёнок 4–5 лет способен отражать в строительной игре впечатления об окружающем. У них есть уже и необходимый опыт в его наиболее простых формах, умение играть небольшими коллективами, умение распределять между собой строительный материал, позволяющий производить более сложные постройки. В процессе руководства строительными играми детей этого возраста расширяются их представления об окружающем, которые они используют в игре. Детей продолжают учить конструировать по образцу построек взрослого, преобразовывать образцы по определенным условиям и, наконец, приобщают к конструированию по условиям – детям не предлагается образец, а дается ряд условий, которым должна соответствовать конструкция. Например: «Постройте диванчики для кукол (разным по величине), чтобы у диванов были спинки и подушечки, чтобы куклам было удобно на них спать».
Для детей 5-6 лет программа предусматривает обучение предварительному планированию строительных игр, постановке цели игры, применение конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений. Руководство играми старших детей в большей мере направленно на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель учит их обдумывать предстоящие игровые действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение. Для старших дошкольников рекомендуются разнообразные строительные материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми. Развитие содержания игры определяется богатством, ясностью, отчётливостью впечатлений детей от окружающей жизни. Показывая им сложные постройки (жилые дома, вокзалы, театры, пристани и т. д.), воспитатель обращает внимание детей на общий вид зданий, раскрывает соответствие архитектурных особенностей их назначению, учит выделять отдельные части, указывает на симметрию, контрасты.
Для развития игровой деятельности детей необходимо создать такие условия:
- организовать игровую среду: подобрать необходимы строительный материал, соответствующий задачам развития конструктивной деятельности детей данного возраста. Материал должен быть разнообразным, привлекательно оформленным, достаточно устойчивым, соответствовать возможностям детей.
- обеспечить время и место для игр со строительным материалом. Игры требуют сосредоточенности мышления, внимания. Поэтому стеллажи для игр с настольным строительным материалом, конструкторами следует ставить так, чтобы они не мешали детям, не отвлекали их.
- формировать бережное отношение к постройкам, сооружениям, выполненным детьми. Ребенок любит возвращаться к своим постройкам, вносить в них изменения.
- создавать условия для обыгрывания построек. Следует подбирать мелкие игрушки.
- объединять детей для совместных построек, когда ребенок, овладевший новыми конструктивными умениями, обучает им других детей.
Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которой живут дети, производственных условий, их окружающих. Важно, чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в его собственном поведении — доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость, честность, уважение к старшим, всё это может быть воспитано у ребенка в правильно организованной игре.
Младшая группа
Цель игры:
Научить сравнивать, наблюдать, различать, запоминать цвет и форму.
Воспитатель знакомит малышей с названием деталей конструктора: куб, кирпич, пластина, цилиндр, призма.
Обращает внимание на цвет, какие детали красивые – красные, желтые, синие, зеленые.
Игра:
1. Воспитатель показывает поочередно детали — дети дружно их называют.
2.По просьбе воспитателя дети находят детали одной формы (например, цилиндр) или одного цвета (красного или синего)
3. «Обезьянка». Дети повторяют за воспитателем. Он взял две детали, дети берут такие же. Воспитатель строит башенку, или дом — малыши повторяют.
Постепенно постройки усложняют.
Средняя группа
Цель игры:
Развить творческое воображение, эстетическое восприятие, художественный вкус.
Научить соблюдать последовательность действий.
Расширить словарь: названия геометрических форм, пространственных отношений. (Выше — ниже, длиннее — короче, направо — налево).
Воспитатель рассказывает о благородном труде строителей, какие красивые сооружения они строят. Дети знакомятся с иллюстрациями архитектурных сооружений.
Игра. Группа превращается в строительное бюро, которому выданы задания по строительству: высокого дома, с двумя квартирами, длинной к нему дорожкой; гаража с низким заборчиком и так далее.
Старшая и подготовительная группы
Цель игры:
Формирование самостоятельности, активности мышления, развитие работоспособности, конструктивно-творческих способностей, правильных отношений в дружном коллективе.
Развитие координации движений и глазомера.
Конструирование простейших построек по рисункам нарисованным взрослым, либо по вариантам раздела «Конструирование» дошкольной общеобразовательной программы.
Игра. Дети учатся выполнять работу по плану. Воспитатель чертит план — например, комнаты, двора или дома. Знакомит с планом детей и убирает его. Задача — по памяти создать из деталей строительного набора задумку воспитателя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар для педагогов "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"
Мы взрослые порой этого счастья не разделяем, и даже возмущаемся до глубины души, разглядывая художества малыша на стенах в квартире. А ведь рисование имеет огромное значение в формировании личн...
Семинар - практикум "Музыкально - театральный ринг" (для педагогов детского сада)
Цель: систематизация знаний педагогов по организации музыкального воспитания и театральной деятельности детей дошкольного возраста....

Обучающий семинар «Спортивные игры в детском саду»
Обучающий семинар для воспитателей по спортивным играм, в часности по обучению дошкольников спортивной игре хоккей на траве....

Семинар для воспитателей «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду»
Семинар для воспитателей «Методы и приемы руководства сюжетно-ролевой игрой в детском саду» ...
Семинар - практикум для родителей «Развивающие математические игры в детском саду и дома своими руками для детей дошкольного возраста».
Цель: повысить компетентность родителей в вопросах развития математических способностей детей, познакомить с развивающими играми математического содержания, заинтересовать и вовлечь...

Семинар – практикум на РМО ДОУ Командные игры в детском саду
часть работы на РМО по формированию и развитию навыков командной работы...
Консультация учителя-дефектолога для родителей на тему: "Строительные игры в детском саду"
laquo;Строительные игры в детском саду».Детские виды деятельности – игра, рисование и конструирование – имеют моделирующую природу: в ходе игры моделируются отношения людей, в рисов...
