Консультация учителя-дефектолога для родителей на тему: "Строительные игры в детском саду"
консультация по конструированию, ручному труду (средняя группа)
«Строительные игры в детском саду».
Детские виды деятельности – игра, рисование и конструирование – имеют моделирующую природу: в ходе игры моделируются отношения людей, в рисовании – образы предметов. Моделирование проявляется в конструктивной деятельности при создании конструкций, являющихся моделями реальных предметов. Строительные игры в детском саду – это один из видов продуктивной деятельности и основа воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность, с одной стороны служит отправной точкой для формирования познавательной деятельности, а с другой – значима для воспитания личностных качеств ребёнка и его поведения. Становление конструктивной деятельности начинается с воспитания интереса, заинтересованности в процессе и результате. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок, а именно развитие интереса к конструктивному виду деятельности, формирование способов обследования предметов, развитие зрительно – двигательной координации, совершенствование ручной моторики. Дальнейшее развитие конструктивного вида деятельности направлено на формирование у детей умения анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством конструкций. Конструирование в дошкольном образовательном учреждении тесно связано с содержанием других разделов программы: занятиями по сенсорному восприятию, ознакомлению с окружающим, обучению игре, изобразительной деятельностью, ручным трудом, развитием речи, социальным развитием, ознакомлением с художественной литературой.
Во время проведения занятий проводится специальная работа по речевому развитию детей, что в свою очередь способствует развитию представлений и наглядных форм мышления.
В возрасте 4 – 5 лет дети с большим удовольствием играют со строительным материалом, создают постройки в ходе сюжетно – ролевых игр. Важной задачей обучения является умственное воспитание детей. Известно, что наиболее эффективно мышление развивается только в тех случаях, когда обучение направлено как на приобретение новых знаний и умений, так и на развитие способности использовать их в изменившихся условиях. Поэтому в ходе конструирования дети выполняют, знакомые задания с новыми видами конструктивных материалов, а также создают различные конструкции объектов, имеющих одно функциональное назначение (например, зданий).
На начальных этапах обучения очень важно пробудить у детей интерес к конструированию и желание самим создавать постройки для дальнейшей игры. С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру (машины, здания, мосты, улицы), при этом он действует эмоционально, вызывая у детей ответный отклик. Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментариями, насыщен игровыми моментами. Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний: вопросы, побуждения, сообщения. Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций. Они начинают понимать, что конструкция является особым заместителем предмета, обладающим всеми присущими ему функциональными свойствами.
Конструирование оказывается эффективным не только в самом начале обучения, но и в старших группах, особенно при знакомстве с восприятием – воспроизведением обобщённых моделей. Дети могут при этом видеть общие конструктивные, опорные особенности целой группы объектов, замечать различия, выделять индивидуальные черты каждой постройки. Именно то, что дети с задержкой психического развития не замечают общих структурных компонентов класса предметов, приводит к однообразию создаваемых ими конструкций, к неумению видоизменять их в связи с потребностями и содержанием игр.
В связи с этим особенно важно проводить коррекционную работу, уделяя большое внимание выбору тематики конструирования. Все объекты, подлежащие дальнейшему конструированию, должны быть хорошо знакомы детям, иметь ярко выраженную игровую направленность и практическую необходимость (кукольная мебель, дома, улицы, дорога, туннель). Наблюдение за конструированием этих предметов, как и дальнейшее овладение, умением строить самим, помогает ребёнку с задержкой психического развития постигать функциональную сторону окружающего, что очень важно с коррекционной точки зрения.
В занятия по конструированию включаются:
-Игры на ознакомление с формой, так как форма является одним из важнейших пространственных свойств, определяющих индивидуальный облик конкретного предмета.
-Игры и упражнения на соотнесение реальных предметов с формами-эталонами. Важно сначала в качестве эталонов использовать объёмные фигуры, затем плоские (контурные). В ходе этих игр дети показывают их по названию, учатся диалогу, обращаясь с просьбой дать определённую фигуру, опознают фигуры на ощупь, называя их.
- Игры на ознакомление с отношениями по величине. Чтобы привлечь внимание ребёнка к величине предмета, сразу необходимо ввести сравнение по этому признаку. Сначала выбор проводится на специально подобранных одинаковых предметах, например на матрёшках, шарах одного цвета, машинах, куклах. Главное условие выбора – наличие предметов, в которых величина является единственным различительным признаком. Затем используем элементы строительных наборов. В ходе ознакомительных игр внимание детей привлекается не только к длине, но и к объёму, толщине, высоте.
Сравнивая предметы, параллельно идёт работа по развитию и обогащению словарного запаса, возможность усвоения необходимых слов, отражающих отношения по величине: длиннее-короче; выше-ниже; больше-меньше.
-Игры на ознакомление с пространственными отношениями. Игры такие можно разделить на 4 вида:
а) восприятие объемных образцов и воспроизведение на объемном материале.
б) восприятие объемных образцов и воспроизведение на плоскостном материале.
в) восприятие плоскостных образцов и воспроизведение на плоскостном материале.
г) восприятие плоскостных образцов и воспроизведение на объемном материале.
Учитывая индивидуальные возможности и особенности детей, опыт работы показывает: что дети с задержкой психического развития способны при особой организации коррекционно – педагогического воздействия и использовании специальных приёмов и методов овладеть навыками конструктивной деятельности и добиться положительных результатов и позитивной динамики развития.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация учителя-дефектолога для родителей.
«Строительные игры в детском саду».
Детские виды деятельности – игра, рисование и конструирование – имеют моделирующую природу: в ходе игры моделируются отношения людей, в рисовании – образы предметов. Моделирование проявляется в конструктивной деятельности при создании конструкций, являющихся моделями реальных предметов. Строительные игры в детском саду – это один из видов продуктивной деятельности и основа воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте. Конструктивная деятельность, с одной стороны служит отправной точкой для формирования познавательной деятельности, а с другой – значима для воспитания личностных качеств ребёнка и его поведения. Становление конструктивной деятельности начинается с воспитания интереса, заинтересованности в процессе и результате. На начальных этапах обучения занятия направлены на формирование предпосылок, а именно развитие интереса к конструктивному виду деятельности, формирование способов обследования предметов, развитие зрительно – двигательной координации, совершенствование ручной моторики. Дальнейшее развитие конструктивного вида деятельности направлено на формирование у детей умения анализировать предметы, их свойства и качества, передавать особенности предметов и явлений окружающего мира посредством конструкций. Конструирование в дошкольном образовательном учреждении тесно связано с содержанием других разделов программы: занятиями по сенсорному восприятию, ознакомлению с окружающим, обучению игре, изобразительной деятельностью, ручным трудом, развитием речи, социальным развитием, ознакомлением с художественной литературой.
Во время проведения занятий проводится специальная работа по речевому развитию детей, что в свою очередь способствует развитию представлений и наглядных форм мышления.
В возрасте 4 – 5 лет дети с большим удовольствием играют со строительным материалом, создают постройки в ходе сюжетно – ролевых игр. Важной задачей обучения является умственное воспитание детей. Известно, что наиболее эффективно мышление развивается только в тех случаях, когда обучение направлено как на приобретение новых знаний и умений, так и на развитие способности использовать их в изменившихся условиях. Поэтому в ходе конструирования дети выполняют, знакомые задания с новыми видами конструктивных материалов, а также создают различные конструкции объектов, имеющих одно функциональное назначение (например, зданий).
На начальных этапах обучения очень важно пробудить у детей интерес к конструированию и желание самим создавать постройки для дальнейшей игры. С этой целью педагог на глазах у детей строит различные предметы, которые тут же включаются в совместную игру (машины, здания, мосты, улицы), при этом он действует эмоционально, вызывая у детей ответный отклик. Процесс конструирования сопровождается объяснениями, комментариями, насыщен игровыми моментами. Речевое сопровождение включает все виды коммуникативных высказываний: вопросы, побуждения, сообщения. Наблюдая за деятельностью взрослого, дети знакомятся с предметной и функциональной сторонами конструкций. Они начинают понимать, что конструкция является особым заместителем предмета, обладающим всеми присущими ему функциональными свойствами.
Конструирование оказывается эффективным не только в самом начале обучения, но и в старших группах, особенно при знакомстве с восприятием – воспроизведением обобщённых моделей. Дети могут при этом видеть общие конструктивные, опорные особенности целой группы объектов, замечать различия, выделять индивидуальные черты каждой постройки. Именно то, что дети с задержкой психического развития не замечают общих структурных компонентов класса предметов, приводит к однообразию создаваемых ими конструкций, к неумению видоизменять их в связи с потребностями и содержанием игр.
В связи с этим особенно важно проводить коррекционную работу, уделяя большое внимание выбору тематики конструирования. Все объекты, подлежащие дальнейшему конструированию, должны быть хорошо знакомы детям, иметь ярко выраженную игровую направленность и практическую необходимость (кукольная мебель, дома, улицы, дорога, туннель). Наблюдение за конструированием этих предметов, как и дальнейшее овладение, умением строить самим, помогает ребёнку с задержкой психического развития постигать функциональную сторону окружающего, что очень важно с коррекционной точки зрения.
В занятия по конструированию включаются:
-Игры на ознакомление с формой, так как форма является одним из важнейших пространственных свойств, определяющих индивидуальный облик конкретного предмета.
-Игры и упражнения на соотнесение реальных предметов с формами-эталонами. Важно сначала в качестве эталонов использовать объёмные фигуры, затем плоские (контурные). В ходе этих игр дети показывают их по названию, учатся диалогу, обращаясь с просьбой дать определённую фигуру, опознают фигуры на ощупь, называя их.
- Игры на ознакомление с отношениями по величине. Чтобы привлечь внимание ребёнка к величине предмета, сразу необходимо ввести сравнение по этому признаку. Сначала выбор проводится на специально подобранных одинаковых предметах, например на матрёшках, шарах одного цвета, машинах, куклах. Главное условие выбора – наличие предметов, в которых величина является единственным различительным признаком. Затем используем элементы строительных наборов. В ходе ознакомительных игр внимание детей привлекается не только к длине, но и к объёму, толщине, высоте.
Сравнивая предметы, параллельно идёт работа по развитию и обогащению словарного запаса, возможность усвоения необходимых слов, отражающих отношения по величине: длиннее-короче; выше-ниже; больше-меньше.
-Игры на ознакомление с пространственными отношениями. Игры такие можно разделить на 4 вида:
а) восприятие объемных образцов и воспроизведение на объемном материале.
б) восприятие объемных образцов и воспроизведение на плоскостном материале.
в) восприятие плоскостных образцов и воспроизведение на плоскостном материале.
г) восприятие плоскостных образцов и воспроизведение на объемном материале.
Учитывая индивидуальные возможности и особенности детей, опыт работы показывает: что дети с задержкой психического развития способны при особой организации коррекционно – педагогического воздействия и использовании специальных приёмов и методов овладеть навыками конструктивной деятельности и добиться положительных результатов и позитивной динамики развития.
Желаю Вам успехов в воспитании Ваших детей!
Консультацию подготовил учитель-дефектолог:
Чернышова С.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "ПОМОЧЬ УЧИТЬСЯ" для родителей детей подготовительной к школе группы детского сада
Консультация "ПОМОЧЬ УЧИТЬСЯ" для родителей детей подготовительной к школе группы детского сада Отпечатать анкеты на каждую семь...

"Для Вас, Родители!": Малые зимние олимпийские игры в детском саду.
За олимпийское золото начинают бороться уже с детского сада. Традиционные Малые зимние олимпийские игры проходили и в нашем детском саду в феврале....

Консультация для родителей Тема: Организация сюжетной игры в детском саду
Разные темы консультаций в детском саду, помогают родителям узнавать больше информации для своего ребёнка....

Консультация для воспитателей "Условия успешного развития сюжетно - ролевой игры в детском саду.
Консультация содержит информацию о создании условий для развития сюжетно-ролевой игры в ДОУ в разных возрастных группах....

Консультация для педагогов районного методического объединения Тема: «Театрализованные игры в детском саду»
Для чего нужна театрализация в детском саду....

Консультации для воспитателей на тему "Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду".
Игра - вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, о...

Консультация для родителей (законных представителей) "Театрализованные игры в детском саду".
Консультация для родителей "Театрализованные игры в детском саду"....