Мастер - класс для педагогов "Технология ТИКО -конструирования в ДОУ"
материал по конструированию, ручному труду
ТИКО конструктор позволяет детям дошкольного возраста конструировать бесконечное множество игровых фигур. играя с конструктором, воспитанники детского сада легко запоминают не только плоскостные фигуры, но и объемные, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к школе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №51»
Саратовская область, г. Энгельс
Мастер - класс для педагогов
" Технология ТИКО-конструирования в ДОУ"
ПОДГОТОВИЛА:
Захаркина Л.В.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по ТИКО-моделированию.
«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать»
Ян Амос Коменский
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Сегодня мне бы хотелось поделиться опытом работы нашего ДОУ по внедрению и использованию ТИКО- конструктора с детьми дошкольного возраста.
Данная технология меня привлекла своей новизной и доступностью не только педагогов, но и родителей наших воспитанников.
С 2002 года НПО "РАНТИС" производит оригинальный объемный Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО), автор технологии ТИКО-моделирования методист Логинова Ирина Викторовна. Данная технология была основана на практической работе детей с предметно – дидактическим материалом , конструктором ТИКО.
Уважаемые коллеги, знакомы ли вы с данным видом конструктора?
Очень рада за тех кто уже использует данный вид конструктора и на своей практике испытали всю его ценность в работе с детьми, думаю что вам будет интересна и возможно почерпнете что – то новое для себя . А кто еще не попробовал работать с ТИКО - конструктором, тогда приглашаю вас вкратце познакомиться с ним.
Итак, что такое же такое ТИКО?
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.
В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно (куб – показать развертку), позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого (показать).
Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок».
Наличие дополнительных креплений на некоторых деталях ТИКО делает возможным их перпендикулярное соединение.
С 2018 года в ТИКО – наборах появились дополнительные детали – колеса, которые делают конструкцию еще и подвижной.
Обратите внимание на экран: состав конструкторов ТИКО.
Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.
Играя с конструктором ТИКО, воспитанники детского сада легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция), но и объемные (куб, призма, пирамида), что способствует более эффективной подготовке дошкольников к школе.
ТИКО - это:
• Творческие умения
• Интеллектуальные умения;
• Командная работа; коммуникативные умения
• Оригинальность мышления.
Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.
Задачи конструкторов «ТИКО»:
Образовательная:
• систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
• способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
• формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающая:
• улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
• развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
• прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательная:
• воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
• тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
• стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.
Существует 12 наборов конструктора ТИКО:
1. Фантазёр
2. Геометрия
3. Школьник
4. Архимед
5. Класс
6. Шары
7. Платоновы тела
8. Малыш
9. Арифметика
10. Грамматика
11. Эрудит
12. Английский язык
Сегодня в данном мастер – классе хочу некоторыми наборами:
Геометрия
Фантазер, Архимед, Класс.
ТИКО -конструктором дети начинают играть с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте им по силам освоение плоскостных, а некоторым, в конце года, и объемных фигур.
Этапы работы с ТИКО – конструктором:
Знакомить с конструктором необходимо последовательно.
От простого к сложному.
- Первое, что мы делали – это рассматривали детали конструктора ТИКО.
Мы выяснили, что в нем есть: треугольники, квадратики, прямоугольники, многоугольники и т.д.
- Далее мы рассмотрели, что они имеют разный цвет.
- После этого мы поняли, что их можно классифицировать: по форме, по цвету.
Задание: Хочу вам предложить задание для детей младшей группы (дети 3-4 лет) «Рассортировать по цвету», «Рассортировать по размеру».
- Далее, когда дети немного ознакомились с конструктором, мы стали их собирать.
- Главное при соединении деталей – это правильное их соединение.
- Соединять детали надо под углом.
Сейчас предлагаю вам попробовать соединить детали конструктора
( выполнение задания)
Обратите внимание, детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов
по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается.
И еще одно замечание: новые детали конструктора значительно труднее соединять друг с другом, чем детали с которыми уже играли дети.
Когда дети уже познакомились с конструктором, с тем как его соединять можно использовать следующие формы работы с конструктором
(показ папок):
- конструирование по полной схеме
- конструирование по контурной схеме
- конструирование с помощью слухового диктанта
- конструирование по образцу
- конструирование по технологической карте
- конструирование по собственному представлению
Работа со схемами очень важна – дети достаточно быстро осваивают принцип работы по ним, что значительно облегчает процесс обучения и пригодится в школе.
Задание для слушателей "Слуховой диктант"
Далее , я вам предлагаю немного поиграть , а именно выполнить слуховой диктант . Для этого мы разделились на 4 группы.
1 Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз.
2. К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник.
3. Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.
4 К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепить остроугольный треугольник.
Что у нас с вами получилось? (Морковка)
Это плоская или объёмная фигура? (Плоская). Но мы с Вами можем сделать её объёмной.
Для этого, нам нужно сконструировать ещё 2 точно таких же фигуры (морковки) и соединить фигуры боковыми сторонами до получения объёмной конструкции. Обращаем внимание, что в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.
Детям подготовительной группы можно предложить задания на замещение геометрических фигур
1. Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.
2. Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.
3. Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.
Создание объемные конструкции. По желанию участников
Уважаемые коллеги, хочу задать вопрос.
Можно поставить поделку на полочку и все?
Или у вас есть какие-предложения, что можно сделать еще с этой конструкцией?
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью.
Созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх.
Дети любят играть с ТИКО! Любая ТИКО - поделка в руках детей оживает .Посмотрите как конструктор можно использовать в театрализованной деятельности.
Давайте полюбуемся на дело рук наших детей. Посмотрите сколько всего красивого и интересного они умеют создавать (предложить посмотреть выставку или фото слайдов поделок, сделанных детьми)
ТИКО - это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нём,
Может получиться дом.
Или мы построим замок,
Где живёт большой дракон.
Он принцессу сторожит
И огнём на всех рычит.
ТИКО, руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ТИКО я
Это лучшая игра!
Дидактические материалы по ТИКО-моделированию (рабочие тетради и папки для работы с ТИКО) приобретаем в книжных магазинах или в интернете.
На следующий учебный год мы планируем пополнить нашу методическую оснащенность новыми комплектами Тико – конструкторов и ввести использование ТИКО-конструирования в рамках ОД.
Мы с уверенностью можем сказать, что технология ТИКО - моделирования развивает– оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимания, память. ТИКО моделирование позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.
В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.
Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Интересная затея» художественное конструирование из бросового материала, с детьми дошкольного возраста.
Мастер-класс по конструированию из бросового материала....
Мастер - класс для воспитателей по конструированию из бумаги "Букет для мамы"
Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с само...

Мастер- класс для педагогов: «Тико-моделирование, как современная технология речевых навыков детей с ТНР»
Мастер- класс для педагогов:«Тико-моделирование,как современная технология речевых навыков детей с ТНР». Ссылка на видео мастер- класса и презентацию к мастер- классу: htt...

Конспект мастер -класса для родителей "Тико-умная игра"
Мастер-класс для родителей детей дошкольного возраста «Тико – умная игра» направлен на формирование представлений о конструкторе ТИКО, как о средстве развития ребенка ...

Мастер - класс для родителей "ТИКО - конструирование"
Презентация о конструкторе и его возможностях....

Мастер-класс Использование конструктора ТИКО в образовательной и свободной деятельности
Мастер-класс "Использование конструктора ТИКО в образовательной и свободной деятельности...

Мастер - класс для родителей:"ТИКО - умная игра"
ТИКО – или Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой....
