Мастер - класс для педагогов "Технология ТИКО -конструирования в ДОУ"
материал по конструированию, ручному труду

Захаркина Любовь Викторовна

ТИКО конструктор позволяет детям дошкольного возраста конструировать бесконечное множество игровых фигур. играя с конструктором, воспитанники детского сада легко запоминают не только плоскостные фигуры, но и объемные, что способствует более эффективной подготовке дошкольников к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ТИКО -конструирование19.82 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №51»

Саратовская область, г. Энгельс

Мастер - класс для педагогов

" Технология ТИКО-конструирования в ДОУ"

ПОДГОТОВИЛА:

Захаркина Л.В.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по ТИКО-моделированию.


«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было, что делать»
Ян Амос Коменский

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Сегодня мне бы хотелось поделиться опытом работы нашего ДОУ по внедрению и использованию ТИКО- конструктора с детьми дошкольного возраста.

Данная технология  меня привлекла своей новизной и доступностью не только педагогов, но и родителей наших воспитанников.
С 2002 года НПО "РАНТИС" производит оригинальный объемный Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО), автор технологии ТИКО-моделирования методист Логинова Ирина Викторовна. Данная технология была основана на практической работе детей с предметно – дидактическим материалом , конструктором ТИКО.
Уважаемые коллеги, знакомы ли вы с данным видом конструктора?
Очень рада за тех кто уже использует данный вид конструктора и на своей практике испытали всю его ценность в работе с детьми, думаю что вам будет интересна и возможно почерпнете что – то новое для себя . А кто еще не попробовал работать с ТИКО - конструктором, тогда приглашаю вас вкратце познакомиться с ним.

Итак, что такое же такое ТИКО?
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой.

В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно (куб – показать развертку), позволяет скреплять многоугольники под любым углом и вращать их один относительно другого  (показать).

Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка», «двери», «глазок».
Наличие дополнительных креплений на некоторых деталях ТИКО делает возможным их перпендикулярное соединение.

 С 2018 года в ТИКО – наборах появились дополнительные детали – колеса, которые делают конструкцию еще и подвижной.
Обратите внимание на экран: состав конструкторов ТИКО.

Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д.
Играя с конструктором ТИКО, воспитанники детского сада легко запоминают не только плоскостные фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, многоугольник, ромб, параллелограмм, трапеция), но и объемные (куб, призма, пирамида), что способствует более эффективной подготовке дошкольников к школе.

ТИКО - это:
• Творческие умения
• Интеллектуальные умения;
• Командная работа; коммуникативные умения
• Оригинальность мышления.

Увлеченные в процесс моделирования и конструирования, дети не замечают, как в игре педагогом реализуются воспитательные и образовательные задачи.

Задачи конструкторов «ТИКО»:
Образовательная:
• систематизируют знания детей о геометрических представлениях (за счёт целостного видения фигуры);
• способствуют лучшему восприятию информации (за счёт интеграции зрительного и тактильного восприятия);
• формируют навыки пространственного, абстрактного и логического мышления.
Развивающая:
• улучшают моторику рук (за счёт постоянной работы с деталями конструктора);
• развивают творческие способности (возможность создавать оригинальные конструкции);
• прививают художественный вкус и эстетическое восприятие (за счёт яркости и многообразия получаемых цветовых решений).
Воспитательная:
• воспитывают интерес к предмету (за счёт необычной формы задания);
• тренируют дисциплину (за счёт сильной вовлечённости в создание проекта).
• стремясь добиться определенного результата, ребенок ставится настойчивым и целеустремленным.
Существует 12 наборов конструктора ТИКО:
1. Фантазёр
2. Геометрия
3. Школьник
4. Архимед
5. Класс
6. Шары
7. Платоновы тела
8. Малыш
9. Арифметика
10. Грамматика
11. Эрудит
12. Английский язык
Сегодня в данном мастер – классе хочу некоторыми наборами:
Геометрия
Фантазер, Архимед, Класс.


ТИКО -конструктором дети начинают играть с младшего дошкольного возраста. В этом возрасте им по силам освоение плоскостных, а некоторым, в конце года, и объемных фигур.


Этапы работы с ТИКО – конструктором:
Знакомить с конструктором необходимо последовательно.

От простого к сложному.
- Первое, что мы делали – это рассматривали детали конструктора ТИКО.
Мы выяснили, что в нем есть: треугольники, квадратики, прямоугольники, многоугольники и т.д.
- Далее мы рассмотрели, что они имеют разный цвет.
- После этого мы поняли, что их можно классифицировать: по форме, по цвету.


Задание: Хочу вам предложить задание для детей  младшей группы (дети 3-4 лет) «Рассортировать по цвету», «Рассортировать по размеру».

- Далее, когда дети немного ознакомились с конструктором, мы стали их собирать.
- Главное при соединении деталей – это правильное их соединение.
- Соединять детали надо под углом.


Сейчас предлагаю вам попробовать соединить детали конструктора

( выполнение задания)
Обратите внимание, детали ТИКО имеют две стороны, одна шершавая, другая гладкая. ТИКО – детали соединяем шершавой стороной наружу, гладкой стороной внутрь, расположив их примерно под углом 60-90 градусов
по отношению друг к другу. Расположение соединительных элементов ТИКО – деталей – шарик под дугой; дугу накладываем на шарик, слегка надавливаем и «шарнирный замочек» застёгивается.

 И еще одно замечание: новые детали конструктора значительно труднее соединять друг с другом, чем детали с которыми уже играли дети.

Когда дети уже познакомились с конструктором, с тем как его соединять можно использовать следующие формы работы с конструктором

 (показ папок):
- конструирование по полной схеме
- конструирование по контурной схеме
- конструирование с помощью слухового диктанта
- конструирование по образцу
- конструирование по технологической карте
- конструирование по собственному представлению
Работа со схемами очень важна – дети достаточно быстро осваивают принцип работы по ним, что значительно облегчает процесс обучения и пригодится в школе.


Задание для слушателей "Слуховой диктант"


Далее , я вам предлагаю немного поиграть , а именно выполнить слуховой диктант . Для этого мы разделились на 4 группы.

1 Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз.
2. К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник.
3. Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.
4 К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепить остроугольный треугольник.
Что у нас с вами получилось? (Морковка)
Это плоская или объёмная фигура? (Плоская). Но мы с Вами можем сделать её объёмной.
Для этого, нам нужно сконструировать ещё 2 точно таких же фигуры (морковки) и соединить фигуры боковыми сторонами до получения объёмной конструкции. Обращаем внимание, что в процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.

Детям подготовительной группы можно предложить задания на замещение геометрических фигур
1. Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.
2. Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.
3. Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.

Создание объемные конструкции. По желанию участников

Уважаемые коллеги, хочу задать вопрос.
Можно поставить поделку на полочку и все?

Или у вас есть какие-предложения, что можно сделать еще с этой конструкцией?
Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью.

 Созданные ТИКО-изобретения дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют ТИКО-элементы в дидактических играх.
Дети любят играть с ТИКО! Любая ТИКО - поделка в руках детей оживает .Посмотрите как конструктор можно использовать в театрализованной деятельности.


Давайте полюбуемся на дело рук наших детей. Посмотрите сколько всего красивого и интересного они умеют создавать (предложить посмотреть выставку или фото слайдов поделок, сделанных детьми)
ТИКО - это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нём,
Может получиться дом.
Или мы построим замок,
Где живёт большой дракон.
Он принцессу сторожит
И огнём на всех рычит.
ТИКО, руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ТИКО я
Это лучшая игра!


Дидактические материалы по ТИКО-моделированию (рабочие тетради и папки для работы с ТИКО) приобретаем в книжных магазинах или в интернете.
На следующий учебный год мы планируем пополнить нашу методическую оснащенность новыми комплектами Тико – конструкторов и ввести использование ТИКО-конструирования в рамках ОД.

Мы с уверенностью можем сказать, что технология ТИКО - моделирования развивает– оригинальность и гибкость мышления, наблюдательность, любознательность, внимания, память. ТИКО моделирование позволяет формировать у детей умение конструировать самостоятельно и творчески.


В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов вам и вашим воспитанникам.
Благодарю вас за внимание и за плодотворную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей по конструированию из бумаги "Букет для мамы"

   Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с само...

Мастер- класс для педагогов: «Тико-моделирование, как современная технология речевых навыков детей с ТНР»

Мастер- класс для педагогов:«Тико-моделирование,как современная технология речевых навыков детей с ТНР». Ссылка на видео мастер- класса и презентацию к мастер- классу: htt...

Конспект мастер -класса для родителей "Тико-умная игра"

Мастер-класс для родителей детей дошкольного возраста «Тико – умная игра» направлен на формирование представлений о конструкторе ТИКО, как о средстве развития ребенка ...

Мастер - класс для родителей "ТИКО - конструирование"

Презентация  о конструкторе и его возможностях....

Мастер-класс Использование конструктора ТИКО в образовательной и свободной деятельности

Мастер-класс "Использование конструктора ТИКО в образовательной и свободной деятельности...

Мастер - класс для родителей:"ТИКО - умная игра"

ТИКО – или Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой....