Мастер- класс для педагогов: «Тико-моделирование, как современная технология речевых навыков детей с ТНР»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Саблина Марина Владимировна

Мастер- класс для педагогов:

«Тико-моделирование,

как современная технология

 речевых навыков детей с ТНР».

 

Ссылка на видео мастер- класса и презентацию к мастер- классуhttps://cloud.mail.ru/public/3QmN/qPsEGr6tc

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_tiko.docx55.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10» города Сим

Ашинского района Челябинской области

Мастер- класс для педагогов:

«Тико-моделирование,

как современная технология

 речевых навыков детей с ТНР»

Составил:

Учитель-логопед

Саблина М.В.

I кв. категория

2020г.

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов-участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по ТИКО-моделированию.

Задачи:

  • знакомство педагогов с конструктором «ТИКО»;
  • обучение участников мастер-класса навыкам применения конструктора «ТИКО»;
  • формирование у участников мастер-класса мотивации на использование в образовательной деятельности с детьми конструктора «ТИКО».

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, конструктор «Тико- азбука», «Тико-грамматика», «Логопедический сундучок-1», «Логопедический сундучок-2».

Планируемый результат:

  • информирование педагогического сообщества о системе работы по

«ТИКО»-конструированию для детей дошкольного возраста;

  • сформированность представлений педагогов о возможности работы с

«ТИКО»-конструктором.

Введение

Конструктор-уникальное средство для развития мелкой моторики и речи. Он способствует творческ4ой активности, формированию мышления, развитию мелкой моторики рук, а также выработке ловкости, умения управлять своими движениями, концентрация внимания. Слайд 1 (начало)

Учитывая, что современные дети перенасыщены информацией, необходимо строить процесс обучения так, чтобы он был занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребенка, но не превышал его возможностей. (Слайд 2) Организация образовательного процесса в группах для детей с ТНР требует от нас поиска новых образовательных технологий. На сегодняшний день инновационной разработкой, которая соответствует требованиям ФГОС ДО является конструктор ТИКО. Его можно использовать для совместной деятельности с детьми с нарушением речи.

Трансформируемый Игровой Конструктор для обучения, который представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, шарнирно соединяющихся между собой. (Слайд 3)

В соответствии с ФГОС, коррекционная работа с дошкольниками должна учитывать особенности развития и специфических образовательных потребностей детей с нарушением речи. Поэтому. Развитие речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. (Слайд 4)

Теоретическая часть

Работая над развитием фонематического восприятия, я делаю упор на осознанный анализ и синтез звукового состава слова, т.к. звуковой анализ устной речи-это мысленное разделение слова на составляющие его элементы (звуки, установление их количества и последовательности).

Это очень сложный процесс для дошкольников с речевыми нарушениями. Все мы знаем, что звуковой анализ и синтез вызывает затруднения у детей.

Поэтому, я решила помочь детям с освоением такой трудной задачи и применить в своей работе конструктор- ТИКО. (Слайд 5)

Автором технологии ТИКО- конструктора является Логинова Ирина Викторовна. Выпуск конструктора начат с 2005 года. Производителем является ЗАО «РАН тис». Конструктор имеет сертификат соответствия гигиеническим требованиям и рекомендациям Российского Государственного Педагогического Университета. (Слайд 6)

Конструктор ТИКО имеет 14 вариативных наборов, названия которых вы можете увидеть на слайде. Но меня заинтересовали наборы «ТИКО-ГРАММАТИКА», «ТИКО-АЗБУКА», и два логопедических сундучка.

 Новизна конструктора «ТИКО –ГРАММАТИКА» заключается в разработке игровых заданий для устранения пробелов фонетического, фонематического, грамматического строя речи, подготовки детей к овладению чтения и письма, повышению мотивации к обучению.

Наборы «Грамматика «и «Азбука» похожи, но отличаются количеством деталей. В азбуке 312 букв. На квадратах изображены буквы русского алфавита. На красных-гласные, на синих- твердые согласные, на зеленых мягкие согласные, на белых-ъ, ь знаки. (Слайд 6)

В процессе занятий с конструктором «Тико- азбука» и «Тико-грамматика», задействуются несколько каналов восприятия информации. Например, физическое соединение руками двух квадратов с буквами в одну дорожку, может помочь детям перейти к слитному чтению не только слогов, но и слов. (Слайд 7)

Использование игровых технологий помогает развитию у детей не только интереса к занятию, но и к формированию потребности изучать звуковую сторону речи. (Слайд 8)

При знакомстве со звуками, дети определяют гласный или согласный, тем самым выбирая квадратик соответствующего цвета. Эти наборы помогают не только выделять звук в словах и определять его позицию, но и развивать речевое дыхание (Пение звуковых дорожек). При использовании предметных картинок дети учатся определять звук и давать его характеристику, а к концу года ребенок собирает слоги и слова и читает их. (Слайд 9)

Практическая часть

1)А сейчас, посмотрите на слайд: Прошу вас составить слово к схемам:

         -кот, рог, год, сыр.

2)        -сено, вино, липа

3)        -кошка, 

Кто быстрее назовет, тот заработает вот такую веселую снежинку. https://4-prazdnik.ru/image/cache/catalog/data/fdacard/20191106/2/d-ru-upload-iblock-d8d-a98876fd-c08b-11e7-bf79-1cc1dee987cb_e16f6f14-c08b-11e7-bf79-1cc1dee987cb-resize1-800x800.jpeg

У кого снежинка, прошу выйти для работы в фокус группе.

1) Перед вами набор «ТИКО- грамматика», здесь есть гласные и согласные (твердые и мягкие), и квадраты с белыми буквами, и предметные картинки Ваша задача,

-составить слова по картинкам из белых квадратов, и под этими словами составить звуковую схему.

        СЛОВА: кот, сыр, кино, кошка,

2) Упражнение «Измени слово». Перед вами набор «Тико- Азбука».

Перед вами начальное слово «ТОЧКА». Ваша задача, поменять первую букву, чтобы получились новые слова, и их составляете из конструктора.

СЛОВА: ТОЧКА, ДОЧКА, БОЧКА, ПОЧКА.

3) Перед вами набор «Тико-звуки». Разгадай слово по символам звуков и составь слово.

1)

   

2)

3)

4)

5)

        

Уважаемые коллеги, прошу приступить к заданиям.

Практическая часть с залом

Так же, этот конструктор можно использовать и воспитателям на занятиях и в свободной деятельности детей.

Коллеги, перед вами набор «Тико-азбука». Прошу вас отгадать загадки, и выложить из конструктора слова отгадки.

  1. Он все время занят делом,

Он не может зря идти.

Он идет и красит белым

Все, что видит на пути!  (снег)

  1. Ровно в полночь настает,

Лучший праздник- (Новый год).

  1. Кто зимой метет и злится,

Дует, воет и кружится,

Стелет белую постель?

Это снежная… (метель).

  1. Наконец зима настала,

и уже похолодало

Чистый, белый как пушок,

На земле лежит (Снежок)

  1. С метелкой, в шляпе из ведра-

Директор зимнего двора!(снеговик)

  1. Где танцуют и поют

Кошки и солдаты,

И подарки раздают.

Принцам и пиратам? (карнавал)

  1. Забирают в дом из леса

Наряжают как принцессу? (елка)

  1. Снег пушистый стелется, улица бела,

и метет метелица,

к нам пришла (зима)

Замечательно. А теперь послушайте еще одну загадку, а отгадку найдите в кроссворде, который вы составили, слово находится по вертикали в данном кроссворде:

Полетала, покружилась,

На дорожку опустилась!

И сверкает словно льдинка,

Белоснежная… (снежинка)

Соедините слова в кроссворде так, чтобы получилось слово СНЕЖИНКА.

А теперь, перейдем к нашей фокус группе.

  1. 1 задание.  «Учимся подбирать слова к звуковой схеме».
  • Ваша задача была подобрать слова к схемам.
  • Какие слова у вас получились?
  1. 2 задание. «Упражнение «Измени слово».
  • Задание: Собрано слово. Нужно поменять только одну букву в этом слове, чтобы получилось новые слова.
  1. 3 задание. «Разгадай слово по символам звуков и составь слово».
  • Какие слова у вас получились?

Заключительная часть (рефлексия)

Логопед: Замечательно, вы все справились с такими трудными заданиями!

Уважаемые коллеги, скажите, что вас затруднило в выполнении заданий?

Подводя итог моего выступления, можно сказать, что с помощью ТИКО- конструктора можно решить комплексно, как коррекционные, так и образовательные задачи. Все задания носят игровой характер, что тоже соответствует ФГОС ДО,

 Ну и напоследок, отгадайте еще одну загадку!

Много в новый год на ней,

Звезд, игрушек и огней! (Елка)

Так как впереди у нас праздник, а елка наша еще не нарядная, я предлагаю вам нарядить нашу елочку и оценить мой мастер класс, возьмите пожалуйста, вот такие замечательные новогодние игрушки и прикрепите их на елочку. (участники мастер класса вешают на елочку новогодние игрушки- смайлики с разными видами эмоций).

Я очень рада, что мой мастер класс вам понравился.

Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Цель:  представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников....

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Мастер-класс «Использование платковых кукол как средство развития коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста»

обучение изготовлению и использованию платковых кукол в процессе интеграции образовательных областей "Художественное творчество" "коммуникация"...

Мастер-класс для воспитателей "Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей дошкольного возраста"

Представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у дошкольников....

Мастер — класс для воспитателей «Игровые подходы в развитии социальных навыков у детей»

Цель: представление опыта работы по использованию игровых технологий, направленных на развитие социальных навыков у старших дошкольников.Задачи:...