Презентация мастер-класса по развитию лексико – грамматических категорий и развитию речи детей логопедических групп на тему:"Формирование навыков творческого рассказывания с использованием наглядного моделирования, ИКТ"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

Копцева Елена Николаевна

Мастер- класс   подготовлен  и проведен  для  городского  методического объединения учителей- логопедов        г. Россоши.

Скачать:


Предварительный просмотр:

См. следующий лист

Возьмите на заметку:

  • «Творчество - мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого решения возникшей задачи уже известными способами» (словарь системы психологических понятий).
  • Творческий рассказ – продуктивный вид деятельности, конечным результатом его должен быть связный, логически последовательный, оригинальный

 рассказ.

  • творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта детей, дающих материал для фантазии.
  •  Модель - графический способ предоставления информации

Мастер  класс

по развитию лексико – грамматических категорий и развитию речи детей логопедических групп

Тема: Формирование навыков  творческого рассказывания  с использованием наглядного моделирования,  ИКТ .

Подготовила:

Учитель- логопед МКДОУ ЦРР д/с №10

 Копцева Е.Н.

                   13.12. 2016г.

Мастер- класс   подготовлен  для

городского  методического объединения учителей- логопедов        г. Россоши.

Цели проведения мастер- класса:

  1. Презентация и распространение  педагогического опыта.
  2. Ознакомление педагогов с приемами и методами стимулирования словесного творчества детей- логопатов.
  3. Практическое освоение  новых приемов составления творческих рассказов.

Программа:

        1Теоретический аспект

  • Актуальность, значение, связь  с другими образовательными  областями по ФГОС.
  • Исследования ученых о творческих возможностях  детей- логопатов.
  • Задачи обучения творческому рассказыванию
  • Приемы интенсификации  деятельности детей      по составлению творческих рассказов.

      2.Знакомство с опытом работы

              (фото, видео  материал) Сочинение сказки -       аналогии  с использованием  «Конструктора сказок»

  • Составление сказки с помощью ИКТ

     3. Практическая часть

  • Сочинение логопедической сказки  , оформить  сюжет с помощью знаков- символов.
  • Озвучивание  мультфильма или сказки- анимации

  1. Рефлексия

Информация :

Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-03/dissertaciya-ispolzovanie-priemov-tvorcheskogo-rasskazyvaniya-v-protsesse-korrektsionno-logopedicheskoy-raboty-s-detmi-starshego-doshk#ixzz4QCUxV9Ra

Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль, Академия развития, 1998.

 Электронное пособие «Конструктор картинок» https://mersibo.ru/cd11

Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста на занятиях по обучению расказыванию. Дефектология N2, 1994.

Т. А. Ткаченко «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам»

. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Дошкольное воспитание.2007. №10. С.16-21

                   



Предварительный просмотр:

Слайд 1   Название

Слайд 2 Цели

Слайд 3    Сущность проблемы. 

«Творчество - мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого решения возникшей задачи уже известными способами» (словарь системы психологических понятий). В  основе творческого рассказывания  лежат процессы творческого мышления и воображения, речь и личный опыт ребенка. Большинство ученых  указывают на то, что творческий рассказ выступает как высший уровень владения связной монологической речью.

 Творческое рассказывание представляет собой интегрированное овладение его основными компонентами:

- структура речевого сообщения (композиционное построение и логическая последовательность изложения),

 - содержание речевого сообщения (использование разнообразных лексических и эмоционально--выразительных средств при грамматически правильном построении фраз),

- - творческий компонент рассказа (индивидуальность, самостоятельность изложения, использование собственного опыта, «новизны»).

 Слайд 4.  Актуальность, значение

В соответствии с ФГОС в   коррекционной педагогике особую актуальность приобретает  поиск эффективных методов и приемов обучения связной монологической речи детей с ОНР в системе коррекционно-логопедической работы. Составной частью развития связной речи дошкольника с общим недоразвитием речи является обучение творческому рассказыванию. Обращается внимание на обеспечение равных стартовых возможностей детей с ОВЗ.   Дети с общим недоразвитием речи нуждаются в создании условий, соответствующих специфике овладения компонентами творческого рассказа в онтогенезе.

В последние годы наблюдается снижение уровня речевого развития детей дошкольного возраста, неизбежно страдает связная речь, и по статистике последних лет уровень развития связной речи снизился на 15%.

 Нужны инновационные методы и приемы , которые    позволят детям  с ОНР более эффективно овладеть компонентами творческого рассказа, сократить временной интервал, повысить познавательный интерес ребенка,  создать благоприятный эмоциональный фон, повысить заинтересованность, активизировать не только речь и память, но и воображение, логическое мышление, творческое начало

.

Слайд 5.     ФГОСы,    взаимосвязь образовательных областей

Цель образования по ФГОС:   способствовать развитию интеллектуально смелой,  самостоятельной  , оригинально мыслящей творческой личности, умеющей принимать нестандартные решения, доказывать свою точку зрения.

 В основе творческого рассказывания лежит процесс переработки и комбинирования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых образов, действий, ситуаций, не имевших ранее места в непосредственном восприятии. Единственным источником комбинаторной деятельности воображения является окружающий мир. Поэтому творческая деятельность находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия представлений, жизненного опыта, дающих материал для фантазии.

Творческое рассказывание обеспечивается интеграцией мыслительной и речевой активности ребенка, проявляется в  творческом использовании усвоенного ранее  социального и речевого опыта. Процесс овладения творческим рассказыванием органически связан и влияет на интеллектуальное развитие, познавательную деятельность, художественные, нравственно - эстетические  способности,- опирается на синтез образовательных областей и обеспечивает  творческую направленность личности ребенка в целом.

Слайд 6. Исследования ученых о творческих возможностях детей- логопатов.

Исследованиями в области развития творческого рассказывания  занимались  психологи A.Н.Леонтьев, Н.В.Рождественская, Ф.И.Фрадкина, Д.Б.Эльконин.   В своих исследованиях они  пришли к выводу,  что полноценное владение данным видом рассказывания требует определенных условий: сохранность базовых мыслительных процессов, социальный опыт и определенный уровень речевой деятельности.

Развитию  словесного творчества ребенка уделяют внимание и специалисты   в системе дошкольного образования (А.М.Бородич, Л.В.Ворошнина, Н.А.Орланова,  Э.П.Короткова).

Ученые отмечают, особые трудности в овладении данным видом рассказывания возникают у детей с речевыми нарушениями.

ОНР  проявляется на всех уровнях формирования речевой деятельности, включая фазу внутреннего программирования высказывания, лексико-грамматическое развертывание и способность связно передать свои впечатления (О.Е.Грибова, Р.И.Лалаева, Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева.).

Несформированными оказываются представления о композиции рассказа, затруднено определение смысловых связей между частями текста, развертывание сообщения, отмечается нарушение процесса тематического и семантического выбора слов, отсутствие самостоятельности в составлении высказывания  (В.П.Глухов,  Р.Е.Левина,  Е.Ф.Соботович,  Л.Б.Халилова,  С.Н.Шаховская)  

  Дошкольников с недоразвитием связного высказывания отличают:

- недостаточное умение отражать причинно-следственные отношения между событиями,
- узкое восприятие действительности,
- нехватка речевых средств,
- трудности планирования монолога.

    Трудности овладения творческим рассказыванием объясняются многими причинами: недостаточной сформированностью психических процессов - мышления, восприятия, воображения, малым жизненным опытом, неразвитой языковой способностью.

Методика  коррекционной  работы по формированию  творческого рассказывания у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня применяется в рамках существующей в настоящее время системы коррекционного обучения детей с ОНР,  а также используется  адаптированные методики А.Т. Ткаченко, А.М. Бородич, М.М. Алексеевой, Б.И. Яшиной, Э.П. Коротковой, Т.А. Сидорчук, А.Б. Кузнецовой, О.С. Гомзяк [4].  В ходе работы использовались элементы,  разработанного в нашей стране Общественной лабораторией методики изобретательства специального курса «Развитие Творческого Воображения» (РТВ), в основе которого лежит ТРИЗ (теория решения изобретательских задач)  Г.С. Альтшуллера,  кроме того, применялась методика развития детского воображения О.М. Дьяченко и Н.Е. Вераксы, упражнения профессора А.В. Белошистой,  а также специальные игровые тренинги воображения, разработанные психологом Е.В. Заикой

Исследования различных авторов показывают, что дети с общим недоразвитием речи при формировании связной речи нуждаются во вспомогательных средствах

Слайд 7. Задачи формирования навыка творческого рассказывания.

При проведении занятий по обучению творческому рассказыванию перед логопедом стоят следующие задачи: закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации, формирование навыков построения связных монологических высказываний, развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний, целенаправленное воздействие на активизацию и развитие ряда психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления), тесно связанных с формированием навыков устного речевого сообщения.

Необходима  комплексная и систематическая  работы по овладению творческим рассказыванием в процессе коррекционно-логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи, которая  результативно способствует коррекции речевого недоразвития, обеспечивая взаимосвязь речи и мышления.

В логопедической группе с детьми ОНР  данный вид  речев. деятельности позволяет  параллельно работать в двух направлениях:

  • 1- развивать творческое воображение и связную речь
  • 2- автоматизация, дифференциация  звуков  на этапе введения в самостоятельную речь.

    К1

  •  Овладение структурой  рассказа, воссоздание целостности элементов- программирование
  •  Развертывание- передача  содержания рассказа, привлечение языковых средств Качество речи при составлении творческого рассказа определяется наличием:
  • Использование творческих элементов: преобразование жизненный ситуаций, социального и речевого опыта ,создание и разрешение проблемных ситуаций, совершенствование комбинаторных возможностей.

   К 2.

     Способность связно передать свои впечатления

    развивать внимание , самоконтроль к собственной речи

     добиваться четкого, внятного изложения и звукопроизношения, понятного для окружающих

Слайд 8.    Виды  творческих рассказов:

  1. По методике
    -рассказ по следам демонстрируемого действия;

- как часть пересказа, описательного рассказа;

- самостоятельный творческий рассказ.

    2) по тематике

  • Реалистические темы ( сказки  о животных, о предметах, )( «Почему зебры полосатые» , « Поссорились чашка и блюдце» , « Сказка про машмак»)
  • Введение элементов фантастики в реалистические сюжеты: « Пришел в гости волшебник». «Сон Маши»
  •  фантастический рассказ, сказка
  • по содержанию
    -  рассказ с добавлением последующих событий.
    - Составление рассказа с заменой объекта.
    - Составление рассказа с заменой действующего лица.
    - Составление рассказа с добавлением предыдущих событий.
    - Составление рассказа с добавлением предшествующих и последующих событий.
    - Составление рассказа с добавлением объекта.
    - Составление рассказа с добавлением действующего лица.
    - Составление рассказа с добавлением объектов и действующих лиц.
    - Составление рассказа с изменением результата действия.
    - Составление рассказа со сменой времени действия.
     

·  ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается воспитателем;

·  воспитатель предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно;

·  конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа;

·  ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры, воспитателем задается тема рассказа: например, “Весенняя сказка”;

·  и, наконец, ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

Слайд 9.

Наглядное  моделирование

Модель - графический способ предоставления информации

 При моделировании    творческих рассказов в качестве  символов – заместителей используются:

·  предметные картинки

·  силуэтные изображения

·  геометрические фигуры

    символы

По мере овладения навыком моделирования дети используют вместо развернутой предметной модели обобщенную, содержащую только ключевые моменты. Происходит свертывание модели, переход ее в заместитель- схемы, пиктограммы .  Символы  модели должны "рождаться" на глазах детей в момент обсуждения в виде рисунков, схематических изображений, таблиц, карт Проппа.

     Использование  ИКТ

     Применение приемов ТРИЗ, РТВ.

Слайд 10.

Схема . Виды моделирования по мере усложнения.

Слайд 11. Схемы, карты Проппа.

  Из опыта работы.

Слайд 12.  Переходный этап  к творческому рассказу

Слайд 13. Творческий рассказ ка часть других рассказов(Моделирование с использованием силуэтных изображений, геометрических фигур)

Слайд 14  Моделирование сказки с использованием картинок. Фото.

Слайд 15.ИКТ. Использование мультимедийных картинок  в качестве моделей. Фото.

Слайд 16 -21  моделирование сказки с анимацией «Сон Маши в Новогоднюю ночь»

Слайд 22.  ИКТ  «Конструктор сказок»  Сказка -  аналогия.  С анимацией.

 Слайд 23.  Видео фрагмент. Обсуждение проблемы сказки, поиск решения . использование схем.

Слайд 24. Сказка «Лиса и журавль» Видео.

Слайд 25. Видео Озвучивание сказки детьми.

Слайд 26 .заключение Фото.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи Тема: признаки осени

Вид занятия: развитие лексико-грамматических категорий и связной речи;Тип занятия: подгрупповое;Тема занятия: признаки осени....

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».

Занятие по формированию лексико – грамматических категорий и развитию речи в старшей логопедической группе. Тема: «Зима. Зимующие птицы».....

Подгрупповое занятие по обучению детей словообразованию, словоизменению, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: "Деревья"

Подгрупповое занятие по обучению детей словообразованию, словоизменению, формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи в подготовительной группе. Тема: "Деревья"...

Конспект НОД по развитию лексико- грамматических категорий и связной речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР Тема: «Мамин день 8-е Марта.»

В конспект включены: программное содержание, оборудование и ход занятия. Занятие проводится с использованием здоровьесберегающих технологий. В конце конспекта содержатся фотографии, отражающие хо...

Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ, мнемотехники «На фабрике мебели» по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи детей в старшей группе.

Коррекционно-образовательные цели. Расширение, конкретизация и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях, материалах, из которых она сделана....

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна"

Конспект подгруппового логопедического занятиядля детей старшего дошкольного возраста с ОНР по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи по лексической теме: "Весна&qu...

Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «Посуда» с использованием ИКТ

Конспект (фрагмент) фронтального логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи (логопедическая подготовительная группа) по теме: «По...