Конспект открытого логопедического занятия с использованием ИКТ, мнемотехники «На фабрике мебели» по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи детей в старшей группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Корнева Светлана Александровна

Коррекционно-образовательные цели. Расширение, конкретизация и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях, материалах, из которых она сделана. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект35.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия

с  использованием ИКТ, мнемотехники «На фабрике мебели» по развитию лексико – грамматических категорий и связной речи детей в старшей группе.

Коррекционно-образовательные цели. Расширение, конкретизация и углубление представлений о мебели, ее назначении, деталях и частях, материалах, из которых она сделана. Закрепление в речи существительного с обобщающим значением «мебель». Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель» (шкаф, диван, кровать, кресло, сто, стул комод, стенка, полка, тахта, табурет, пуф, качалка, дверца, ножка, спинка, сиденье, подлокотник,; сидеть, лежать, хранить, убирать, вешать, протирать; деревянный, кожаный,, мягкий, металлический, пластмассовый). Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с предлогами, согласование прилагательных с существительными, образование относительных прилагательных, образование однокоренных слов, образование и употребление существительных и прилагательных  с уменьшительно – ласкательными суффиксами). Развитие связной речи детей с использованием графической схемы для составления описательных рассказов и мнемотаблицы для запоминания стихотворения о мебели.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие диалогической и монологической речи, тонкой и общей моторики, зрительного и слухового внимания, мышления. Развитие навыков языкового анализа: определение количества слогов в словах, выкладывание схем предложений.

Коррекционно - воспитательные цели.  Формирование:  навыков сотрудничества, доброжелательности, взаимопонимания, самостоятельности; положительной установки на участие в занятии, инициативности.

Оборудование. Ноутбук и  экран, демонстрационные и раздаточные картинки с изображением мебели, мольберты для картин, дидактическая игра «Юный дизайнер», заготовка мнемодорожки и мнемоквадраты для её составления к пальчиковой гимнастике «Много мебели в квартире»,  наборы для составления схем предложений на каждого ребенка, ксерокопии картинок мебели на каждого ребенка, карандаши, мяч для игры «Назови ласково!», картинки для игры «Слова – родственники».

Предварительная работа. Разучивание пальчиковой гимнастики «Много мебели в квартире», динамической паузы «Столяры и плотники». Экскурсии детей с родителями в магазины мебели. Рассматривание картинок  с изображением мебели, частей мебели, интерьеров, дизайнерских чертежей. Обучение составлению мнемотаблиц из мнемоквадратов, обучение описанию предметов мебели по графической схеме.

Ход занятия

  1. Организационный момент

(Объявление темы занятия, создание  эмоционально - положительного фона. Уточнение  словаря по теме «Мебель». Определение количества слогов в словах.)

Логопед организует приветствие с гостями, затем приглашает детей стать в круг. Логопед объявляет, что пришло заказное письмо от их знакомого Незнайки и обращает внимание детей на изображение Незнайки на экране (слайд 2). Письмо открывается и все узнают, что Незнайка потерялся на территории мебельной фабрики и просит за ним приехать и помочь ему. Из письма каждый ребенок берет по одной картинке,  изображающей предмет мебели. Играет музыка и все оказываются на фабрике.

Логопед. Приглашаю вас, ребята, пройти в дизайнерскую мастерскую. Сядет тот, кто назовет мебель, изображенную на своей картинке и определит,  сколько в слове слогов.

Дети по очереди выполняют задание. Логопед сообщает, что сегодня будет идти речь о мебели.

2. Игра «Юный дизайнер»

(Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель»)

 Логопед ведет  речь о профессии дизайнера. Затем помещает на магнитную доску макеты гостиных комнат. Дети делятся на две команды и расставляют мебель по своему усмотрению.  

Логопед. А теперь давайте расставим мебель в гостиной комнате, попробуем и мы быть такими мастерами.

Проводится краткая беседа о важности мебели в жизни человека и о её назначении.

3. Игра  «В торговом зале».

(Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Мебель». Развитие зрительного внимания, мышления.)

Логопед. Посмотрите, в какой замечательный торговый зал при фабрике мы попали. Перед вами три зала: зал кухонной мебели, спальной и гостиной.  Помогите расставить мебель правильно по залам.

Дети рассматривают предметы мебели и называют, куда какие предметы расставить в «торговом зале». Логопед поощряет работу детей.

4. Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

 (Развитие тонкой моторики, координации речи с движением)

Логопед предлагает детям собрать мнемотаблицу из разрезанных мнемоквадратов, проверить с готовой мнемотаблицей и выполнить упражнение с ее помощью.

Раз, два, три, четыре,                         Загибают пальчики, начиная с мизинца

Много мебели в квартире.                Сжимают и разжимают кулачки

В шкаф повесим мы рубашку,         Загибают пальчики, начиная с больших,

А в буфет поставим чашку.              на обеих руках.

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть – чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили.     Попеременно сжимают ладоши

Много мебели в квартире.           И стучат кулачками.

5. Игра «Помоги Незнайке»

 (Развитие зрительного внимания и восприятия.  Совершенствование грамматического строя речи,  составление  простых распространенных предложений. Профилактика нарушений письменной речи.)

Логопед показывает на экране картину, с изображением Незнайкиной комнаты (слайд 3).

Логопед. Ребята, посмотрите на Незнайкину комнату. Расскажите, какая мебель стоит в Незнайкиной  комнате и где она стоит, уточните.

Дети.  Стол стоит у окна.

За столом стоит кровать.

Возле письменного стола стоит стул.

За столом стоит книжный шкаф.

У стены стоит шкаф для одежды.

На стене висит полка.  

Слева от стола комод и тумба для игрушек.

У стены стоит кровать.

6. Игра «Будь внимательным»

(Совершенствование грамматического строя речи: употребление существительных с предлогами.  Составление схем предложений, составленных детьми.)

Логопед обращает внимание детей на экран  (слайд 4).

Логопед. В детской комнате Незнайки не хватает игрушек, Сейчас на экране будут появляться Незнайкины игрушки. А вы расскажете, где они стоят.

Дети.  Мишка сидит на кровати.

           Мяч лежит под столом.

           Самолет висит над книжным шкафом.

           Машинка стоит на полке.

После составления каждого предложения, дети выкладывают схему предложения и объясняют её.

Логопед. Очень хорошо молодцы!

7. Динамическая пауза.

 (Координация речи с движением).

Подвижная игра «Столяры и плотники». 

Логопед приглашает детей стать в круг и сделать упражнение.

Сработать мебель мудрено        Дети разбиваются на пары и изображают,

Сначала                                 как пилят бревно. 

мы 

берем бревно                        Вновь изображают, как пилят.

и пилим доски,                        Показывают, как строгают доски. 

длинные и плоские.

Эти доски         

вот так                                 Изображают, как крутят ручку верстака,  

зажимает                                 зажимая доску.

стол-верстак.

От работы

пила                                         Вновь изображают, как пилят.   

раскалилась добела.

Из-под пилки

сыплются опилки.

Рубанок в руки —                 Показывают, как строгают доски.

работа другая:

сучки, закорючки

рубанком стругаем.

Хороши стружки —

желтые игрушки.

 В. Маяковский

8. Упражнение «Раскрась картинку»

 (Развитие тонкой моторики. Совершенствование грамматического строя речи: согласование прилагательных с существительными, образование относительных прилагательных)

Логопед обращает внимание детей на экран (слайд 5), раздает детям ксерокопии картинок мебели, ставит всем контейнеры с карандашами.      

Логопед. А теперь возьмите  карандаши и раскрасьте свою картинку.

Дети выполняют задание.

Логопед. Расскажите, какая мебель у вас получилась. Сначала подберите для характеристики слова, отвечающие на вопрос: какой? или какая? У нас в помощь есть таблица, по которой можно рассказать о своем предмете.  

Логопед показывает таблицу на экране (слайд 6). 

Ребёнок. Я раскрасила кресло. Оно новое, мягкое, удобное, красное, кожаное. У него есть сиденье, спинка, подлокотники. В кресле можно посидеть, отдохнуть, почитать книгу. Его ставят в гостиной комнате.

Аналогично  все дети составляют рассказы. Работы вывешиваются на стенд. Детям предлагается определить лучшего рассказчика. Логопед поощряет всех детей.

9. Игра  с мячом «Назови ласково!»

 (Совершенствование грамматического строя речи: образование и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно – ласкательными суффиксами)

Логопед предлагает детям вспомнить о мебели для детей, которую называют кукольная или игрушечная. Такую мебель называют по – особому, ласково.

Логопед. Я буду называть предмет мебели и бросать мяч одному из вас. Вы будете называть этот предмет ласково и возвращать мяч мне. Красный диван.

Ребенок. Красненький диванчик.

Логопед. Мягкое кресло.

Ребенок. Мягонькое креслице.

Логопед, Легкий стул.

Ребенок. Легонький стульчик.

Логопед. Тяжелый шкаф.

Ребенок. Тяжеленький шкафчик.

Логопед. Круглый пуф.

Ребенок. Кругленький пуфик.

Логопед. Низкая кровать.

Ребенок.  Низенькая кроватка.

Логопед. Синий стол.        

Ребенок. Синенький столик.

Логопед. Малая тумба.

Ребенок.  Маленькая тумбочка.

10. Игра «Слова - родственники»

 (Совершенствование грамматического строя речи: образование однокоренных слов).

Логопед предлагает всем сесть на ковер и рассмотреть картинки. Дети называют слова – родственники и выкладывают «цепочку» из этих картинок.

Логопед. Как назвать маленький стол? (Столик)

Как называется комната, где едят? (Столовая)

Как называется крышка стола? (Столешница)

Как называют игры, в которые играют, сидя за столом? (Настольные)

Отлично. Это было трудное задание.

11. Игра «Подскажи словечко».

 (Развитие речевого слуха, чувства рифмы, совершенствование грамматического строя речи: нахождение существительных с предлогами.)

Логопед предлагает детям сесть на ковер по – турецки.

Логопед. А следующая игра вам хорошо знакома. Она называется  «Подскажи словечко». Я читаю вам отрывок стихотворения, а вы добавляете недостающее слово или же находите предмет мебели.  

Дядя Степа (С. Михалков)

Дядя Степа утром рано

Быстро вскакивал …

Дети.

С дивана.

Логопед.

Все готово для ребят  (В. Донникова )

Молоко блестит в стаканах,

Вишни стынут в киселе,

С тонкой корочкой румяной  

Хлеб пшеничный…

Дети.

На столе.

Логопед.

Петя мечтает

...Если б мыло

Приходило

По утрам ко мне В КРОВАТЬ

И само меня бы мыло —

Хорошо бы это было!

Вредный кот 

Он тогда залез НА СТУЛ, Притворился, что уснул.

Скатерть СО СТОЛА стянул

И в окошко улизнул.

Никто 

Кто, например, залез В БУФЕТ,  

Конфеты там нашел?

И все бумажки от конфет

Кто побросал ПОД СТОЛ?

Б. Заходер

За ужином

Алеша плохо держит ложку

Все учат ЗА СТОЛОМ Алешку.

 А. Кардашова 

                

12. Игра «Найди лишний предмет?»

(Развитие зрительного внимания, восприятия, мышления, связной речи).

Логопед обращает внимание детей на экран (слайды 7,8, 9), где показаны: стул, шкаф, буфет, стол.

Логопед. Ребята, посмотрите на экран, какой предмет мебели может быть лишним и почему?

Ребенок. Лишний стул, потому что на нем можно сидеть, а на остальных предметах - нельзя.

На экране показаны: синий диван, синий пуф, деревянный стол, синее кресло.

Логопед. Нашли лишний предмет?

Ребенок. Лишний стол, потому что на нем нельзя сидеть, а на остальных предметах можно.

Ребенок. А я думаю, что стол не синий, поэтому он лишний.

Логопед. Тоже правильно.

На экране показаны: деревянный табурет, деревянный шкаф, деревянная полка, пластмассовый стул.

Логопед. Что же здесь лишнее?

Ребёнок.  Кресло, потому что только оно пластмассовое.

Логопед сообщает, что удалось пройти весь путь на фабрике мебели и вот он Незнайка здесь, с нами. А сейчас мы все возвращаемся домой, в детский сад. Играет музыка и все оказываются в детском саду.        

13. Итог занятия.

Заслушиваются ответы детей, что им понравилось на фабрике мебели, что запомнилось. Оценивается  работа детей, все получают сюрпризы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема «Грибы

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Тема «Грибы». Образовательная область: речев...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи. Тема «Грибы».

уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию конспект занятия логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.Тема «...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Мебель. Назначение мебели. Части мебели». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лесные и садовые ягоды»

В конспекте представлены игры и упражнения по развитию  лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы с ОВЗ....

Конспект группового занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме: «Лес. Лиственные и хвойные деревья»

В конспекте занятия представлены игры и упражнения по закреплению у детей о лиственных и хвойных деревьях, развитию лексико-грамматического строя и связной речи....