Содержание коррекционной работы музыкального руководителя с детьми ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Субботина Наталья Владимировна
Специальные образовательные условия для обучающихся с ОВЗ (ТНР), (ЗПР).
Коррекционно-развивающие задачи по музыкальному воспитанию в работе с детьми с ОВЗ.
Алгоритм работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ.     
Виды музыкальной деятельности, используемые с детьми с ОВЗ, имеющих ТНР.
Методы и приемы в работе с детьми с ОВЗ. Планируемые результаты в работе с детьми с ОВЗ.
Виды музыкальной деятельности, используемые с детьми с ОВЗ, имеющих ЗПР.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание коррекционной работы музыкального руководителя

с детьми ОВЗ

 Специальные образовательные условия для обучающихся с ОВЗ (ТНР), (ЗПР).

       Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. Это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению основных образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

А дети с задержкой психического развития характеризуется отставанием в развитии не только высших психических функций, но и эмоционально-волевой сферы, двигательной сферы и познавательной, т. е. снижением знаний и представлений об окружающем мире. Поэтому при работе с такими детьми так необходима четкая координация работы всех педагогов - участников коррекционно-развивающей работы, в том числе и музыкантов, основной задачей музыкального воспитания которых, является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств.

     А одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации — это обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование.  Выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

       Цель работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ - помочь им активно войти в мир музыки, социально адаптировать детей, стимулировать развитие музыкальных способностей, сформировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности.

Коррекционно-развивающие задачи по музыкальному воспитанию в работе с детьми с ОВЗ

  • Улучшение общего эмоционального состояния детей, оздоровление психики.  
  • Развитие и коррекция познавательной сферы.
  • Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, речи, развитие произвольности психических процессов.
  • Развитие детского музыкально-художественного творчества, реализация самостоятельной творческой деятельности детей, удовлетворение потребности в самовыражении.
  • Развитие словесной регуляции действий на основе согласования слова и движений (слово управляет движением).
  • Развитие эмоционально-волевой сферы и компонентов личности.
  •  Формирование способности к пониманию различных эмоциональных состояний на основе восприятия невербальных стимулов (мимика, пластика).
  • Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.
  • Укрепление, тренировка двигательного аппарата. Формирование качества движений.
  • Воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.

  Алгоритм работы музыкального руководителя с детьми с ОВЗ   

  • Определение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, посещающих ДОУ.
  • Разработка и реализация плана индивидуальной музыкально-коррекционной работы с детьми в ДОУ и семье.
  • Систематическое проведение необходимой образовательной работы по музыкальному развитию с детьми с особыми образовательными потребностями.
  • Создание условий, способствующих освоению детьми с особыми образовательными потребностями образовательной программы дошкольного образования, дополнительных образовательных программ.  
  • Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с особыми образовательными потребностями по вопросам развития музыкальности.
  • Использование в системе воспитания детей с ОВЗ утренников и развлечений:

Высокий эмоциональный подъем, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают содержание песен, стихов, что делает коррекционно- воспитательную работу более эффективной.

         В проведении праздников для детей есть своя специфика.
На начальных этапах обучения на утреннике основными исполнителями являются взрослые, дети принимают лишь посильное участие. Они принимают участие в танцах, играх с несложными движениями, хороводах.
Дети участвуют в небольших сценках, где их действия сопровождаются комментариями Воспитателя.

       Для активизации речи возможны хоровые односложные ответы детей при отгадывании загадок, ответы на вопросы героев сказок.
Каждому ребенку даём возможность выступить на празднике и продемонстрировать свои успехи. 

        Праздники духовно обогащают ребенка, расширяют его представления об окружающем мире, способствуют закреплению знаний и умений, полученных на различных видах занятий, побуждают ребенка к творчеству и общению.

        Таким образом, можно говорить о благотворной роли именно музыкальных игр в позитивных изменениях в состоянии ребенка. 

Методы и приемы в работе с детьми с ОВЗ

Методы

Приемы

Наглядно – зрительные (показ)

• Показ педагогом разнообразных приемов исполнения по всем видам музыкальной деятельности (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах). Важно помнить о «зеркальности» показа некоторых движений.

• Показ приёма детьми, которые хорошо его освоили.

• Использование метода «сравнительного показа». В этом случае педагог дает правильный и неправильный показ выполнения движения, правильное исполнение дети отмечают хлопками. 

Наглядно -слуховые

• Исполнение музыкального произведения, пение музыкального руководителя, воспитателя.

• Слушание инструментальной и вокальной музыки (аудиозапись).

• Использование разнообразных видов фольклора (словесного, певческого, инструментального, игрового и т.д.).

• Использование в качестве наглядности музыкальных инструментов (металлофона, барабана, бубна, и т.д.).

  • Пояснение, сопровождающее конкретный показ движения или уточняющее его отдельные элементы.
  • Беседа при введении новых упражнений и подвижных игр и т.д.

Практические

• Метод упражнений - для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитание музыкального ритма, ориентировки в пространстве, дыхательные упражнения.

• Танцевальные движения - пляски под пение, хороводы и игры с пением, длительные повторения при освоении какого-либо движения.

  • Игровой метод – используется при разучивании новых упражнений.

• Упражнения без музыки под счет или в своем темпе в течение одной-двух минут.

  • Соревновательный – используется для совершенствования уже отработанных упражнений.

 Виды музыкальной деятельности, используемые с детьми с ОВЗ, имеющих ТНР

Виды музыкальной деятельности

Задачи

Музыкальный репертуар

Восприятие музыки

- Формировать умение вслушиваться, осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия

музыки;

- Развивать умение определять средства музыкальной выразительности,

создающие образ;

- Совершенствовать сформированные ранее звукообразования, певческого вокального интонирования.

• Медленным детям – стимулирующая музыка, подвижного и быстрого характера («Смелый наездник» Шуман, «Марш деревянных солдатиков», «Камаринская», «Новая кукла», «Вальс цветов» П. И. Чайковский и др.);

• Расторможенным (гиперактивным) детям - музыка умеренного темпа («Жаворонок» И. Глинка, «Лебедь» Сен-Сан, «Серенада» Шуберт и др.);

 • Дистоническим детям - стабилизирующая музыка спокойного характера с акцентами, повторяющимися через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания («Утро» Григ, «Времена года» «Подснежник» П. И. Чайковский, «Весенние голоса» Штраус).

Пение (исполнительство)

-Добиваться выразительного исполнения песен различного характера;

- Совершенствовать умение самостоятельно начинать и заканчивать песню;

- Развивать умение самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный и самостоятельно

придуманный текст.

• Детям с нарушением речевого развития перед исполнительством предлагаю провести мимические упражнения, пальчиковую игру; при исполнительстве поем на слоги «ля-ля», «ти-лили», «ту-ру-ру» распевки. Особенно эффективно в этом отношении хоровое пение, пение с аккомпанементом и без него, пение, сопровождаемое жестами.

Музыкально-ритмические движения.

- Совершенствовать танцевальные движения: поскоки, приставной шаг, прямой и боковой галоп, мягкий пружинящий шаг, кружение в поскоке

парами;

- Развивать выразительность движения под музыку: двигаться легко, свободно, ориентироваться в пространстве, передавать в движении изменение характера музыки.

• Разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями; использование подвижных игр (игры под пение, игры под инструментальную музыку).

  • Речевая игра «Едем на лошадке»

«Марш деревянных солдатиков» муз. П. Чайковского «Детский альбом»

Игра на музыкальных инструментах

- Развивать чувство ритма;

- Совершенствовать слуховое и зрительное восприятие;

- Развивать объем памяти, двигательный и артикуляционный аппарат.

  • Пропевать долгие и короткие звуки («Андрей-воробей»)
  • Отхлопывать ритмические

рисунки песенок («Петушок»,

«Котя»)

  • Играть простейшие ритмические формулы на музыкальных инструментах («Зайчик ты, зайчик», «Лошадка»).

Логоритмика (логопедическая ритмика)

-Развивать слуховое внимание и зрительную память;

- Совершенствовать общую и мелкую моторики;

-Развивать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью.

Занятия проводятся совместно с логопедом.

 Виды музыкальной деятельности, используемые с детьми с ОВЗ, имеющих ЗПР

Виды музыкальной деятельности

Задачи

Музыкальный репертуар

Восприятие музыки

- Формировать умение вслушиваться, осмысливать музыку и собственные чувства и переживания в процессе восприятия

музыки;

- Развивать устойчивое внимание;

- Развивать мышление, связную речь;

- Совершенствовать словарный запас.

  • Разнообразные     по        характеру     музыкальные     произведения     с     учётом        их эмоционального воздействия (Русские плясовые мелодии «Полька», М. Глинка «Грустное настроение»).
  • Приёмы релаксации, психогимнастики и играми с пиктограммами.
  • Использование в работе пословиц и поговорок.

Пение (исполнительство)

 - Развивать умение начинать и заканчивать песню вместе со всеми детьми;

- Хоровым исполнение способствовать преодолению робости и страха;

- Снизить уровень тревожности благодаря использованию разнохарактерных песен.

• Пение вокализов на гласные «у-о-а-и»-отрабатывается чистый и лёгкий звук;

  • Использование потешек, попевок, прибауток, русских народных песенок- для подготовки голосового аппарата к пению.

Музыкально-ритмические движения.

- Развивать быструю и точную реакцию на зрительные и слуховые раздражители;

- Совершенствовать все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную;

- Учить детей сосредотачиваться и проявлять волевые усилия.

• Упражнения        на переключение внимания включают смену движений, сопровождающиеся разными музыкальными отрывками. Например, на торжественную музыку идти, на весёлую бежать и т. п.

Игра на музыкальных инструментах

- Развивать чувство ритма;

- Активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;

- Развивать объем памяти, двигательный и артикуляционный аппарат.

  • Отхлопывать ритмические

рисунки песенок («Лошадка»,

«Котя»)

  • Играть простейшие ритмические формулы на музыкальных инструментах («Зайчик ты, зайчик», «Петушок»).

Игры и упражнения с элементами психогимнастики

- Обучать технике выразительных движений;

-Совершенствовать навыки само расслабления;

- Развивать речевую эмоциональность детей;

- Совершенствовать основные психические процессы: внимание, память;

- Воспитывать волевую саморегуляцию.

  • Игры на выражение различных эмоций (пантомимические упр. На различные сравнения  (цветы, зоопарк, дождь).
  • Игры на выразительность движений включает мимику («Солёный чай», «Ем лимон» «Сердитый дедушка» и др.), жесты («Рисунок в воздухе», «Что я делаю», «Грязная бумажка»)

Планируемые результаты в работе с детьми с ОВЗ

  • Воспитание у детей интереса и любви к миру музыки;
  • Развитие коммуникативных способностей ребенка;
  • Знакомство воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров;
  • Улучшение результативности в музыкальном развитии детей с ОВЗ, освоении ООП, дополнительных образовательных программ;
  • Организация коррекции имеющихся недостатков развития воспитанников ДОУ с ОВЗ, адаптация и социализация их в обществе.
  • Повышение психической активности, креативности, уровня саморегуляции;
  •  Развитие эмоционально-личностной сферы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа музыкального руководителя МБДОУ

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с нарушениями речи включает ежедневное проведение фронтальных и индивидуальных занятий , осуществление преемственности в работе логопеда , во...

Коррекционная работа музыкального руководителя в группе ОНР

Перспективный план работы в старшей группе с  ОНР повсем видам музыкальной деятельности...

Инновационные формы и технологии музыкально- оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми в ДОУ

Музыкально - оздоровительная работа музыкального руководителя с детьми в ДОУ...

ДОКЛАД по теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»

ДОКЛАДпо теме: «Инновационные формы и технологии музыкально-оздоровительной работы музыкального руководителя с детьми дошкольного возраста»...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Сообщение из опыта работы "Коррекционно - развивающая работа музыкального руководителя с детьми ОВЗ"

Кто хоть раз общался с ребёнком с ограниченными возможностями здоровья, знает, как трудно найти путь к его сердцу. Цель работы музыкального руководителя: помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки,...

Коррекционная работа музыкального руководителя на занятиях с детьми с ОВЗ

Музыкальные занятия занимают важное место в системе коррекционно-педагогической работы в дошкольном образовательном учреждении комбинированного вида. Их особенностью является то, что в ...