Картотека игр "Игры и игровые задания для детей с ОВЗ".
картотека по коррекционной педагогике

Картотека игр

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mgry_i_igrovye_zadaniya_dlya_detey_o_ovz.docx24.36 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и игровые задания

для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи: формировать познавательную активность, пробуждать эмоциональную отзывчивость, формировать знания об окружающем мире, выполнять подражательные действия, формировать интерес к самостоятельным действиям, сотрудничеству с взрослым, подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия в деятельности, развивать мелкую моторику, устойчивость внимания, восприятие  формы и цвета, память, мышление, ориентацию в пространстве, воспитывать бережное отношение к игрушкам, формировать навыки самообслуживания.

Упражнение «Бабочки летают».

Материал: обручи основных цветов, бабочка одного цвета.

Методика проведения.

  • Педагог дает ребенку цветную бабочку и предлагает с ней полетать по лужайке.
  • Педагог произносит потешку:

Бабочки летают, по цветам порхают!

Бабочки устали – в домик залетали!

  • Ребенок бежит в обруч того цвета, что и бабочка, и садится на корточки.
  • Игра повторяется несколько раз. По окончании игры педагог хвалит ребенка.

Упражнение «Музыкальные яички».

Материал: капсулы от киндер-сюрприза, наполненные различным материалом (мелкая галька, горох, рис, гречка, бисер, бусины, мелкие пуговицы, песок и т.д.).

Методика проведения.

  • Педагог: «Посмотри, какие маленькие (произнести слово ласково, тихо) яички. Эти яички музыкальные».
  • Педагог дает ребенку яичко.
  • Педагог: «Давай ручку вверх поднимем – потрясем, и в сторону отведем – потрясем, и впереди себя – потрясем. Переложи яичко в другую ручку – потряси, и вверх руку подними – потряси, и в сторону отведи – потряси, и впереди себя – потряси. Спрятали яичко за спинку. Как тихо стало. Ау-ау, яички, вы где? Вот они!».
  • Игра повторяется 2-3 раза.

Игра «Лечим собачку».

Материал: мягкая игрушка – собачка, салфетка, фонендоскоп, одежда и головной убор доктора и строителя, отвертка.

Методика проведения:

  • На столе игрушечная собачка, накрытая салфеткой. Педагог привлекает внимание ребенка к игрушке: «Кто к нам пришел? Посмотри, кто это? Это собачка. Она не бегает, не лает. Что с ней случилось? Может она заболела? Кто нужен собачке? Доктор».
  • Педагог предлагает ребенку стать доктором, выбрать соответствующую одежду и инструмент.
  • Педагог: «Если эту трубочку приложить к собачке, можно послушать, как она дышит», показывает действие с предметом.
  • Педагог предлагает ребенку держать собачку и прикладывать трубочку к грудке, говорить: «Дыши – не дыши», переворачивать собачку на живот и слушать спинку.
  • Если у ребенка возникают трудности, педагог помогает выполнять игровое задание путем совместных действий. Обращает внимание на согласованность действий обеих рук: одна рука держит собачку, другой он слушает её.
  • Педагог: «Заболела наша собачка. Ей пока гулять нельзя. Что мы с тобой делали? Кого лечили? Кто лечил собачку? Ты, (имя ребенка), молодец!».
  • На других занятиях можно продолжить лечить собачку, выполняя игровые действия: дать микстуру, сделать укол, положить в кроватку и поставить градусник, перевязать лапку.

Игра «Сорока-воровка».

Материал: фольга, небольшие игрушки, игрушечная сорока.

Методика проведения.

  • Покажите детям сороку, предложите рассмотреть её, расскажите о её повадках: «Сорока любит все блестящее. Давайте сделаем для неё подарки!»
  • Дайте ребенку игрушки и предложите упаковать их в фольгу. Покажите ребенку, как это делается. Обратите внимание на то, что фольгу нужно плотно прижимать к предмету, тогда она примет его форму.

Игра «Кукла Катя пришла в гости».

Материал: кукла, салфетка, кукольная мебель (стол, стул, кровать), кукольная посуда (кружка, тарелка, ложка, поднос), кукольные спальные принадлежности (простыня, подушка, одеяло).

Методика проведения:

  • На столе кукла, накрытая салфеткой. Педагог привлекает внимание ребенка к игрушке: «Кто к нам пришел в гости? Посмотри, кто это? Это кукла Катя. Она хочет кушать. Давай её покормим».
  • Педагог предлагает ребенку накрыть на стол для куклы, выбрать необходимые предметы, выполнить действия с ними, посадить куклу за стол и угостить чаем.
  • Педагог предлагает ребенку убрать посуду со стола, комментирует действия: «Мы ставим на поднос тарелку, чашку, ложку».
  • Педагог: «Кукла Катя устала и хочет отдохнуть. Положи её спать». Предлагает ребенку выбрать необходимые предметы, выполнить действия с ними.  
  • После выполнения задания педагог спрашивает: «Кто приходил в гости? Что мы делали? Кто угощал чаем? Кто спать укладывал?».

Упражнение «Будь внимателен».

Материал: ящик, склеенный из 3 спичечных коробков свободно выдвигающихся, мелкая тарелка.

Методика проведения:

  • Педагог: «… (имя ребенка), во что положим кашу? Где же тарелка? Посмотри в ящике!».
  • Ребенку дается весь ящичек. Педагог показывает, как выдвигается один ящик. Затем ребенок выдвигает остальные ящики самостоятельно. Педагог говорит и показывает: «Пусто!», «Вот тарелка!».
  • Педагог предлагает поиграть в прятки. В один из коробков на глазах ребенка прячется тарелка, ребенок должен найти её.
  • Затем педагог предлагает ребенку положить кашу в тарелку, предварительно дает на выбор карандаш, веревочку, ложку и спрашивает, чем положить кашу.
  • Когда ребенок выберет нужный предмет, положит кашу в тарелку, педагог хвалит ребенка.

Упражнение «Варим кашу».

Материал: кукла, ложка, карандаш, веревочка, детская кастрюлька с горошком.

Методика проведения:

  • Педагог предлагает варить для куклы  гороховую кашу. Достает детскую кастрюльку с горошком и «нечаянно» рассыпает на пол: «… (имя ребенка), горох рассыпался, помоги собрать горошек в кастрюльку».
  • Педагог показывает ребенку, как правильно собирать горошек (щепотью): «Молодец, … (имя ребенка), берет пальчиками каждую горошину. Вот так. Мы сейчас будем варить кашу».
  • После того как горошины собрали в кастрюльку, педагог предлагает ребенку на выбор карандаш, веревочку, ложку и спрашивает, чем размешивать кашу. Рассматривают каждый предмет, его свойства и назначение.
  • Когда ребенок выберет нужный предмет, педагог показывает движения размешивания «каши» ложкой, приговаривая: «Ах, вкусная каша получилась у … (имя ребенка)! На, … (имя ребенка), корми сам куклу!»

Упражнение «Порядок в комнате».

Материал: коробки для кубиков, кубики желтого и красного цветов.

Методика проведения.

  • Педагог обращает внимание ребенка на беспорядок – кубики разбросаны по ковру: «Надо навести порядок, кубики разложить по коробкам: желтые кубики класть в желтую коробку, красные кубики – в красную коробку».
  • Ребенку дается возможность действовать самостоятельно.
  • Педагог  обращает внимание, что в комнате порядок, спрашивает: «Кто навел порядок в комнате?». Педагог помогает ребенку назвать свое имя и хвалит ребенка.

Литература.

  1. Найбауэр А.В., Куракина О.В. Мама-рядом. Игровые сеансы с детьми раннего возраста в центре игровой поддержки развития ребенка: Методическое пособие.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 336 с.
  2. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие.- М.: Мозаимка-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003.- 168 с.
  3. Стребелева Е.А. Игры и игровые задания для детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья: практическое пособие.- М.: ИНФРА-М, 2020.- 148 с.
  4. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. Для педагога-дефектолога.- М.: Издательсво ВЛАДОС, 2019.- 180 с.
  5. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста 1-3 года: [метод. Пособие для педагогов дошкольных организаций и родителей].- М.: Издательство ВЛАДОС, 2017.- 269 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ориентируемся в пространстве вместе с малышами. Игровые задания для детей с нарушениями зрения

В данной консультации родителям детей с нарушения ми зрения предлагаются веселые и занимательные игры для обучения простейшим элементам ориентации в пространстве и "схеме" собственного тела....

Игровые задания для детей старшего дошкольного возраста по ПДД

Представленные задания предназначены для совместной работы взрослого с детьми по обучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения...

Игровые задания для детей

Закрепление с детьми понятий «левый» «правый», "один", "много"...

Сценарий праздника "Ты талантлив" для проведения 1 сентября. Содержит игровые задания для детей.

Данный материал поможет педагогам быстро подготовить и провести встречу с воспитанниками в первый день их пребывания в детском саду. Возрастная категория 4-7 лет. Не требует подготовки и выступления д...

Школа юных пешеходов Игровые задания для детей 5-7 лет по правилам дорожного движения

Тетрадь "Школа юных пешеходов" можно использовать для индивидуальной работы с ребенком и для работы с родителями....

"Картотека игр и игровых заданий для детей 4-5 лет"

Картотека игр и игровых заданий для детей 4-5 лет...

ПАМЯТКА ДЛЯ ВАС РОДИТЕЛИ «Роль семьи в воспитании речи детей. Игры и игровые задания для детей дома».

  Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. В...