Развитие коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями с использованием игровой терапии
методическая разработка по коррекционной педагогике

Беляева Ксения Александровна

При отставании в развитии речи у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, что затрудняет взаимоотношения между индивидом и обществом. Эта проблема требует особого подхода к организации коррекционно-развивающей работы с учетом общих, специфических и индивидуальных особенностей детей. Игра может выступать в качестве ведущего метода коррекционно-развивающего воздействия на ребенка  и средства формирования навыков взаимодействия детей с педагогами и друг с другом.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями с использованием игровой терапии

Семушина Анна Леонидовна, Беляева Ксения Александровна

педагоги-психологи муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения городского округа «Город Архангельск» Детский сад комбинированного вида №186 «Веснушка»

Аннотация: При отставании в развитии речи у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, что затрудняет взаимоотношения между индивидом и обществом. Эта проблема требует особого подхода к организации коррекционно-развивающей работы с учетом общих, специфических и индивидуальных особенностей детей. Игра может выступать в качестве ведущего метода коррекционно-развивающего воздействия на ребенка  и средства формирования навыков взаимодействия детей с педагогами и друг с другом.

Ключевые слова: дошкольники, коммуникативное развитие, игровая терапия, речевая активность, коммуникативные навыки, взаимодействие, общение

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста является важным условием нормального психического развития ребенка. Коммуникативная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сфер, что особенно значимо для коррекции недостатков развития общения у детей с особыми образовательными потребностями.

Различные ограничения здоровья оказывают негативное влияние на формирование и развитие коммуникативной деятельности дошкольников.

Коммуникативные способности у детей с ограниченными возможностями имеют свои отличительные особенности. Как правило, такие дети с трудом идут на контакт, общение и взаимодействуют они с очень, очень близкими им людьми. У детей с отклонениями в развитии часто наблюдаются нарушения в развитии психических процессов, отклонения в умственном развитии и нарушения в эмоционально-волевой сфере. Все эти факторы развития мешают ребенку полноценно выстроить взаимодействия с окружающими. Они часто замыкаются в себе, сторонятся детей и взрослых, предпочитают молчать при обращении к ним не только на занятиях, но и в свободной деятельности и общении. Часто у таки детей наблюдается высокий уровень тревожности, что может проявляться не только замкнутостью, но и агрессивностью по отношению  к окружающим.

Основные направления развития начальных навыков общения у детей дошкольного возраста

  • Развитие умения входить в контакт, вести диалог;
  • Преодоление стеснения в общении
  • Развитие навыков невербального общения
  • Развитие внимания, интереса к партнеру по общению;
  • Развитие навыков взаимодействия детей в группе;

Для возникновения и развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста нужна специальная организованная  взрослым игровая ситуация, в которой дети приобретают опыт взаимодействия.

 Как известно, игра – это самая важная деятельность ребёнка. Дети более полно и непосредственно выражают себя в игре, которая является для них средством коммуникации. Вся коррекционно-развивающая работа с такими детьми должна осуществляться посредством игровой деятельности и игрового взаимодействия.

Недирективная игровая терапия — это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию.

Главный принцип игровой терапии, центрированной на ребенке (ИТЦР), – не действовать, а просто находиться рядом с ребенком. Для психолога важным условием становится создание атмосферы дозволенности для раскрытия самореализации ребенка. Сутью данного метода становится концентрация не на проблеме, а на самом ребенке, доверии его внутренним силам. Она позволяет ребенку быть самим собой, чувствовать безопасность, проявлять различные чувства; для него становится возможным обрести контроль над ситуацией и с помощью игры ослабить напряжение. Игрушки заменяют ребенку слова, а сама игра позволяет выразить то, что находится внутри его психики и не всегда находит выход.

Работа по развитию коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями при использовании такого метода строиться в несколько этапов:

  1. Сначала для ребенка просто создаются условия для  игровой деятельности. Это может быть кабинет психолога с различными наборами игрушек, которые ребенок может использовать в своей деятельности. На этом этапе психолог ставит задачи установления контакта, построения доверительных отношений, обретения ребенком чувства некоторого контроля над ситуацией и своими переживаниями.
  2. Второй этап, когда ребенок начинает озвучивать свои действия, что он делает, как разворачивается хотя бы минимальный сюжет.
  3. На третьем этапе ребенок позволяет нам участвовать в своей игре. Он сам предлагает игрушки, чем будет играть психолог и пытается объяснить, какими будут игровые действия взрослого. Таким образом, взрослый становится партнером ребенка в игре.
  4. На четвертом этапе мы предлагаем ребенку пригласить кого-нибудь из группы, чтобы поиграть вместе. Здесь важно, чтобы ребенок сам выбрал себе партнера. Психолог снова занимает наблюдательную позицию. Воздействие минимально. У ребенка начинают формироваться новые социальные навыки. В следующую встречу по желанию ребенка мы может менять партнера по игре.
  5. Игровая деятельность на пятом этапе переходит в группу. Здесь мы создаем условия для развития игры в парах – тройках с другими детьми, для того, чтобы у ребенка расширялся диапазон игровых навыков и социального взаимодействия.

Использование элементов игровой терапии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями позволяет создать комфортную эмоциональную атмосферу в процессе взаимодействия с психологом и с другими детьми. В процессе игры важно способствовать установлению непринуждённых, дружеских отношений.

Результатам  использования данного подхода в развитии коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями является:

- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Используемые источники:

  1. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./Предисл. А. Я. Варга. —— М.: Международная педагогическая академия, 1994. — 368 с.
  2. Экслайн Вирджиния Игровая терапия  - М: Изд-во Института Психотерапии, 2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей с особыми образовательными потребностями"

Формирование культурно-гигиенических навыков (КГН) и навыков самообслуживания представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребёнка. Ребенок совместно со взрослым достигает у...

Развитие полисенсорных способностей у детей с особыми образовательными потребностями

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. П...

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ В ДОУ"

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как буде...

Картотека коммуникативных игр для детей с особыми образовательными потребностями

Игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умения слушать и слышать другого человека, развитие эмоциональной сферы.Коммуникативные навыки развиваю...

«Формирование вокально-хоровых навыков у детей с особыми образовательными потребностями»

В современном обществе гораздо больше внимания стало уделяться воспитанию и развитию детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта категория детей стала более открытой и доступной в общении. В свя...

«Развитие чувства ритма у детей с особыми образовательными потребностями» Мастер-класс для педагогов

Поглощай «музыкальную» энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Работа с особенными детьми даёт возможно...

«Изотерапия как эффективное средство развития тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями в работе педагога-психолога»

Материал для педагогов-психологов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями посредствам сенорной интеграции....