«Развитие чувства ритма у детей с особыми образовательными потребностями» Мастер-класс для педагогов
консультация

Зарубина Ирина Георгиевна

Поглощай «музыкальную» энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. Работа с особенными детьми даёт возможность взять за основу развитие чувства ритма и через правильные ритмы помочь увеличить словарный запас, способность слушать и усваивать информацию, установить гармонию во взаимодействии психических и физических функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_chuvstvo_ritma.docx397.64 КБ

Предварительный просмотр:

                        «Развитие чувства ритма у детей с особыми

                        образовательными потребностями»    

                           Мастер-класс для педагогов                                    

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование музыкальных произведений с правильными ритмами в практике.

 Задачи:

- познакомить участников мастер-класса с музыкальными произведениями, применяемыми на музыкальных занятиях и в индивидуальной работе при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах;

- способствовать овладению педагогами способами звукоизвлечения и навыками игры на различных детских музыкальных инструментах;       

- упражнять в соотнесении ритма с ритмом музыкального произведения.

                                                                         Музыкой представить можно

                                                                         Всё, что жизнь тебе даёт –

                                                                         И шагать и петь всем дружно,

                                                                         Ритмом измеряя ход.

«Музыка - необходимый душевный атрибут человеческого существования» - так говорил Аристотель. «Дело искусства – сохранять душу» – это слова нашего современника В. Распутина.

Для ребенка, а в частности, с особенностями развития музыка - это неиссякаемый источник гармонии, здоровья, развития способностей и душевного равновесия. Музыка предоставляет возможность включиться в многообразные контакты с окружающим миром. Поглощай «музыкальную» энергию, и она нормализует ритм нашего дыхания, пульс, артериальное давление, температуру, снимает мышечное напряжение. 

Правильно подобранная мелодия оказывает благоприятное воздействие на больных людей и ускоряет выздоровление. И в этом процессе важную роль играет ритм - одна из составляющих музыки. 

Слушание фрагментов пьес «Избушка на курьих ножках» И.П. Мусоргского «Зимние грёзы» П.И. Чайковского и Эльфы Э. Грига,

Одна сбивчивая и суетливая, другая – спокойная, приветливая.

По мнению психологов, воздействие музыки на психику человека связано с совпадением или несовпадением ее ритма с внутренними ритмами человека и его собственным энергетическим полем.

Работа с особенными детьми даёт возможность взять за основу развитие чувства ритма и через правильные ритмы помочь увеличить словарный запас, способность слушать и усваивать информацию, установить гармонию во взаимодействии психических и физических функций. Развитие чувства ритма используется во всех видах музыкальной деятельности (песне, в движении, дидактической и подвижной игре, игре на музыкальных инструментах)

Из опыта своей работы сделала выводы, что правильные ритмы донести до ребёнка с нарушением интеллекта лучше всего через игру на инструментах. Этот вид деятельности вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает слуховое восприятие. Музыкальные инструменты привлекают своим внешним видом, формой, звучанием. Этот вид деятельности открывает перед детьми новый мир звуков, помогает познавать окружающую действительность с помощью выразительных свойств звука. Инструментальное музицирование это продуктивная деятельность детей, которая организовывает в одной деятельности, развивает умение участвовать в коллективе сверстников, развивает моторику рук. Основное назначение музицирования – проявление и развитие музыкальных способностей ребенка, но в нашем случае музицирование поможет детям установить гармонию во взаимодействии их психических и физических функций.

Для игры на инструментах подбираю произведения ритмичные, с чёткими фразами, со сменой частей музыки. Имея даже небольшой музыкальный опыт (музыка на утренней гимнастике и физкультурном занятии, в группе), дети могут предслышать окончания музыкальных фраз, и самостоятельно могут поменять способ игры на инструменте или сменить группу инструментов. При знакомстве с инструментами впервые, показываю сам инструмент, как звучит, способ игры на нём. Когда дети приходят в д/сад они уже знают бубен, погремушку, некоторые, барабан, колокольчик (эти предметы покупают родители). Здесь мы следим за правильностью способов игры, знакомим с металлофоном и как правильно держать молоточек.

Музыкальный опыт у нас уже есть, как играть на инструментах мы знаем, остаётся поиграть в игры детей.

Игра «Угадай-ка»

(за ширмой инструменты: бубен, ложки, деревянные палочки, кубики, колокольчик, трещотки, маракас, треугольник, барабан. Играю на любом инструменте, педагоги отгадывают). 

C:\Users\Evgeniy\Pictures\Screenshot_20220217_111930_com.huawei.himovie.overseas (2).jpg

Игра «Поиграем в музыкантов»

Музыка «В траве сидел кузнечик» (минусовка)

(Педагоги разбирают инструменты: ложки, трещотки, кубики, деревянные палочки. Играем I вариант – на смену частей музыки меняем способ игры на инструментах. II вариант – делим оркестр на две подгруппы и на смену частей музыки меняем группу инструментов)

Играем оркестром.

 «Детская полька» П. Чайковского в записи

В музыке есть сильная и слабая доли, бубны играют сильную долю, кубик  - слабую. Распределяю группы инструментов. Играем по дирижёрскому жесту.  

Вступление. Слушают.

I – бубны ударами на сильную долю, слабую долю – кубики

II – колок-ки, треугольник четвертными, сильная доля бубны, слабая доля кубики.

III (как I) – Бубны и кубики частые удары. барабан удар на счёт 8.

IV – колок-ки. Треуг-к: 2 удара на счёт 7-8. Бубны и кубики четвертными.

  C:\Users\Evgeniy\Pictures\IMG-20220216-WA0000.jpg  C:\Users\Evgeniy\Pictures\Screenshot_20220217_150320_com.huawei.himovie.overseas (2).jpg

Когда у детей накоплен опыт слушания программных произведений использую рассказ иллюстрированный музыкой. (Рассказ «Таня»:   спать – колокольчик, гулять – бубен, Зайчик – треугольник, медведь – барабан)

Творчество педагогов.

(Педагоги берут любой понравившийся инструмент, слушают музыку и играют на своё усмотрение)

Оркестр Поля Мориа                «Неаполитанский танец»

Сегодня вы на себе почувствовали произведения с правильными и не правильными ритмами. Попробовали себя в роли музыкантов, побывали на месте детей, можете понять и представить их ощущения к инструментам и впечатления от музыки. Желаю смело применять в своей практике музыкальные произведения с правильными ритмами.

Методический материал.

  1. Выставка дидактических игр на развитие чувства ритма для использования в музыкальном центре в группе.

                           C:\Users\Evgeniy\Pictures\IMG_20220217_161156.jpg

«Ритмическое лото»

«Весёлые ладошки»

«Кто как идёт» Г. Левкодимова

«Петушок, курочка, цыплёнок» Г. Левкодимова

«Что делает мишка» (спит-ходит)

«Подумай и отгадай» (мишка, зайчик, птичка)

  1. Используемые произведения:

«Мишка с куклой»

«В траве сидел кузнечик»

Поль Мориа

«Неаполитанский танец» П. Чайковского

«Приседай» минусовая фонограмма из репертуара I мл.гр.

«Летка-енка»

  1. Развивающая среда.

Имеющиеся инструменты: колокольчики, погремушки, бубен, барабан, ложки, треугольник, маракасы, бубенцы, деревянные палочки, кубики, металлофон, свирель, трещотки. Самоделки: колпачки, трубки

Нет: ксилофон, кастаньеты, тарелки детское пианино, музыкальная шкатулка, гармошка-игрушка, музыкальные игрушки (волчки, молоточки).

Немофоны: пианино, балалайка, гармошка, 

          Д/и «Петушок, курочка, цыплёнок»

Цель. Упражнять в различении трёх ритмических рисунков, условно соответствующих ритму звучания.

Описание. Изображение петуха, курицы, цыплёнка для фланелеграфа или магнитной доски и карточки с ритмическим рисунком соответствующим изображениям. Песенки Г. Левкодимова «Петушок», «Курочка», «Цыплёнок» или другие знакомые произведения.

Ход. Поочерёдно выставить на фланелеграфе или магнитной доске картинки домашних птиц, напомнить соответствующую песню и ритмический рисунок. «Кто клюёт зёрна?». Показать картинку птицы. При последующем знакомстве с игрой дети сами показывают указательным пальчиком картинку птицы соответствующей песне.

                       Д/и «Кто как идёт?»

Цель. Развитие ритмического, звуковысотного, динамического восприятия произведений.

Описание. Карточки и изображения различных животных. Музыкальные произведения «Лиса», «Медведь», «Волк» Г. Левкодимова, «Птица и птенчик», и другие соответствующие набору изображений животных.

Ход. Поочерёдно выставить на магнитной доске картинки, с которыми сегодня знакомим, напомнить песню и ритмический рисунок соответствующий данному животному. «Кто идёт?», показать на эту картинку. При последующих занятиях пригласить детей показать картинку соответствующую произведению.

                       «Подумай и отгадай»

Цель. Упражнять в различении трёх ритмических рисунков.

Описание. Карточки с изображением медведя, зайца и птички по числу детей. Музыкальные произведения «Зайчик» М. Старокадомского, «Медведь» В. Ребикова, «Воробушки» М. Красева. Или по усмотрению педагога.

Ход. 1 вариант игры. Детям раздают по одной карточке. На фортепиано или в записи звучит одна из мелодий. Дети узнают её и поднимают только ту карточку, какое произведение прозвучало.

2 вариант. У детей может быть две карточки с разными животными, поднимают нужную.

                          «Что делает мишка?» 

Цель. Упражнять детей в восприятии и различении акцента в двух ритмических рисунках.

Описание. Детям раздают по одной карточке с рисунком – мишка спит или мишка танцует. Звучит произведение по усмотрению музыкального руководителя. Дети узнают что делает мишка и показывают соответствующую картинку.

Музыкальные произведения.

«Спи, мой Мишка» Е. Тиличеевой;              «Ах вы, сени» р.н.м.

«Колыбельная» В. Агафонникова;               «Полянка» р.н.м.

«Баю-баю» М. Красева                                  «Как у наших у ворот» р.н.м.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие полисенсорных способностей у детей с особыми образовательными потребностями

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. П...

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Мастер класс для педагогов ДОУ по развитию чувства ритма в повседневной жизни детей....

Мастер класс с педагогами ДОУ № 30 «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста на занятиях по физической культуре по методике К. Орфа»

Подготовила: инструктор по физической культуреМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской области Бородулина Татьяна Николаевна...

"РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В УСЛОВИЯХ КОМБИНИРОВАННОЙ ГРУППЫ В ДОУ"

laquo;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как буде...

Мастер - класс для педагогов " Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"

Знакомство педагогов с опытом использования  упражнений, речевых игр, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма....

Развитие коммуникативных навыков у детей с особыми образовательными потребностями с использованием игровой терапии

При отставании в развитии речи у ребенка возникают проблемы, связанные с вербальным общением, что затрудняет взаимоотношения между индивидом и обществом. Эта проблема требует особого подхода...

«Изотерапия как эффективное средство развития тактильного восприятия у детей с особыми образовательными потребностями в работе педагога-психолога»

Материал для педагогов-психологов по работе с детьми с особыми образовательными потребностями посредствам сенорной интеграции....