Мастер - класс для педагогов " Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Цепкова Ольга Григорьевна

Знакомство педагогов с опытом использования  упражнений, речевых игр, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_master-klass.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

                                  Мастер-класс для педагогов

      «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: Знакомство педагогов с опытом использования  упражнений, речевых игр, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.

Задачи:

- Представить педагогам приёмы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

- Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.

Используемый материал:

Связка ключей, целлофановый пакет, лист бумаги А4, шар воздушный, два карандаша, 4 пластиковых тарелочки, 4 конфеты.

Структура мастер-класса:

1. Теоретическая часть:

Введение в тему о важности развития чувства ритма дошкольников.

2. Практическая часть – занятие с педагогами  с показом эффективных приёмов развития чувства ритма.

3. Рефлексия – итог мастер – класса.

1. Вступительное слово.

Итак, что же такое ритм? Ритм- чередование различных звуков. Если чувство ритма несовершенно - у ребенка слаба развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована.  Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Существует мнение, что развить его невозможно, так оно является врожденным. Но современные исследования и практическая деятельность педагогов-музыкантов доказали обратное. Самое главное, это начать как можно раньше. Я использую речевые и музыкальные игры, пальчиковую гимнастику, ритмические упражнения.  Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в слушании, в пении, в музыкально – ритмических движениях, в игре на музыкальных инструментах.

2. Практическая часть.

    Уважаемые коллеги, члены жюри! Много лет я работаю музыкальным руководителем в детском саду. Моя работа связана с детьми, и поэтому во мне так и живёт до сих пор маленький ребёнок. И сегодня мне бы хотелось, чтобы каждый из вас разбудил в себе ребёнка.

     Скажите, пожалуйста, вы любите музыку? (ответы) А как вы думаете, без чего не может существовать музыка? Без ритма, совершенно верно! Я часто задавала себе вопрос: как же помочь ребёнку слушать музыку, двигаться под музыку разного характера, ритмически верно исполнять музыку. Сегодня я хочу познакомить вас с некоторыми приёмами, которые я использую в своей практике. Послушайте, пожалуйста, музыку, и попробуйте определить жанр этой композиции.

Звучит фонограмма вальса. Ответы участников.

Совершенно верно, это звучит вальс. А вальс – это танец, движения которого плавные, кружащиеся. В вальсе мы слышим трёхдольный ритм. На счёт раз – сильная доля, на два, три – слабая доля, которая как бы зазывает нас к лёгкости кружения в вальсе.  Предлагаю вам прохлопать ритм вальса. В своей практике часто применяю различные виды хлопков. Для начала попробуем прохлопать ритм просто в ладоши.

Под музыку участники выполняют прохлопывание ритма мелодии.  Затем предлагаю следующие варианты: на 1 – в ладоши, на 2,3 – по коленям, далее на 1 – по локтю, 2,3 – по другому локтю, на 1 – щелчки, на 2,3 – ногами. Вот так вот, с помощью приёма, который называется «звучащие жесты», нам удалось уловить трёхдольный ритм.

Не менее интересным, и развивающим,  я считаю приём, который можно назвать «Речевые игры с использованием музыкальных инструментов», где речь озвучивается инструментами и шуршащими звуками. Предлагаю вам озвучить стихотворение «Снежный оркестр». Для этого я приготовила традиционные инструменты и не традиционные.

(Участники разбирают инструменты)

Летят, летят снежиночки:           играют на металлофоне,

Динь-динь, дон-дон, дан-дан.

Снежиночки – пушиночки:        играют на треугольнике.

Динь-динь, дон-дон, дан-дан.

Их ветерок покружит,                 шуршат целлофановым мешком

С метелью их подружит.

Поют, поют снежиночки:            играют на металлофоне

Динь-динь, дон-дон, дан-дан.

Им подпевают льдиночки:

Динь-динь, дон-дон, дан-дан.     играют на треугольнике.

Тут Дедушка Мороз 
Динь-динь, дон-дон, дан-дан
.     шлепки по бумаге

Их вдаль с собой унёс.

Упражнение «Лови  ритм»

В последнее время, я часто использую приёмы не столь традиционные. В интернет – ресурсах, участвуя, во всевозможных вебинарах, я почерпнула для своей работы много познавательного. И детям, конечно же, интересны такие практики. Одну из подобных  практик, мы сейчас с вами и опробуем. Этот приём, кроме чувства ритма, развивает ещё внимание и мышление.

Для этого упражнения нам нужны 4 пластиковые тарелочки, 4 конфеты. Конфеты обозначают хлопки, а тарелочки – удар по столу. Итак, давайте попробуем сначала без музыки, а уже потом с аккомпанементом.

Варианты:

1. Одна конфета в крайней тарелке;

2. Добавить ещё одну конфету в первую тарелку;

3. По две конфеты в крайних тарелках;

4. По одной конфете в каждой тарелке.

Не менее значимым в работе по развитию чувства ритма, я считаю игру

«Ритмичные шары»

Для выполнения этого упражнения сегодня я предлагаю вам воздушные шары и два карандаша для отстукивания ритма. Вы не представляете, какой восторг вызывает их применение в работе с детьми. Давайте и мы сейчас станем такими же детьми.

И в заключение моего мастер – класса, хотелось бы вас попросить потанцевать со мной. Но танцевать мы будем также для развития чувства ритма. Такой приём способствует ещё и развитию раскрепощения у детей, координации, ориентировки в пространстве. Развивает ритмическое и слуховое внимание через танцевальные движения. А танцевать мы будем с пластиковыми тарелочками.

Упражнение – танец «Часики»

Итог мастер – класса:

Уважаемые коллеги! Вот и закончилось занятие. Вы были благодарными слушателями, активными участниками. Мне было очень приятно с вами работать! Скажите, пожалуйста, а что из всего предложенного мной, вам понравилось больше всего? Что вам дал мастер – класс?  Для меня, например, заряд новой эмоциональной энергии! Я хочу попросить вас улыбнуться сейчас друг другу и поаплодировать себе за хорошую работу!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр"

С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи, придумывать сказки и рассказы....

Мастер – класс для педагогов «Развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста через дидактические игры»

Организуя сотрудничество, педагоги должны помнить о самой главной идее обучения - учиться вместе. Обучениние в игре - самый эффективный способ достижения результата....

Мастер-класс для педагогов "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Целью данного мастер-класса является  ознакомление педагогов ДОУ с опытом работы по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"

Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. В нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Двигательн...

Консультация для педагогов "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"

Совмещение игры на музыкальных инструментах с музыкально-ритмическими движениями...