Мастер - класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель мастер-класса: Знакомство воспитателей с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
• Представить воспитателям приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 18.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: Знакомство воспитателей с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
Задачи:
• Представить воспитателям приемы развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства.
• Убедить педагогов в важности и целесообразности развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Используемый материал: фигуры (круг, треугольник, квадрат), карточки цвета, детские музыкальные шумовые инструменты карточки с изображение музыкальных инструментов; карточки с изображением нот.
Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов ДОУ по использованию различных приемов для развития ритмического чувства у детей дошкольного возраста.
Структура мастер-класса:
1. Теоретическая часть:
«Вступительное слово по теме «Важность развития чувства ритма у детей дошкольного возраста»
2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма.
3. Рефлексия – итог мастер-класса
1. Теоретическая часть
Ритм - чередование различных длительностей звуков в музыке
Чувство ритма – это способность активно переживать музыку, чувствовать эмоционально выразительность музыкального ритма и точно его воспроизводить.
Если чувство ритма несовершенно - у ребенка слабо развита речь, она невыразительна либо слабо интонирована. Развитие чувства ритма способствует развитию речи, помогает более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка.
Из всех музыкальных способностей чувство метроритма развивается сложнее всего. Самое главное, это начать как можно раньше.
В основе разработок педагогов лежит идея об интеграции движения и его эмоционально окрашенной для ребёнка игровой деятельности.
Ритм присутствует во всех моментах музыкального занятия: в пении, слушании, танцах, музыкально-ритмических движениях, в ритмических играх с музыкальными инструментами.
Есть перечень игр.
I. Игры на освоение музыкального языка и музыкальной грамоты.
1) Словесно - ритмические игры:
- Игры с именами («Назови и прохлопай своё имя», «Назови и прохлопай имя своего друга»). Хлопки можно заменить другими движениями - притопами, ударами кулачков, шлепками по щекам и т.д.
- Игры по типу «Вопрос - ответ».
(педагог задаёт вопрос, а ребёнок с помощью звучащих жестов и речевых формул должен на него ответить).
- Ритмическое озвучивание стихов. Отхлопывать по показу педагога сильную долю, метр, ритм стихотворения. Можно добавить к хлопкам комбинацию из звучащих жестов (хлопки, шлепки).
2) Ритмические игры с предметами:
- С деревянными палочками, кубиками, картинками, различными видами театральной куклы (прохлопать, простучать то, что изображено на картинке в соответствии со слогами и логическим ударением, выделяя ударение более долгим звуком).
- Чтение ритмических цепочек и партитур.
II. Игры, направленные на восприятие и воспроизведение ритма в движении.
1) Игры со звучащими жестами (ладошками, щелчками, шлепками, притопами).
2) Игровой массаж (выполнение массирующих движений в соответствии с ритмом стихотворения);использовали как самомассаж и массаж в парах;
3) Логоритмические игры, где ритмичное выполнение движений вместе с проговариванием текста направлено на отработку определённых звуковых навыков и закрепление правильного звукопроизношения.
4) Пальчиковые игры в которых определённые движения пальчиками должны соответствовать ритму стихотворения или музыкальному сопровождению.
5) Ритмические танцы.
2. Практическая часть
Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма. Чтобы проведение игр состоялось, приглашаю всех пройти в центр зала. Давайте встанем в красивый круг и поздороваемся под веселую песенку
Речевая игра «Здравствуйте, ладошки»Л. Хасмитуллиной
Цель: воспитание речевой и двигательно – ритмичной активности
-Здравствуйте, ладошки! - хлоп, хлоп, хлоп!
-Здравствуйте, ножки - топ, топ, топ!
-Здравствуйте, щечки - плюх, плюх, плюх! хлопки по щечкам
-Здравствуйте, губки - чмок, чмок, чмок! поцелуйчики
-Здравствуйте, зубки – ам, ам, ам
-Здравствуй наш носик - бип, бип, бип! показываем пальчиком носик
-Здравствуйте, малышки — всем привет! машем ручками
Посмотрите, ребята, наше веселое настроение перенесло нас на чудесную музыкальную поляну. Здесь очень много интересного и везде слышны музыкальные ритмы.
Слышите птенчики пищат
Снами поиграть хотят.
Ритмическая игра «Цыплята»
Цель: Учить детей выполнять ритмические движения по показу педагога. Развивать чувство ритма.
Цыпы по лесу гуляли, Дети, глядя на педагога,
Цыпы зёрнышки искали. стучат указательными пальцами
Клю-клю, клю-клю– хлопают медленно,
Так я зёрнышки клюю. четвертными длительностями.
Вышла Маша на дорожку, Отстукивают ритм восьмыми.
Накрошила цыпам крошки.
Клю-клю-клю-клю, клю-клю-клю –
Быстро зёрнышки клюю. (М. Картушина)
Игра «Отстучи ритм по рисунку»
Цель: учить детей отстукивать ритм, соблюдая паузы.
Педагог показывает детям фигуры и дети зависимо от фигуры хлопают, топают определенный ритм.
Вот вам новая игра-
В ритме говорить слова.
Как узнаешь инструмент
Называй в тот же момент.
Игра «Ритмослов»
Цель: знакомство с музыкальными длительностями; развитие чувства ритма детей; закрепление знания музыкальных инструментов
Игровой материал: карточки с изображение музыкальных инструментов; карточки с изображением нот
Рефлексия
Цель: Закрепление полученных знаний в процессе развития чувства ритма
Наше путешествие закончилось. Прошу вас из предложенных карточек выбрать цвет, это будет эмоция, которую вы испытали во время нашего путешествия.
Библиографический список
1. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. –М.,: Просвещение, 1981.
2. Новоскольцева И., Каплунова И. Этот удивительный ритм. Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений.-Изд.-во «Композитор. Сакт-Петербург» , 2005.
3. Рокитянская Т.А. Воспитание звуком. Музыкальные занятия с детьми от 3 до 9 лет./ Ярославль: Академия развития, 2006.
4. Т.Рокитянская «Музыкальная грамота в образе и движении». 13/2003г. «Дошкольное образование».
5. М.Александровская «Каждый ребенок – музыкант». 13/2001 г. «Дошкольное образование».
6. Т.Э.Тютюнникова «Движение и музыка». 4/1999г. «Дошкольное воспитание».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс для педагогов "Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через использование развивающих игр"
С самого раннего детства можно научить ребенка системно думать, решать логические задачи, придумывать сказки и рассказы....

Мастер- класс для педагогов «Развитие физических качеств у детей дошкольного возраста по методике игрового стретчинга».
мастер класс...

Мастер - класс для педагогов " Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста"
Знакомство педагогов с опытом использования упражнений, речевых игр, музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма....

Консультация для педагогов "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на детских музыкальных инструментах"
Ритмическая способность является одной из универсальных базовых способностей человека. В нашем организме ритмично работают сердце и лёгкие, мозговая деятельность подчинена множеству ритмов. Двигательн...

Мастер-класс для педагогов"Развитие чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста".
для музыкальных руководителей...
Консультация для педагогов "Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста в процессе игры на музыкальных инструментах"
Совмещение игры на музыкальных инструментах с музыкально-ритмическими движениями...

Мастер - класс для педагогов «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»
Цель мастер-класса: Знакомство воспитателей с опытом использования упражнений, речевых игр, пальчиковой гимнастики и музыкальных игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.Задачи:• Предст...
