Главные вкладки

    Развитие полисенсорных способностей у детей с особыми образовательными потребностями
    методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

    Аппакова Анна Викторовна

    Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word_8.docx17.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мир входит в сознание человека лишь через дверь органов внешних чувств.

    Если она закрыта, то он не может войти в него, не может вступить с ним в связь.

    Мир тогда не существует для сознания.

    Б. Прейер

    Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. В условиях интенсивного развития инновационных процессов в образовании возрастает потребность в формировании и развитии творческой личности ребенка-дошкольника. Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере зависит от его сенсорного развития. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Была разработана система сенсорного развития дошкольников.

    Для того чтобы избежать многих проблем, способствовать плавному переходу во взрослую жизнь, а главное воспитать творчески развитую личность необходимо внедрение различных технологий в процесс обучения. В нашем детском саду активно используется полисенсорная технология.

    Полисенсорность – использование одновременно двух или более сенсорных органов чувств.

    Ее цель – решение задач сенсорного воспитания дошкольников в условиях детского сада на полисенсорной основе. Сенсорное развитие дошкольника должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира и осуществляться на полисенсорной основе путем использования "жизненной обстановки" в целом – помещений детского сада и его территории.

    Были поставлены следующие задачи:

    - развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

    - развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, микро и макромоторику воспитанников;

    - повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников;

    - повышать уровень компетентности по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников у педагогов.

    Сенсорное воспитание детей осуществляется через разные формы работы:

    занятия "Предметный мир (ознакомление с окружающим) " ;

    - «В лесу. Дикие животные» (путешествие в волшебных очках) ;

    - «Новогодний праздник. Белая сказка» (ориентировка в пространстве) .

    занятия "Помощники, которые всегда с тобой" ;

    Примерная тематика занятий:

    - «Город мастеров. Радуга в бутылке»(бумага, мел, соль, пластиковые бутылочки) ;

    - «Внимательные ручки и чудесный мешочек» (природный материал) .

    игры-экспериментирования на развитие всех видов восприятия;

    Примерные игры-экспериментирования

    - игры со светом "Пускаем солнечные зайчики", "Подаем сигналы фонариками",

    - игры с водой (окрашивание воды и получение нового цвета путем смешивания разных цветов в различных пропорциях) ;

    - игры со стеклом ("Мир в цветном стекле" (рассматривание окружающего через стекла разного цвета) ; игры с увеличительным стеклом;

    Каждое занятие включает несколько видов деятельности, сменяющих друг друга: это беседа, игра, индивидуальные игровые задания или дидактические игры.

    Все мероприятия проходят в кабинете дефектолога. Занятия, представляющие собой особое игровое развивающее пространство, которые побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, с родителями, с окружающим миром. Дошкольники узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с ним, обогащают свой чувственный опыт. При этом, дети самостоятельно применяли полученные знания в организации собственной деятельности. Следует отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки.

    Успешное развитие детей зависит и от уровня подготовки педагогов. Поэтому на базе нашего детского сада ежеквартально проводятся лектории, «круглые столы», подготовка консультаций для повышения уровня знаний педагогов.

    В работе с родителями используются разнообразные формы, обобщенные темой "Сенсорное воспитание ребенка в детском саду и дома": практикумы, консультации, информационные листы, тематические выставки, дни открытых дверей, статьи в газету "Малыш", «Дошкольник» о сенсорных играх для дошкольников.

    Таким образом, полисенсорная технология осуществляет качественное сенсорное развитие и воспитание дошкольников, стимулирующие их к активному познанию, получению максимальной информации из окружающего мира и адаптации в нем.

    Литература:

    1. Венгер А. Л. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М., 1987.

    2. Запорожец А. В., Венгер А. Л. Формирование восприятия у дошкольника. - М., 1997.

    3. Шевченко С. Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М., 1999.

    4. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1984.

    5. А. В. Развитие ощущений и восприятий в дошкольном возрасте. – М., 1992 г.

    5. Мастюкова Е. М. Ребенок с отклонениями в развитии. 1993 г.

    7. Истомина З. М. Восприятие и называние цвета у детей дошкольного возраста. – М., 1989.

    8. Мухин С. В. Восприятие цвета и формы предметов детьми дошкольного возраста. – М., 1999.

    9. Стребелева Е. А, Венгер Е. А, Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. - М., 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Сказкотерапия» в развитии эмоционально – личностной сферы у детей с особыми образовательными потребностями.

    Возможности сказок велики, они позволяют проводить «сказочные» занятия с  детьми, у которых различный уровень не только физических возможностей, но и развития речи и интеллектуальных способ...

    Сенсомоторное развитие детей с особыми образовательными потребностями

    В последние годы по отечественной статистике отмечается большой рост числа детей с задержкой психического развития. ЗПР относиться к «пограничной» форме дизонтогенеза и выражается в замедленном темпе ...

    Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"

    Презентация "Развитие творческих способностей и создание условий для социальной  адаптации через театрализованную деятельность у детей с особыми образовательными потребностями"...

    Особенности психофизического развития детей с особыми образовательными потребностями

    Общепринятый термин «дети с особыми образовательными потребностями» делает ударение на необходимости обеспечения дополнительной поддержки в обучении детей, которые имеют определенные особе...