проект: «Коррекция: нарушений звукопроизношений, дислексии, дисграфии»
проект по коррекционной педагогике
Актуальность: звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.
Правильное произношение необходимо для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Коррекция: нарушений звукопроизношений, дислексии, дисграфии»
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь 2018-май 2019г.).
Участники проекта: логопед, ученики начальных классов, учителя, родители.
Руководитель: учитель-логопед Родионова Ирина Георгиевна
Актуальность: звуки - основной строительный материал человеческой речи, и только при их чёткой, точной передаче речь может быть понята правильно, а значит - служить средством общения.
Правильное произношение необходимо для уверенного общения, успешного обучения, грамотного чтения и письма, гармоничного развития. Нарушение звукопроизношения не только косметический дефект, но и серьёзное препятствие в овладении ребёнком письменной речью. Оно отрицательно влияет на эмоциональное состояние малыша, его самооценку, формирование личностных черт, общение со сверстниками.
Проблема: нарушения устной речи приводят, во-первых, к нарушению чтения - дислексии и письма - дисграфии, которое проявляется в стойких специфических ошибках, а так же снижается учебная мотивация.
Гипотеза: в работе проверяется предположение о том, что эффективность логопедической работы по профилактике дислексии и дисграфии у обучающихся может быть повышена при условии учёта структуры нарушений речи.
Цель: объединяя совместные усилия учителя-логопеда, учителя, педагога-психолога и родителей (законных представителей) работать над коррекцией звукопроизношения.
Задачи:
- Развивать звуковую культуру речи во взаимосвязи разных речевых задач: формирования грамматического строя речи, словарной работы и связной речи.
- Формировать и совершенствовать звуковую культуру речи (развивать артикуляционную моторику, дикцию, интонационную выразительность, фонематическое восприятие).
- Развивать коммуникативные способности, уверенность в себе.
- Формировать совместной творческой деятельностью эмоциональный детско-родительский контакт.
- Исследовать состояние предпосылок дислексии и навыков процесса чтения грамматического строя речи у обучающихся и проанализировать полученные результаты.
- Оценить эффективность логопедической работы по профилактике дислексии и дисграфии у младших школьников.
Этапы проекта:
Подготовительный:
- изучить опыт известных педагогов, работающих по данной теме и опыт коллег;
- создать развивающую среду в кабинете;
- подготовить учебный и игровой материал для индивидуальной и групповой работы;
- провести логопедическое обследование, анкетирование с родителями.
Основной этап:
- развивать звуковую культуру речи;
- осуществлять речевое развитие используя занимательный материал;
- приобщать родителей к процессу автоматизации поставленных звуков (консультации, беседы, открытые занятия).
Заключительный этап:
- логопедическое обследование.
- родительское собрание.
- анкетирование родителей.
Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей (методы, формы, средства осуществления).
Для реализации проекта на коррекционных занятиях используются методы и приемы:
- словесные;
- наглядные;
- практические.
Календарный план реализации проекта
Дата проведения мероприятия | Наименование мероприятия |
Сентябрь | Логопедическое обследование (с 1 по 15 сентября) |
Октябрь | Родительское собрание «Результаты логопедического обследования и планируемая коррекционно-логопедическая работа на 2018-2019 учебный год |
Ноябрь | Семинар-практикум для педагогов с участием учеников и родителей: «Как избежать ошибок при формировании письменной речи?» |
Декабрь | Конкурс стихов «Волшебница-зима» |
Январь | Семинар – практикум для учителей начальных классов «Автоматизация звуков в речи» |
Февраль | Открытые занятия для учителей «Звук [Л] в словах, предложениях, связной речи». |
Март | Открытые занятия для учителей «Звук [Р] в словах, предложениях, связной речи». |
Апрель | «Неделя правильной речи» |
Май | Итоговые занятия |
Предполагаемый результат:
- повысится интерес к учебной деятельности;
- улучшится качество звукопроизношения;
- повысится уровень развития психических процессов.
Данный проект может быть использован логопедами в работе с детьми с нарушением звукопроизношения не только в коррекционных школах, но и в общеобразовательных, а так же в детских садах.
Оценка эффективности реализации проекта:
Проведение логопедического обследования выявило положительную динамику в развитии:
- звукопроизношения;
- психических процессов;
- коммуникативных функций речи.
Дальнейшее развитие проекта:
- публикация проекта;
- проведение мастер-класса с педагогами на данную тему;
- разработка методических рекомендаций для родителей и педагогов.
Предполагается использование данного проекта:
- в работе;
- внедрение инновационных технологий для улучшения коррекционно-образовательного процесса;
- обмен опытом с педагогами.
Список литературы:
- Османова Г. А., Позднкова Л. А. Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. СПб. 2007
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. М.: ВАКО, 2007
- Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Р. Пособие для логопедов и родителей. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008
- Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014
- Буланович Н.И., Рыжанкова Е.Н. Учимся произносить звуки. СПб.: Издательский дом «Литера», 2007
- Жихарева-Норкина Ю.Б. Домашняя тетрадь для логопедических занятий с детьми. Звук Л. Пособие для логопедов и родителей. М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи и коррекция нарушений звукопроизношения у старших дошкольников на музыкальных занятиях с использованием элементов логоритмики, логоритмических упражнений
Логоритмика как однин из эффективных видов работы над развитием речи и её коррекцией....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/25/picture-188376-1359139077.jpg)
Программа коррекционно-педагогической направленности “Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста”.
Для успешной работы по разделу «Звукопроизношение» разработала программу, где внедрила технологию поэтапного формирования звукопроизношения.В программе выделила следующ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/16/picture-396024-1476619946.jpg)
Дидактический материал для коррекции нарушений звукопроизношения
Материал для автоматизации звуков...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/24/picture-760903-1456338046.jpg)
Проект учителей-логопедов Говорим красиво (коррекция нарушений звукопроизношения у детей с речевой патологией)
Цель проекта - повышение качества образовательного процесса по коррекции звукопроизношения через социальное партнерство педагогов с родителями (законными представителями)....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/15/picture-779773-1460721798.jpg)
"Коррекция нарушений звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи".
В презентации представлены этапы работы по звукопроизношению...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-257813-1369123266.jpg)
Проект: «Говорим красиво» (коррекция нарушений звукопроизношения у детей с речевой патологией)
Практико-ориентированный проект по коррекции нарушений звукопроизношения с тяжелыми нарушениями речи...
Проект: «Говорим красиво» (коррекция нарушений звукопроизношения у детей с речевой патологией)
Цель: повышение качества образовательного процесса по коррекции звукопроизношения через социальное партнерство педагогов с родителями (законными представителями)...