Характер взаимодействия ребенка дошкольного возраста с умственной отсталостью с другими детьми
статья по коррекционной педагогике

Владимирова Светлана Геннадьевна

В статье раскрываются некоторые особенности общения умственно отсталых детей дошкольного возраста с другими детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Характер взаимодействия ребенка дошкольного возраста с умственной отсталостью с другими детьми

Общение детей с нарушениями интеллекта с коллективом сверстников складывается не так, как в норме и без участия взрослых может приобретать своеобразные и искаженные формы.

Дети с легкими интеллектуальными нарушениями проявляют интерес к сверстникам, положительно взаимодействуют с ними в разных ситуациях. Они могут участвовать в играх с правилами, соблюдая партнерские отношения. Однако взаимодействие умственно отсталых детей кратковременно и неустойчиво, в нем часто возникают конфликты, не образуется общий замысел игры. В коллективных играх эти дети подражают продвинутым сверстникам, копируя их действия и поведение.

При взаимодействии с нормально развивающимися детьми умственно отсталые дети, как правило, выполняют подсобные роли, занимая в игре позицию исполнителя чужого замысла. Отсутствие средств общения, речевых и неречевых, непонимание ситуации, отображаемой в игре, ведут к тому, что дети с нарушениями интеллекта в большинстве случаев оказываются отверженными во дворе, в общеобразовательном дошкольном учреждении. Желание самоутвердиться в такой ситуации, характерное для дошкольников, приобретает патологические формы — дети становятся агрессивными.

Ситуации большого скопления людей, шумные общественные мероприятия вызывают у детей раздражение, испуг, что приводит к нервному срыву и невротическим проявлениям в поведении. Поэтому эти дети проявляют свою готовность лишь к взаимодействию в группах с небольшим количеством детей.

Дети с умеренными и тяжелыми интеллектуальными нарушениями в младшем и среднем дошкольном возрасте не проявляют желания взаимодействовать с детьми и играют с ними рядом. В старшем дошкольном возрасте могут проявлять интерес к сверстникам, провоцировать их на яркие эмоциоанльные реакции при помощи агрессивных средств. В игровой деятельности детей преобладают манипуляции с предметами, иногда напоминающие специфическое использование предмета. Манипуляции могут перемежаться неадекватными действиями с предметами, которыми ребенок может причинить вред как себе, так и находящимся рядом детям.

Дети с нарушением интеллекта в ситуации неорганизованной игровой деятельности пользуются в основном двумя формами общения: для большинства детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью характерна внеситуативно-познавательная форма общения; остальные дети прибегают к еще более элементарной - ситуативно-деловой форме. Внеситуативно-личностная форма общения, которая является характерной для нормально развивающихся детей дошкольного возраста детям с умственной отсталостью недоступна.

Чем выше уровень общего психического развития ребенка, тем большую роль в общении играет речь. Особое значение речь приобретает в коллективных видах деятельности детей, в первую очередь в игре. Наблюдения показывают, что умственно отсталые дети мало разговаривают между собой и даже избегают речевого общения.  Даже общаясь друг с другом в ситуации игры, они недостаточно пользуются речью, заменяя обсуждения и беседы произношением отдельных слов, служащих побуждением к выполнению тех или иных действий.

В тех случаях, когда речевой контакт между ребенком и сверстником или взрослым возникает, он оказывается весьма кратковременным и неполноценным. Это обусловливается рядом причин. Среди них можно выделить:

- быстрая исчерпываемость побуждений к высказываниям, что приводит к прекращению беседы;

- отсутствие у ребенка сведений, необходимых для ответа, бедный словарный запас, препятствующий формированию высказывания;

- непонимание собеседника - дошкольники не стараются вникнуть в то, что им говорят, поэтому их речевые реакции оказываются неадекватными и не способствуют продолжению общения.

Педагогам необходимо создавать ситуации, в которых у детей возникает потребность в общении, а затем подсказывать им адекватные средства общения. Такое общение можно организовать даже тогда, когда дети играют рядом, а не вместе, т.е. до появления сюжетно-ролевой игры. Создав ситуацию, взрослый помогает детям и в организации общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование игры у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью

В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность учебной и трудовой деятельности, его отношения с людбми. однако у умст...

Особенности развития эмоционально волевой сферы у детей дошкольного возраста с умственной отсталостью.

Эмоции умственно отсталых дошкольников тесно связаны с интелектуальным развитием...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В данной методической разработке представлен материал на тему: "ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛОК С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ" с учетом лексических тем ...

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью

Структура коррекционного — развивающего обучения предполагает индивидуально — групповые коррекционные занятия общеразвивающей и тематической направленности. Главное в коррекционных за...