Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ТНР ОНР. «Звук [Ч]». Лексическая тема «Весна».
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа)

Валуева Татьяна Владимировна

Материал для учителей-логопедов, работающих с детьми старшего возраста с ОВЗ ТНР ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vesna.docx29.44 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ТНР ОНР.

«Звук [Ч]». Лексическая тема «Весна».

Цель:

Знакомство со звуком  [Ч]. Закрепление и расширение  знаний детей о весне.

Коррекционно-образовательные:

  • закреплять умение определять характеристики согласного звука [Ч];
  • развивать функции фонематического восприятия (определение позиции звука [Ч] в словах);
  • закреплять умение составлять звуковую схему слова;
  • расширять активный и пассивный словарь детей по теме «Весна»;
  • развивать  связную речь детей с ТНР;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать речевое дыхание;
  • совершенствовать подвижность органов артикуляции;
  • развивать высоту, силу и громкость голоса;
  • развивать чувство ритма;
  • развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
  • развивать психические процессы: память, внимание, логическое мышление;

Воспитательные:

  • воспитывать взаимопомощь, умение слушать и помогать друг другу;
  • воспитывать  умение работать в коллективе и радоваться успехам товарищей;
  • воспитывать заинтересованность детей в здоровом образе жизни;

Интеграция образовательных областей:

  • речевое;
  • познавательное;
  • физическое;
  • социально-коммуникативное;

       Образовательные технологии:

  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), мультимедийные;
  • здоровьесберегающие технологии (элементы кинезиологии): дыхательная гимнастика; артикуляционная гимнастика; развитие общей моторики и координации; развитие мелкой моторики; гимнастика для глаз;

Подготовка к занятию.

Материалы и оборудование:

-     Оборудование:

     - интерактивная доска; мультимедийный проектор; ;

  • Демонстрационный:
  • подготовленная мультимедийная презентация;
  • картинки (Ключ, чайник, черепаха, мяч, качели, удочка, часы, чучело);
  • солнышко и тучки;
  • Раздаточный:
  • карточки для определения места звука в слове;
  • картинки слов на звук [Ч] в начале, середине, конце слова;
  • кружки синего, красного, зеленого цвета (магниты);
  • задания для нейрогимнастики;.
  • цветные  карандаши;

Ход занятия коррекционно- развивающего занятия:

Деятельность учителя-логопеда.

Виды заданий.  

Деятельность детей.

Возможные ответы детей

Кадр презентации

I  Организационный момент

Ребята, давайте встанем в круг и пожелаем друг другу что-то на это занятие.

Ребята, как вы думаете, какое сейчас время года?

Какие весенние  месяцы вы знаете?

Назовите их по порядку.  

А какой сейчас месяц?

Какой по счету март  весенний месяц?

Какие признаки весны вы знаете? Давайте составим предложения.

Приготовьте свои ручки. Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении.

Какое первое слово?

Какое последнее слово?

Из картинок предложенных на интерактивной доске нужно выбрать «Весну».  И определить место этой картинки. Только тогда мы с вами сможем попасть в весенний лес.

Каждый ребёнок говорит своё пожелание и «кладет» его на ладонь соседу

Весна

Март, апрель, май

Март

Март – это первый месяц весны.

Весной начинает таять снег.

В этом предложении 4 слова.

Весной

Снег

Картинка в нижнем правом углу.

№ 2

II Основная часть

1.

Вот мы с вами и в весеннем лесу.

(вдруг начинает сильно дуть ветер, голос зимы говорит, что солнышко спрятал за тучи.Если мы хотим, чтобы наступила солнечная весна, то должны солнышко освободить  задания выполнить)

Ребята, мы будем помогать солнышку?

Выполним все задания? За каждое правильно выполненное задание убираем с солнышка одну тучку.

Упражнение на развитие дыхания.

Нам с вами нужно подуть холодным воздухом. Как мы это сделаем? (демонстрация карточек для выполнения упражнений)

А как нам подуть теплым воздухом?

Артикуляционная гимнастика.

Мы с вами выполнили одно задание, значит можем с нашего солнышка убрать одну тучку.

Да.

Да.

Подуем через узкую трубочку. Наберем носом воздух.

Нужно набрать воздух в нос и подуть через широко открытый рот

Дети выполняют упражнения.

№ 3

2.

Знакомство со звуком «Ч»

Произносим звук вместе с детьми.

Определяем характеристики звука.

Ребята, звук «Ч» необычный. Он всегда мягкий. Каким кружком мы будем его обозначать?

Посмотрим на экран и проверим себя (на экране анимирован выбор характеристик звука «Ч»

Мы с вами выполнили еще одно задание, значит можем с нашего солнышка убрать одну тучку.

«Ч»

Звук согласный (Не поется, есть преграда воздуху)

При произношении рот прикрыт, звук не поётся.

Звук глухой.

Зеленым

№5

3.

Определение места звука «Ч» в словах.

Давайте возьмем карточки и зелёный кружок. Определим место звука «Ч» в словах.

Посмотрите на картинки. Назовем их.

ЧЕРЕПАХА

КАЧЕЛИ

ЧАЙНИК

МЯЧ

УДОЧКА

ЧАСЫ

КЛЮЧ

Дети выкладывают кружок в начале, середине или конце слова.

3.

 Давайте с вами немного разомнем наши пальчики.

Кинезиологическое упражнение Пальчиковый массаж «Солнышко»

от мизинца до большого пальца одной руки и другой массируем пальчики, проговариваем стих в сочетании с изменением силы и громкости голоса.

 Да

Солнышко яркое в небе сияло,

Лучами своими нас согревало.

Тучки по небу быстро бежали.

Лучики в тучках надолго застряли.

Но появился ветер могучий

И разогнал все мрачные тучи

Солнышко снова на небе сияет

Жаркие лучики нас согревают.

4

Физминутка.

Упражнениепод музыку  «Солнышко лучистое любит скакать»

Выполнение упражнения

№ 7

5.

Составляем звуковой анализ слова ТУЧКА

Составляем все вместе и каждый на своей карточке.

Какой первый звук в этом слове?

Какой второй?

Сколько всего получилось в этом слове звуков?

Ответы детей

Звук Т. Поставим в схему синий кружок, тк звук согласный твёрдый.

В этом слове 5 звуков. Два гласных и 3 согласных.

6.

Нейрогимнастика.

Нужно пройти по дорожкам. Выполняем упражнение одновременно двумя руками.

Дети выполняют упражнение

7.

Кинезиологическое упражнение «весенняя гимнастика для глаз» под музыку.

Сели ровно. Внимательно следим глазами за движением на экране.

Поморгали. Глазки закрыли, потом открыли. Наши глазки отдохнули.

Посмотрите на наше солнышко. Мы с вами такие молодцы, солнышко от туч освободили. Теперь настанет настоящая солнечная весна.

Дети сидят спокойно. Следят глазами за движениемна экране.

№ 9

III Итог занятия. Рефлексия.

Давайте вспомним, чем сегодня на занятии занимались?

А что вам больше всего понравилось?

Какие игры для вас были самыми сложными?

Ребята, а что бы вы рассказали своим родителям?

А теперь мы с вами отправляемся назад в нашу группу.

Спасали солнышко и весну.

Называют, что больше всего понравилось.

Называют задания.

Спасибо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты